«Срочно в номер!» от 17 августа 2012 года

Признаюсь, что никакой особой срочности в этом сообщении нет.
Но поскольку рубрика претендует на звание новостной, то рассказываю:
вышел очередной сборник Сергея Сергеевича Михайлова «МЕЩЁРА-край», вып.2, М., 2012, 214 с. Я самого сборника еще не видел, то Сергей мне по телефону немного о нем рассказал – и какая использована бумага, и какая замечательная у сборника обложка изумрудного цвета.
В Интернете информация о сборнике есть, дается вкратце его содержание и, в частности, упоминается статья В.А.Трусова «Пребывание иконописца Сергея Довольных в Екатеринбурге». Я, естественно, про эту статью тут же отписал Наталии Викуловой в Екатеринбург, зная, что ее предки из подмосковных деревень Анциферово и Костино Довольнов Афанасий Сергеевич и Афонина Анна Ивановна. Будем теперь вместе ждать сборник.
В этом же сборнике две мои статьи:
«Старообрядцы деревни Смолево и Костино: о «заимствовании» фамилий» (с. 102-138) и
«Старообрядцы деревни Костино: потребность в перемене мест» (с. 139-205).

Мои публикации в предыдущих сборниках:
«Демины из Молоково. История поиска и находок» — в сб.: «Гуслицкий сборник», Владимир, Транзит-ИКС, 2010, с. 93 – 116;
«Соколовы из Смолево. История поиска и находок» — в сб. «МЕЩЁРА-край», М.: Рус. деревня, 2011, Вып. 1, с. 163 – 205.

admin 17 Авг 2012 16:14 "Колонка редактора" 20 комментариев RSS лента комментариев

“«Срочно в номер!» от 17 августа 2012 года”

комментариев 20

  1. Андрей 20 Авг 2012 в 16:47 ссылка на комментарий

    Добрый день! Сегодня постараюсь купить анонсированный Вами сборник, ибо являюсь одним из потомков старообрядцев Романовых из деревни Костино!

    С уважением,
    Романов Андрей.

  2. Владимир 20 Авг 2012 в 18:35 ссылка на комментарий

    Добрый день, Андрей!
    Было бы весьма интересно узнать, кто именно из Романовых является Вашим прямым предком. Расскажите, если это возможно.

  3. Андрей 21 Авг 2012 в 8:06 ссылка на комментарий

    Добрый день, Владимир! Вчера читал Ваши статьи в сборнике. Очень интересно! Узнал много нового.
    Моим пра- прадедушкой является Романов Александр Исакович. У него помимо Федора (отец Сергея Федоровича Романова, упоминаемого Вами в статье) был ещё сын Тимофей (мой дедушка). У Тимофея родился Михаил (1935г.). Это мой отец (двоюродный брат Сергея федоровича Романова).

    Если я правильно понял, Исай Родионов (приблизительно 1655г.р.) является самым древним из известных моих предков (10 поколений).

    На самом деле, я полагал (впрочем безосновательно), что деревня Костино была образована после Раскола 1654г. на месте старообрядческого скита.
    Однако, в Вашей статье указывается, что Исай Родионов родился в 1655г. в деревне Костино. Значит она существовала ещё и до Раскола? Удивительно. Такая казалось бы маленькая деревушка (по крайней мере сейчас).
    По найденным мною данным переписи населения за 1926г. в Костино было 55 крестьянских хозяйств; 73 прочих хозяйств; 262 мужчины и 305 женщин.

  4. Владимир 21 Авг 2012 в 10:03 ссылка на комментарий

    Андрей, рад, что статьи оказались интересными. Это мой первый опыт публикации поколенных росписей с надеждой на то, что они окажутся полезными.
    Я считаю, что деревни наши образовались ранее 17 века, если быть осторожным в суждениях, то, предположительно, во второй половине 16 века. В переписных книгах 1646 года Костино записано как «Агафидово Костино тож», а дворов в деревне было шесть. Это много для того времени. Лишь в волостном центре — селе Карпово — больше: «двор попа да девять дворов крестьянских».

