Стародубье. Посады и слободы. Часть 2

Стародубская слобода «Свяцкая»

«Стародубская слобода «Свяцкая», в 1845 году называвшаяся посадом черниговской губернии, суражскаго уезда, отстояла от уездного города в 90 верстах и вообще представляла собой довольно уединенное и дикое поселение. Жителей в ней считалось до 1.295 муж. 1.462 жен.; следовательно 2.757 обоего пола.
Землею «свяцкая» владела в количестве 2.018 десят. И 1.126 сажен. Первые поселенцы этой слободы были раскольники, переселившиеся сюда в царствие Императрицы Анны Иоанновны. Ветка тогда населена была господскими и военными людьми, бежавшими из войск и разными бродягами и когда в 1733 году в царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны, именным манифестом велено было ветковцев снова в Россию выгнать, с объявлением за отлучку милостившейшаго прощения, то в 1735 году полковнику Якову Григорьеву Сытину такое было дано повеление, чтобы взяв пристойную команду всех беглецов под стражею вывести в отечество и разослать, кто откуда был, по своим местам. Сытин взял с собой пять полков войска, один драгунский, два казацких, и два тысячные Стародубский и черниговский, с которыми, подошед искусно, оурадил ветковцев отвсюду. Во всех местах и ущелинах он нашел обоего пола народу до 40 тысяч душ. Обозрев все жилища, слободы, скиты, монастыри и рассыпанныя по всем местам кельи, нашел в них многих молодых ребят и взрослых девок, незнающих или необъявлявших знания и места своего рождения.
Ветковцы просили полковника, чтобы церквовь их Покровская привезена была с ними в Россию, что и позволено им было, но как церковь оная срублена была из бревен дубовых, то ветковцы и положили, разобрав ее, сделать из бревен плоты, и водою по реке Сож перевезти в Стародубские пределы в глухое местечко, названное слободой Свяцкою; прочия жечасти, как то: иконостас, доски и прочую мелочь, которую невозможно было на воде сберечь, сухим путем туда же на конях перетаскать, к чему и было приступлено. Но к несчастью старообрядцев, бревна, пущенныя плотом по реке, погода разбила так, что дуб без остатку весь потонул в воде, а мелкие части, уже перевезенныя и положенныя на поле близ Свяцкой, от молнии загоревшись, обращены в пепел; остались только царские врата, боковыя двери, и четыре иконы, кои и поставлены были в Свяцкой часовне.
При выгонке этой взяты были с Ветки три попа, Иов, Варсанофий и Макарий, родом с Дону, который с дороги бежал и в Волощине умер.
Слобода Свяцкая сделалась таким образом родным детищем Ветки и оттуда всегда получала беглых попов, слепо повинуясь во всем ветковским уставам. Сообразив всю историю глухой Свяцкой слободы, с настоящим современным ее состоянием, я пришел к заключению, что свяцкие старообрядцы, как люди темнее других слобожан, будут пред мною упорнее других и отчасти в этом не ошибся…».

Современное состояние. Старообрядческая слобода Свяцкая, позднее переименованная в Святск Новозыбковского района Брянской области, территориально расположена на самой границе с Белоруссией. После чернобольской катастрофы 1986 года населенный пункт попал в зону немедленной эвакуации. В настоящее время полностью покинут жителями, Успенская церковь была разграблена, а в 2005 году сгорела.

