Непростые судьбы старообрядческих семей. Часть 2

К югу от Рудни-Никитского и к востоку от Степановки расположено Богородское, но в него мы так и не попали…

К.Нистрем: «Богородское, сельцо 1-го стана, Дубовицкого Петра Александр., ст. сов., крестьян 344 души м.п., 401 ж., 63 двора, 93 версты от столицы и 60 от уездн. гор., близ Касимовской дороги».
Из Списка фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии, составленного фабричными инспекторами Московской губернии по данным 1916 года»: «Бумаго-ткацкая и красильно-отделочная фабрика ТД М.М. Исаева Сыновья, сельцо Богородское Дорховской в., 182 рабочих; оснощенность предприятия: паровая машина и газогенератор; продукция предприятия: тик и сарпинка»
. Источник

Вы меня вправе спросить: а что ж, дескать, рассказывать, если вы Богородское даже не проезжали? И все же судьбой одного человека связано Богородское со Смолево…

Я продолжу разговор про Карпова Андрея Кирилловича, сына Евдокии Сидоровны. Женат он был на Соколовой Анфисе Ульяновне. Ее отца звали Ульяном Ивановичем, а деда – Иваном Ульяновичем. Про прадеда Анфисы Ульяновны, Соколова Ульяна Аввакумовича, мне кажется, я уже говорил. Но повторюсь: фамилия Соколов у него не от отца родного, которого звали Тыркин Аввакум Демидович, а от моего прапрапрадеда Соколова Якова Мартиновича, который усыновил Ульяна Аввакумовича после смерти Аввакума Демидовича.
У Соколова Ульяна Ивановича с его женой Александрой Матвеевной было два сына и две дочери. Сыновья: Александр и Федор, дочери: Анфиса и Акулина. Так вот, вторая из дочерей, Акулина Ульяновна, вышла замуж за человека, имя и отчество которого мне, к сожалению, неизвестны, но вот фамилия его в здешних старообрядческих краях встречается нечасто. Иванов его фамилия была. И был он директором ткацкой фабрики в селе Богородском.

Стал я искать следы бывшей бумаго-ткацкой и красильно-отделочной фабрики ТД «М.М. Исаева Сыновья» в Интернете, но, к сожалению, в этом не преуспел. Выяснил, правда, что М.М.Исаев — собственник дела, то есть, по крайней мере, двух фабрик, в Богородском и Авсюнино, звался Михаилом Моисеевичем. Именно он, Исаев Михаил Моисеевич, крестьянин сельца Богородское, в 1893 году получил купеческое свидетельство в городе Богородске (без перемены места жительства) и создал фабрику вначале в Авсюнино, затем в Богородске.
После октябрьского переворота обе фабрики национализировали. И появились в них уже советские директора. Но вот что за Иванов был директором фабрики в Богородском? Как не странно, в Интернете нашлись люди, которые носили фамилию Иванов, и могли иметь хотя бы какое-то отношение, если не к фабрике, то к сельцу Богородское.
Например, Иванов М.И., крестьянин, в 1902 году бывший старшиной Дороховской волости. Сельцо Богородское как раз к этой волости и относилось.
Был еще Иванов Митрофан Петрович около 1882 года рождения, крестьянин Богородского уезда, Дороховской волости, сельца Богородское. Сохранилась в документах его фамилия потому, что в 1908 году он был принят в Богородско-Глуховскую старообрядческую общину. Не исключено, что он, получив опыт работы на Глуховской мануфактуре, после 1917 года мог при известных благоприятных обстоятельствах оказаться в кресле директора фабрики в родном Богородском.
Наконец, в Постановлении четвертого общего собрания членов Богородской старообрядческой общины храма Св. Николы в г. Богородске…, состоявшегося 21 сентября 1908 г. в списке доверенных лиц для проверки отчетности Совета общины упоминается Иванов Иван Саввич, крестьянин Московской губернии Богородского уезда Дороховской волости села Богородского, 35 лет.
Трудно сказать, имеет ли кто-то из этих Ивановых отношение к той семье Ивановых, которых искал я.
А в этой семье, семье Ивановой (Соколовой) Акулины Ивановны и ее мужа, было еще двое детей: Саша 1926 года рождения и Зоя года на два моложе. Мне даже известно, кто помогал им по хозяйству или, как говорили в старое время, «была в прислугах». Корчагина Агрипина Феоктистовна (1908 – 1996), вышла замуж в Смолево за Корчагина Василия Антоновича. А вот из какой она семьи, я не знаю.

