Шаненковы из Рахманово
Июль-август 2011
Когда мы уже собирались из Смолево ехать в Павловский Посад, мне позвонил Сергей Михайлов и продиктовал обещанный телефон Маргариты Ивановны Марковой, директора Выставочного зала в Павловском Посаде. Мы созвонились с Маргаритой Ивановной и, договорившись о встрече. Попали на открытие в Выставочном зале фото-выставки о 80-дневном переходе российской атомной ракетной подводной лодки с Северного флота на Тихоокеанский флот через Атлантический и Тихий океаны 1971 года. Выставку собственных фотографий представлял бывший подводник, контр-адмирал в отставке Борис Гаврилович Новый, участвовавший в этом плавании в составе походного штаба, уроженец Павловского Посада.
Несколько отвлекаясь от темы публикации (ну, интересно же!) расскажу про Бориса Гавриловича. Вначале, не скрою, я отреагировал на его фамилию. Ну, а как иначе, если в ведении моего деда, Соколова Тимофея Ивановича, были все склады (по-видимому, готовой продукции) фарфорово-фаянсовой фабрики Храпуновых-Новых в Кузяево. Причем, дело это фарфоровое в деревне Кузяево получило особое развитие после объединения капиталов двух старообрядческих семей: Храпуновых и Новых. Но попытаться поговорить с Борисом Гавриловичей на тему его родословной мне не удалось. Правда, номером его сотового я обзавелся…
А вот рассказать о нем, воспользовавшись материалами одной из Интернет-публикаций 2007 года, кажется мне интересным.
Родился Борис Гаврилович в 1937 году, окончил высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище в Гатчине, после окончания служил на подводных лодках Северного флота, закончил службу в звании контр-адмирала. А после этого почти десять лет руководил научно-исследовательским институтом Министерства обороны в г. Пушкин (бывшее Царское Село). В отставку ушел в 1994 году.
…И занялся поисковой работой. Вначале – поиском утраченных в войну художественных ценностей музея-заповедника Царское Село. Затем выяснял судьбу пропавшего без вести руководителя перегонов самолетов серии «Каталина» из США в Советский Союз в 1944 году. Позднее – судьбу американского экипажа самолета РБ-47…
В 1992 году была создана Российско-американская совместная комиссия по делам военнопленных и пропавших без вести, и, по крайней мере, по состоянию на 2007 год Борис Гаврилович Новый являлся экспертом этой комиссии. Он в то время расследовал обстоятельства гибели экипажа американского бомбардировщика-разведчика РБ-47 «Стратоджет», сбитого советским истребителем МИГ-17 1 июля 1960 года над Баренцевым морем недалеко от мыса Святой Нос, а также принимал самое активное участие в поиске захоронений погибших членов экипажа этого сбитого самолета США.
Это означает: многолетняя работа в архивах и постоянные встречи с людьми — возможными свидетелями событий в России и за ее пределами… Интересно!
Источник
Маргарита Ивановна, несмотря на проходящее мероприятие – открытие фотовыставки, все успевала: и ход презентации выставки курировать, и про нас не забывать. А затем пригласила нас с Галиной к себе в гости в Рахманово. Договорились на следующий день приехать к ней в гости.
Надо сказать, что в предыдущий день мы уже проехали с Лидой Казанское и Рахманово, рассматривая старые дома и церкви.
Но встреча с Маргаритой Ивановной – это особый случай. Нам была обещана обстоятельная экскурсия по Рахманово, включая и старообрядческое кладбище и места, где были старообрядческие кельи монашек…
…Прежде всего, дома у Маргариты Ивановны мы попали за стол с пирогами. Разными и вкусными. В общем, Галине, похоже, стоило определенного труда изолировать меня от пирогов…
Но начался рассказ, который я коротко хотел бы здесь привести…
Дело в том, что Маргарита Ивановна из старообрядческой семьи Шаненковых из Рахманово. Ее дед, Степан Алексеевич Шаненков, был старообрядческим начетником (уставщиком).
Уставщики были наиболее влиятельными и авторитетными старообрядцами в общине. Во-первых, они были приобщенными к церковной теории, знали тонкости старообрядческого вероучения, могли толковать священные книги и отстаивать старообрядческую позицию, при необходимости – также крестить, исповедовать и отпевать.
