«Срочно в номер!» от 30 августа 2012 года

Для всех, но особенно для Марины Коллар и Ирины Сидоровой!
Итак, общий для Марины с Ириной предок – это Волков Сидор Сидорович из деревни Смолево (1846-1912). О нем и его потомках мы на блоге писали: ссылки (Волковы-Колонины, Знакомство на блоге, Дети Сидора).
До сегодняшнего дня было известно, что родителями Сидора Сидоровича были Волковы Сидор Трифонович и Ирина Алексеевна – и это раз. То, что нам известен самый дальний предок Сидора Сидоровича по мужской линии – Василий Федоров (1646-Между 1710 и 1716) – это два. То, что Ирина Алексеевна из деревни Яковлевская, а родители ее: Грачев Алексей Абрамович и Василиса – это три. Наконец, то, что дед Сидора Трифоновича был женат на Агафье Сидоровне, и тоже из деревни Яковлевская – это четыре. В-общем, самое время заинтересоваться яковлевскими корнями наших смолевских Волковых!

Начнем с семьи Грачевых и первого документа, в котором находим нашу Ирину Алексееву. Документ этот ревизия 1834 года, а Ирине в ту пору 9 лет записано. Двор записан следующим образом:
«Сидор Кирьянов Грачев 28 – у.1830
Сидора Кирьянова пасынок Алексей Абрамов 16-34
Алексея Абрамова жена Васса 34
Алексея Абрамова дочери Ирина 9 Агафья 6
Алексея Абрамова сыновья Григорий новый 7 Вукол новый полугоду».

Фамилия Грачев приобретена Алексеем по отчиму, а отчество у Алексея сохранено по биологическому отцу. Женился Алексей Абрамов достаточно рано, в возрасте не более 17 лет, о чем свидетельствует ревизия 1816 года:
«Сидор Кирьянов 25-29
Сидора Кирьянова жена Афимья 43
Сидора Кирьянова дочь Прасковья 3
Сидора Кирьянова падчерица Марья Абрамова 13
Сидора Кирьянова пасынок Алексей Абрамов 13-17
Алексея Абрамова жена Василиса 17».

Посмотрите, как все непросто складывается: для того, чтобы обнаружить Афимью (неизвестного отчества) в первом браке, да еще и с сыном Алексеем в семье, нам нужен документ самого начала 19 века, где-то около 1802 – 1807 годов. Никаких ревизий на эти годы не приходится, а надеяться можно лишь на какую-то исповедную ведомость.
А до тех пор будем полагаться лишь на наше предположение, благо в деревне Яковлевской Абрам всего один и записан он в деревне вот в такой семье:
«Родион Артамонов 33 – 43
Жена его Меланья Сидорова 40
У них дети Абрам 7 – 17 Наталья умре 772 Ирина 17».

Из второй ревизии 1748 года мы узнаем, что Родион Артамонов 15 лет незаконнорожденный, и записан-то он в самом конце списка жителей деревни Яковлевская. А все же с высокой степенью вероятностью мы можем сказать, что знаем его отца – это Артамон Егоров, то ли 24 лет (если верить первой ревизии 1719 года), то ли 30 лет, если мы найдем его в переписи 1716 года. Артамон – имя редкое, Артамонов всего два на волость, второй Артамон лет на 20 старше проживал в деревне Давыдово…

“«Срочно в номер!» от 30 августа 2012 года”

комментария 3

  1. Ольга Мокрушина 31 Авг 2012 в 21:35 ссылка на комментарий

    «Артамон – имя редкое, Артамонов всего два на волость, второй Артамон лет на 20 старше проживал в деревне Давыдово…»

    Володя, Артамон Егоров, вполне мог приходиться Родиону Артамонову крестным отцом, а не родным. Т.к. отчество у незаконнорожденных детей писалось по восприемнику. Возможены и такие варианты: Артамон Егоров на момент рождения Родиона не был в законном браке с его матерью (например они были старообрядцами и венчания в господствующей церкви не совершали), или же ребенок был рожден в браке, но раньше времени, т.е. от венчания до его рождения не прошло 9 месяцев (мне встречались такие записи, когда ребенок досрочно рожденный записывался «незаконнорожденным»).