В 1937 году Акулина Ивановна с мужем неожиданно для всех сделались «врагами народа», и их арестовали. Более их никто не видел…
Вероятно, Саша и Зоя не считались слишком маленькими, и, по мнению репрессирующих, вполне могли прожить самостоятельно. Да, если и были бы таковыми, боюсь, это никого бы не остановило в то мрачное время.
Дети разъехались. Сашу взял к себе в Смолево его дядя Соколов Федор Ульянович. Зою — к себе в Егорьевск Анфиса Ульяновна с Андреем Кирилловичем. Зоя, к сожалению, прожила недолго, и около 1950 года ее не стало.
А вот с Сашей сложнее все получилось. Вскоре после его появления в Смолево арестовали Федора Ульяновича. Это было либо в 1937, либо в 1938 году. Федор Ульянович также не вернулся.

Как не велики списки репрессированных, которые можно найти в Интернете, но в нашем случае ни Соколова Федора Ульяновича из Смолево, ни Иванову Акулину Ивановну с ее мужем из села Богородское я в них не нашел. Отсюда следует вывод, что на самом деле записана в них только часть репрессированных в те годы, а насколько велика эта часть, вряд ли мы уже узнаем.
В Смолево хорошо помнят и всех, кто с войны не вернулся, а также тех, кого репрессировали. Мало того, помнят и тех, кто принимал решения. Ведь разнарядки на выявление «врагов народа» на местах приходили на сельсовет. Никто в центре и не думал о том, кто конкретно должен стать «врагом народа». Да это было и не важно. Важно было на месте эту разнарядку реализовать. Условия для членов сельсовета жесткие: не найдете никого, пойдете сами…

…Итак, Саша остался с женой Федора Ульяновича Анастасией Тимофеевной. Кстати, Анастасия Тимофеевна – из Молоково, отец — Казаков Тимофей Федорович 1868 года рождения. Чтобы еще раз подчеркнуть, насколько тесно были связаны обе деревни, скажу, что мать Анастасии Тимофеевны и жена Тимофея Федоровича, Василиса Игнатьевна, была дочерью Волкова Игната Игнатовича из деревни Смолево…
Сказывают, что служил Тимофей Федорович в охране Николая II.

               bogorods_1.jpg   bogorods_2.jpg

                Казаков Тимофей Федорович           Соколова (Казакова) Анастасия Тимофеевна

…Прожил Саша Иванов с семьей Анастасии Тимофеевны года три, а затем вновь переехал, на этот раз в Ликино-Дулево к тете, сестре своего отца. К сожалению, мне пока не удалось выяснить, как ее звали. Вот только фамилия ее известна – Собакина. Это одна из коренных фамилий деревни Костино, да и перебралась она в Ликино-Дулево из Костино. Раз тетей Александру она приходилась по отцовской линии, то можно полагать, что приобрела она фамилию «Собакина» после замужества.
В Смолево знают, что позднее работал Александр на Дулевском фарфоровом заводе, с которым многое в здешних местах связано.  Фотография Александра с дарственной надписью у меня есть. Надпись гласит: «На помять Анастасии Тимофеевне от Иванова Александра. г. Дулево, 52 год. Вспомни, кого ты растила с 37 по 1940 год».

bogorods_3.jpg

 Александр Иванов

“Непростые судьбы старообрядческих семей. Часть 2”

комментариев 46

  1. Юрий Исаев 20 Сен 2012 в 17:59 ссылка на комментарий

    У двоюродного дяди должно быть много материала о Михаиле Моисеевиче Исаеве. Надо его по расспрашивать.

  2. Владимир 20 Сен 2012 в 20:12 ссылка на комментарий

    Ну, что же, Юрий, было бы весьма интересно ознакомиться с этими материалами. Ждем Вашу информацию.