На фотографии семья Шаненковых — Агафоновых. В центре: жена Степана Алексеевича Шаненкова Анна Кузьминична (Агафонова – по отцу) с дочкой Анной на руках. Слева: сидит сестра Анны Кузьминичны, рядом с ней стоит сын Степана Алексеевича Антон, рядом сидит дочь Степана Алексеевича Евдокия, за ними стоит Александра Кузьминична (Агафонова) – позднее матушка Анафролия. Справа: дочери Степана Алексеевича Ольга и Агафья (крайняя справа).
Справа сидит Степан Алексеевич Шаненков. Старообрядческий начетник (уставщик), бухгалтер Азовского коммерческого банка. Фото до 1916 года. Из семейного архива Маргариты Ивановны Марковой
Справочно: Азовский коммерческий банк (позднее – Русско-Азиатский банк) находился в Санкт-Петербурге, Невский проспект, 62. Здание сохранилось. Банк был образован в 1910 году путем слияния Русско-Китайского и Северного банков. Занимал первое место среди акционерных банков России по объему своих операций, имел 175 филиалов в России и за рубежом. Основная сфера деятельности – финансирование промышленности, в частности предприятий военно-промышленной группы (Путиловский, Невский заводы, завод Барановского). Источник: Википедия.
Здание на Невском проспекте, в котором располагался Русско-Азиатский банк. Источник
Возвращаемся к семье Шаненковых.
Семья Шаненковых: Анна Кузьминична и Степан Алексеевич, их дети — слева направо: Агафья, Антон, Ольга. Из семейного архива Маргариты Ивановны Марковой
Степан Алексеевич с сыном Антоном.
Надпись на обороте не совсем понятна: «На вечную память отъ Савелия Владимировича». Кто он — Савелий Владимирович и почему надписывает фотографию, на которой изображен Сергей Алексеевич с сыном. Из семейного архива Маргариты Ивановны Марковой.
Групповая фотография. Надпись на обороте:
«Верхний ряд стоят: Шанёнков Степан Алексеевич, Хабров Савелий, Зорин Николай Васильевич, Заглодин Егор Васильевич, Кошенков Иван Алексеевич, Кошенков Егор Алексеевич, сидят: Куделин Игнат, Кошенков Марк Филатович (Феофилактович), Сидоров Егор Владимирович, Маркелов Иван». Из семейного архива Маргариты Ивановны Марковой.
Степан Алексеевич Шаненков, Куделин Игнат (?), старообрядцы. Из семейного архива Маргариты Ивановны Марковой
Афинин Гавриил Филиппович. Из семейного архива Маргариты Ивановны Марковой
Афинин (в некоторых документах упоминается как Афонин) Гавриил Филиппович не имеет родственного отношения к Шаненковым, но его судьба и судьба матушки Анафролии (Александры Кузьминичны) связаны между собой старообрядческим храмом во имя Рождества Христова в деревне Андроново.
Дальнейший рассказ о некоторых моментах истории храма – по материалам сайта «Крылья голубиные» Источник
Гавриил Филиппович был переведен в Андроновский храм в 1920 году. Отцу Гавриилу было тогда уже 54 года, а всего прожил он 97 лет. Поставил в Андроново дом, который сохранился и ныне (в нем живет его правнучка)…
В 1938 году вместе с несколькими уважаемыми старообрядцами деревни Андроново был арестован. Из арестованных в Андроново вернулись живыми из лагеря только Панфил Захарович Кустарев – он до конца 1950-ых годов был старостой храма, и отец Гавриил, который был освобожден в конце войны.
Из списка репрессированных Ногинского района – о семье Афининых:
«…Афинин Артем Гаврилович, 1904, слобода Степановка, экспедитор, Трест «Мосснабсбыт», прож. д. Большой Двор, дело П-44292.
Афинин Архип Гаврилович, 1907, слобода Степановка, без опр. занятий, прож. д. Андроново, дело П-44292.
Афинин Гавриил Филиппович, 1869, слобода Степановка, служитель религиозного культа, прож. д. Андроново, дело П-44292…».