    Андрей, я был бы Вам очень признателен, если бы Вы поподробнее рассказали о своих предках. Как видите, информация по семье Романова Александра Исааковича у меня очень скупая.
    Вопросов много:
    годы жизни Александра Исааковича?
    тоже в отношении его жены — мне известно только ее имя (Ирина)?
    из какой она семьи?
    их дети?
    годы жизни Тимофея Александровича и все, что известно о его семье? где жила семья Тимофея Александровича, в Костино?
    Всего доброго!

  5. Андрей 21 Авг 2012 в 10:56 ссылка на комментарий

    Владимир! К сожалению, мой отец (Романов Михаил Тимофеевич) мало что помнит об отце (Тимофее Романове), так как он умер, когда мой отец был совсем маленький. В следующий раз, когда приеду к родителям в гости (вероятно в сентябре), постараюсь попытать его тщательнее.
    Я вот ведь даже и не знал, что жену Александра звали Ирина. Боюсь, что и сам отец этого не знал.

    А пока мне только известно, что у Тимофея была жена Елена в девичестве Капитанова. У них, помимо моего отца Михаила были две дочери, но они умерли в возрасте примерно 5-ти лет от дезинтерии.
    В конце 30-х годов умер Тимофей Александрович. Всю свою жизнь прожил в Костино. Со слов отца Тимофей служил в кавалерии, потом демобилизовался. Он неудачно упал с лошади, болел и, вероятно, по этой причине умер. После службы в армии Тимофей работал писарем в торговой конторе, по-моему, в деревне Новой. У него был каллиграфический почерк.
    Вероятно, грамотность в 30-х годах ценилась в Костино, хотя мне казалось, что старообрядцы вообще отличались умением писать и читать, но может в основном на церковнославянском (впрочем, и это уже серьезная основа).

    Про прадеда Александра отец мой вообще ничего не знает. По крупицам собирается информация. До 90-х вообще мало что знал о старообрядчестве, о предках.

    В юности иконы находил на чердаке дома, но куда-то все они подевались. Одна из икон была изготовлена в самом начале 20 века.
    А ведь наверное, мои предки их и нарисовали.
    В отношении фамилий деревни Костино у меня на слуху:
    Мартыновы; Ходневы; Бобковы; Собакины; Ганенковы; Сафроновы; Блажновы; Поздняковы; Зайцевы; Бариновы; Красильщиковы; Карасевы; Трушаковы; Плешковы; Капитановы; Куклевы.
    А вот Черкасовых; Корчагиных не слышал.

    С уважением,
    Андрей Романов.

  6. Владимир 21 Авг 2012 в 13:08 ссылка на комментарий

    Спасибо, Андрей! Это уже кое-что. Было бы важно узнать отчество Вашей бабушки Елены, поскольку она, по-видимому, из костинской семьи. Я думаю, что тогда есть шанс определить ее родителей. Если отчество не помнится, то есть шанс, что у Вашего отца мог сохраниться какой-то документ о его рождении, а в нем должны быть записаны родители.

  7. Ольга Мокрушина 22 Авг 2012 в 9:48 ссылка на комментарий

    Володя, радуюсь первым откликам потомков упомянутых в твоих росписях, надеюсь что благодаря публикации найдутся и другие.

  8. Владимир 22 Авг 2012 в 15:43 ссылка на комментарий

    Да, Ольга, хотелось бы так думать: будут отклики, будут находиться новые связи.

  9. Андрей 23 Авг 2012 в 17:59 ссылка на комментарий

    Добрый день, Владимир! Удалось выяснить, что жену Тимофея Александровича Романова (моего дедушки) звали Елена Васильевна Капитанова и она тоже была родом из Костино. Жену Александра Исаковича Романова (прадедушки) звали Арина и умерла она в 1947 году. Помимо Тимофея и Федора у них были дочери Елена и Мария. Елена вышла замуж за Бубнова (имя пока не узнал) и у них был сын Петр Бубнов (двоюродный брат моего отца). Он умер бездетным в возрасте,наверное лет 40-50 от алкоголизма.