  3. Юрий Исаев 18 Окт 2012 в 12:45 ссылка на комментарий

    Взял у дяди фотографии и записи. Сейчас сканирую, потом буду структурировать информацию.
    Мой прадед — Кондрат Михайлович Исаев — один из сыновей Михаила Моисеевича. Женат был на Прасковье Михайловне Федосеевой, дочери подрядчика СТМорозова — Михаила Ивановича Федосеева, тоже — фабриканта из Богородского.
    Есть много фотографий Федосеевых.
    Кондрат Михайлович был призван рядовым в 1 Мировую и погиб. Прабабушка умерла в 1957-м, похоронена на Зуевском кладбище.
    Федосеев Михаил Иванович похоронен в Богородском. Дядя говорит, что видел старый крест с надписью.

    Дети Кондрата Михайловича — Иван (1910 г.р.) и Дмитрий (1907 г.р) были расстреляны в Бутово в 1937 г Есть следственное фото Ивана Кондратьевича и выписки из дела.
    Мой дед — Исаев Александр Кондратьевич погиб в 1943 на фронте в Белорусии.
    Были еще сын Дмитрий и дочь Надежда и еще, вроде братья.

    Пока так.
    Владимир, продублируйте на почту, если будете отвечать. А то только сегодня заметил ответ на сайте. и то случайно наткнулся)

  4. Владимир 18 Окт 2012 в 14:30 ссылка на комментарий

    Правильно ли я думаю, Юрий, что семья Исаевых была старообрядческой и коренной богородской?

  5. Юрий Исаев 18 Окт 2012 в 16:17 ссылка на комментарий

    Да, когда приехали в сельцо неизвестно, видимо очень давно.

    По старообрядцам: Мой дед, Исаев Александр Кондратьевич с бабушкой — Бариновой Еленой Лукиничной жили в Зуево на улице Кузнецкой напротив храма Пресвятой Богородицы (с 40- Трикотажная фабрика, теперь клуб Кино).
    Дядя моей бабушки Хазов Григорий Петрович — был священником и служил в этой церкви до ареста (расстреляли в Бутово в 1937-м).

    Матушка Хазова Мелания Фоминична так и жила с моей бабушкой и её детьми в этом доме до своей смерти в 60х (похоронена на Зуевском кладбище на одном участке с Исаевой Прасковьей Михайловной).

    Отец Григорий был родом из деревни Заволенье. Про его родных мне ничего неизвестно. Но есть несколько фото Григория Петровича с матушкой и племянниками.

  6. Юрий Исаев 18 Окт 2012 в 16:20 ссылка на комментарий

    У бабушке в помяннике, помимо отца Григория значатся священноиерей схимник Кирилл и священнопротоиерей Стефан. Видимо, тоже родные, так как в помяннике даже родственники не все записаны.
    Но никакой информации по ним я найти пока не могу.

  7. Владимир 18 Окт 2012 в 18:13 ссылка на комментарий

    Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Зуево был православным. Вообще, как мне кажется, в Зуево не было старообрядческих храмов (Ольга, если что, меня поправит).
    Диакон Иаков — Хазов Яков Григорьевич (1896-14.03.1938), служивший в Казанской церкви села Паново-Леонтьево Гагинского района на Нижегородчине, по-видимому, из той же семьи?
    Скорее всего, как семья Хазовых, в которой были православные священники, так и Исаевы, старообрядцами не были. Заволенье, насколько я помню, старообрядцы не составляли большинство населения.

  8. Юрий Исаев 18 Окт 2012 в 18:37 ссылка на комментарий

    :))
    Исаевы были старообрядцами. как и отец Григорий.
    Вот учетная карточка храма и фото http://www.temples.ru/card.php?ID=7720
    http://all-photo.ru/temples/index.ru.html/index.ru.html?kk=157ead1e63&img=24443&big=on
    Рядом с ним стоял храм беспоповцев (тоже, кстати Рождества Богородицы). С 40-х там был аэроклуб.
    Храм этот (бывший беспоповский) и сейчас стоит. В 90-е он был передан РПСЦ.
    Моя бабушка дружила с бабушкой или мамой Константина Титова, его дом находился неподалеку от Кузнецкой. Папа помнит, как они к ним заходили (потом они вместе учились).
    Следуя Вашей логике он тоже его семья тоже не была староверческой?))
    А по Хазову Якову Григорьевичу (1896-14.03.1938) скиньте информацию, если есть. Может и правда родственник(хотя Хазовых в наших местах немало).

