Шамары

Шамары расположены на железнодорожной ветке Пермь – Екатеринбург, ближе в Перми, от которой до станции Шамары около 4 часов электричкой. Окрестные места можно хорошо представить вот по такой карте:

Шамары_схема

Те, кто занимается паранормальными явлениями, называют пять самых загадочных мест России (Источник):

1. Чертово логово Медведицкой гряды на границе Волгоградской и Саратовской областей, где совершенно необычная частота встречаемости шаровых молний, оставляющих ожоги на деревьях. Погибают и люди.
2. Уральская крепость Аркаим под Челябинском, которую называют еще «русским Стоунхенджем» и где живут привидения. По невыясненным причинам Аркаим был покинут жителями 4000 лет назад. Помимо развалин улиц и строений здесь обнаружены остатки водопровода, металлургических печей, рудников.
3. Аномальная зона Желтояр на востоке Воронежской области. Здесь удалось заснять на пленку видения далекого прошлого, которые относят к событиям Великой Отечественной войны. Говорят о феномене «поля памяти» неизвестной физической природы, способном сохранять «отпечатки объектов и проецировать их во времени.
5. Синь-камень на берегу Плещеева озера вблизи Переславля-Залесского, который в отличие от всех остальных камней, имеет тенденцию передвигаться самостоятельно. Вот что говорится о нем в «Энциклопедии непознанного»: «Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. В начале XVII в. церковь вступила в борьбу с языческой религией. Дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму, и скинуть в нее Синь-камень. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля-Залесского (Ярославская область) решили заложить волшебный камень в основание фундамента местной колокольни. Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лед проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет свое местоположение, медленно перемещаясь по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор».

5. Ну, и, наконец, то, что нас интересует — село Молебка, что расположено в 30 км от железнодорожной станции Шамары на правом берегу речки Сылвы. НЛО тут появляются самых разных форм – классические «тарелки», «сферы», «гантели», «сигары», светящиеся шары. Правда, пришельцы в «М-ском треугольнике» терроризируют местных жителей и исследователей этих явлений в значительно меньшей степени, чем многочисленные туристы.
Надо сказать, что в районе Молебки расположены демидовские рудники. Возможно, поэтому здесь присутствуют магнитные излучения, влияющие на измерительные приборы и людей.
Но самое главное — в другом. Шамары – святое место для староверов. Здесь в старообрядческом храме во имя Рожества Иоанна Предотечи отныне и до века пребывает рака с мощами святых преподобномученников Константина и Аркадия — шамарских чудотворцев, почитаемых староверами всей Руси.

shamari_21.jpg

Храм во имя Рожества Иоанна предтечи в Шамарах

Храм во имя Рожества Иоанна Предотечи в Шамарах.
Источник

shamari_4.jpg

Шамары, женский хор в Шамарах
Источник

Небольшое отступление.
Встретил как-то в Интернете один из номеров газеты «Община». Газета эта относится к периодической печати Уральской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, но важно другое. «Община» — издание старообрядческого прихода села Пристань Артинского района Свердловской области (насколько я мог себе представить, это село на берегу реки Уфа). Выпуск газеты – инициатива самой общины. Издается газета с 2007 года, в январе 2012 года вышел 28 ее номер. Тираж растет: от 100 до 300 экземпляров, растет издательский объем (сейчас – около 20 полос). Растет география распространения газеты: сейчас помимо Екатеринбурга и «своих мест» (включая Шамары) – это Боровск, Кострома, Москва, Пермь, Ржев, Ярославль, Тюмень. В газете, кстати, печатались и собственные (издания) интервью с митрополитом Московским и Всея Руси Корнилием. Интересный факт: поскольку газета не отказывается от критических замечаний, то однажды распространение номера газеты с критических материалом был запрещено одним из священников в его храме.
Ну, а редактором газеты является журналист Максим Гусев из Екатеринбурга.