Источник
Тема репрессий бесконечна и в своей актуальности, и в нашей сегодняшней непознанности всего тогда происходившего. Не имея возможности проверить данные в отношении Андроново на достоверность, я все же приведу пересказ с одного из форумов
«…Деревня Андроново имела в себе не более 90 дворов. Я не имею цифр, к сожалению, по всем жителям, пострадавшим в 20-е — 50-е гг. Знаю общеизвестных людей, потомки которых к тому же ходят в храм, и я с ними ближе знаком. Это только из числа проживавших в 30-е гг. в маленьком Андронове. Свящ. Гавриил Афонин — 5 лет лагерей. Панфил Кустарев — староста моленной — то же. Григорий Плохов — сын строителя моленной, внук первого священника о. Агафоника, погиб в лагере. Иосиф Харитонов — сын второго священника о. Петра, казнен. Федот Плохов — активный и авторитетный прихожанин, плюс счетовод колхоза, казнен. Логин Романов — застали у сорванного ветром первомайского транспаранта и обвинили в диверсии, отсидел 10 лет. Яков Шибанов — певчий в моленной, во время ночной смены на фабрике запел церковное песнопение, чтобы не заснуть у станка, — отсидел 10 лет. Инокиня Анафролия Шаненкова — просвирня — 10 лет ссылки. Афанасий Гущин — попал в плен во время немецкого наступления 42-го года, 10 лет лагерей…».
Источник
Таким образом, если полагать, что приведенные данные достоверны, то Анафролия получила 10 лет ссылки, но место ссылки, я не знаю.
Помимо Андроновского старообрядческие храмы были в Большом Дворе (сейчас Андроново и Большой Двор объединены в одно селение) и в Кузнецах.
«…В 1936(?) году был закрыт и разграблен «окружный» храм в Большом Дворе. Несколько ранее служившего там священника о. Василия Кирилловича Леонтьева, уже старого человека, «раскулачили» и направили на принудительные работы (заготовку торфа на болотах)… Могила его, как и захоронения всех других местных старообрядческих священников, находится на Большедворском кладбище… Книги из храма были переданы в Корневский храм Рожества Богородицы и там сгорели при пожаре 1993 года…
… «Окружная» же церковь св. Анны Кашинской в Кузнецах была закрыта еще ранее. Иконы и киоты мореного черного дерева (любимый стиль А. И. Морозова) сожгли. Часть книг до сих пор находится в Андроновском храме…».
Регистрация общины для старообрядцев-неокружников представляла сложность в те годы. Не осталось никого из неокружнических епископов, а единственная возможность зарегистрировать общину была через признание старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси. Поскольку в этом виделось отступление от «заветов отцов», то старообрядцы-неокружники, сколько могли, противились этому. И все же в 1947 году Андроновская община была зарегистрирован в составе Московской Архиепископии. Но неокружнические настроения как в Андроново, так и вообще в районе сохранялись.
«…Отец Гавриил после возвращения с Севера отнюдь уже не был «ревнителем» в этом духе (отстаивании неокружничества). Но по своей глубокой старости и немощи он не определял порядки в храме. Некоторым же старикам очень не хотелось того, чтобы окружники стали ходить в Андроново на молитву и, особенно, участвовать в пении (у них была несколько «модернизированная» морозовская выучка, а в Андронове пели до этого своей дедовской напевкой). Главной ревнительницей неокружных традиций считалась инокиня м. Анафролия (Шаненкова, родом из с. Рахманова), которая после возвращения из сибирской ссылки стала в Андроновском храме просвирней.
В 1951 году храм сильно пострадал от пожара. М. Анафролия пустила в пристройку на ночлег нищего. Это был Вася Тарасовский – нечто вроде местного юродивого. В ночное время ему вздумалось зачем-то зажечь спичку. От одной этой спички загорелась пристройка, а затем пламя проникло в храм и пошло поверху: обгорел чердак и верхняя часть стен. Пострадала и часть икон иконостаса…».
Во второй половине 1950-х годов храм в Андроново, как бывший неокружный приход инспектировала комиссия Архиепископии, которая установила, что:
«… отец Гавриил находится в крайней старческой немощи, так что даже во время литургии некоторые молитвы за него читает пономарь, что всеми делами полностью распоряжаются, без всякого контроля со стороны «двадцатки», Панфил Захарович Кустарев и мамушка Анафролия, что андроновцы поддерживают очень тесное общение с еще не примирившимися неокружниками, а именно свящ. Даниилом из Чулкова (Раменского района) и т. п.».
