Старые кинозалы и кинотеатры Казани

Прочел в Интернете такое вот сообщение в отношении Казани: «На днях “разобрали” последний кусочек от старого кинотеатра “Комсомолец”, который был расположен по адресу Карбышева, 50. Кинотеатр был построен еще в 70-х годах, и его поистине можно назвать историческим памятником города. Кстати, в 1990 году здание забросили. Три годя спустя “Комсомолец” стал развлекательным комплексом “Мета”, но вскоре он прогорел. Местные жители не раз обращались в разные инстанции с просьбой вернуть кинотеатр, но их мечтам не суждено сбыться: на этой неделе “Комсомолец” полностью был снесен».

И подумал я, что бывший кинотеатр «Комсомолец» - это, пожалуй, лишь третья волна кинотеатров в советский период…
Весь период моего контакта с кинопрокатом делится на четыре этапа: первый – это кино с родителями, второй – школьная пора где-то со средних классов, третий – это университетский этап и, наконец, семейное кино (с Костей и Машей).
Причем, и кинотеатры (кинозалы) в эти периоды были разные.
Самого начала становление кинематографа в Казани я касаться не буду – меня тогда не было. Но об этом периоде есть хорошая статья «Становление кинематографа в Казани»

Кино с родителями. Кино с родителями – это клуб Строителей и ДК Гайдара. И еще, пожалуй, ДК Урицкого, я только что вспомнил, что там с родителями смотрел «Сорок первый», и это был, по-видимому, год 1957 – 1958, поскольку фильм вышел в прокат в 1956 году. Чуть не забыл еще один кинозал – клуба «Комсомолец», который располагался в квартале, ограниченном современными улицами Гагарина, Восстания, Ибрагимова и Тунакова (в то время – улица Красного Знамени). Думаю, что как кинозал он перестал действовать очень давно, лет 30 назад, если не больше.
Когда мои родители в 1949 году переехали из поселка Урицкого в Соцгород, на ул. Лядова, то там, в этом новом районе, рядом с двумя машиностроительными заводами было три места, где шли кинофильмы. Первое из них – это открытый кинозал в парке Соцгорода. Хотя он просуществовал относительно долго, до 1960-ых годов, рассматривать его всерьез мы не будет в связи с очевидной сезонностью его функционирования и нерегулярностью показа фильмов.
Но вот что повествует история Соцгорода: в 1933 году было начато строительство дома Связи – это название я совершенно не помню, по-видимому, к моему возрасту осмысленного существования он уже довольно долго назывался ДК Гайдара, а ныне – Молодежный центр им. А. Гайдара. Тогда же, в середине 1930-ых годов появился в Соцгороде клуб Строителей.

Поскольку отец все время работал в промышленном строительстве, то клуб Строителей был ему профессионально ближе. В клубе был достаточно большой зал, вполне приспособленный не только для разного рода мероприятий, но и для показа кинофильмов. Посещения клуба Строителей с развлекательными целями, безусловно, были в семье, но помню я их очень плохо. Как мне сейчас кажется, демонстрировались фильмы исключительно по вечерам (возможно, что не каждый день), и по выходным дням. Большую часть первого этажа здания занимал собственно зал с обтекающим его с трех сторон фойе. Хорошо помню, что отца все там знали, посему путь от входной двери клуба до двери зала сопровождался множеством приветствий, рукопожатий и коротких разговоров отца со своими знакомыми - эта веселая суета в фойе запомнилась. Мне неизвестно, когда прекратил свое существование клуб Строителей, вернее, когда перестал функционировать зал клуба для показа кинофильмов. Мне кажется, что где-то в 1970-ые годы. Но само здание приятных светло-зеленых оттенков с двумя парами колонн главного входа стоит и поныне среди елей, которые давно переросли два его этажа. Сейчас это здание (по адресу: ул. Копылова, 13) принадлежит, по-видимому, ООО «строительно-промышленная группа «СВ-Транс», о чем даже свидетельствует вензель над центральным входом.

Но все же клуб Строителей располагался от нашего дома чуть ли не вдвое дальше, чем ДК Гайдара. По этой ли причине, по другой ли, но бывали мы в ДК Гайдара чаще. Для показа кинофильмов там было два зала: Большой зал на втором этаже, выход зрителей из которого был сразу на наружную металлическую лестницу здания, и Малый – на первом этаже, где шли преимущественно мультики (возможно, что как кинозал он заработал позднее). Большой зал был действительно большой: дальняя от экрана и меньшая его часть отделялась двумя (как помню сейчас) массивными колоннами, которые мешали просмотру с некоторых мест задних рядов.
Пол был горизонтальный, безо всякого подъема, что также удобству просмотра не способствовало, поэтому, если мы приходили в зимнее время, то отец свертывал мою верхнюю одежду и я взгромождался на нее. Если и этого было мало, то он добавлял и свое свернутое пальто, либо мы менялись с ним местами. В 1950-ые годы точно, но, может быть, и позднее, показу фильма всегда предшествовал новостной (примерно, 7 – 10-минутный ролик), либо сатирический киножурнал «Фитиль», который смотрелся с интересом всеми.
К показу собственно фильма всегда появлялись опоздавшие зрители, которых во время показа «Новостей дня» в зал не допускали. После завершения ролика, на короткое время включали полусвет, и опоздавшие бегом занимали свои места. Хорошо помню, что по центральному проходу зала с началом показа фильма ходить было нежелательно, поскольку человек попадал в луч света проектора, и ему тут же доставалась стандартная фраза: «Товарищ, сядьте, Вы же не прозрачный!».
Кое-какие фильмы в ДК Гайдара я припоминаю. Это точно был «Тарзан», а также индийские фильмы с участием Раджа Капура. По крайней мере, на эти фильмы зал был всегда полон.
Сразу оговорюсь, что не испытываю никакой ностальгии по совсем старым фильмам. Не представляю, что может заставить меня посмотреть эти фильмы заново: будь-то «Тарзан», Радж Капур, да, если бы даже и общепризнанная советская классика, типа «Броненосец «Потемкин». Давайте, я просто признаю, что это шедевры, а смотреть не буду. Но так я сейчас говорю, а тогда эти фильмы вызывали полный восторг, и не только мой.