  9. Юрий Исаев 18 Окт 2012 в 18:39 ссылка на комментарий

    Есть фото о.Григория в старообрядческом хоре Зуево-Николо-Ореховской общины, первой половины 10-х годов.

  10. Юрий Исаев 18 Окт 2012 в 18:41 ссылка на комментарий

    Храмы в Зуево http://www.temples.ru/provincies.php?ProvinceID=4499

  11. Владимир 18 Окт 2012 в 20:06 ссылка на комментарий

    Юрий, я плохо знаю храмы Орехово-Зуева. Если верить тем ссылкам, которые Вы прислали, то в Орехово-Зуево целых четыре храма Рождества Пресвятой Богородицы? Причем, среди них есть как старообрядческий, так и единоверческий? Интересно.
    Мое предположение насчет семьи Исаевых строилось преимущественно на основании того, что породниться двум семьям, старообрядческой и новообрядческой, да еще если мужчина был священником православного храма, было либо очень сложно, либо просто невозможно. Если Хазов Григорий служил в старообрядческом храме, то это кардинально меняет дело. И я с удовольствием снимаю свое предположение.
    Насчет Хазова Якова Григорьевича: я совершенно случайно встретил запись о нем в списке репрессированных священников, ссылка такая:
    http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuJc8SicW0TeeuW66DUe8CisCmZceXb*
    Но добавить что-то к этому я не могу.

  12. Юрий Исаев 18 Окт 2012 в 20:38 ссылка на комментарий

    Да, Владимир, причем 3 храма стояли практически на одной улице). А храм, где служил о. Григорий и храм беспоповцев вообще шагах в 50-ти друг от друга.

    Спасибо за ссылку. Но, думаю, вряд ли они родственники. Григорий Петрович был ткачом. Прихожане избрали его, видя благочестивую жизнь Григория, после смерти предыдущего священника (вроде о нем что-то есть в книге православного священника из Ликино-Дулевского храма о. Олега Пэнэжко о храмах района).
    Так часто бывало. Священство староверов не было сословным.

    Еще раз спасибо за ссылку и за весь сайт.
    Про М.М.Исаева в сети информации практически нет. Буду готовить материалы. Может, кому-то они будут интересны.

  13. Владимир 19 Окт 2012 в 7:08 ссылка на комментарий

    Да, забыл сказать, что в Кузяево было сразу две семьи Исаевых, одна, происхождением из Кузяево, точно старообрядческая. Была ли вторая семья Исаевых старообрядческой, я сказать сейчас по памяти не могу, нужно смотреть. Эти Исаевы появились в Кузяево достаточно поздно, лишь в переписи 1869-1871 годов семья указана как переселенческая: «Коломенского уезда Федосьинской волости дер. Жукова крестьянин Николай Иванов».
    Исаев Николай Иванов держал в Кузяево фарфоровый завод.
    На сайте Богородск-Ногинск говорится еще о Исаеве И.Гр., который был мастером-живописцев на фарфоровой фабрике Храпунова в Кузяево. Григории (Гр.) были и в той и в другой семье Исаевых, но никакого Ивана (Исая) в указанной выше переписи у кого-нибудь из них еще не было.

    Понятно, что в данном случае речь идет об однофамильцах, поскольку фамилия Исаев явно происходит от имени, а в таких случаях легко появляются семьи-однофамильцы.