p_i_sl_1.jpg

Успенская церковь в Святске. Источник

p_i_sl_2.jpg

Ежегодный молебен на месте, где стояла Успенская церковь. Источник

Клинцы

«Старообрядческий посад «Клинцы», находящийся в суражском уезде, черниговской губернии, при р. Туросле, в 38 верстах от уезднаго города, начал заселяться старообрядцами еще до 1700 года, в то время, когда в след за образованием раскола в России 1667 года раскольники вообще стали заселять Стародубье. Строгий указ, последовавший против стародубских раскольников в след за окончанием бунта Никиты Пустосвята указывает на то, что между стародубцами были участники и в бунте Хованскаго, или действовавшие из Стародубья, или бывшие в Москве, но убежавшие из столицы в Стародубье. Этим вполне объясняется, почему беглые попы Козма и Стефан с несколькими толпами навсегда удалились из Стародубья, а другие поспешили испросить снисхождения присоединением к православной церкви.
Местныя начальства вновь выдавали дозволение раскольникам на занятие разных местностей в Стародубье. Владельцы земель охотно дозволяли раскольникам селиться на их землях, с тем, чтобы они, спустя льготные годы, работали на них.
Клинцовцы поселились на земле Борозны. Но самое огромное число раскольников прибавилось в Клинцах после первого разорения Ветки (1736 г.) и очень много их скрылось здесь же при втором разорении Ветки (1763 г.) В это время в Клинцах явились уже 3 часовни и считалось 626 душ муж. Пола и 597 душ женск. Пола.
В 1743 г. московские наставники Данилова толка говорил: «нигде лучше жить нельзя старообрядцам, как в Стародубье: оно стоит близ рубежа; окажется нужда бежать, можно уехать в Польшу, минуя заставы, а потом возвратясь, записаться выходцем из-за границы; наши живут там свободно в 17 слободах, и их не беспокоят за веру».
В указе, от 30 июня 1724 г., св. Синод говорит, что воззванием своим в марте 1722 г. приглашал он учителей и последователей раскола свободно, без всяких опасений, являться в св. Синод для разговоров о св. вере, с тем, чтобы сомнения их о вере могли быть решены; но в продолжении двух лет никто не явился в Синод для таких бесед. Св. Синод признал потом нужным явить еще опыт своей любви к бедным заблудшим и посылать в Стародубский уезд увещателя иеромонаха Иосифа Решилова, поставив его в зависимость от черниговского архипастыря.
Решилов был и в Клинцах, но успеха ни у клинцовцев, ни в Стародубье вообще не имел. Гораздо более имел успеха в Килнцах присылавшийся в 1788 г. в слободы доверенный митрополита Гавриила и Таврического архиепископа Амвросия, единоверческий священник Андрей Иоаннов.
При Андрее Иоаннове в Клинцовском посаде была двенадцатая по счету Стародубская момельня во имя вознесения Господня; близ нее – тринадцатая во имя архангела Михаила теплая, в 1789 г. февраля 6 дня освященная беглым попом Даниилом Воскобойниковым; здесь же существовала и четырнадцатая молельня во имя св. живоначальныя Троицы, приходская, согласия перемазанцев, а в 2-х верстах на землях того же посада стоял монастырь, называемый Никольский Пустынский, в котором была пятнадцатая молельня во имя преображения Господня и шестнадцатая там же, во имя Николая Чудотворца. Монашествующих, кроме бельцов, было до пятидесяти человек. Во время моего посещения Клинцы были огромным и богатым посадом, с 7300 жител. обоего пола, и с 1080 домов.
При этом он имел преимущество пред другими посадами Стародубскими как в умственном отношении, так и в торговых оборотах. Фабричное производство в Клинцах было уже громадное: всех фабричных и заводских заведений в посаде было до 48, — в том числе до 13 суконных, с годовым оборотом в 1.336.600 руб.
Землею посад владел в количестве 2,668 десятин.
Вот с каким населением мне приходилось иметь дело!…».

Клинцы в 20 веке
В 1903 г. в посаде уже 1940 домов с 12398 жителей, из которых старообрядцев уже меньше половины. Из общего количества жителей посада 5000 человек — мастеровых, ремесленников и рабочих. За все время существования посада в нем было три громадных пожара: 1777, 1798 и 1872 г.г., которые каждый раз уничтожали по нескольку сот домов.
В 1900 году посад был уже давно электрофицирован (известно местонахождение первой генераторной), в нем было 10 суконных фабрик, 3 чулочных заведения, кожевенных, выделывающих баранью кожу, заводов 11 , два чугунолитейных завода, 1 полотняный, 1 маслобойный завод, 2 мыловаренных, три кирпичных завода, общественный банк, среднеазиатский банк 1808 года,, сберегательная касса, банкирская контора, почта, телеграф, кинотеатр Пате, три профессиональных театра, аптека и аптекарский склад, три комиссионных конторы.
Пять церквей — одна новообрядческая православная и 4 православных единоверческих и православных старообрядческих (Вознесенская церковь — разобрана в 1941 году для строительства из ее бревен противотанковых рвов, каменная церковь, в предвоенные второй хлебозавод — разбомблена в 1943 году, Троицкая церковь сгорела в 1972 году, оставшиеся две сохранились до сих пор это Петропавловская и Преображенская, из часовни цвитера при Вознесенской церкви — Никольская).
Источник