Школьный период. Во второй половине 1950-ых годов в Соцгороде построили ДК им. В.И.Ленина с весьма приличным кинозалом. Большинство фильмов школьной поры, мы смотрели с друзьями в 1960-ые годы в нем, хотя где-то класса с девятого стали открывать для себя и другие кинотеатры: не только ДК Урицкого, расположенный достаточно близко, но и те, что были «в городе»: «Родина», «Татарстан», «Спутник», и даже те, до которых нам нужно было добираться с пересадкой на транспорте: «Мир», «Победа», «Дружба».

В кинотеатрах всегда продавали мороженое. Самое простое и востребованное – это пломбир в вафельных стаканчиках стоимостью, по-моему, 15 копеек. Бывало еще крем-брюлле в бумажных стаканчиках с палочкой в придачу для поедания мороженого. Было сливочное между двух вафель, но оно было менее удобно в обращении и имело тенденцию капать при таянии. Наконец, по 22 копейки было круглое эскимо в блестящей фольге и на палочке, пожалуй, и все. Мороженое заменяло современный попкорн. Сейчас мне порой кажется, что вскоре без попкорна пускать в зал просто не будут, но тогда в приличные кинозалы с мороженым не пускали. Правда, большинство зрителей приходило заранее, минут за 15 до начала сеанса и «пропустить» стаканчик мороженого всегда успевало.

Если уж мы про мороженое заговорили, то мимо газировки тоже пройти не можем. Я застал и хорошо помню разъездные тележки с системой газирования (эта система чем-то напоминало мне кабинет химии в школе, в который мы изредка заглядывали только в дверь, разумеется, поскольку в младших и средних классах химии еще не было). Да, так вот тележки эти с газировкой курировали всегда какие-то тетечки не хилого телосложения, явно довольные жизнью. Впрочем, допускаю, что малышне нашего возраста это только так казалось. Позднее появились автоматы газированной воды. Если тетечки принимали любые монеты в размен, то к автоматам следовало приближаться лишь при наличии 3-копеечной или однокопеечной монеты.

stari_kinoteat_kazan_1.jpg

Автомат газированной воды «всамделишный», не исключено даже, что работающий. Фото это совсем современное, с выставки «Советский дизайн 1950 - 1980-ых». Источник

Работала эта система следующим образом: на крышке автомата или на соседнем, поскольку они стояли обычно блоками штуки по три-четыре, кучковались те самые стеклянные граненые стаканы, которые уже, кажется, исчезли ото всюду и давно – чрезвычайно распространенная емкость, даже в ресторанах, где их использовали в комплекте с подстаканниками. Стоящие на крышке автоматов стаканы были, заметьте, общего пользования (!).

Немного отвлекаясь, скажу, что когда я был маленький, мне всегда казалось, что в этих автоматах, также как и тетечками при тележках используется исключительная кипяченая вода.
Это мое убеждение строилось преимущественно на том, что дома отец всегда рекомендовал использовать кипяченую воду для питья. Думаю, что у него к тому были основания: ведь он свою профессиональную карьеру начал на строительстве КРИБа – волжского водозабора, с которого вода и поступала в квартиры Соцгорода, следовательно, хорошо знал систему очистки (не исключаю, что первые годы-десятилетия она могла быть достаточно примитивной).
Но уже в младших классах школы на меня неожиданно нашло озарение, что ожидать применения для газировки кипяченой воды – верх наивности, и я от нее (наивности своей) успешно избавился.

Возвращаюсь к фотографии: какое действие имитирует человек, знакомящийся с автоматом? Он опускает монетку в прорезь. Нужно полагать, что до этого он раздобыл стакан, сполоснул его – для чего в выемке автомата, где собственно и протекают все водные процедуры, справа есть специальное место: ставишь стакан вверх дном, нажимаешь на него и получаешь робкие струйки воды, якобы омывающие стакан изнутри. С полным убеждением в чистоте стакана (что граничит с моей наивностью по поводу кипячения воды!) переворачиваешь стакан и ставишь рядом. Монета опущена, и остается нажать одну из трех кнопок рядом. Я сейчас уже не помню, почему их три, но одна из них точно для получения только газированной воды (1 копейка стакан), еще одна – это газированная вода с сиропом (3 копейки), допускаю, что третья кнопка – предложение выбора – что желаете: с вишневым сиропом или с лимонным? Нужно обязательно отметить, что это было время полного отсутствия каких-либо химических пищевых красителей. Сироп был натуральный! И вообще газировка с сиропом – это было вкусно. И сейчас помню момент шипящего наполнения стакана газировкой с сиропом: полный стакан, да порой и через край. Автоматы газированной воды стояли не только на улице, но и в некоторых кинотеатрах. Их эпоха, в моем представлении, закончилась, когда с них безвозвратно исчезли куда-то стаканы…

Если уж повело меня на «денежные» разговоры, то скажу еще о телефонах-автоматах.
С них звонили домой или друзьям, для этого нужна была монета в две копейки. Звонки были достаточно частыми, поэтому двухкопеечные монеты были самыми дефицитными. В транспорте мы никогда их не отдавали – находилась монета более крупного номинала в надежде, что в сдаче будет «двушка».
Если нужно было срочно звонить, а монеты не было, ничего зазорного не было в том, чтобы спросить ее у совершенно незнакомых людей: сегодня выручают тебя, завтра ты выручаешь кого-то. Мало того, в какой-то момент в ходу объявились металлические кружкИ, которые по размерам и весу вполне эти монеты заменяли. По сути это были фальшивые монеты, но никто их таковыми не считал, а, если такая «монетка» попадалась тебе на сдачу в магазине, ты относился к этому вполне спокойно, прекрасно зная, что в тот же день ты ее используешь по назначению.

