Шамары
Шамары расположены на железнодорожной ветке Пермь – Екатеринбург, ближе в Перми, от которой до станции Шамары около 4 часов электричкой. Окрестные места можно хорошо представить вот по такой карте:
Те, кто занимается паранормальными явлениями, называют пять самых загадочных мест России (Источник):
1. Чертово логово Медведицкой гряды на границе Волгоградской и Саратовской областей, где совершенно необычная частота встречаемости шаровых молний, оставляющих ожоги на деревьях. Погибают и люди.
2. Уральская крепость Аркаим под Челябинском, которую называют еще «русским Стоунхенджем» и где живут привидения. По невыясненным причинам Аркаим был покинут жителями 4000 лет назад. Помимо развалин улиц и строений здесь обнаружены остатки водопровода, металлургических печей, рудников.
3. Аномальная зона Желтояр на востоке Воронежской области. Здесь удалось заснять на пленку видения далекого прошлого, которые относят к событиям Великой Отечественной войны. Говорят о феномене «поля памяти» неизвестной физической природы, способном сохранять «отпечатки объектов и проецировать их во времени.
5. Синь-камень на берегу Плещеева озера вблизи Переславля-Залесского, который в отличие от всех остальных камней, имеет тенденцию передвигаться самостоятельно. Вот что говорится о нем в «Энциклопедии непознанного»: «Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. В начале XVII в. церковь вступила в борьбу с языческой религией. Дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму, и скинуть в нее Синь-камень. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля-Залесского (Ярославская область) решили заложить волшебный камень в основание фундамента местной колокольни. Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лед проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет свое местоположение, медленно перемещаясь по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор».
5. Ну, и, наконец, то, что нас интересует — село Молебка, что расположено в 30 км от железнодорожной станции Шамары на правом берегу речки Сылвы. НЛО тут появляются самых разных форм – классические «тарелки», «сферы», «гантели», «сигары», светящиеся шары. Правда, пришельцы в «М-ском треугольнике» терроризируют местных жителей и исследователей этих явлений в значительно меньшей степени, чем многочисленные туристы.
Надо сказать, что в районе Молебки расположены демидовские рудники. Возможно, поэтому здесь присутствуют магнитные излучения, влияющие на измерительные приборы и людей.
Но самое главное — в другом. Шамары – святое место для староверов. Здесь в старообрядческом храме во имя Рожества Иоанна Предотечи отныне и до века пребывает рака с мощами святых преподобномученников Константина и Аркадия — шамарских чудотворцев, почитаемых староверами всей Руси.
Храм во имя Рожества Иоанна Предотечи в Шамарах.
Источник
Шамары, женский хор в Шамарах
Источник
Небольшое отступление.
Встретил как-то в Интернете один из номеров газеты «Община». Газета эта относится к периодической печати Уральской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, но важно другое. «Община» — издание старообрядческого прихода села Пристань Артинского района Свердловской области (насколько я мог себе представить, это село на берегу реки Уфа). Выпуск газеты – инициатива самой общины. Издается газета с 2007 года, в январе 2012 года вышел 28 ее номер. Тираж растет: от 100 до 300 экземпляров, растет издательский объем (сейчас – около 20 полос). Растет география распространения газеты: сейчас помимо Екатеринбурга и «своих мест» (включая Шамары) – это Боровск, Кострома, Москва, Пермь, Ржев, Ярославль, Тюмень. В газете, кстати, печатались и собственные (издания) интервью с митрополитом Московским и Всея Руси Корнилием. Интересный факт: поскольку газета не отказывается от критических замечаний, то однажды распространение номера газеты с критических материалом был запрещено одним из священников в его храме.
Ну, а редактором газеты является журналист Максим Гусев из Екатеринбурга.
Пишет Максим, в частности, и про Шамары, например, приводя в своей статье «К могилам иноков» рассказ местного (шамарского) старообрядца:
«…До этого староверы, как наши, так и часовенные, жили по окрестным деревням – в Коптелах, Коптело-Шамарах, Платоново, Симонятах, Роще и в других местах, многих из которых уже нет – и в многочисленных хуторах. Практически в каждой деревне был молельный дом часовенных. А вот наши храмы были только в трех монастырях (мужском Вознесенском, который был резиденцией владыки Антония Пермского, и в двух женских). А единственный приходской храм располагался в Коптело-Шамарах. После разорения монастырей в этот храм были свезены утварь и книги из разоренных монастырей. Храм пережил 20-е и 30-е годы и был уничтожен только при Хрущеве в 1963 году. Причем снести его не могли довольно долго, хотя и был он деревянным. Местные братья староверы Авраамий и Нестор Дубровины во время разорения храма выносили иконы и книги. Успели вынести даже Царские Врата, они, кстати, сейчас в шамарском храме и установлены…».