Современное состояние. Клинцы – второй по численности город Брянской области с населением около 70 тысяч человек.
Трудно удержаться, будучи в Клинцах, и не посетить село Великая Топаль, что находится в 28 километрах южнее Клинцов. В нем – усадьба Румянцева-Задунайского.

p_i_sl_3.jpg

Клинцы. Никольская церковь. Источник

p_i_sl_4.jpg

Клинцы. Церковь Петра и Павла. Источник

p_i_sl_5.jpg

Клинцы. Церковь Спаса Нерукотворного Образа бывшего Николо-Пустынского монастыря. 1823 год. Относится к РПСЦ. Источник

p_i_sl_6.jpg

Великая Топаль. Усадьба Румянцева-Задунайского. Церковь Преображения, 1780 год. Источник

Еленка (позднее — Елёнка или Елионка)

«Посад «Еленка» Стародубского уезда, отстоит от уездного города в 21 версте и во вмеря моего посещения заключал в себе до 3000 душ обоего пола и 500 домов.
Во владении жителей п. Еленки состояло земли 3039 дес. 288 кв. саж.; в том числе: под усадьбами 202 дес. 2039 саж., под мельничами и гумнами 4 дес. 2227 саж., сенокосной 94 дес. 2315 саж, пахотной 2287 дес. 24 саж., лесу и кустарнику 403 дес. 1837 саж., неудобной 45 дес. 1446 саж.
Еленка заселялась российскими беглецами со времен царствования благочестивых государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и соцарствовавшей им Софии Алексеевны.
В это время паны, на чьих землях беглецы селились, принимали их ласково, в надежде сделать их вечными себе данниками. Русаки наши, как узнали друг от друга малороссийскую дорогу, то безпрестанно один за другим туда приходили, и редкий беглец при собственном имени оставался для того, чтобы в случае поисков нельзя было узнать их.
В конце XVIII века здесь при посещении Еленки Андреем Иоанновым здесь была 20-я по счету в Стародубье молельня во имя знамения Пресвятыя Богородицы, которую в 1790 г. освящал Михайло чернец, согласия перемазановскаго.
По ходатайству киевскаго генерал-губернатора князя Дмитрия Михайловича Голицына, благорасположеннаго к чтителям старины и несовсем благосклоннаго к малорусам, Петр I в 1715 г. велел обложить «Еленку» в числе других слобод податью и считать старообрядцев состоящими в ведении киевской губернской канцелярии. Не состоя более в зависимости от посковаго начальства, старообрядцы скоро дали знать о себе своеволиями разнаго рода. Потому полковыя начальства не раз просили высшее правительство избавить их от своевольных поселенцев. В прошении 1718 г., поданном в коллегию иностранных дел, гетман просил: «раскольнкам в малой России не быть», так как они, быв положены в оклад, не несут тягостей полковой службы, а умножаясь в числе, «отнимают грунты». На это отвечали справкою: раскольники, поселенные в 16 слободах 493 дворами и записанные за гетманом и другими владельцами, положены в оклад по 1519 р. в год, а более принимать их запрещено. В одном из пунктов прошения, поданнаго Государю в апреле 1721 г., гетман вновь просил вывесть раскольников в другие места. О том же писал он еще в коллегию иностранных дел. В одной из статей гетмана апостола 1728 г. снова предложена была просьба о выводе раскольников, причем писано: «раскольники покупают земли, а иные отнимают насилием, но жаловаться на них негде; беглые помещичьи крестьяне являются в Малоруссию на житье, и тогда как Стародубские раскольники вывозят их за границу на Ветку, с украинских помещиков взыскиваются подати за них»…».

p_i_sl_7.jpg

Елионка. Храм Георгия Победоносца. Относится к РДЦ. ИсточникПосады Воронка (Воронок) и Лужки