Телефоны-автоматы были трех категорий: нормальные, которые адекватно реагировали на «двушки» и обеспечивали соединение; вредные, которые проглатывали монету, ничего взамен не предоставляя, и «клёвые», когда, переговорив, ты вешал трубку, не слишком сильно стучал по корпусу автомата, а в ответ он выдавал тебе не только твою монетку, но и три-четыре в придачу…

Билеты на фильмы стоили от 20 до 50 копеек (до 70 копеек - на широкоэкранные фильмы), эти цены, так же как и многие другие, держались очень долго. Для соотнесения: проезд в трамвае стоил 3 копейки, а в троллейбусе – 5 (автобусных маршрутов было так мало, что я не помню стоимость проезда в них), билет в купейном вагоне до Москвы – 15 рублей, а авиационный до Симферополя – 36 рублей, да и работать мы начинали с окладом в 110 рублей.
Пока мы не стали зарабатывать сами, никаких лишних денег у нас не было, но на кино и мороженое они выкраивались в ущерб чему-то другому. Самые дорогие места были в центре зала, но мы предпочитали брать более дешевые на дальние ряды. Правда, три первых ряда (самые дешевые билеты) не брали никогда.

Университетский период. Контакт с кинематографом для меня начался с церемонии приема в первокурсники, когда некто молодой и энергичный от имени университета с трибуны бросил фразу: «Забудьте «Родину» и «Татарстан» - ходите в «Вузовец»!
«Вузовец» - абсолютно невзрачный снаружи (да и внутри) кинотеатр, который, тем не менее, был посещаем, по-видимому, за счет своего расположения – в самом центре города. Нашел в Интернете короткую историю существования кинотеатра:
«В 1845 году участок на углу улиц Ново-Горшечной и Собачьего переулка приобрёл казанский мастеровой П.Зуев, построивший на этом участке дом, а во дворе - каретник, погреб и пристрой к дому. Дом был доходным, т.е. сдавался в наём. Верней, сдавалась часть дома. В угловой части проживали сами хозяева. В начале XX века соседи Зуевых братья Садовниковы решают открыть в этом месте театр. Они договариваются с хозяйкой дома Елизаветой Зуевой о покупке дома в рассрочку, внутри двора возводят стену, часть дома по Ново-Горшечной и часть дома по Собачьему переулку накрывают единой крышей. В полученном таким образом зале сооружают сцену и театр готов. Он получает название “Мулен Руж”. В 1916 году театр реконструируется в кинотеатр и получает название “Народный театр”. С 1926 года переименовывается в просто “Народный”. С 1940-го года - новое название - “Рот фронт”. А с 1944-го - “Вузовец”».

stari_kinoteat_kazan_2.jpg

Кинотеатр «Вузовец». Фото около 1950 года. Источник

Сейчас это место по фотографии узнать почти трудно – можно ориентироваться лишь по строящемуся зданию Казанского финансово-экономического института (на фото – на втором плане), строительство которого было завершено в 1951 году. На месте бывшего кинотеатра «Вузовец» - автомобильная дорога, остановка общественного транспорта и начало лестницы - подножия памятника Муллануру Вахитову. Здание кинотеатра было снесено в середине 1980-ых годов.

У кинотеатра «Родина» своя история. В 1902 году на Большой Проломной улице открылись два частных кинозала. Один из них — предшественник «Родины» — расположился в доме торговца Афанасьева. Кинематограф тогда был в диковинку — билеты на сеансы разлетались мгновенно, несмотря на высокую стоимость. Проработав с аншлагами 5 лет, кинозал получил своё первое постоянное название — «Фантазия». После революции кинотеатр сменил название на «Грингри», а 27 апреля 1924 года был национализирован и назван «Унионом».
В 1938 году кинотеатр был реконструирован и переименован в «Родину». Тогда же в кинотеатре появился второй зрительный зал, буфет, эстрада в фойе, где перед сеансами играл оркестр. Причем рассказывают, что здесь выступали оркестры Олега Лундстрема и Виктора Деринга, но мы этот период не застали.

stari_kinoteat_kazan_3.jpg

Кинотеатр «Унион», позднее – «Родина».

Кинотеатр «Аполло» стал называться (по-видимому, с 1914 года) «Электра», а в 1931 году здесь был открыт первый звуковой кинотеатр Казани, с 1950 известен как «Татарстан». Источник

Репертуар проката. Навскидку возьму 1969 год: 147 картин советского производства отсняты (или поступили в прокат). Источник

Из этих 147 картин я «опознал» 43 картины, просмотренные нами: «Андрей Рублев», «Белое солнце пустыни», «Влюбленные», «Внимание, черепаха!», «Гори, гори, моя звезда», «Король-олень», «Красная палатка», «Неподсуден», «Опасные гастроли», «Подсолнухи» Витторио Де Сика, «Посол Советского Союза», «Преступление и наказание», «У озера», «Чайковский» и другие.
Мне кажется, что отечественных картин в прокате было около 70 %, остальные фильмы производства Франции, Италии, США, Польши, редко – Испании, Японии. Были, конечно, индийские и китайские фильмы, но они у нас интереса не вызывали. Все остальные зарубежные фильмы мы просматривали практически полностью.

Напротив главного здания университета, проходя «сковородку» - очень удобный полукруг лавочек вокруг памятника молодому Ильичу, расположилось одно из «высотных» зданий университета – 2-ый учебный корпус. Первый – здание физического факультета было введено в строй, когда мы уже закончили учебу в университете, но кому-то с нашего выпуска досталось убирать в нем строительный мусор. А вторая «высотка» построена в 1978 году, сзади к ней примыкает здание университетской библиотеки имени Лобачевского, безусловно, лучшей в городе. Так вот, на том месте, здания библиотеки имени Лобачевского раньше стоял кинотеатр «Комсомолец», правильнее «КИМ» (еще один по названию, не путайте с указанными выше). Был он летним, полностью деревянным, время от времени посещаемым нами в годы учебы в университете. Вокруг кинотеатра был небольшой скверик с фундаментальной лестницей, спускающейся в Ленинский сад. Раньше на этом месте была не долго Николаевская площадь, превращенная затем в Николаевский сквер.

stari_kinoteat_kazan_4.jpg

Лестница, соединявшая верхнюю и нижнюю террасы Ленинского сада. Источник

Я встретил любопытный фрагмент рассказа об этих местах.