Пишет Максим, в частности, и про Шамары, например, приводя в своей статье «К могилам иноков» рассказ местного (шамарского) старообрядца:
«…До этого староверы, как наши, так и часовенные, жили по окрестным деревням – в Коптелах, Коптело-Шамарах, Платоново, Симонятах, Роще и в других местах, многих из которых уже нет – и в многочисленных хуторах. Практически в каждой деревне был молельный дом часовенных. А вот наши храмы были только в трех монастырях (мужском Вознесенском, который был резиденцией владыки Антония Пермского, и в двух женских). А единственный приходской храм располагался в Коптело-Шамарах. После разорения монастырей в этот храм были свезены утварь и книги из разоренных монастырей. Храм пережил 20-е и 30-е годы и был уничтожен только при Хрущеве в 1963 году. Причем снести его не могли довольно долго, хотя и был он деревянным. Местные братья староверы Авраамий и Нестор Дубровины во время разорения храма выносили иконы и книги. Успели вынести даже Царские Врата, они, кстати, сейчас в шамарском храме и установлены…».
Здесь и далее источник

Нужно сказать, что и молельная часовенных также пострадала, но и из нее беспоповцы успели спасти свои иконы. А тракторист, который ломал храм, вскоре умер…
Конечно, не удалось спасти всю утварь и все книги. Поэтому позднее Абрам Дубровин специально несколько раз ездил на Рогожское кладбище и переписывал там от руки богослужебные книги…

…На праздник Рожества Иоанна Предотечи в Шамары паломники съезжаются загодя. Который год проводится в этих местах крестный ход. От старообрядческого храма в Шамарах до места, где были убиты иноки Константин и Аркадий.

Максим Гусев: «…Сегодня эти святые – одно из немногих старообрядческих достояний, находящихся в нашей матери-Церкви. Государственной религией не по праву прямого наследства, но словно по суду искусными «юристами» насильственно отобраны у нас многие святыни, некогда бывшие достоянием единой дораскольной Руси…».

Крестный ход – это 20 километров асфальтовой дороги, поэтому выходят как можно раньше, обычно — еще до утренних туманов.

shamari_9.jpg

Источник

Максим: «…Метров сто пройдем сельской улочкой – до реки. Здесь по рукотворным мосткам переберемся на тот берег, вслушиваясь в плеск воды, которая, уже основательно остыв после вчерашней жары, сейчас кажется и вовсе студеной. И начнут староверы растягиваться в длинную – самого зоркого глаза не хватит – колонну…».

shamari_5.jpg

Источник

В дороге нельзя пить и громко разговаривать… Время от времени останавливаются, совершая поклоны запрестольному кресту и иконе священномучеников.
Два крестных хода (в 2004 и 2005 годах) вел сам митрополит Андриан Четвергов.

Митрополит Андриан Четвергов

Митрополит Андриан Четвергов
Источник
Перед конечной точкой крестного хода – деревня Платоново.
Максим: «…От деревни идем горой, теперь направо и по проторенной дорожке… Тяжело. Солнце нещадно печет, и молишься в эти минуты, молишься усердно – «Дай, Господи, сил дойти!» И вот уже полем, совсем немного осталось. На припеке и не вздохнешь уже – каждый вдох обжигает, а в верхушках леса, показавшихся на горизонте, гуляет ветер. Здесь у стены леса и воздух как бы свежее. Вот и мосток через овраг, а справа от нас, в низине, под невысокими елями, лесная хозяюшка-белка оставила обшелушенные шишки. Чувствуете этот непередаваемый смоляной дух хвои, обильно разогретый полуденным солнцем?
И вот с мостка, если глядеть на просвет, уж виднеется сруб на месте успокоения преподобномученников… «Здесь покоются раби Божии священноиноци Аркадий и Константин, убиении в лети 7364-е генваря 18 дня»…Молебен…После молебна – к колодцу, с десяток метров ниже по тропинке. Сейчас можно не только испить этой чудесной святой воды, но и ополоснуться, а желающие могут облиться ею прямо из ведра…».

shamari_7.jpg

Источник

А дальше – необычное, чего, пожалуй, нет нигде после крестного хода. Уже несколько лет Шамарский крестный ход заканчивается сплавом по реке Сылве до Шамар. Часть паломников сплавляется на плотах, которые здесь же и сколачиваются, часть – на лодках и катамаранах — их везут на машинах из Шамар. Всех, кто не участвует в сплаве, везут обратно в поселок на машинах.