«Радостныя и необыкновенно торжественныя события в посаде Клинцовском были, как слишком ясные и теплые дни, предвестниками грозы, ожидавшей меня в лежащих на пути посадах Воронке и Лужках. Посады эти искони не были согласны в вере с прочими посадами, почитали жителей их отступниками и еретиками, и ни в чем никогда с ними не соединялись. Грубость и невежество жителей посада Воронки, были издавна известны во всей Черниговской губернии. Они вместе с Лужками, ближайшим посадом своим, в богомолении со всеми прочими посадами в Стародубье не сообщались и почитали их отпавшими от веры, и смотрели на них, как на еретиков, единственно из за того, что во всех тех посадах, неиначе принимали бегствующих к ним священников, как с объявлением о них гражданскому начальству, которое сносилось с начальством духовным той епархии, в которой служил явившийся к ним священник, — действительно ли он был служителем той церкви, которая поименована в грамоте его, и не состоит ли под запрещением или судам, прося о сем уведомления. Если что либо подобное оказывалось за явившимся к ним священником, то они ни в коем случае токоваго не принимали. Воронковцы же и лужковцы не пренебрегали такими и принимали их с распростертыми руками, — почитая грехом иметь соотношения, по их понятию, с еретиками о таком важном предмете, как принятие священника, по любви к древнему благочестию приходящаго к ним. Два посада эти, по закоренелости своей в расколе были ревностными по распространению раскола не только в посадах черниговской губернии, но и во многих местах России. Миссионер Смельский, как близ них живущий и постоянно с ними занимающийся, доносил мне, что в продолжении успенских постов, не менее пяти сот семейств приезжают с Дону, Кавказа, Сибири и других мест России, исповедаться и причищаться у беглых попов Воронки и Лужков, не говоря уж о соседних посадах губернии, в которых с 1838 г. не было священников и которые потому, за крещением младенцев и венчанием браков, постоянно в большом числе, приезжали в эти посады. Посады эти были искони камнем соблазна всем посадам и сильнейшим препятствием к развитию и утверждению в Стародубье единоверия…
Дома раскольников этих посадов устроены таким образом, что ворота всегда находятся на заперти, так что проникнуть в дом нельзя прежде, пока хозяин не увидит из окошка пришедшего к нему. На дворе же сделаны калитки, соединяющие соседние между собой дома, с тем, чтобы скрывающиеся люди имели возможность, до открытия ворот, пройти в смежные домы. Даже погреба устраиваемые под домами, имеют между собой сообщение…
Таковым укрывательством особенно пользуются беглые попы, исправляющие у них все таинства и обряды веры. Поимка беглых попов в этих посадах представляет для чиновников преследующих их двоякаго рода опасность: а) опасение при таковой поимке возбудить смятение в народной толпе и подвергнуть себя за то лишению места, б) пожертвование собой лично…
Находящиеся между раскольниками в этих посадах, в самом малом числе, единоверцы не имели никакой возможности противодействовать этим безпорядкам…
При первом известии о каких нибудь событиях правительственных и церковных в соседних посадах, воронковцы и лужковцы сбегались туда первые и производили беспорядки. Словом, эти два посада были одним из тех гнезд раскола стародубскаго, где именно нужно было явиться самому Государю лично, вместо Добрянки. Его присутствие и личное обаяние как Царя и могло подвигнуть эти посады к какой либо перемене на лучшее!…
…Во время моего посещения посада Лужков в 1845 г., в нем было до 5,400 жителей обоего пола.
Во владении обывателей посада состояло земли 2,408 дес. 156 саж., пахотной 1953 десят. 435 саж., сенокосной 64 дес. 1,175 саж., лесу 240 дес. 590 саж., неудобной 35 дес. 394 саж.
Раскольники посадов Лужков и Воронки состояли между собой в тесных связях не только по религиозному единомыслию, но и по влиянию материальных интересов, ибо находящиеся между ними в большом числе богатые купцы, доставляя занятие и пропитание нескольким тысячам бедных обывателей, содержали сих последних в совершенной от себя зависимости…
…Согласно с заключением комитета министров, черниговский, полтавский и харьковский генера-губернатор Кокошкин, в бытность Его Императорского Величества в Киеве, представил особую записку: о мерах необходимых для водворения в раскольничьих селениях черниговской губернии, особливо Лужков и Воронки, большаго порядка и благоустройства. Государь Император, утвердив в Лужках и Воронки особых полицеймейстеров, приказал особую для сего сумму в год отнести на особый сбор жителей упомянутых посадов и слобод по преподанным для сего генерал-адьютанту Кокошкину правилах, а на остальных разложить только сумму, потребную на усиление средств земской полиции, дабы таким образом отличить людей, более покорных и сочувствующих видам и желаниям правительства от тех, кои являют себя неисполнителями его требований, и кои. Под личиной религиозности, таят преступные свои виды и замыслы…».