  14. Юрий Исаев 19 Окт 2012 в 12:17 ссылка на комментарий

    Да, спасибо, Владимир.
    Я видел информацию о фарфоровой фабрике Исаевых под Богородском. Тоже думаю, что это только однофамильцы. Похожесть названий города — Богородск и сельца Богородское может ввести в заблуждение.
    У Исаевых и Федосеевых из сельца Богородское были магазины не только в сельце, но и в Зуево и в Москве и еще где-то.
    По федосеевским фабрикам у меня где-то есть информация, но пока до нее не добрался.

  15. Владимир 19 Окт 2012 в 13:34 ссылка на комментарий

    Про Федосеевых из Богородского я вообще ничего не знаю. Помимо указанной пары между Исаевыми и Федосеевыми в Богородском могли быть и другие родственные связи.

  16. Юрий Исаев 19 Окт 2012 в 14:50 ссылка на комментарий

    Дядя пишет: На противоположной стороне от участка Исаевых (через пруд) в сельце расположен одноэтажный дом Федосеева М.И. (сейчас там обучаются сельские дети). Слева в деревянном доме проживают соседи Федосеевых, которые возможно могут что-то рассказать о семье Федосеевых. Их фамилия — Кузнецовы. У них летом часто останавливался Михаил Степанович Федосеев — племянник нашей бабушки Прасковьи Михайловной Исаевой.
    Кузнецов Николай Иванович работал экскурсоводом в сельской школе (во время моего посещенияв 2000 году). Но мне с ним встретится тогда не удалось.Его жена является дочерью подруги нашей бабушки Исаевой-Федосеевой.»

    Буду смотреть, что есть еще.

  17. Юрий Исаев 19 Окт 2012 в 15:10 ссылка на комментарий

    Ещё чуть-чуть:
    «В московском архиве (ст.м. Октябрьская) узнал, что в Москве на Ильинке, напротив Кремля у Исаева М.М. была лавка по продаже тканей «Исаев и сыновья». Сыновья — Михаил, Кондрат, Иван и Семен.
    Когда он в начале 20 века (примерно в 1913 году) умер, его дело продолжил старший сын Михаил, и он уже завершал с архитектором Кокориным Н.И. расширение фабрики до 150 станков.
    В архиве есть документы по этому расширению — план, документы».

  18. Владимир 19 Окт 2012 в 19:02 ссылка на комментарий

    Да, Юрий, было бы важно Вам побывать в Богородском (если, конечно, это возможно).
    Поговорить с теми, кто еще может что-то рассказать. Побывать на кладбище, увидеть захоронения — они тоже приходят в негодность и пропадают.

  19. Юрий Исаев 22 Окт 2012 в 10:34 ссылка на комментарий

    Собираюсь. Пока не знаю когда получится.

  20. никита исаев 22 Сен 2015 в 19:33 ссылка на комментарий

    Я потомок Николая Ивановича Исаева.
    Как мне с вами связаться?

  21. Владимир 22 Сен 2015 в 20:27 ссылка на комментарий

    Добрый день, Никита! Считайте, что уже связались. Общаться можно как в этой теме, так и в любой другой, которая вам может понравится.
    Так что мы с удовольствием прочитаем Ваше сообщение, может быть и что-то полезное для Вас сообщим.

  22. Юрий Исаев 23 Сен 2015 в 19:48 ссылка на комментарий

    Никита, здравствуйте!
    Думаю, что наши Исаевы скорее всего не родственны, но там, кто знает)

    Почта: y.e.isaev@gmail.com

  23. никита исаев 24 Сен 2015 в 17:21 ссылка на комментарий

    Николай Иванович Исаев — прапрадед

    Сергей Николаевич Исаев — прадед похоронен в Игнатьево в ограде храма
    Мария Филипповна Исаева прабабка (похорон на Ваганьковском в 71г)
    дети: Михаил, Василий (штурман В.О.В. — пропал безвести), Надежда.

    Надежда — тренер ОФП. Всегда жила там летом.

    Михаил Сергеевич Исаев — дед
    Ульяна Кузьминична Исаева (Костюкова) — бабка

    Борис Михайлович Исаев — отец
    Наталья Леонидовна Исаева (Питькова) — мать

    дети: Николай, Никита, Виктор

    отец говорит, что в Кузяево было или 3 или 4 семьи Исаевых (если не больше)

  24. никита исаев 24 Сен 2015 в 17:29 ссылка на комментарий

    Исаев Василий Сергеевич, красноармеец. 1917 года рождения, д. Кузяево Раменского р-на. Призван в 1939 году Раменским РВК. Пропал без вести в апреле 1942 года.