  10. Владимир 24 Авг 2012 в 8:33 ссылка на комментарий

    Спасибо, Андрей!

    В отношении Романовой (Капитановой) Елены Васильевны. Она могла быть, как мне кажется, около 1905 — 1910 года рождения, следовательно, ее отец должен был родиться не позднее 1890 года. Капитановых в Костино в 1900 году было несколько семей. В этих семьях есть два Василия:
    Капитанов Василий Семенович 1886 года рождения (родители: Семен Федорович 1855 года и Анна Ильинична 1865) и
    Капитанов Василий Никитич 1873 года, к тому времени женат, жена Александра Сидоровна 1877 года рождения, у них указана дочь Пелагея 1899 года.
    Выбрать кого-то из этих двух Василиев оснований нет, оба подходят, нужна дополнительная информация.
    Могу также сообщить, что на кладбище деревни Костино похоронены Капитанов Алексей Васильевич (1925-1967) и Капитанова Валентина Сергеевна (1927-2004), по-видимому, муж и жена. Возможно, они связаны с Вашей семьей Капитановых.

    В отношении Бубновой (Романовой) Елены Александровны, которая вышла замуж за Бубнова, ничего толком сказать не могу. Бубновы — это коренная смолевская фамилия, но в Смолево такая семейная пара мне неизвестна, как, впрочем, и их сын Петр. Бубновы в Костино в 1900 году не упоминаются. Но на кладбище в Костино есть захоронение Бубнова П.Н. (1939-1981), указаны только инициалы.
    Скорее всего, Елена Александровна вышла замуж в соседнюю с Костино деревню Яковлевская. Там в 1858 году указаны три двора Бубновых, но о них у меня никаких сведений нет.

    Может быть еще что-то выясниться со временем?

  11. Андрей 24 Авг 2012 в 11:59 ссылка на комментарий

    Добрый день, Владимир!

    Большое спасибо за информацию!
    В отношении Бубновой (Романовой) Елены Александровны она действительно вышла замуж не за костинского. Ее муж работал обходчиком на станции Анциферово (предыдущая перед платформой Подосинки если ехать из Москвы). Там, на так называемом анциферовском разъезде они и жили. Скорее всего ее муж Бубнов действительно был родом из Смолево.
    Бубнов П.Н. это скорее всего и есть Петр Бубнов — двоюродный брат моего отца.
    Интересно было бы найти архивы церкви Слободищи. Ведь старообрядцы фиксировали браки; крещение; свадьбы и смерть в своих церквах.
    Впрочем, неизвестно с какого времени все это стало происходить в Слободищах.
    По крайней мере, мой отец с мамой венчались именно в Слободищах в 50-х годах. И меня там же крестили.
    Хотя из Костино до Слободищ путь далеко не близкий.
    В самом Костино был молельный дом, но кажется в 60-х его уничтожили и на его месте в 1969г. построили клуб. А сейчас и клуба нет. Последние кирпичи растащили в 2000-х.

    Церковь в Слободищах, насколько я знаю относится к Белокриницкому согласию, но появилась она кажется в середине 19 века (да и само течение тоже кажется тогда же и появилось). Тогда возникает вопрос: где, в каких документах и в каких местах отражались факты рождения; браков; смертей старообрядцев, в частности, деревни Костино и соседних деревень?
    Наверное уже ничего не сохранилось кроме переписей населения.
    А кладбище в Костино не такое уж и большое и мне трудно представить, что люди в деревне жили аж с середины 17 века, а кладбище такое компактное оставалось до последнего времени.
    Впрочем, Ваши труды дают основание считать о значительной миграции старообрядцев в Сибирь и на Урал.