Современное состояние. Села Воронок, Елионка и Лужки с 2005 года входят в состав Воронокского сельского поселения – муниципального образования в юго-западной (пограничной) части Стародубского района Брянской области. Административный центр – село Воронок. В составе муниципального образования 8 сел и два поселка с населением по состоянию на 2010 год 3564 чел.

Источник: «Стародубье. Записки протоиерея с.-петербургской Никольской единоверческой церкви Т.А.Верховскаго высочайше командированнаго в 1845-1848 г. Государем Императором Николаем Павловичем для устройства единоверия в черниговских старообрядческих посадах». Часть 1. 1845 г. Казань, в университетской типографии, 1874, с. 119 – 120, 127 – 129, 150 – 151, 159 – 160, 167 – 169.

Ну, вот, закончили мы выборочное чтение Записок отца Тимофея. Понравились мне и обстоятельность изложения, множество деталей, да и сама память автора, оказавшаяся способной к удержанию этих деталей. Молодец отец Тимофей!
Вот только за преимущественно доброжелательным отношением к старообрядцам нет-нет, да и мелькнет некоторое раздражение к заблудшим и темным в своем невежестве «раскольникам». Да еще и упорствующие в этом своем заблуждении! Непонятно мне становится: и чего это у этих заблудших и темных посады и слободы такие богатые образовались – и это при всем упорстве гражданских и церковных властей непременно куда-то их загнать, да еще и построив в Едином порядке, с Единой думой в голове… Но с другой стороны – куда отцу Тимофею деваться? Он же Высочайшее повеление выполнял!

Кстати, и чего это удивлялся св. Синод в 1722 году, что никто из старообрядческих учителей и последователей не идет в Синод «без всякой опаски» для разговоров. Давно ли, да всего 38 лет назад в 1684 году царевна Софья подписала указ «…о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «…с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут…» «…по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь».
Нужно признаться, что царевна Софья не первая к сожжениям прибегла супротив инакомыслящих. Еще в 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года», согласно которому на законодательном уровне предполагалась казнь за ересь, иноверие, богохульство и т. п. Так и жгли, пока указами Сената от 30 сентября 1754 года и 14 октября 1760 года не был введён мораторий на смертную казнь…

admin 06 Окт 2012 16:09 Стародубье 4 комментария RSS лента комментариев

“Стародубье. Посады и слободы. Часть 2”

комментария 4

  1. Наталия (Nath на ВГД) 07 Окт 2012 в 17:51 ссылка на комментарий

    Какая необычная церковь в усадьбе Румянцева-Задунайского!