«В 1924 году, в память вождя мирового пролетариата, Николаевский сквер был переименован в сад «имени товарища Ленина». Не обошлось и без перепланировки, сад был расширен в верхней части в сторону университета и соединен с университетским клиническим садом – появилась верхняя терраса сада. Архитектурно оформленная лестница вела из нижней части сада в верхнюю, где был открыт один из первых в Казани стационарный «советский» памятник В.И. Ленину. Первоначально это был бронзовый бюст, замененный позднее бронзовой фигурой работы скульптора Н. Шильникова. Монумент был довольно необычным. Воплощенный в нем вождь пролетариата еще не имел канонических черт, поз, одежд, к тому же он был вдвое меньше человеческого роста. Газета «Известия ТатЦИКа» за 1924 год отразила полемику, которая шла по поводу места установки памятника. В частности, предлагалось поставить его на площади Свободы, на берегу Кабана, у вокзала, у пристани. Однако все эти места были признаны неудачными, и выбор пал на Николаевский сквер. Выбор был не случаен: памятник довлел над окружающим пространством, символизировал устремленность к новым, коммунистическим высотам, а, кроме того, располагался совсем недалеко от того места, где молодой Володя Ульянов начинал свою революционную деятельность, что еще более усиливало знаковый смысл всей композиции.
К 1931 году на верхней террасе сада построили летний кинотеатр. Возле кинотеатра были открытая эстрада, волейбольная площадка и стрелковый тир, можно представить, какая теснота была на верхней площадке сада. А в нижней части: фонтан испорчен, сад не электрифицирован, нет мусорных ящиков, лестница из сада прогнила, почти вся разобрана, скамеек почти нет, посередине площадки, где стоит толпа, слушает радио – огромная лужа, сюда выливают воду продавцы киосков; милиции нет, так что хулиганам вольготно. Позже, в 1935 году, сад передали в ведение Дома Красной армии. Появилось освещение, отремонтировали фонтан, вход в верхнюю часть сделали бесплатным.
В конце 1940 – начале 50-х годов была популярна танцплощадка в Ленинском саду, в верхней части сада (вход стоил два рубля). Кроме того, там работали летний кинотеатр «Комсомолец», два буфета на открытых верандах. Танцплощадка с эстрадой была одним из «злачных мест» города, здесь не только танцевали, здесь собиралась и казанская шпана».

Источник

stari_kinoteat_kazan_5.jpg

Лестница, соединявшая верхнюю и нижнюю террасы Ленинского сада и памятником Ленину. Архитектор: Дмитрий Михайлович Федоров совместно с Ф.П.Гавриловым. Источник

Есть в Казани здание, которое могло бы по праву претендовать на «лицо города». Это Александровский Пассаж, построенный купцом Александром Сергеевичем Александровым, как говорят, вложившим в это дело 800 000 рублей – десятую часть своего состояния. Открылся Александровский Пассаж 8 ноября 1883 года.

stari_kinoteat_kazan_6.jpg

 stari_kinoteat_kazan_7.jpg

Александровский Пассаж, старинные открытка и фото.

Строилось здание как доходное, но таковым, к сожалению, не стало, несмотря на целую совокупность новшеств: стеклянное крыша внутреннего двора, воздушное отопление, лифт, электрическое освещение и т.д. – содержание его обходилось слишком дорого.
Одно время на третьем этаже Пассажа располагалась типография Ивана Николаевича Харитонова, а вот на первом этаже Пассажа 6 декабря 1908 года некто Гирш Мордухалович Розенберг устроил электротеатр “Пассаж”.

stari_kinoteat_kazan_8.jpg

stari_kinoteat_kazan_9.jpg

Внутренний дворик Александровского Пассажа «вчера» и сегодня. В самом конце этого дворика за двумя колоннами был вход в кинотеатр.

“Последнее слово техники - гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера”, - так писали местные газеты. В Пассаже до революции работал известный в Казани ресторан “Пале де Кристаль”. Источник

А с 1930 года кинотеатр сменил свое название и с тех пор был известен как «Пионер». Принято считать, что там шли исключительно детские фильмы. Но и детские фильмы бывают разными (бывали, по крайней мере). «Старая, старая сказка», «Внимание: черепаха!», «Чучело» и т.д. Так что время от времени мы в «Пионере» бывали… пока он еще существовал. Но в ночь на 28 апреля 1977 года здание Пассажа обрушилось как раз в этом месте, где был кинотеатр. По счастью, это случилось, когда никого там не было… Источник
Фото: Источник

С 1977 года были вялые попытки восстановления здания. Выделялись деньги, начинались работы, затем деньги куда-то исчезали, а работы приостанавливались. Прошло, однако, 35 лет. Само здание так и находится в полуживом состоянии. Работают какие-то офисы. Да вот и мне самому по каким-то служебным делам лет 10 назад пришлось побывать в нем: поднимался на третий или четвертый этаж и по открытой галерее шел практически до самого конца здания, до того места, где, я думал, вот-вот на битые кирпичи и разрушенные перекрытия выйду. Но нет, там тоже работали офисы.
Но вот только что наткнулся на сообщение от 11 декабря 2012 года:

«Реставрация Александровского пассажа перешла в активную стадию. Сейчас идет реставрация двух фасадов – со стороны улиц Дзержинского и Мусы Джалиля. Заброшенное много лет назад здание Александровского пассажа начала возвращать к жизни петербуржская компания «ПАН». Здесь планируют разместить пятизвездочный отель. Внутри пассаж уже привели в порядок. Помещения освободили от мусора и грязи, закрыли разбитые окна и центральный фонарь атриума, отремонтировали кровлю, подвели канализацию и воду. В будущем здесь планируется скрупулезное восстановление лепнины, которая довольно хорошо сохранилась, несмотря на старания предыдущих реставраторов и многолетнюю разруху. Будущим постояльцам хотят подложить стеклянный пол. В свое время он использовался торговцами для того, чтобы следить за разгрузкой товаров, и был одним из предшественников камер видеонаблюдения. Стеклянную изюминку решили восстановить.
Воссозданием облика здания занимаются опытные питерские профессионалы. Компания «ПАН» (дочерняя компания владельца здания – ООО «Недвижимость и реконструкция») отреставрировала уже многие памятники истории и архитектуры в Петербурге. Она работала над «Домом Зингера» на Невском проспекте, отелем «Мойка 22 Kempinski» на Дворцовой площади, зданием «Дом книги» на углу Невского проспекта и канала Грибоедова и многими другими. На работах в Казани задействовано 50 реставраторов из Санкт-Петербурга.
На полное восстание здания из пепла забвения понадобится ориентировочно 2-3 года. Но вот фасадные работы точно планируют завершить к июню 2013 года».