  25. Владимир 24 Сен 2015 в 19:06 ссылка на комментарий

    Ах, вот это какие Исаевы, Никита — из Кузяево! Юрий прав, к богородским Исаевым они, по-видимому, отношения не имеют.
    Пока могу сказать, только про Марию Филипповну: она 1888 г.р.
    Причем, если ваших Исаевых хоронили вблизи Георгиевской церкви в Игнатьево, то, следовательно, они не были старообрядцами.
    Исаевых, действительно было, по крайней мере, две семьи. Еще одна семья Исаевых — точно старообрядцы, они похоронены на старообрядческом кладбище в Кузяево.
    Посмотрю, что еще у меня есть про Исаевых.

  26. Владимир 24 Сен 2015 в 19:21 ссылка на комментарий

    Зато вот, Никита, что я нашел в подворной переписи 1869-1871 годов по Кузяево. Двор 61, в котом жили ваши:

    «61. Коломенского уезда Федосьинской волости дер. Жукова
    крестьянин Николай Иванов 35
    его жена Татьяна Гаврилова 40
    их дети Григорий 17
    Осип 7 (в списках избирателей 1917 года указан в возрасте 55 лет)
    Николая брат Федот Иванов 35
    Расписыванием фарфоровой посуды Николай, Григорий. По годовому паспорту выданному из Федосьинского волостного правления 8.11.1868 за № 730».

    Хотя фамилий в подворной переписи нет, но семью удалось определить по Осипу Николаеву, который записан в списках избирателей вместе с детьми: Василием 37 лет, Иваном 35, Татьяной 23 и Петром 20 лет.

    А какого же года рождения Сергей Николаевич? Он не участвовал в Первой Мировой?

  27. никита исаев 24 Сен 2015 в 22:20 ссылка на комментарий

    Сергей Николаевич участвовал в Первой Мировой (есть фото).
    ничего не знаю про мать Сергея Николаевича.

    Спасибо

  28. Владимир 25 Сен 2015 в 7:03 ссылка на комментарий

    Насчет участия Сергея Николаевича в Первой Мировой.
    Спросил потому, что, если он участвовал, то, следовательно, родился до 1900 года (еще неизвестно, когда его призвали).
    В списки избирателей 1917 года включали лиц, достигших 20 лет, то есть родившихся до 1897 года. Сергей Николаевич, по-видимому, не был включен в эти списки, поскольку находился в действующей армии.

    Никита, а можно как-то посмотреть (и опубликовать на блоге, конечно) фотографии из вашего семейного архива?
    Мой почтовый адрес: smolevo_ws@mail.ru

  29. Вадим 21 Дек 2015 в 15:06 ссылка на комментарий

    Здравствуйте! В одной из тем в Богородском упоминается Иванов Митрофан Петрович. Это мой прадед. Если не ошибаюсь у него было пятеро детей: Лида, Люся, Виктор, Борис, Николай. Так вот Виктор Митрофанович мой дед.

  30. Владимир 21 Дек 2015 в 16:03 ссылка на комментарий

    Добрый день, Вадим!
    Сведения о семье Ивановых из Богородского, которой я касался в этой статье, такие:
    Иванов Тимофей …,
    его дети: сын — Иванов Федор Тимофеевич (Около 1890-1937),
    дочь — Собакина (Иванова) Александра Тимофеевна …,
    сын — Иванов Елисей Тимофеевич (1892-1917).

    Как Вы считаете, имеют ли они отношения к вашим Ивановым (Митрофану Петровичу)? А какого года рождения Митрофан Петрович?
    Сам я достаточно скептически отношусь к версии однофамильцев в одном и том же селении (даже если у них фамилия Ивановы).