  2. Владимир 07 Окт 2012 в 18:54 ссылка на комментарий

    Вот что я нашел про церковь Преображения:
    «По переписи 1767 г. тут существовал старый деревянный храм Преображения с приделами Архистратига Гавриила и Евфимия Великого. Каменный храм был построен в 1780 г по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, вместо прежнего деревянного. В храме хранились серебряный вызолоченный ковш с ручкой и ковшик из перламутровых частиц, оправленных серебром. Вероятнее всего, оба ковша принадлежали дому Репниных и в церковь были даны графом Румянцевым. Не сохранились.
    Храм представляет собой памятник Церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени. Княгинею Варварой Сергеевной Галицыной была построена пирамидальная колокольня,в 20 саженей высотой, и другой каменный храм в честь святого Николая (1850 г.). Не сохранились.
    Неоготика (псевдоготика, ложная готика) – архитектурное направление, возникшее в XVIII веке в Великобритании и распространившееся в Европе и в России. Из названия ясно, что этот стиль связан с использованием деталей готической архитектуры; обращение архитекторов к средневековому европейскому зодчеству было вызвано общей тенденцией к возрождению старинных традиций не только в архитектуре, но и в ландшафтном дизайне. Общее название этой тенденции – всем известный романтизм. В романтически-готическом стиле начали строиться и некоторые храмы в России. Их крайне немного, и далеко не во всех можно сразу и безошибочно угадать неоготические черты, но тем не менее храмы этого стиля существуют и очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей. В Москве неоготических церквей практически нет, зато в Московской области их немало; есть они и в других областях, и в открытом новым веяниям Петербурге. Настоящей готики в России нет – по объективным историческим причинам, поэтому зачастую неоготику в России для краткости именуют просто готикой».
    Источник: http://www.kray32.ru/klinzovskiy001_01.html

    «ВЕЛЬМАР-ДОЛГОРУКОВ Сергей (Серафим) Павлович.
    Родился в 1908. Князь. Пострижен в мантию с именем Серафим, посвящен в иеромонаха, в 1940-х — служил в церкви села Великая Топаль Клинцовского района Брянской области. В 1949 — арестован по групповому делу, приговорен «за антисоветскую деятельность» к 10 ? годам ИТЛ и отправлен в лагерь».
    Источник: http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Ve.html

  3. PSV 22 Июл 2015 в 23:36 ссылка на комментарий

    «Ну, вот, закончили мы выборочное чтение Записок отца Тимофея. Понравились мне и обстоятельность изложения, множество деталей, да и сама память автора, оказавшаяся способной к удержанию этих деталей. Молодец отец Тимофей!
    Вот только за преимущественно доброжелательным отношением к старообрядцам нет-нет, да и мелькнет некоторое раздражение к заблудшим и темным в своем невежестве «раскольникам». Да еще и упорствующие в этом своем заблуждении! Непонятно мне становится: и чего это у этих заблудших и темных посады и слободы такие богатые образовались – и это при всем упорстве гражданских и церковных властей непременно куда-то их загнать, да еще и построив в Едином порядке, с Единой думой в голове… Но с другой стороны – куда отцу Тимофею деваться? Он же Высочайшее повеление выполнял!»

    1. Неплохо было бы знать его биографию, и тогда можно было не восхищаться памятью. Правда, память ничего не упоминает о его сыне. Вот в этом и раздражение скрыто.
    2. О расколе много написано, но в основном вода, перетекающая из одного рассказа в другой. Хотя в открытых источниках все есть.
    К примеру, о правках в книгах можно прочесть на сайте под патронажем Патриарха РПЦ:»Исправление книг при Никоне происходило по греческим венецианским печатным изданиям… А печатано с книг, иже греческия словут, а печатают их растленно в трех латинских градех: в Риме, и в Париже и в Венеции». Которые не устраивали самих греков, предлагавших печатать книги на греческом в Москве.
    http://www.sedmitza.ru/lib/text/439648/
    3. У Вас на сайте непонимание различий между волостью и уездом. К примеру, посад Клинцы не входил в Голубовскую волость, на территории которой он находился до 1850 года из-за не имения в посаде ни одной церкви РПЦ, поэтому его нет и в знаменитых записках Черниговского епископа. Есть еще Указ Екатерины Второй. Отдельный пункт этого Указа специально оговаривал, что «для поселения старообрядцев назначить места лежащие между Днепром и Перекопом с тем, что они будут получать попов своих от Архиерея в Таврической области определяемыми, приписав к Епархиям его и слободы их в Черниговской и Новгород-Северском наместничествах лежащие. И дозволяя всем им отправлять служение по старопечатным книгам, а дабы рассеяны вне границ империи нашей старообрядцы въезжали в Россию, вы можете опубликовать сии свободы им дозволенные».

    (РГАДА. — Ф. 16. — Д. 352. — Л. 143.)