Источник

Надо же, думаю, и пятизвездочный отель непременно со стеклянными полами появится в здании Александровского Пассажа, и старинный лифт, вероятно, заработает, и фонтаны оживут? Но кинотеатра «Пионер» там уж точно не будет.
И все же хочется закончить на оптимистической ноте – решил поместить фотографии совсем недавнего времени – осени 2012 года.

stari_kinoteat_kazan_10.jpg

stari_kinoteat_kazan_11.jpg
 Внутренние пространства Пассаж. Уже почти не страшно и есть надежда на восстановление… Источник

Семейный период. Кино с детьми – это совсем другое кино! Далеко в центр города для просмотров фильмов мы не забирались, и круг кинотеатров был заведомо определен: ДК им. В.И.Ленина и ДК Гайдара в Соцгороде, ДК Урицкого, ДК Химиков и кинотеатр «Костер», что был на перекрестке улиц Декабристов и Восстания. Зал кинотеатра «Костер» был очень необычным: вытянутый и весьма узкий, по-моему, максимум 10 кресел в ряду. Ну, и понятно: расположенный в первом этаже жилого дома, да еще и при наличии просторного фойе, он и не мог быть иным.

Какое-то время предварительной продажи билетов на последующие дни не существовало. Иногда вообще продавали билеты только на очередной сеанс, но обычно можно было утром взять билеты, как на дневные, так и на вечерние сеансы. На хорошие фильмы желающих всегда было больше, чем билетов, поэтому я старался ездить за билетами заранее, хотя и без гарантии, что сумею взять их на нужный сеанс. Поэтому, как только отходил от кассы, сразу звонил Галине и сообщал ей, куда и на какой сеанс мы с Костей (позднее – мы с Машей) идем.

Вообще-то в этот самый «семейный» период было кино с детьми, и, хотя и реже – кино без детей. Мало того, во втором случае было кино и «другое кино». «Другое кино» редко попадало на экраны кинотеатров. Впрочем, и фильмы Андрея Тарковского мелькали крайне неназойливо: в каком-нибудь одном кинотеатре на окраине или клубе, одним или двумя сеансами. Так, «Андрея Рублева» нам удалось посмотреть в «Идел» на Фрунзе, «Сталкер» шел, по-моему, одним сеансом в клубе имени Маяковского, да и то, когда его привез сам Андрей Тарковский. А где мы нашли «Зеркало» и сами уже не помним. Лишь один кинотеатр в городе – «Спутник» ухитрялся изредка выпускать на свой экран «другое кино». Но и «Спутника» уже давно нет, а что будет с его зданием в полуразрушенном состоянии – неизвестно. А здание это построил для своих лавок еще купец Карманаев в 1872 году. Правда, мы уже убедились, что и «Спутник» и «Комсомолец» не единственные материальные потери. Полностью исчезло, например, и здание кинотеатра «Дружба». Но гораздо больше все-таки случаев «перепрофилирования»: в здании кинотеатра «Победа» ныне Дом офицеров, в здании ДК имени Маяковского – офисный центр. Да это еще не худший вариант – хотя бы здания живут. Кинозал в ДК имени В.И.Ленина просто разрушен.

А помните, что по Центральному телевидению с 1962 по 1995 год шла передача «Кинопанорама»? Одно только перечисление ее ведущих дает представление об уровне передачи: Зиновий Гердт, Олег Табаков, Ия Савина, Татьяна Лаврова, Григорий Чухрай, Григорий Александров, Алексей Каплер (я его запомнил больше, чем других ведущих), Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Ростислав Плятт, Эльдар Рязанов, Николай Губенко, Виктор Мережко и др.

В Казани в свое время, но значительно позднее начала передач «Кинопанорама» появился Клуб друзей кино. Считается, что он существовал 17 лет. Когда он был организован, я точно не скажу, но могу примерно определить, поскольку существовал Клуб друзей кино на базе Молодежного центра. Молодежный центр построили в 1977 году, а в 1993 году это здание «приобрел» Ак Барс Банк. Деталей этой истории я не знаю, понятно лишь, что вот был Молодежный центр в Казани, и вот его не стало. Не стало и Клуба друзей кино, а ведь на его заседания приезжали Отар Иоселиани, Алла Демидова, Николай Караченцов, Илья Авербах, Андрей Тарковский, Лариса Шепитько, Владимир Высоцкий, Никита Михалков, Станислав Говорухин. Выступали, привозили свои фильмы или фильмы, в которых снимались …

Послесловие. У меня не было намерения сделать полный обзор кинотеатров, в которых нам удалось побывать на протяжении нескольких десятилетий. Если я что-то упустил, то буду рад дополняющим комментариям. Ясно одно: из примерно двух десятков кинотеатров, что я упомянул, действующими остались только два: кинотеатр «Мир» и ДК Химиков. Ну, за ДК Химиков пусть незримо, но, вполне материально видится одно из крупнейших предприятий города. А вот «Мир» сегодня считается единственным государственным кинотеатром в городе. Государственность эта несколько относительна, поскольку кинотеатр находится на хозрасчете, зато властные структуры имеют возможность постоянной киноплощадки на случай тех или иных их кинозатей. Просуществует кинотеатр «Мир» в таком статусе недолго, вполне возможно, что уже в этом году он превратится в Дом кино на условиях бюджетного финансирования, но лишится привычного статуса кинотеатра. Хотя кто знает, может быть, и появится в городе площадка «другого кино».
Здесь мне вспомнилась крылатая фраза вождя мирового пролетариата: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». И верно: кино в ту пору, несомненно, было очень удобным средством воздействия на умы и средством пропаганды советского образа жизни. Ничего не скажешь, эта машина пропаганды работала весьма эффективно. Сейчас она не нужна и государство ушло из сферы не только кинопроката, но, по-моему, и из кинобизнеса в целом, тоже – а что, собственно говоря, пропагандировать-то?