shamari_6.jpg

Источник

Максим приглядывается к одной из семей сплавщиков: «…По Сылве они сплавляются уже третий год. Говорят сплав только первый километр легок, дальше начинаются пороги, опасные повороты, и, чтобы удержаться на плаву, требуется сила и ловкость…Прошлым летом в Шамары они вернулись под утро – по пути перевернулись и вымокли, часть вещей уплыла или утонула…».
По завершению одного из крестных ходов сплавлялся на лодке сам митрополит Андриан. Говорят, пример владыки многих увлек на воду…

shamari_11.jpg

Источник

Да, не зря мы, благодаря Максиму Гусеву, побывали в Шамарах… Интересным оказалось знакомство со здешним крестным ходом.
Хотя, признаться, ничего не смог я найти, касающееся жизни женских монастырей в этих местах. Вот даже место толком неизвестно: были ли эти монастыри в самих Шамарах или в их окрестностях. В какой-то мере, это понятно – монастыри были разгромлены давно, в 1918 году, а монахини ушли на Среднее Приобье, в Шудельку…

“Шамары”

комментариев 15

  1. Ольга 12 Янв 2012 в 22:48 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо, чудесный рассказ

  2. Александр 13 Янв 2012 в 13:10 ссылка на комментарий

    В статье Максима приводятся мои слова, но Вы неправильно называете меня местным старообрядцем — я москвич, а вот жена — из шамарских, внучка как раз Абрама Дубровина.

    +++ничего не смог я найти, касающееся жизни женских монастырей в этих местах. Вот даже место толком неизвестно: были ли эти монастыри в самих Шамарах или в их окрестностях.

    Действительно, в интеренете, крайне мало информации.

    Надо сделать необходимое пояснение, что, собственно, деревня Шамары теперь называется Коптело-Шамары, а нынешние Шамары — это пристанционный посёлок, в котором в начале века было лишь пару десятков домов.
    Мужской монастырь располагался около д. Коптело-Шамары. Место известно. Вл. Андриан в 2004 году поставил крест на месте монастырского храма.
    Женский же находился дальше — в урочище Попкова гора. Место собственно, монастыря тоже известно. Я его лично обследовал два года тому назад.

    Вот здесь в статье известного историка Белобородова содержится конкретная информация
    http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/chapter4/text.html

    Епископ Антоний, сам прошедший серьезную “монастырскую школу”, активно принялся за устройство новых старообрядческих обителей. Так, в Пермской губернии, в нескольких верстах от станции Шамары Урминской волости Кунгурского уезда, на рубеже XIX и XX вв. им были основаны два монастыря – женский Успенский и мужской Вознесенский (ставший резиденцией владыки).

    Скиты в урминских и шамарских лесах существовали уже в конце XVIII в., когда Кунгурский уезд был прибежищем беглопоповцев и поморцев. Во второй половине XIX в. Урминская волость стала одним из центров белокриницкого согласия на западном склоне Уральских гор. К началу XX в., например, из 230 жителей д. Шамары (вместе с д. Коптелы) около трети придерживались “австрийского толка”. Удаленность от крупных населенных пунктов (а следовательно, от начальства) делала эти места чрезвычайно удобными для строительства монастыря.

    Первые известия о желании епископа Антония устроить здесь старообрядческую обитель относятся к 1902 г., когда на имя пермского губернатора А. П. Наумова поступила анонимная записка от одного из сторонников Белокриницкой иерархии. В этом документе неизвестный “австриец” пытался доказать, что жалоба епископа Пермского Иоанна (Алексеева) “на нашего епископа Антония, проживающего в Урминской волости в деревни Шамарах, буть-то-бы он строит какой-то монастырь – выдумка и пустые сплетни”. Автор записки уверял, что “постройку ведет Сисой Харитонов Попков. Он строит две крестьянские избы, связанныя одними сенями на своей усадьбе и на свое изживение и для своей надобности, как у него два сына”35.