Здесь и далее источник
Нужно сказать, что и молельная часовенных также пострадала, но и из нее беспоповцы успели спасти свои иконы. А тракторист, который ломал храм, вскоре умер…
Конечно, не удалось спасти всю утварь и все книги. Поэтому позднее Абрам Дубровин специально несколько раз ездил на Рогожское кладбище и переписывал там от руки богослужебные книги…
…На праздник Рожества Иоанна Предотечи в Шамары паломники съезжаются загодя. Который год проводится в этих местах крестный ход. От старообрядческого храма в Шамарах до места, где были убиты иноки Константин и Аркадий.
Максим Гусев: «…Сегодня эти святые – одно из немногих старообрядческих достояний, находящихся в нашей матери-Церкви. Государственной религией не по праву прямого наследства, но словно по суду искусными «юристами» насильственно отобраны у нас многие святыни, некогда бывшие достоянием единой дораскольной Руси…».
Крестный ход – это 20 километров асфальтовой дороги, поэтому выходят как можно раньше, обычно — еще до утренних туманов.
Максим: «…Метров сто пройдем сельской улочкой – до реки. Здесь по рукотворным мосткам переберемся на тот берег, вслушиваясь в плеск воды, которая, уже основательно остыв после вчерашней жары, сейчас кажется и вовсе студеной. И начнут староверы растягиваться в длинную – самого зоркого глаза не хватит – колонну…».
В дороге нельзя пить и громко разговаривать… Время от времени останавливаются, совершая поклоны запрестольному кресту и иконе священномучеников.
Два крестных хода (в 2004 и 2005 годах) вел сам митрополит Андриан Четвергов.
Митрополит Андриан Четвергов
Источник
Перед конечной точкой крестного хода – деревня Платоново.
Максим: «…От деревни идем горой, теперь направо и по проторенной дорожке… Тяжело. Солнце нещадно печет, и молишься в эти минуты, молишься усердно – «Дай, Господи, сил дойти!» И вот уже полем, совсем немного осталось. На припеке и не вздохнешь уже – каждый вдох обжигает, а в верхушках леса, показавшихся на горизонте, гуляет ветер. Здесь у стены леса и воздух как бы свежее. Вот и мосток через овраг, а справа от нас, в низине, под невысокими елями, лесная хозяюшка-белка оставила обшелушенные шишки. Чувствуете этот непередаваемый смоляной дух хвои, обильно разогретый полуденным солнцем?
И вот с мостка, если глядеть на просвет, уж виднеется сруб на месте успокоения преподобномученников… «Здесь покоются раби Божии священноиноци Аркадий и Константин, убиении в лети 7364-е генваря 18 дня»…Молебен…После молебна – к колодцу, с десяток метров ниже по тропинке. Сейчас можно не только испить этой чудесной святой воды, но и ополоснуться, а желающие могут облиться ею прямо из ведра…».
А дальше – необычное, чего, пожалуй, нет нигде после крестного хода. Уже несколько лет Шамарский крестный ход заканчивается сплавом по реке Сылве до Шамар. Часть паломников сплавляется на плотах, которые здесь же и сколачиваются, часть – на лодках и катамаранах — их везут на машинах из Шамар. Всех, кто не участвует в сплаве, везут обратно в поселок на машинах.
Максим приглядывается к одной из семей сплавщиков: «…По Сылве они сплавляются уже третий год. Говорят сплав только первый километр легок, дальше начинаются пороги, опасные повороты, и, чтобы удержаться на плаву, требуется сила и ловкость…Прошлым летом в Шамары они вернулись под утро – по пути перевернулись и вымокли, часть вещей уплыла или утонула…».
По завершению одного из крестных ходов сплавлялся на лодке сам митрополит Андриан. Говорят, пример владыки многих увлек на воду…
Да, не зря мы, благодаря Максиму Гусеву, побывали в Шамарах… Интересным оказалось знакомство со здешним крестным ходом.
Хотя, признаться, ничего не смог я найти, касающееся жизни женских монастырей в этих местах. Вот даже место толком неизвестно: были ли эти монастыри в самих Шамарах или в их окрестностях. В какой-то мере, это понятно – монастыри были разгромлены давно, в 1918 году, а монахини ушли на Среднее Приобье, в Шудельку…
Владимир, спасибо, чудесный рассказ
В статье Максима приводятся мои слова, но Вы неправильно называете меня местным старообрядцем — я москвич, а вот жена — из шамарских, внучка как раз Абрама Дубровина.
+++ничего не смог я найти, касающееся жизни женских монастырей в этих местах. Вот даже место толком неизвестно: были ли эти монастыри в самих Шамарах или в их окрестностях.
Действительно, в интеренете, крайне мало информации.