  31. Наталья Горбунова (Лакеева) 30 Июн 2016 в 0:28 ссылка на комментарий

    Иванов Митрофан Петров 26 лет — крестьянин Московской губернии Богородского уезда Дороховской волости сельца Богородского, ….живут в гор. Богородске (на 1908 год)…

    Иванов Иван Саввич, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда Дорховской в. села Богородского, 35 лет. (на 1908 год)…

    (Оригинал: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/41996/41996-5_starover.html)

  32. Владимир 04 Авг 2016 в 18:12 ссылка на комментарий

    Сегодня опубликованы Дополнения к статье

  33. Наталия Горбунова (Лакеева) 22 Фев 2018 в 17:26 ссылка на комментарий

    Григорий Петрович Хазов (иерей)(старообрядец)
    (1878/1879 — 5 февраля 1938) http://ruvera.ru/people/iereiy_grigoriiy_hazov (…ничем не приметное здание корпуса бывшей Трикотажной фабрики. Если присмотреться внимательнее, поверх квадратных оконных рам можно разглядеть высокие оконные дуги, заложенные на скорую руку кирпичом. Мало кто из ореховозуевцев знает, что это неприглядное здание было когда-то красивой и большой церковью, принадлежащей старообрядческой общине Белокриницкого согласия. …)

  34. Шуров Олег 23 Фев 2018 в 14:33 ссылка на комментарий

    Добавлю ко всему выше написанному о Ивановых из сельца Богородское:

    ЦИАМ 2336-1-56 1917 год Списки избирателей по выборам в Уездное Замство деревни Богородское Дороховской волости Богородского уезда.

    Иванов Савва Михайлов 74
    Иванова Прасковья Алексеева 55
    Иванов Нифонт Саввин 48
    Иванов Иван Саввин 45
    Иванов Ефрем Саввин 37
    Иванова Анфиса Саввина 29
    Иванова Мария Саввина 23
    Иванова Манефа Саввина 21

    Иванов Пётр Михайлов 64
    Иванов Максим Петров 45
    Иванова Елена Петрова 45
    Иванов Митрофан Петров 30
    Иванова Ксения Петрова 22

    Иванова Мария Поликарпова 60
    Иванов Михаил Тимофеев 49
    Иванов Фёдор Тимофеев 26

    10 ревизия сельца Богородское (ЦИАМ 51-8-654)
    43 ДВОР —
    Лазарь Никифоров Иванов 51 — 58 — жена Авдотья Титова 57
    его сын Михайла 22 — 29 — жена Анисья Андр. 31
    Михайловы сыновья: дочери: Авдотья 9
    Савва 3 — 10 Маррия 2
    Пётр 1 — 8 Настасья 1
    Тимофей — — 7
    Лазаря Никифорова другой сын
    Григорий 18 — 26 — жена Лукерья Иванова 24

    8 и 9 ревизии у меня нет, а вот в 8-й 1816 года (ЦИАМ 51-8-62) Лазаря почему-то нет, но очевиден 16-й двор его отца:
    Никифор Иванов 40 — 44 — жена Анисья 45
    его сыновья: Иона 18 — рекрут с 1812 дочери:
    Матвей 9 — 13 Мария 10
    Григорий 7 — 11 Маланья 6

    Более ранних документов по этому сельцу пока у меня нет.

  35. Наталия Горбунова (Лакеева) 02 Мар 2018 в 12:38 ссылка на комментарий

    (Информация из Ликино от Наталии Лакеевой) У Александры Собакиной (Ивановой) и её брата Фёдора Иванова была двоюродная сестра Елизавета Карповна (она была замужем за Михаилом Ивановичем, служившем в старообрядческой церкви или храме в Орехово)(это примерно 1930-1940гг). Антонина Петровна Лакеева, жившая в одном доме с Александрой Собакиной-Ивановой в Ликино, была представлена этому Михаилу Ивановичу, однажды приехавшему в гости к Собакиной-Ивановой Александре, как его (Михаила Ивановича) племянница. (Фамилии не знают).

  36. Наталия Горбунова (Лакеева) 02 Мар 2018 в 13:00 ссылка на комментарий

    (Извиняюсь)(уточнила годы) Михаил Иванович приезжал на похороны Варфоломея Петровича Собакина (1961 год).