    Далее, развивая мысль, защитник Антония писал: “…по некоторым взглядам односторонним можно признать весь район Урминской волости скитом, потому как все жители старообрядцы живут разбросано, население очень редкое, где дом, где два, где три, меж их леса и пашни… В таком районе живет и Попков крестьянин Сисой Харитонов. У него сестра вдовая, она присвоила себе подругу, а через нея познакомились с этой месностию и другие некоторые старые три девицы. Они имеют ремесло священное облачение шить, имеется у них свидетельство из ремесленной управы для чюлочного заведения. У них 3 или 4 машины чюлочных. Имеют они и учениц, и вот их составилось шесть штук, или семь, а может и восемь, проживают у Попкова на фатере…” 36. Квартирантки эти молятся Богу по старым обрядам, но это не запрещено по закону от 3 мая 1883 г.

    Поэтому, делает вывод автор записки, не следует обращать “сурьезное внимание на суетное нарекание на нашего епископа. Он человек кроткой и знает статьи закона – к вашим православн. попов не касается”37. Хотя власти провели несколько “негласных” расследований, решение по поводу “австрийских” скитов в Шамарах не было принято. После указа 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповеданий запретить строительство уже было невозможно, и шамарские монастыри в кратчайшее время “изрядно обустроились и изукрасились”.

    Главный храм мужского монастыря – во имя Вознесения Господня, освященный в январе 1909 г., был “великолепной и красивой архитектуры. Внутри 5-ярусный иконостас. Келии братии в деревянном 2-этажном корпусе… Невдалеке стоит 2-этажное здание: внизу келарня, вверху – келии его преосвященства и эконома монастыря, иеродиакона Иеронима Воронова. Братии около 25 человек… В монастыре есть библиотечка, в которой много старопечатных, святоотеческих и исторических книг…” (ил. 9) 38. По-разному сложилась судьба мужской и женской обителей. Перед известными событиями 1917 г. женский монастырь “развивался и процветал, как новыми постройками, так и людьми, а мужской приходил в упадок”. Некоторые из скитников переселились на новые места, другие были взяты на войну, третьи – “попали в мирские сети”.

  3. Владимир 13 Янв 2012 в 15:40 ссылка на комментарий

    Александр, я чрезвычайно благодарен за Ваш комментарий! Много информации, интересной и ценной.
    Со статьи С.А.Белобородова, по-моему, и начался наш экскурс в вопрос переселения подмосковных старообрядцев на восток: Урал и Сибирь. Мне кажется, что именно в этой статье 2-3 месяца назад я встретил знакомые фамилии. На блоге несколько предыдущих публикаций посвящены переселениям, в последующем, я уверен, будут и другие сообщения.
    Александр, а где располагается урочище Попкова гора? Было ли там раньше какое-то поселение? Может быть, Вам что-то известно о женском монастыре в этом месте? Сохранились ли какие-то рассказы? Что дали Ваши собственные обследования места?

  4. Ольга Мокрушина 16 Янв 2012 в 14:01 ссылка на комментарий

    Володя, спасибо за новую интересную тему и познавательные рассказы, путешествую читая…

  5. Вероника 17 Июл 2012 в 11:40 ссылка на комментарий

    Добрый день! Я родилась и выросла в Шамарах, но давно не живу там, но с интересом узнаю новое про свою Родину. Место, где находился моностырь известно, наверное, всем местным, за лесхозовским питомником. Здания из этого монастыря и по сегодняшний день стоят в поселке, это почта, раньше была поликлиника.

  6. Владимир 18 Июл 2012 в 10:10 ссылка на комментарий

    Вероника, добрый день! Спасибо за сообщение. Но, может быть, Вы тоже могли бы что-то рассказать о женском старообрядческом монастыре в Шамарах? Вероятно, Вы слышали рассказы старших.

  7. Вероника 08 Авг 2012 в 14:09 ссылка на комментарий

    Добрый день! Поеду к маме поспрашиваю, раньше не очень обсуждалась история монастыря, но кто-то из старожил наверно мне поможет.

  8. Владимир 08 Авг 2012 в 17:07 ссылка на комментарий

    Спасибо, Вероника! Буду ждать.

  9. Александр 21 Сен 2013 в 20:24 ссылка на комментарий

    +++Александр, а где располагается урочище Попкова гора? Было ли там раньше какое-то поселение?

