Шуделька

Справочно: Шуделька река в России, протекает в Томской области. Левый приток реки Обь на участке Оби от устья реки Чулым (правого притока Оби) до устья реки Кеть (правого притока Оби). Впадает в реку Обь на расстоянии в 2352 км от устья реки Обь. Длина реки Шуделька составляет 172 км, площадь водосборного бассейна 3460 км². Среди притоков реки Шуделька – река Тайжо.

shudelka_1.jpg

Среднее Приобье
Источник

shudelka_2.jpg

Мост через Шудельку. Разлив.
Источник

shudelka_3.jpg

Река Кеть
Источник

Далее – по материалам статьи Людмилы Николаевны Приль «Жизненное пространство староверов Среднего Приобья: женские стратегии освоения».

До 1917 года были известны: Тихвинский старообрядческий женский монастырь на реке Тоя Томского уезда, который был официально учрежден 21 сентября 1906 года (настоятельница инокиня Анфиса Андреева и игуменья Аполлинария, в миру Анна Каргополова), а также мужской Ново-Архангельский скит, настоятель и священноигумен скита Амфилохий (А.С. Журавлев).
«Женский монастырь в Нарымском крае появился благодаря Антонию (Поромову), старообрядческому епископу Пермскому и Тобольскому (1885-1918), который в мае 1918 купил на р. Нюрсе (левый приток р. Чаи) заимку для размещения женской обители [1, л. 199-200]. В это время женский монастырь близ станции Шамары (неподалеку от Перми) находился на грани закрытия. Возвращаясь из Нарымского края после покупки земли, владыка заболел и умер в Миасском женском монастыре. Но уже в 1918 на Нюрсе появились первые инокини из шамарского Успенского монастыря. Спустя два года община перебралась на Шудельку, где она продолжала расти за счет прибытия монахинь закрытых монастырей, в первую очередь шамарского (закрыт в 1918), миасского Никольского (закрыт в 1924) и томского Покровского (закрыт в 1931).
Шудельский старообрядческий монастырь (1920-1933) находился на территории Инкинского сельсовета Колпашевского района Западно-Сибирского края. В пос. Шуделька, Коршан, Тайжо (на одноименных речках) компактно проживали монахини трех женских старообрядческих монастырей, образовав здесь свои филиации. Сначала все инокини проживали вместе одной группой. Когда к ним прибыло много миасских монахинь, то в Шудельке и Коршане остались монахини бывшего шамарского монастыря, а выделившаяся группа миасских монахинь отселились в Тайжо, заведя отдельное хозяйство (1929). В 1931, после закрытия томского Покровского монастыря, его бывшие насельницы также поселились в пос. Тайжо…».

Небольшая община уральских монахинь была также вблизи томских обителей: Покровского монастыря и бывшего Ново-Архангельского скита с кельей Амфилохия. Позднее, пробыв недолго на Шудельке, монахини вдвоем ушли на реку Коршан в 40 километрах от Шудельки. Вообще предполагалось, что на Коршан перейдут летом 1933 года еще часть монахинь, так как «стало жить опасно от властей» — на Шудельке только шамарских монахинь было 25 человек.

«…Все три общины жили автономно друг от друга, «своими семьями», хозяйство вели раздельно. Нормой была взаимопомощь монастырей и признаваемое старшинство самой многочисленной шамарской филиации, через которую проходили все инокини, прибывающие в шудельское монастырское сообщество. Филиации монастырей не обнаруживали тенденций к объединению или иерархическому соподчинению. Во главе шамарской общины была игуменья Ливия (Оливия) и священник о. Леонид (Мякшин). Во главе томской общины стоял о. Иоанн (Юрков), а хозяйством руководила достаточно молодая м. Надежда (Шмагрина). Во главе миасской общины стояли м. Таисия (Андреева) («монастырь Андреевой») и уставщица Агафоклея (А. Фадеева). В конце марта 1933 в Тайжо привезли вещи будущей игуменьи миасской общины (Ф. Козловой), но она сама еще не успела приехать…».

Похоже, храма на Шудельке не было, но отец Леонид сохранил антиминс шамарского Успенского храма, что давало возможность проводить литургию.
Узнавали про монастырь на Шудельке и попадали в него благодаря личным или конфессиональным связям. В Нарымский край переселялись насельницы шамарского, миасского, томского, ишимского, черемшанского, семипалатинского и уральского монастырей. Слава о шудельских монастырях расходилось и желающих переехать на Шудельку было много.