    Из-за незнания пользующиеся архивами допускали ошибки, к примеру:

    «Налаживалась религиозная жизнь староверов в Южной Украине. Уже к 1789 году здесь действовали 4 старообрядческие церкви: Архангела Михаила вблизи Клинцовского посада, в самом посаде Клинцы, Покрова Пресвятой Богородицы в Еленском посаде, а также одноименная — в Воронцовском. Все они располагались в Елисаветградской округе. Возможно, что вне контроля администрации находилось еще какое-то количество храмов.
    На 1787 год старообрядцы уже проживали отдельно в 12 селах Екатеринославского наместничества. Из них 3 — в Александровском уезде, 4 — в Елисаветградском, 4 — в Новомиргородском и 1 — в Херсонском. Какая-то часть староверов проживала и дисперсно по другим городкам и селам региона.»

    (Материалы для истории Новороссийской православной Иерархии // ЗООИД. — Одесса, 1875. — Т. 9. — С. 286.

    ГАОО. — Ф. 37. — Оп. 1. — Д. 342. — Л. 1-3.

    Еленка Брянской области никогда не находилась возле современного Кировограда, хотя поселения одноименные были Клинцы, Зыбкая, Злынка, Новый Стародуб и т.д. — основанные старообрядцами из одноименных поселений Черниговской губернии находились южнее крепости св. Елисаветы.

    4. Понятие церковной десятины потеряно в Советское время, поэтому и непонимание » и чего это у этих заблудших и темных посады и слободы такие богатые образовались «. Все ярмарки происходили вблизи церквей. Только все собираемая десятина РПЦ отправлялась в царскую казну, после неудачного строительства Никоном Нового Иерусалима, а вот обратно отправлялась только оплата священникам. У старообрядцев десятина оставалась у общины, хотя можно было и воспользоваться и десятиной любой старообрядческой общины почти любому старообрядцу почти любой общины, детали тоже могу уточнить, но суть и так понятна. Про РПЦ и ее бюджет можно узнать читая материалы и Первой ГосДумы до революционной естественно.

    5. Все современные исследователи любят упоминать Лилеева, хотя я бы рекомендовал использовать его, только как критика известных на том момент книг о старообрядчестве. Вот как знатока старообрядчества, я бы не советовал, Лилеев не знает в своей Черниговской губернии о Стародубье вообще ничего. Правда и современные понятия не имеют, каким образом старообрядцы смогли руководить казаками-некрасовцами и каким образом сербы появились в России.

    Наконец, в 1723 году в Яссах побывало коллективное «посольство»: Спиридон Иванов (из Ардони), некрасовцы во главе с Герасимом («посланником с Кубани») и архимандрит Иосиф из Спасо-ярославского монастыря.

    (Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII в. — СПб, 1863. — Т. 2. — С. 1138-1141.)
    Ардонь сейчас входит в состав города Клинцы.

  4. Владимир 23 Июл 2015 в 8:16 ссылка на комментарий

    Добрый день, PSV! Спасибо за обстоятельный комментарий.
    Но приведу из него три следующих отрывка:
    «…Неплохо было бы знать его биографию, и тогда можно было не восхищаться памятью. Правда, память ничего не упоминает о его сыне. Вот в этом и раздражение скрыто…».
    «…У Вас на сайте непонимание различий между волостью и уездом…».
    «…Все современные исследователи любят упоминать Лилеева, хотя я бы рекомендовал использовать его, только как критика известных на том момент книг о старообрядчестве. Вот как знатока старообрядчества, я бы не советовал, Лилеев не знает в своей Черниговской губернии о Стародубье вообще ничего»…

    Историей семьи отца Тимофея мы точно интересоваться не будем. Нам бы с генеалогией наших подмосковных старообрядцев справиться, да и свое «непонимание различий между волостью и уездом» ликвидировать.
    А взгляды историка Лилеева Михаила Ивановича, насколько я помню, на блоге нигде и не рассматривались. Да, и чего их рассматривать, если «Лилеев не знает в своей Черниговской губернии о Стародубье вообще ничего».

    Нет, давайте мы в своих комментариях поменьше ворчания будем использовать, особенно немотивированного, и побольше доброжелательного отношения друг к другу проявлять!
    За собой тоже буду следить…

Написать комментарий