  12. Владимир 25 Авг 2012 в 9:12 ссылка на комментарий

    Андрей, насчет Бубновых, я думаю, правильнее было бы так: действительно, когда-то одна из смолевских семей Бубновых переселилась в Яковлевскую. причем, может быть относительно давно, например, в начале 19 века. А Петр, как, впрочем и его отец, а, возможно, и дед, родились в Яковлевской. Яковлевская, собственно и расположена между платформами Анциферово и Подосинки.

    По поводу церкви в Слободищах. Я мало что про нее знаю, так же как и про общину местную. Конечно, метрические книги там велись, но, что сохранились — маловероятно. Мы с Ольгой Мельниковой как-то уже обсуждали на блоге этот вопрос. Дело в том, что смолевские старообрядцы были неокружниками, а костинские (все или большинство) — окружниками. Поэтому в конце 19 века из Смолево перестали ездить на Рогожское кладбище (метрики церквей которого сохранились), а из Костино ездили, следовательно, записи по костинским старообрядцам в метрических книгах Рогожки есть.

    На кладбище деревни Костино, в левой ближней его части, если смотреть от переезда, масса старых захоронений, от которых даже холмики просматриваются с трудом, не говоря уже об отсутствии крестов. К сожалению, это общая беда кладбищ: за старыми захоронениями присмотра нет уже давно, и они пропали или стали безымянными. Кроме того, из-за ограничения территории кладбища зачастую хоронили поверх предыдущих захоронений.

  13. Андрей 27 Авг 2012 в 9:22 ссылка на комментарий

    Добрый день, Владимир!

    А Вы не в курсе, есть ли возможность попасть в архив Рогожки, чтобы просмотреть сохранившиеся метрические книги? Или всё-равно там ничего не понять без подготовки, ведь, наверное, записи велись на церковнославянском.
    И вопрос: зачем костинским ехать на Рогожку, если они в церкви Слободищ фиксировали необходимые действия?
    Если только из Слободищ что-то передавалось на Рогожку. Тут надо знать принципы документооборота старообрядцев, если таковые существовали.

  14. ольга 27 Авг 2012 в 13:44 ссылка на комментарий

    Андрей, отвечу, наверное, я. Архивы Рогожки находятся в РГБ, бывшая Ленинка. Никакого старословянского — все читается. Старообрядцы ездили куда хотели для совршения таинств. До 1856 года в записях тысячи крещений и сотни браков. Колоссальный объем информации. Если почитаете предыдущие записи на этом блоге — то увидете некоторые рекомендации.

  15. Владимир 27 Авг 2012 в 14:17 ссылка на комментарий

    Только хотел сегодня написать, что по поводу метрических книг Рогожки Ольге лучше бы ответить, как тут Ольга и объявилась, что радует.
    Но вот, Ольга вопрос на засыпку: у нас информационно сложным получается период после 1900 года. Мои-то в Смолево и Молоково в 1906 году быстренько свои общины зарегистрировали, а метрики, хотя бы с 1913 по 1916 год, но сохранились.
    А как костинская община (или общины, если там и неокружники тоже были) поступила? Похоже, что не все из Костино в это время на Рогожку ездили.

  16. ольга 27 Авг 2012 в 20:00 ссылка на комментарий

    Да, безусловно, многие костинцы были неокружниками, но я, найдя своих, как-то успокоилась. Увы, где их искать, я сказать не могу.

  17. Андрей 28 Авг 2012 в 7:54 ссылка на комментарий

    Спасибо, Ольга, спасибо Владимир!

    Теперь есть ориентир для поисков. Если что-то интересное найду, поделюсь обязательно!

  18. ольга 28 Авг 2012 в 19:41 ссылка на комментарий

    Удачи!!!

  19. Наталия (Nath на ВГД) 17 Сен 2014 в 14:24 ссылка на комментарий

    Сборник «МЕЩЁРА-край», вып.2 теперь есть и в электронном виде по ссылке: http://www.borovskold.ru/download.php?id=40454117

  20. Владимир 17 Сен 2014 в 14:32 ссылка на комментарий

    Да, Наталия, я уже обратил на это внимание. По-видимому, по согласованию с Михайловым.

Написать комментарий