Приобреталась земля так, как издавна принято у старообрядцев: либо за деньги, либо за книги. Сохранились документы, подтверждающие покупки «за книги»:
«На Тайжо я вместе с Наймушиным Филиппом купили заимку у непишущих секты «самокрест» Евмения и его сына Григория. Заимку мы купили со всей постройкой за 4 книги священного писания старообрядческого толка. Одновременно с нами в трех километрах от купленной мной заимки у непишущего Кустова Родиона заимку купила для монастыря монашка Андреева, покупала она заимку тоже на книги»

Сибирские условия (морозы и короткое лето) создавали серьезные проблемы для земледелия, поскольку таежная почва быстро изнашивалась, поэтому старые заимки бросали и осваивали новые. Местные крестьяне помогали монастырям в раскорчевке делянок и обработке почвы. Да и избы рубили тоже с помощью местных жителей. Впрочем, помощь всегда отрабатывалась или оплачивалась.

«…К 1933 г. на Шудельке и ее притоках проживало более 40 монахинь и послушниц трех общин – шамарской (25+2 чел.); миасской (7+2 чел.); томской (5). Они были разделены на небольшие хозяйства. С учетом тенденций, существовавших в государстве (ликвидация кулачества и крупных хозяйств), общины посчитали оптимальным существование монастырей в виде отдельных хозяйств из 5-7 человек, чтобы в списках сельсовета они не числились как крупное хозяйство. На допросах они поясняли, почему пришлось так сделать: «большая семья заметнее», «не так опасно от властей».
«Все монахини говорили о том, что они от нескольких дней до нескольких месяцев прожили на Шудельке, перед тем как выехать на Тайжо или Коршан. Пока филиации подготавливали себе «гнездо», используя выражение епископа Амфилохия, то есть покупали постройки, перевозили их и собирали на новом месте, шамарская община предоставляла им землю для посева…».
«…Филиации монастырей сохраняли свою самостоятельность и не обнаруживали тенденций к объединению. Они, как отдельные подворья, действительно «жили по соседству». В соответствии с поговоркой («В чужой монастырь со своим уставом не ходят»), монастыри-метрополии могли различаться деталями быта, что давало основания относить себя к томской, шамарской или миасской традиции. Самая многочисленная шамарская община имела игуменью (Ливия) и священника (отец Леонид)…».

К сожалению, в архивно-следственных делах нет упоминания, в честь каких икон или праздников были освящены моленные. И вообще о быте монастырей известно не многое.
«…На Тайжо возле «монастыря Андреевой» (миасская филиация) 10 апреля 1933 г. был найден ящик, в котором обнаружены 47 наименований церковной утвари, среди них названы: многочисленные разных цветов шелковые и атласные покрывала на престол и чашу; шелковые мантии розового, зеленого, голубого и «светло-коричневого» цвета, шелковая епитрахиль; парчовые ризы и покрывала на престол…».
«…По словам Ливии, игуменьи шудельского монастыря, «шамарский монастырь хлебопашеством не занимался, а хлеб всегда покупали или же получали за свое рукоделье».

«…Ликвидация монастырей началась 25 марта 1933. Были арестованы почти все насельницы монастырей в Шудельке, Тайжо, Коршане; два священника; несколько монахов-отшельников и много местных крестьян. Следствие длилось до начала августа 1933. Решением «тройки» большинство проходивших по делу получило срок заключения в ИТЛ на 5 лет; шесть монахинь получили по 10 лет лагерей; двоим срок заключения был определен в 3 года. Удалось установить, что по окончании сроков заключения большинство монахинь некоторое время проживали в г. Миасс…».
Источник

Ну, вот, мы и упомянули человека, путь которого пытаемся очень кратко, к сожалению, проследить: матушка Оливия, игуменья шамарского и шудельского монастырей.
Сведений о ней до крайности мало. А фотография всего одна — ее прислала мне Людмила Николаевна Приль. Где сделана фотография, также неясно, поскольку прислана она была в Томск из Миасса.

shudelka_4.jpg

Игуменья Оливия

“Шуделька”

комментариев 20

  1. Наталия (Nath на ВГД) 18 Янв 2012 в 9:55 ссылка на комментарий

    Владимир,
    вот в этом сборнике «Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI — XX вв.»
    Выпуск 25
    Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006 г., 304 c.» http://bit.ly/zGCwGn
    есть некоторая информация про Шудельский монастырь.
    Поскольку гугл.букс не «отдает» полностью текст, ссылку на кусочек даю: http://bit.ly/wevC8Z