Типа забавного эпилога. Когда у нас недавно гостил внук, я вспомнил один московский эпизод. В 1981 году мы ездили втроем, с Костей, на Селигер, а на обратном пути на 2 – 3 дня задержались в Москве у Лёли. Был август, и было очень жарко. В московском зоопарке мы оказались в небольшой группе посетителей, смотревших, как служитель поливает из шланга небольшого гималайского медведя, изнывавшего от жары. Передать словами то блаженство, которое всеми своими ужимками демонстрировал мишка, невозможно. Костя вовсю смеялся, но это надо было видеть, поскольку обаяния ребенку было не занимать. Поэтому половина столпившихся у клетки посетителей наблюдала за мишкой, а остальные – с восторгом – за Костей…

Прошло совсем немного времени, и ситуация повторилась, когда мы с Костей в тот ли день или в следующий пошли в «Россию» смотреть сборник мультфильмов. Всех мультфильмов я не помню, но среди них был и «Так сойдет». Именно на него Костя и отреагировал примерно так же, как в случае с купанием гималайского мишки. И уж точно также отреагировали и зрители, которые оглядывались на Костю…
Мы с Викенькой как раз закончили очередной просмотр у меня на компьютере всех серий кота Саймона, когда я неожиданно вспомнил название «Костиного» мультфильма и решил поэкспериментировать над внуком. Внук отнекиваться, как бывало раньше, не стал, а вполне достойно просмотрел старый мультфильм советских времен. «Достойно» - означает: не прерывал его и даже один раз улыбнулся, по-видимому, чтобы сделать ностальгически приятное деду…

“Старые кинозалы и кинотеатры Казани”

Комментариев 15

  1. Александра 19 Фев 2014 в 16:29 ссылка на комментарий

    Спасибо большое за материал!
    Хочу уточнить:
    >>>Чуть не забыл еще один кинозал – клуба «Комсомолец», который располагался в квартале, ограниченном современными улицами Гагарина, Восстания, Ибрагимова и Тунакова (в то время – улица Красного Знамени). Думаю, что как кинозал он перестал действовать очень давно, лет 30 назад, если не больше.>>>>

    Так вот по поводу клуба “Комсомолец”. В 1985 году в феврале месяце ( 29 лет назад) я смотрела там фильм “Тэсс из рода Д” Эрбервиллей”
    и кажется, что даже в 90 году примерно я там тоже была, смотрела фильм-сказку с детьми. ( Это постараюсь уточнить) В 1996 году в здании клуба девочки-школьницы занимались волейболом. И, наверное, фильмы тоже показывали. Афиши с названиями фильмов этого клуба изготовлялись от руки, крупными письменными буквами обычно красной краской. И вывешивались они на деревянной доске объявлений на улице Гагарина между школой № 133 и овощным магазином. Сейчас в том здании тоже магазин, кажется “Магнит”. По наличию этих афиш мы все понимали, что клуб работает. Видимо, афиши писал один и тот же художник.

  2. Владимир 19 Фев 2014 в 17:06 ссылка на комментарий

    Спасибо за уточнение, Александра! По поводу клуба “Комсомолец”: охотно принимаю поправку, действительно я мог ошибиться лет на 10, поскольку после школы бывал в этом районе достаточно редко.

  3. Апакова Луиза 12 Март 2015 в 12:30 ссылка на комментарий

    1) Я помню Пассаж “вчера”, Именно таким он был, и перед сеансом люди покупали вкусное мороженое. Мы любовались статуями и фонтаном. А позднее внутри появились всякие магазины типа ларьков, где продывали всякую ерунду, магазины были крошечные, повернуться было негде. А с другой стороны “Пассажа” в крошечных коммуналках жили семьи по 4-6,7 человек.
    2) “Комсомолец” на Карбышева появился на месте строяшейся бани, как предполагалось, народ надеялся на это. Но к/т оказался удобным, хотя народу было недостаточно. Затем к/т выкупил депутат Сапоговский и превратил его в развлекательный центр, куда ходила, в основном, малолетняя молодежь. Затем в дневное время там проводились занятия группы “Здоровье!, куда и я ходила. А вечером была дискотека, после которой уборщицы убирали зал от всего неприличного и неположенного. Увидев однажды это мы, в т.ч. и я, перестали ходить туда.После отъезда Сапоговского за границу, несколько лет стояло это здание в унынии и тоске, постепенно оно рушилось, и жителям было обидно за халатность и беспредел. Сейчас, действительно, всё разобрали и очистили. Но так ничего и не построили, хотя надеемся на что-то. Я живу совсем рядом и поэтому ручаюсь за достоверность изложенного.

  4. Владимир 12 Март 2015 в 12:40 ссылка на комментарий

    Спасибо, Луиза!
    “…А с другой стороны “Пассажа” в крошечных коммуналках жили семьи по 4-6,7 человек”. А я и не знал, что там были какие-то жилые помещения!

  5. гузэль 23 Март 2017 в 10:51 ссылка на комментарий

    Замечательные воспоминания. Только одна непоправимая историческая ошибка. оркестр О.Л. Лундстрема никогда не играл ни в одном из кинотеатров Казани. Несколько человек из его оркестра, которых Олег Леонидович оставил в Казани, работали в кинотеатре “Победа”, что располагался на ул. Свердлова ( теперь ул. Петербуржская). А Виктор Эдуардович Деринг (тенор-саксофон) и Оннуфрий Козлов (гитара) пришли в кинотеатр “Электро” (Татарстан) 10 февраля 1948г. с просьбой принять их на работу в Эстрадный оркестр под руководством Алексея Тещина. Их приняли. Дружили семьями. Оркестр А. Тещина был создан как джазовый еще со времен, когда ребята из оркестра учились в музыкальном техникуме в 1938г. Так что до приезда оркестра О. Лундстрема в Казани существовал и был невероятно популярен джаз-оркестр Алексея Тещина. Есть фотодокументы, афиша и многое другое, подтверждающее, что оркестр жил, работал и был любим казанской публикой. Несправедливо забытые имена, которые я не только помню, но живы дети тех первых музыкантов нашего города, которые осмелились играть джаз!