Надо сделать необходимое пояснение, что, собственно, деревня Шамары теперь называется Коптело-Шамары, а нынешние Шамары — это пристанционный посёлок, в котором в начале века было лишь пару десятков домов.
Мужской монастырь располагался около д. Коптело-Шамары. Место известно. Вл. Андриан в 2004 году поставил крест на месте монастырского храма.
Женский же находился дальше — в урочище Попкова гора. Место собственно, монастыря тоже известно. Я его лично обследовал два года тому назад.
Вот здесь в статье известного историка Белобородова содержится конкретная информация
http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/chapter4/text.html
Епископ Антоний, сам прошедший серьезную “монастырскую школу”, активно принялся за устройство новых старообрядческих обителей. Так, в Пермской губернии, в нескольких верстах от станции Шамары Урминской волости Кунгурского уезда, на рубеже XIX и XX вв. им были основаны два монастыря – женский Успенский и мужской Вознесенский (ставший резиденцией владыки).
Скиты в урминских и шамарских лесах существовали уже в конце XVIII в., когда Кунгурский уезд был прибежищем беглопоповцев и поморцев. Во второй половине XIX в. Урминская волость стала одним из центров белокриницкого согласия на западном склоне Уральских гор. К началу XX в., например, из 230 жителей д. Шамары (вместе с д. Коптелы) около трети придерживались “австрийского толка”. Удаленность от крупных населенных пунктов (а следовательно, от начальства) делала эти места чрезвычайно удобными для строительства монастыря.
Первые известия о желании епископа Антония устроить здесь старообрядческую обитель относятся к 1902 г., когда на имя пермского губернатора А. П. Наумова поступила анонимная записка от одного из сторонников Белокриницкой иерархии. В этом документе неизвестный “австриец” пытался доказать, что жалоба епископа Пермского Иоанна (Алексеева) “на нашего епископа Антония, проживающего в Урминской волости в деревни Шамарах, буть-то-бы он строит какой-то монастырь – выдумка и пустые сплетни”. Автор записки уверял, что “постройку ведет Сисой Харитонов Попков. Он строит две крестьянские избы, связанныя одними сенями на своей усадьбе и на свое изживение и для своей надобности, как у него два сына”35.
Далее, развивая мысль, защитник Антония писал: “…по некоторым взглядам односторонним можно признать весь район Урминской волости скитом, потому как все жители старообрядцы живут разбросано, население очень редкое, где дом, где два, где три, меж их леса и пашни… В таком районе живет и Попков крестьянин Сисой Харитонов. У него сестра вдовая, она присвоила себе подругу, а через нея познакомились с этой месностию и другие некоторые старые три девицы. Они имеют ремесло священное облачение шить, имеется у них свидетельство из ремесленной управы для чюлочного заведения. У них 3 или 4 машины чюлочных. Имеют они и учениц, и вот их составилось шесть штук, или семь, а может и восемь, проживают у Попкова на фатере…” 36. Квартирантки эти молятся Богу по старым обрядам, но это не запрещено по закону от 3 мая 1883 г.
Поэтому, делает вывод автор записки, не следует обращать “сурьезное внимание на суетное нарекание на нашего епископа. Он человек кроткой и знает статьи закона – к вашим православн. попов не касается”37. Хотя власти провели несколько “негласных” расследований, решение по поводу “австрийских” скитов в Шамарах не было принято. После указа 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповеданий запретить строительство уже было невозможно, и шамарские монастыри в кратчайшее время “изрядно обустроились и изукрасились”.
Главный храм мужского монастыря – во имя Вознесения Господня, освященный в январе 1909 г., был “великолепной и красивой архитектуры. Внутри 5-ярусный иконостас. Келии братии в деревянном 2-этажном корпусе… Невдалеке стоит 2-этажное здание: внизу келарня, вверху – келии его преосвященства и эконома монастыря, иеродиакона Иеронима Воронова. Братии около 25 человек… В монастыре есть библиотечка, в которой много старопечатных, святоотеческих и исторических книг…” (ил. 9) 38. По-разному сложилась судьба мужской и женской обителей. Перед известными событиями 1917 г. женский монастырь “развивался и процветал, как новыми постройками, так и людьми, а мужской приходил в упадок”. Некоторые из скитников переселились на новые места, другие были взяты на войну, третьи – “попали в мирские сети”.
Александр, я чрезвычайно благодарен за Ваш комментарий! Много информации, интересной и ценной.
Со статьи С.А.Белобородова, по-моему, и начался наш экскурс в вопрос переселения подмосковных старообрядцев на восток: Урал и Сибирь. Мне кажется, что именно в этой статье 2-3 месяца назад я встретил знакомые фамилии. На блоге несколько предыдущих публикаций посвящены переселениям, в последующем, я уверен, будут и другие сообщения.