  2. Владимир 01 Сен 2012 в 12:43 ссылка на комментарий

    Конечно, Оля, я с тобой во многом согласен.
    Тем не менее, мне кажется, что присвоение отчества могло происходить различно в зависимости от того, какое было время, а также в зависимости от местных цсловий и, прежде всего, от порядка, установившегося в приходе. То есть в старообрядческих селениях, близких к самым границам Москвы (как у тебя), порядок присвоения отчеств (например, только по крестному) мог быть иным, чем, предположим, в Гуслицах, в местных приходах. Но, поскольку я специально этим вопросом не интересовался, это лишь предположение.

    Отчество по крестному, упоминается часто. Например, в ревизии 1748 года Селнинской волости можно найти такие записи: «Незаконнорожденный Федор а по крестному отцу Иванов 15». «Незаконнорожденные Иван 12 Данила 10 по крестному отцу Фомины дети», «Незаконнорожденные Варфоломей 7 Иван 5 по крестному отцу Федоровы», «Харлам по крестному отцу Васильев 22», «Незаконнорожденные Захар 15 Емельян 15 Федор 12 по крестному отцу Гавриловы дети» и т.д.
    Но есть случаи, когда отчество не указывается и остается только гадать, какое оно, например (перепись 1773 года): «Венедикт 17-27 Игнатий 8-18 оба незаконнорожденные», «… незаконнорожденный Андрей 3». В таких случаях нужны более поздние документы, но они не всегда доступны.

    А там, где отчество указано, невозможно определить, от кого оно (раз нет ссылки на крестного): «Незаконнорожденные Родион Артамонов 15 Иван Игнатьев 20», «Незаконнорожденный Зот Климов 12» (в переписи 1773 года) или «Трофима Егорова сестры Натальи Егоровой незаконнорожденный сын Федор Антонов 3», а также: «Евдокима Андреева дочери Татьяны незаконнорожденный сын Фрол Петров 6» (в ревизии 1850 года по деревне Кузяево).

    Наиболее интересны случаи, когда незаконнорожденный ребенок «приписан» к отцу или матери, например: «… у них по матери незаконнорожденный ребенок Осип 6» (перепись 1773 года) или: «Карпа Потапова дочери Анна 19 Екатерина 16 и незаконнорожденная Лукьяна 6» и в той же семье: «Карпа Потапова жены незаконнорожденный сын Михей новый 10» (ревизия 1850 года по деревне Кузяево). К сожалению, этих незаконнорожденных детей мне не удалось встретить в более поздних документах, чтобы выяснить их отчество.
    Но вообще-то вопрос интересный.

  3. Владимир 01 Сен 2012 в 14:55 ссылка на комментарий

    В качестве справки.
    Свод законов гражданских по состоянию на 1911 год. По изданию: Свод законов Гражданских (св. зак. т. 10 ч. 1). Книга 1 «О правах и обязанностях семейственных», раздел 2 «О союзе родителей и детей, и союзе родственном», глава 1 «О детях законных, незаконных, узаконенных и усыновленных»:
    132-2 (по Прод. 1906 г.). «Внебрачный ребенок, если ему не было присвоено отчества при совершении метрической о его рождении записи, именуется по отчеству сообразно имени своего восприемника».
    132-3 (по Прод. 1906 г.). «Внебрачный ребенок именуется фамилией, одинаковою с отчеством, но с согласия матери и ея отца, если он находится в живых, может именоваться фамилиею матери, принадлежащею ей по рождению».
    Это означает, что, по крайней мере, по нормам закона от 12 марта 1891 года, с присвоением отчества был некоторый произвол.

Написать комментарий