В итоге отца Гавриила отстранили от службы, а матушка Анафролия уехала из Андронова в село Запонорье, где, как говорят, и умерла…
Сергей Михайлов со ссылкой на архивные источники пишет:
«Во II квартале 1946 года с ходатайством об открытии молитвенного здания обратились старообрядцы-неокружники деревни Рахманово Павлово-Посадского района. Это селение издавна считалось неокружническим и имело в прошлом храм-моленную. Но прошение было отклонено даже несмотря на переход рахмановцев, по примеру неокружников Андронова, под начало архиепископа Иринарха. Здание храма-моленной было занято жильцами, и освобождать его никто не собирался.
Группа верующих селения Рахманово собиралась по праздникам до 1948 года, а затем прекратила свою деятельность вследствие смерти руководителя — местного уставщика. Она насчитывала всего 15 активных членов».
Источник
«Местный уставщик» — по-видимому, речь идет о Степане Алексеевиче Шаненкове…
А по Рахманово Маргарита Ивановна нас все же неспешно провела. Посмотрели мы часовню, которая установлена совсем рядом с тем местом, где была старообрядческая церковь. Маргарита Ивановна вспоминает, что ее широкие ступени спускались к речке, а для детей это было одно из любимых мест. Посмотрели место, где находились старообрядческие кельи. Перейдя речку, дошли до небольшого старообрядческого кладбища.
У часовни с Маргаритой Ивановной
Старообрядческое кладбище
До чего выразительны старинные фотографии! Их можно разглядывать бесконечно. А имена старообрядцев — как музыка: Панфил, Агафоник, Анафролия, Логин…
Самая интересная, на мой взгляд, групповая фотография мужчин — это редкий жанровый снимок старообрядцев, даже если они и слегка позируют.
Но вслед за ней идет не менее сильная фотография двух мужчин: Степана Алексеевича с товарищем. Она тоже производит на меня большое впечатление их достоинством и спокойной уверенностью.
Так вот как выглядел мой прадед Савелий!
А не поможете получить его фотографию в более достойном качестве? Или как получить доступ к ней лично что бы снять копию?
С кем я могу связаться по этому вопросу?
Спасибо Вам огромное за этот пост! Давно уже занимаюсь поисками информации о своем прапрадеде — Гаврииле Филипповиче Афинине!
Алина, было бы замечательно почитать здесь о Ваших результатах поиска — уверен, что они есть! А мы про Гавриила Филипповича и его семью знаем, к сожалению, слишком мало.
Огромное спасибо автору статьи и Маргарите Ивановне! В нашем семейном архиве, к сожалению, подобных фотографий и материалов не сохранилось. Пра-правнук Степана Алексеевича Шанёнкова, крещённый в 1977 году, по удивительному совпадению, в Андроново, Юрий.
Юрий, а вы кому из детей Степана Алексеевича, внуком приходитесь, если не секрет: Ивану, Антону или Вере? Интерес у меня не простой: у Степана Алексеевича была родная сестра: Прохорова-Козловская (Шаненкова) Татьяна Алексеевна, а её внуки — мне троюродными дядями приходятся. 🙂
Здравствуйте Владимир !
Меня заинтересовала личность Бориса Гавриловича. Из записей краеведа Андрияновой Устинии Григорьевны (у них были хорошие деловые отношения) я узнал, что этот человек был в составе эвакуированный семей сотрудников авиационного завода, которые ехали в эвакуацию и не далеко от станции Авсюнино попали под бомбёжку. Есть две братские могилы жертв трагедии. Погибло более 200 гражданских лиц. Его семья уцелела и далее продолжала путь. Он занимался исследованиям этого вопроса и по своим детским воспоминаниям, по воспоминаниям родителей много знал про этот кошмарный день в военной истории Гуслицкого края.
Меня интересует нет ли у вас его координат и жив ли он сейчас ?
Михаил, нет ни координат, и я о нем ничего сейчас не знаю. Встреча была по сути случайной.