Александр, а где располагается урочище Попкова гора? Было ли там раньше какое-то поселение? Может быть, Вам что-то известно о женском монастыре в этом месте? Сохранились ли какие-то рассказы? Что дали Ваши собственные обследования места?
Володя, спасибо за новую интересную тему и познавательные рассказы, путешествую читая…
Добрый день! Я родилась и выросла в Шамарах, но давно не живу там, но с интересом узнаю новое про свою Родину. Место, где находился моностырь известно, наверное, всем местным, за лесхозовским питомником. Здания из этого монастыря и по сегодняшний день стоят в поселке, это почта, раньше была поликлиника.
Вероника, добрый день! Спасибо за сообщение. Но, может быть, Вы тоже могли бы что-то рассказать о женском старообрядческом монастыре в Шамарах? Вероятно, Вы слышали рассказы старших.
Добрый день! Поеду к маме поспрашиваю, раньше не очень обсуждалась история монастыря, но кто-то из старожил наверно мне поможет.
Спасибо, Вероника! Буду ждать.
+++Александр, а где располагается урочище Попкова гора? Было ли там раньше какое-то поселение?
Как раз в этом году подробнее обследовали данное урочище. Оно находится в долине реки Козьял в 5 км. от впадение её в реку Сылву. На месте были найдены фундаменты 6 строений, одно из которых весьма большого размера — примерно 40 м. в длину, 15 в ширину. Судя по расположению фундамента, это могла быть моленая. По скольку у меня нет открытого листа на проведение арх. раскопок, то мы проводили лишь поверхностное изучение. Вместе с тем, оно дало богатый материал, т.к. было найдено не мало утвари и различных предметов.
+++Место, где находился моностырь известно, наверное, всем местным, за лесхозовским питомником.
Вероника, это совершенно иной монастырь: новообрядческий. И находится он в другом месте, на Шалинской дороге. Данный монастырь существовал всего два года — с 1916 по 1918.
http://sobory.ru/article/?object=23215
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ нашла её случайно. Мне 58 лет. Мой отец уроженец деревни Коптело-Шамары Попков Иван Игнатьевич 1917 г.р. умер 1970. Мне было 10 лет и я ничего не знала о корнях, а из вашей статьи узнала очень интересную информацию и хотелось бы узнать о роде Попковых: и кто же мой предки. А по рассказам из детства знаю что бабушка Домна была набожной и жила в Коптелах до 1960 года, потом приехала к нам в Ивдель. Где можно найти какую-нибудь информацию?
С уважением Пуртова-Попкова Людмила Ивановна
Добрый день, Людмила!
Выше в комментариях Александр пишет про урочище Попкова гора — кто знает, не произошло ли это название от кого-то из вашей семьи.
Статья эта о Шамарах появилась в связи с человеком, который нас интересовал — это матушка Оливия (Афонина Олимпиада Ивановна). Родилась она в 1881 году в Екатеринбурге, но родители ее из деревни Костино в Подмосковье. Затем она оказалась на Урале, в старообрядческом монастыре под Миассом.
Когда монастырь (все это уже в советское время) был разгромлен, то часть монахинь переселилась в монастырь под Шамарами, где матушка Оливия стала игуменьей. Монастырь под Шамарами также был разгромлен, а монахини с матушкой Оливией перебрались на Шудельку, приток Оби. Впрочем, и там монастырь также был разорен.
Я практически ничего, что касалось бы мест под Шамарами, добавить не могу.
Людмила, Вы пишете: «…хотелось бы узнать о роде Попковых: и кто же мой предки». Я полагаю, что у Вас есть все шансы это сделать, нужно только понять, где искать документы по Коптело-Шамарам (кстати, а на карте Шамары и Коптелово почему-то разнесены?).
Понятно, что сегодня Шамары — это Шалинский городской округ, но до образования Свердловской области Шамары относились к Пермской губернии. Я надеюсь, что, может быть, кто-нибудь из поисковиков нам подскажет, ну, например: могут ли быть похозяйственные книги советского периода в пгт Шаля или нужно искать в другом месте. И вообще как разумнее подойти к поиску.
Автору респект за первое фото с мостиком через пруд!!! никакого отношения к Шамары не имеющее он находится в деревне Лямпа Ачитского района
Спасибо за уточнение, Эдуард! Возможно, это кому-то поможет при поисках в Подмосковье.
Вопрос к местным жителям села Шамары.
Ваш посёлок стоит на речке., скажите пожалуйста есть ли по берегам заросли густые камыша, осоки, рогоза остролистого (того что по осени даёт коричневые початки/пуховики) , куги?
Ищу подтверждение истокам названия вашего селения. Для интереса найдите в сети «Этимологический словарь русского языка» автор Макс Фасмер.