    Полного текста в сети, по-видимому, нет, но, как выход, можно обратиться непосредственно к авторам: академику Покровскому и его коллегам: http://www.history.nsc.ru/st.htm

  2. Владимир 18 Янв 2012 в 17:09 ссылка на комментарий

    Весьма любопытное приложение, по-видимому, к одной из статей сборника, указанного в предыдущем комментарии, прислала мне Наталия. Речь идет о неком послании, найденном в монастыре на Шудельке. Текст пояснения по поводу данного послания привожу полностью:

    «Послание не датировано. Время создания – 1929-1933 гг., период массовой коллективизации, раскулачивания и закрытия белокриницких приходов в Сибири. Более вероятно, что послание написано в 1932-1933 гг., когда репрессии по отношению к лидерам старообрядческих общин достигли своего апогея, но еще не были арестованы предполагаемые авторы послания – томско-алтайский епископ Тихон и настоятель томской церкви о. Павел (Морозов), а также не уничтожен Шудельский монастырь, куда, скорее всего, оно и адресовалось. Непосредственный получатель – скитский священник о. Леонид (Мякшин), у которого послание вместе с другой обширной перепиской карательные органы конфисковали во время разгрома монастыря в апреле 1933 года. Сложнее определить автора. Рукой следователя написано, что «документ» принадлежит епископу Тихону. В обвинительном заключении по делу, составленном начальником окружного отдела ОГПУ г. Колпашева 11 августа 1933 г., приводится обширная выдержка из послания и говорится об о. Павле (Морозове) как предполагаемом авторе (Архив УФСБ по ТО, д. 3844. л. 61, 374 об.). В протоколах допросов об этом документе нигде не упоминается. Особенности орфографии и, главное, большое количество ошибок, не типичных для епископа Тихона, ни для о. Павла, затрудняют на сегодняшний день попытку достоверно определить автора послания».

  3. Ольга 18 Янв 2012 в 22:58 ссылка на комментарий

    Неужели будет печальное завершение истории? Впрочем, иного и ждать не приходится ….

  4. Наталия (Nath на ВГД) 19 Янв 2012 в 14:15 ссылка на комментарий

    Точное название статьи из сборника «Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI-XX вв. Новосибирск, 2006. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 25)» —
    Старухин Н.А. Новые источники по истории белокриницких общин Томско-Алтайской епархии. стр. 262
    http://clck.ru/UQgW
    речь в примечании идет о Пастырском послании и письмах епископа Тихона и о. Павла
    Я предпринимаю еще одну попытку найти эту статью, о результатах — сообщу.

  5. Владимир 19 Янв 2012 в 15:27 ссылка на комментарий

    Людмила Николаевна Приль посоветовала мне обратиться к следующей ее статье, в которой помещены более подробные материалы о монастыре на Шудельке:
    Приль Л.Н. К характеристике белокриницких обителей Томской области в
    1920-1930-х гг. // Традиционная книга и культура позднего русского
    средневековья. Труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, 27-28 октября 2006 г.) /Отв. редактор И.В. Поздеева): в 2 ч. Ярославль: Ремдер, 2008. Ч. 2. С. 194-217.
    Но, к сожалению, для меня эта статья так же труднодоступна.

  6. Ольга 19 Янв 2012 в 20:11 ссылка на комментарий

    Владимир, если данная статья есть где-нибудь в московских библиотеках -могу посмотреть.

  7. Владимир 19 Янв 2012 в 20:22 ссылка на комментарий

    Ольга, это было бы здорово! Монастырь на Шудельке, по-видимому, имел большое значение для сибирских мест, поэтому хотелось бы знать о нем побольше, тем более, что его существование связано с нашей (ну, наших старообрядческих кровей) матушкой Оливией.
    То, что этот сборник есть в РГБ или МГУ — это точно, но назвать еще какие-то библиотеки в Москве я затрудняюсь.

  8. Ольга 19 Янв 2012 в 20:37 ссылка на комментарий

    Зайду в РГБ, там я бываю, а МГУ еще не освоен ))

  9. Ольга 19 Янв 2012 в 20:51 ссылка на комментарий

    РГБ мне сказал, что у них есть Приль:
    — История ТИСИ — ТГАСУ в документах и материалах
    — Старообрядческие общины Прикетья и Причулымья в конце XIX — 80-х гг. XX века
    — Ново-архангельский скит по документам томских архивов
    — Микросоциум в лицах