Добрый день! Мой муж из старообрядческой семьи, которая проживает в деревне Дмитрово (недалеко от Рахманово). Мы пытались восстановить ветвь по материнской линии, но кроме воспоминаний моей свекрови у нас ничего нет. Известно,что ее дед Кошин Иван Филиппович имел какое-то отношение к Рахмановской церкви ( на месте которой теперь часовня) , был женат на Прасковье Ивановне ( умерла в 1927 году, оба похоронены на Рахмановском старообрядческом кладбище).У них было пять детей: Евдокия, Ирина (мать свекрови), Мария, Савва и Игнатий (оба пропали на финской войне).Вот, пожалуй , и все. Подскажите, где можно поискать информацию?
Ольга, Вам, вероятно, известен год рождения Ивана Филипповича?
Если он родился до 1869 года (и известен год рождения), то следовало бы посмотреть материалы подворной переписи 1869-1871 годов по Дмитрово. Насколько я понимаю, Дмитрово вместе с Рахманово относилось к Игнатьевской волости.
Кроме того, имя Филипп «неплохое» в том смысле, что отец Ивана Филипповича может оказаться единственным Филиппом в деревне.
Следует, правда учесть, что в материалах подворной переписи нет фамилий.
В любом случае стоит обратиться также к спискам избирателей 1917 года по Дмитрово, опять-таки в надежде, что в них окажется записан и отец Ивана Филипповича.
Оба этих документа могут быть (а могут и не быть, если не сохранились) в Москве, в ЦИАМ (Профсоюзная, 80).
Я не могу подсказать, как стоило бы искать в «советский период» — время это грустное. Существующие базы данных связаны либо с репрессиями, либо с потерями в ВОВ.
Было бы замечательно, если бы к нашему разговору присоединилась Ирина Фещенко. Ирина могла бы более конкретно проконсультировать по нашему вопросу.
Галина, я как-то пропустил Ваше сообщение от 30 марта. Значит, и Вас могут Шаненковы заинтересовать?
Дело в том, что у Маргариты Ивановны я видел схему родственных связей Шаненковых: что-то типа древа от руки сделанного. Насколько я понял, эта информация от Виктора Ситнова. Если честно, то не вглядывался.
Вам это интересно?
Благодарю, Владимир! К сожалению год рождения Ивана Филипповича я не знаю. Раньше и дни рождения то особо не знали, отмечали день ангела, а это не всегда совпадает ((( В ЦИАМ думала обратиться и раньше, только не знаю как подступиться.
Ольга, а год рождения Прасковьи Ивановны известен? Наконец, сохранились ли их захоронения в Рахманово?
В случае, если Вы решите искать самостоятельно, потребуется найти время для того, чтобы записаться в читальный зал ЦИАМ, заказать нужные дела и поработать с ними, если эти дела выдадут (могут по разным причинам и отказать). Понятно, что нужно еще предварительно выяснить реквизиты тех дел, что Вы собираетесь заказать.
На блоге есть статья «Волковы-Колонины«. Колонины — фамилия рахмановская. Ирина Сидорова, если прочтет нашу переписку и если вообще не на даче, может быть, и подскажет что-то по делам, она Рахманово в ЦИАМ, по-моему, смотрела.
Часовня в Рахманово стоит немного в стороне от того, места, где была церковь. Уверен, что сохранился мостик через речушку, по которому переходишь к старообрядческому кладбищу. Так вот, ступени церкви выходили прямо к этому мостику. По воспоминаниям Маргариты Ивановны широкие ступени церкви были одним из любимых мест игр детворы.
Кельи были по другую сторону от того места, где сегодня стоит часовня, метрах в стах.
Фотография дома, в котором были кельи, у меня где-то есть.
Владимир! Мне всё ещё интересна любая информация по Шаненковым.
Не Ваш?:
Шаненков Ив. Абр. Томская губ., Томский у., Н.-Кусковской
Воинское звание: Стрелок
Семейное положение: Женат
Событие: Ранен
Дата события: 9 ноя.1914
Источник: «Именной список №782 убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам.», стр.12508
http://dlib.rsl.ru/viewer/01004358636#?page=28
Владимир! Захоронения конечно соранились, но там всегда стояли только кресты. И если у Прасковьи Ивановны написано — умерла в 1927 году, то у Ивана Филипповича дат никаких нет. Зато теперь знаю года рождения их дочерей : Евдокия-1886, Мария-1898, Ирина-1904.