    Как раз в этом году подробнее обследовали данное урочище. Оно находится в долине реки Козьял в 5 км. от впадение её в реку Сылву. На месте были найдены фундаменты 6 строений, одно из которых весьма большого размера — примерно 40 м. в длину, 15 в ширину. Судя по расположению фундамента, это могла быть моленая. По скольку у меня нет открытого листа на проведение арх. раскопок, то мы проводили лишь поверхностное изучение. Вместе с тем, оно дало богатый материал, т.к. было найдено не мало утвари и различных предметов.

  10. Александр 21 Сен 2013 в 20:27 ссылка на комментарий

    +++Место, где находился моностырь известно, наверное, всем местным, за лесхозовским питомником.

    Вероника, это совершенно иной монастырь: новообрядческий. И находится он в другом месте, на Шалинской дороге. Данный монастырь существовал всего два года — с 1916 по 1918.

    http://sobory.ru/article/?object=23215

  11. попкова людмила ивановна 06 Сен 2018 в 21:07 ссылка на комментарий

    СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ нашла её случайно. Мне 58 лет. Мой отец уроженец деревни Коптело-Шамары Попков Иван Игнатьевич 1917 г.р. умер 1970. Мне было 10 лет и я ничего не знала о корнях, а из вашей статьи узнала очень интересную информацию и хотелось бы узнать о роде Попковых: и кто же мой предки. А по рассказам из детства знаю что бабушка Домна была набожной и жила в Коптелах до 1960 года, потом приехала к нам в Ивдель. Где можно найти какую-нибудь информацию?
    С уважением Пуртова-Попкова Людмила Ивановна

  12. Владимир 07 Сен 2018 в 8:40 ссылка на комментарий

    Добрый день, Людмила!
    Выше в комментариях Александр пишет про урочище Попкова гора — кто знает, не произошло ли это название от кого-то из вашей семьи.

    Статья эта о Шамарах появилась в связи с человеком, который нас интересовал — это матушка Оливия (Афонина Олимпиада Ивановна). Родилась она в 1881 году в Екатеринбурге, но родители ее из деревни Костино в Подмосковье. Затем она оказалась на Урале, в старообрядческом монастыре под Миассом.
    Когда монастырь (все это уже в советское время) был разгромлен, то часть монахинь переселилась в монастырь под Шамарами, где матушка Оливия стала игуменьей. Монастырь под Шамарами также был разгромлен, а монахини с матушкой Оливией перебрались на Шудельку, приток Оби. Впрочем, и там монастырь также был разорен.

    Я практически ничего, что касалось бы мест под Шамарами, добавить не могу.
    Людмила, Вы пишете: «…хотелось бы узнать о роде Попковых: и кто же мой предки». Я полагаю, что у Вас есть все шансы это сделать, нужно только понять, где искать документы по Коптело-Шамарам (кстати, а на карте Шамары и Коптелово почему-то разнесены?).
    Понятно, что сегодня Шамары — это Шалинский городской округ, но до образования Свердловской области Шамары относились к Пермской губернии. Я надеюсь, что, может быть, кто-нибудь из поисковиков нам подскажет, ну, например: могут ли быть похозяйственные книги советского периода в пгт Шаля или нужно искать в другом месте. И вообще как разумнее подойти к поиску.

  13. эдуард 15 Фев 2019 в 13:14 ссылка на комментарий

    Автору респект за первое фото с мостиком через пруд!!! никакого отношения к Шамары не имеющее он находится в деревне Лямпа Ачитского района

  14. Владимир 15 Фев 2019 в 16:01 ссылка на комментарий

    Спасибо за уточнение, Эдуард! Возможно, это кому-то поможет при поисках в Подмосковье.

  15. Сергей 14 Мар 2019 в 2:03 ссылка на комментарий

    Вопрос к местным жителям села Шамары.
    Ваш посёлок стоит на речке., скажите пожалуйста есть ли по берегам заросли густые камыша, осоки, рогоза остролистого (того что по осени даёт коричневые початки/пуховики) , куги?
    Ищу подтверждение истокам названия вашего селения. Для интереса найдите в сети «Этимологический словарь русского языка» автор Макс Фасмер.

Написать комментарий