    Нужной статьи, видимо, нет, но проверю, а то прийдется МГУ осваивать

  10. Ольга 19 Янв 2012 в 21:41 ссылка на комментарий

    У Поздеевой Ирины Васильевны много трудов в РГБ — про старопечатные книги и несколько сборников по старообрядчеству, но нужного издания не обозначено ((

  11. Ольга 19 Янв 2012 в 21:47 ссылка на комментарий

    Однако есть !!!
    было спрятано под рубрикой Мир старообрядчества

  12. Любовь 19 Янв 2012 в 21:56 ссылка на комментарий

    Владимир, матушка Августа, одна из миасских насельниц монастыря, отсидевшая впоследствии в тюрьме и вернувшаяся в Миасс, переписывалась со «своими» из Минусинска вплоть до средины 80-х годов прошлого века. В посылках сибиряки отправляли миасским монашкам огромные (тувинские!) помидоры, кедровые орешки. На открытках «С Первомаем!» поздравляли друг друга со Светлой Пасхой. Как были связаны между собой сибиряки и уральцы: Шуделькой или Калпашевской тюрьмой — уже не знаю, а хотелось бы узнать подробнее. М. Августа немного рассказывала о том времени. О себе — совсем мало. Больше — о других, как о мучениках.
    Она умерла 8 мая 1996 года. После нее умерла последняя из миасских монахинь — матушка Сира.
    Чем дольше времени, тем дороже память. Сейчас собираешь по крупицам то, что не дослушали и не расспросили в то время, когда наши старушки были реальными людьми, а не легендами.

  13. Владимир 20 Янв 2012 в 14:10 ссылка на комментарий

    Ольга, будем ждать с нетерпением — вдруг что-то найдется…

  14. Владимир 20 Янв 2012 в 14:13 ссылка на комментарий

    Добрый день, Любовь! Вы рассказываете интересные вещи. А можно еще что-то добавить про насельниц монастырей: под Миасском, в Шамарах и на Шудельке?

  15. ольга 20 Янв 2012 в 16:06 ссылка на комментарий

    Владимир, читала сегодня статью, завтра должны быть ксерокопии. Про матушку Оливию других деталей не нашла, больше про монастыри.
    Потом еще Натальины книги поищу.

  16. Галина 20 Янв 2012 в 17:03 ссылка на комментарий

    Я просто не знаю, что сказать! У нас нет такой фотографии!! Для всех это матушка Оливия, а для нас это просто тётя Липа, она разрешала нам так ее называть, хотя была не тётей , а родной сестрой нашего деда Ивана Ивановича Афонина.

  17. ольга 20 Янв 2012 в 17:14 ссылка на комментарий

    Не могу не задать очень риторический вопрос. Ну почему, ну почему мало таких книг???
    В РГБ всего 2 экземпляра — еле нашла — один в Музее книги и другой в Отделе рукописей.
    Замечательная толстая книжка с картинками, сборник, много статей — от Гейдельберга до виршей о куцем бесе курения. Написана вполне доступным языком — должна быть в каждом более-менее крупном городе, а всего 700 экземпляров. Напечатана в 2008 году, то есть сделать перенабор вообще никакого труда.
    У меня было минут 20 времени — только полистать по диагонали, у других и такой возможности нет. А сколько бы хотели бы почитать, а даже не знают.
    Потому что — Наука…

  18. Владимир 20 Янв 2012 в 19:03 ссылка на комментарий

    Надеюсь, Ольга, что о куцем бесе курения удалось зафиксировать на бумаге или в памяти?
    А, если серьезно, то с Вами полностью согласен, причем список-то какой замечательный мест хранения этой книги: Музей книги (!) и Отдел рукописей (!). Это же, однако, не Житие Аввакума!
    Спасибо, что нашли и посмотрели!

  19. Ольга 20 Янв 2012 в 20:43 ссылка на комментарий

    Да, Владимир, оба отдела заслуживают отдельного выступления. Музей книги — от клинописных вавилонских табличек через рукописные книги и первые гуттенберговские и федоровские издания до военных берестяных листовок. ОР — бывшее Румянцевское собрание — располагается в доме Пашкова. Из окон — наилучший вид на Кремль. Многие европейские дворцы победнее будут. Исследователи берут фолианты через шелковые платки. Тем не менее — один из самых демократичных архивов. На стене у Руководителя ОР — слова Столыпина «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
    Кто бывает в Москве — не пожалейте часа времени — сходите и МК и в ОР на экскурсию.

    А про беса мне самой понравилось — может, завтра перепишу ))

  20. Ольга 21 Янв 2012 в 13:45 ссылка на комментарий

    Владимир
    статья Приль — в почте

Написать комментарий