Ольга, это очень неплохо — то, что одна из дочерей родилась в 1886 году — вероятность, что ее родители сами родились до 1869 года, велика. Поэтому их достаточно надежно можно будет найти в подворной переписи 1869-1871 годов. Как не странно, но сочетание имени и отчества (Иван Филиппович) также не частое: вот, например, в моей базе данных на 10 тыс. мужских персон случаев таких (Иван Филиппович) всего семь — нам ведь нужно не только найти его в подворной переписи, но и убедиться, что он единственный Иван Филиппович.
Забыл сказать, Ольга, что я списывался с Ириной Сидоровой, правда, она сейчас на даче, но обещала, как вернется посмотреть свои архивные записи по Рахманово. Нам ведь что нужно сейчас — реквизиты дело с подворными переписями по Рахманово. А в нем, скорее всего, будет эта перепись и по Дмитрово. Так что ждем…
Владимир, благодарю за содействие!
Сказал бы мне Володя на день раньше… сегодня сдала я эту перепись. ЦГА Москвы (бывший ЦИАМ) Ф.184 Оп.10 Д.1723 Перепись селений Игнатьевской волости. Микрофильм 4, прямо с его начала на листах 172-173 об. — деревня Дмитрово. Судя по количеству листов — деревня очень небольшая, дворов 15, так что и при отсутствии фамилий вероятность нахождения Ивана Филипповича очень высока.
Списки избирателей 1917 г. (тоже сдала на днях): Ф.2337 Оп.1 Д.15. Списки избирателей Игнатьевской волости, селения А-К. Лист 45 — деревня Дмитрово.
Ждем Вас, Ольга, в ЦИАМ 1 сентября, т.к. сейчас там каникулы начинаются.
Ирина, благодарю!!!
Ольга, 13.07.2015 Вы пишете:
«Добрый день! Мой муж из старообрядческой семьи, которая проживает в деревне Дмитрово (недалеко от Рахманово). Мы пытались восстановить ветвь по материнской линии, но кроме воспоминаний моей свекрови у нас ничего нет. Известно,что ее дед Кошин Иван Филиппович имел какое-то отношение к Рахмановской церкви…»
Случайно нашел такую запись в метрических книгах деревни Молоково за 1918 год:
«№. 53. Ноября 28, (место не указано), Никола
Родители: Лопаковой Николай Афанасьевич и жена его Анна Ивановна Ярочкины
Восприемники: Лопаковой Потап Васильевич Потапов, Димитровой Игнатьевской волости Матрона Ивановна Кошина»
Это явно означает, что Анна Ивановна из семьи Кошиных деревни Димитровой
Владимир! Я тут схемы свои посмотрела повнимательнее и вот до чего додумалась: у Степана Алексеевича была родная сестра: Прохорова-Козловская (Шаненкова) Татьяна Алексеевна, её внуки — мне троюродными дядями приходятся, а Маргарита Ивановна Маркова — внучка Степана Алексеевича, тогда тоже мне тоже троюродная тётя (пусть и дальняя), да? Теперь точно нужно ехать к ней в гости и всё выяснить! Я с ней сегодня созванивалась : вам Большой привет от неё! Помнит, обещала по приезду и меня пирогами накормить. 🙂 Планирую в марте её посетить.
Очень интересно, Галина! Все, оказывается, рано или поздно впрок приходится — вот и статья о Шаненковых, которые, казалось бы, никак с другими фамилиями на блоге не пересекаются. Да и написана-то статья была 4,5 года назад.
Хотел Вам вот о чем рассказать: у Маргариты Ивановны, я уверен, сохранились наброски ее фамильного древа на большом таком листе. Сделаны от руки либо Виктором Ситновым, либо самой Маргаритой Ивановной, но точно по информации Виктора.
Попросите разрешения сфотографировать этот лист — интересно же!
Очень грустная весть : https://www.bogorodsk-noginsk.ru/articles/neskolko-slov-v-pamyat-o-margarite-ivanovne-markovoj.html
Очень печально… светлый, добрый и порядочный человек — такой помню Маргариту Ивановну.
Прощание с Маргаритой Ивановной состоялось 2 августа в старообрядческой Церкви Рождества Христова в Андроново, Большие Дворы.