  6. Владимир 23 Март 2017 в 11:17 ссылка на комментарий

    “Только одна непоправимая историческая ошибка”.

    Что же в ней непоправимого? Вот взяли и исправили. И хорошо, что исправили!

  7. гузэль максимова 23 Март 2017 в 14:29 ссылка на комментарий

    Не думаю, что исправила. Во всех казанских публикациях идет фальсификация тех давних событий 30-60-ых годов. И всюду современные журналисты пишут и пишут о звучной фамилии “Лундстрем”, “Деринг”. Хочу, чтобы меня поняли правильно - я с огромным уважением отношусь и к Олегу Леонидовичу, и к Виктору Эдуардовичу, и ко всем музыкантам, которые приехали на свою историческую Родину в ноябре 1947 г на станцию Паратск (ныне Зеленодольск). Это были замечательные люди.Красивые, элегантные, молодые и задорные, умеющие “по заграничному” играть ДЖАЗ! После празднования Нового 1948 года, почти всем составом “шанхайцы” вошли в концертный зал кинотеатра “Электро”и устроились на стульях послушать наш казанский джаз. Оркестр Тещина в это время уже находился на эстраде. Увидев гостей, зашушукались. Как рассказал саксофонист Дмитрий Можин, “мы немного все смутились, заволновались, но сыграли хорошо! После концерта познакомились, подружились.” много можно написать, рассказать. Это была интересная жизнь музыкантов и кинотеатров нашего города Казань.

  8. Рустэм Гайнетдинов 27 Июнь 2017 в 9:45 ссылка на комментарий

    А почему не указан автор такой замечательной статьи? Зачем нужна такая анонимность? Чтобы потом возникали непонятности при ссылке на эти материалы? Давно уже принято в Интернете атрибуцировать материалы (авторство, место, дата).

  9. Владимир 27 Июнь 2017 в 10:45 ссылка на комментарий

    Рустэм!
    “…автор такой замечательной статьи” - это я, Владимир Соколов, один из создателей (вместе со своей женой Галиной) этого блога о старообрядческом Подмосковье.
    Поскольку сами мы живем в Казани (в Соцгороде), что какая-то часть статей блога закономерным образом посвящена и “Семейной летописи”, и “Среде обитания”.
    На блоге сейчас 597 статей. Авторы части из них (94 статей) - участники блога, остальные преимущественно мои статьи.
    Конечно, Вы правы в отношении авторства!

    Но с другой стороны…
    Любой желающий может найти (в левом верхнем углу страницы с открытой статьей), дату и время публикации статьи на блоге, в данном случае: 15 января 2013 года в 17:51.
    Мало того, над открытой статьей в специальной строке находится и сама ссылка на эту статью.
    Привести ссылку при использовании материалов статей - этого было бы вполне достаточно. Меня радует, что в большинстве случаев так и происходит.

  10. гузэль максимова 21 Окт 2017 в 18:57 ссылка на комментарий

    Уважаемый Владимир! Я, наверное, не совсем правильно поступила, написав комментарий и не написав своей девичьей фамилии. Я, Гузэль Алексеевна Тещина, дочь музыканта Алексея Тещина, который является создателем первого казанского джаза в 1938г. Так как мне выпало счастье родиться, расти и учиться в семье музыканта, то папа вырастил и меня музыкантом. Мое детство проходило среди замечательных людей, умеющих играть джаз. Мне очень часто удавалось слушать оркестр под руководством моего отца в кинотеатре “Электро” (”Татарстан”). И если кому-то будет интересно, можно будет рассказать много увлекательного про людей-музыкантов того далекого времени, которые первыми начали играть джаз в Казани . С уважением Гузэль Тещина - Максимова

  11. Владимир 22 Окт 2017 в 9:56 ссылка на комментарий

    Гузэль!
    Я не сомневаюсь, что у Вас много интересных материалов по истории джаза в Казани.
    Но по своей тематике наш блог вряд ли подходит для их публикации. Посмотрите: все какие-то метрические книги, исповедные ведомости, ревизии, да по старообрядческим местам, хотя и знаменитым, но совершенно далеким от Казани.
    Даже целые разделы - “Семейная летопись” и “Среда обитания” - далеки от генеалогии подмосковного старообрядчества и связаны с ней лишь моими собственными родственными корнями.
    Тем более статья о казанских кинотеатрах не отвечает основной тематике блога, она относится не к истории Казани, как таковой, а к нашей семейной истории жития в Казани. Но еще дальше развивать блог иными вопросами, уходя в сторону от основной тематики, кажется нам неверным.
    Всего Вам доброго!

  12. Наиль 03 Дек 2018 в 19:40 ссылка на комментарий

    Хочу и я написАть о старом Казанском кино- во первых: Оркестр “Экран” п/у Виктора Деринга играл в “Татарстане” перед сеансами - это я помню точно. Сам кинотеатр был очень популярен,часто висели таблички на кассах “Все билеты проданы” и стояли люди,спрашивающие “лишний билетик”. Особенно на зарубежные фильмы - “Козерог-1″, “Ангар-18″,а до этого “Седьмое путешествие Синдбада” и “Золотое путешествие Синдбада”. В “Родине” был большой и маленький зал,в маленьком показывали мультфильмы. Не помню,что я там смотрел,но хорошо помню,что было душно. “Спутник” отличался невнятным звуком (приходилось вслушиваться, чтобы разобрать о чём речь), сквозняком, ощущением сырости,а если сесть ближе к выходу - попахивало уборной.Тем не менее - мы туда довольно-таки часто ходили. Из того,что смотрели в “Спутнике”: “Травиата” с Терезой Стратас в гл.роли, “Кармен”, где снялся между прочими гитарист Пако де Лусиа. А “крайний” фильм,незадолго до того,как “Спутника” не стало - “Из жизни Фёдора Кузькина” по повести Б.Можаева. “Пионер” был детским кинотеатром и да,я помню,что в “Пассаже” жили люди,там были квартиры,окна которых выходили …во внутренний двор! Перед началом киносеанса дети обычно сидели в круглой комнате с круглыми окнами,это была игротека,там выдавали шашки-шахматы и другие настольные игры. Я смотрел в “Пионере” отличную кинодилогию “Москва-Кассиопея” и “Отроки во вселенной”, мультфильмы и фильм Р.Быкова “Автомобиль,скрипка и собака Клякса”. “Дружба” была кинотеатр с двумя залами одинакового размера- “Голубой” и “Розовый” залы. Ходили туда часто,т.к. я довольно долго на Гвардейской жил, но из того времени помню лишь один фильм - “Смерть негодяя” с Аленом Делоном,я его раза три посмотрел! Какая сволочь решила снести кинотеатр,в котором уже был ремонт,всё было современное и даже звук “Долби Сарраунд” (после этого я с сыном побывал один раз и мы “Умри,но не сейчас” смотрели).Какую то хрень ненужную построили вместо “Дружбы”. И особенная боль души - “Комсомолец”! Удобный,современный,с большим наклоном рядов,отличный был! У кого рука поднялась сломать - он ведь на века строился, что - другого места не нашлось жилой дом построить? Гады - одно слово. В “Комсомольце” я смотрел фильмы с Луи де Фюнесом о Жандарме, а также помню “Через тернии - к звёздам”. А ведь ещё было много других кинотеатров в Казани,что канули в Лету: был “Чулпан” за рынком на остановке “Проспект Победы” (он начал строится,потом на время стройка встала - тогда грохнуло землетрясение в Спитаке и строителей отправили туда). Был кинотеатр в 10-м микрорайоне,где мы с моей беременной супругой смотрели “Большую прогулку”. В Борисково был,кажется “Огонёк”,сейчас на его месте пустырь. На Фрунзе - “Идел” (сейчас вроде ЦКЖ,а может уж и его нет), “Факел” на Адоратского, ещё в Адмиралтейской слободе.название не помню,где позже располагался телеканал “Вариант”. Всего и не перечислишь… “Вузовец” был при мне со стороны улицы стыдливо прикрыт огромными плакатами “Смотрите на экранах города”. Он был неудобным от того, что там был ровный пол,без наклона.. Ну что Вы хотите - приспособленное помещение. Помню,я был маленький,мама взяла меня с собой. На экране моряк через решётку о чём-то говорит с девушкой,зал полон зрителей. Фильм назывался “Утраченные грёзы”,а мне было невыразимо скучно,я терпел и лишь иногда шёпотом спрашивал:” Мам,ну когда кончится?” Много фильмов смотрели в различных ДК - В Доме Офицеров на пл.Свободы, в клубе Маяковского (однажды наша собака за нами увязалась,незаметно проникла в зал и весь фильм спала у меня под ногами),в ДК Строителей, в ДК Химиков (кстати,крайний фильм был “Чёрная роза эмблема печали,красная роза эмблема любви” С.Соловьёва. Не могу не упомянуть: во дворце спорта иногда проходил некий кинофестиваль. Там мы как-то смотрели “Большой вальс” - прекраснейший фильм,но перед ним пришлось смотреть “Крепостную актрису”,отчего-то показывали по два фильма и её никак не могли запустить - всё плёнка рвалась,фильм начался с четвёртой попытки. И кажется на этом же фестивале смотрели (а может и не там,я уж забывать стал) - “Мистер Питкин в тылу врага”,это было нечто! Зрители от смеха падали между кресел и корчились на полу! После сеанса болели мышцы живота,а лица у всех выходящих из зала были залиты слезами - это уж истерика какая-то,наверное так смеяться вредно для здоровья. А потом по телевизору смотрел - совсем не такое впечатление,хотя может потому,что уж не первый раз…

  13. Наиль 03 Дек 2018 в 19:45 ссылка на комментарий

    Забыл про Клуб Госторговли на ул.Пушкина. Я с одной девочкой дружил,она жила рядом,напротив Ленинского сада. Мы еще в первом или втором классе учились тогда и пришли в Клуб Госторговли, смотрели фильм “В одно прекрасное детство”, хороший фильм. А ещё в этом ДК я был один раз на Новогодней ёлке для школьников.

  14. Юрий 23 Дек 2018 в 18:38 ссылка на комментарий

    Спасибо ностальгия

  15. Марат 06 Июль 2019 в 12:27 ссылка на комментарий

    Наиль, в Адмиралтейской слободе был кинотеатр, если мне память не изменяет, назывался “Звездочка” перед заводом “Серп и молот”. (не знаю, его ли Вы имели ввиду, про телеканал “Вариант” не знаю где он находился). Это как заезжаешь в слободу, после железнодорожного путепровода почти сразу же с правой стороны от дороги. Ходили туда в начале 80-х. Сам я жил тогда в Ягодной слободе в Кировском районе. Ходили и в ДК льнокомбината. Но там, скорее всего основным была дискотека, а фильмы-короткометражки (”Самогонщики”, “Пёс-Барбос…”) крутили в перерывах. В ДК Х лет ТАССР.
    Про малый зал кинотеатра “Родина” - там крутили не только мультики, но и документальные или не очень популярные фильмы. Помню ходил туда на фильм М. Ромма “И всё-таки я верю”.
    По поводу Вашего возмущения о сносе тех старых кинотеатров - присоединяюсь. Но, согласитесь, это всё-таки наши эмоции и наша ностальгия по прошедшим временам, детству, молодости. Что с ними (к/т) было бы сейчас? ДК Химиков хоть и существует (очень часто туда ходили, когда уже перебрался в этот район), уже давно как кинотеатр не функционирует. В современных то аншлагов почти и нет. На Новый год если только. А те наши “старушки” стояли бы и ветшали.
    Сам в кинотеатре был лет 8 назад. И больше не пойду. Ходить сейчас в “кино” - только портить нервную систему. Раздражает особенно звонки телефонов и те кто разговаривают по ним прямо в зале. Культурные люди, если им надо поговорить, выходят из зала. Или на время сеанса выключают аппараты. За мной сидел видимо какой-то риэлтор и весь сеанс обсуждал сдачу-съём квартир. Так и хотелось ему сказать - мы вам тут не мешаем? А то, если чо, то мы убавим звук. И это было последней каплей в мои походы в “кино”.

Написать комментарий