  37. Наталия Горбунова (Лакеева) 02 Мар 2018 в 13:14 ссылка на комментарий

    Михаил Иванович был старостой в старообрядческой молельне в Орехово-Зуево на улице Урицкого. До Орехово-Зуево он жил в Коротково (купил дом). Ещё раньше жил у Черкасовых (вроде у Петра)(у Марфы Петровны Черкасовой-Собакиной) на окраине Куроского. У Черкасовых дети (Апполинарий, Иван, Анфиса, Евфалия). Марфа Петровна, сестра Варфоломея Петровича Собакина. (Всё со слов Антонины Петровны Лакеевой, если ошибки, то скидки на её возраст 92 года).

  38. Наталия Горбунова (Лакеева) 02 Мар 2018 в 13:37 ссылка на комментарий

    У Михаила Ивановича и Елизаветы Карповны была дочь Рая (умерла лет в двадцать, поранив ногу)(Рая примерно 1925-1927 года рождения). Когда у Михаила Ивановича умерла жена, Елизавета Карповна, (в Орехово-Зуево), ему сосватали Татьяну (Солякову по бывшему мужу), родственницу Веры Пронкиной (Вера у нас на сайте, можно уточнить у неё). Со слов Антонины Петровны Лакеевой, Михаил Иванович как бы родной брат её отца, Петра Ивановича Лакеева (Пётр 1884 г.р.) (но в фамилии его она почему-то не уверена). Михаил Иванович младше Петра Ивановича. Антонина Петровна сказала, что Михаила Ивановича звали в детстве Рыжым (потому что волосы были рыжими).
    Антонина Петровна Лакеева упоминала родственную связь между Манежиными и Пронкиными, а также родственную связь между Миловановыми и Самохваловыми.
    Также вспомнила, что Милованиха (оплатившая похороны Петра Ивановича Лакеева) жила в Ликино-Дулёво недалеко от дома Лакеевых и Собакиных. Был у неё магазин недалеко. И в этом магазине она была хозяйкой даже в советские времена. (надеюсь на её память)

  39. Владимир 02 Мар 2018 в 14:48 ссылка на комментарий

    «Михаил Иванович был старостой в старообрядческой молельне в Орехово-Зуево на улице Урицкого».
    Наталия, я все же не вполне понял, какая фамилия была у Михаила Ивановича — Лакеев?

  40. Наталия Горбунова (Лакеева) 02 Мар 2018 в 15:52 ссылка на комментарий

    Сами не знают (Антонине 92 года). Надо у Веры спросить.

  41. Наталия Горбунова (Лакеева) 02 Мар 2018 в 16:48 ссылка на комментарий

    Вера сказала, что последнюю жену Михаила Ивановича зовут Татьяна Фёдоровна (дев.ф. Пронкина) (от Солякова, первого мужа, у неё сын Валерий. Валерий был лётчиком.). Татьяна, это родная тётя Веры Пятовской-Пронкиной. Дом у Михаила Ивановича был напротив церкви. Похоронены на кладбище возле церкви (Орехово-Зуево). (Фамилию обещала разузнать Вера)…..

  42. Владимир 06 Мар 2018 в 16:22 ссылка на комментарий

    Раньше эта тема называлась «Сельцо Богородское», а с сегодняшнего дня — «Иванов Александр». Связано это с тем, что я, перечитав статью, понял, что она несет слишком мало информации по собственно сельцу Богородскому (впрочем, статья легко находится и по старому названию через поисковик).

    Но и новое название не слишком меня устраивает. Иванов Александр Федорович интересен нам тем, что в детском возрасте он оказался сопричастен трагическим событиям не только в семье Ивановых, но и в смолевских семьях Соколовых и Карповых, то есть не более, чем тысячи других жителей наших мест. Но об этих событиях я уже рассказывал в статье «Дети Сидора«.
    Стало быть, все же другое название данной статье требуется… Может быть, кто подскажет?

  43. Наталия Горбунова (Лакеева) 08 Мар 2018 в 0:04 ссылка на комментарий

    Трагические судьбы старообрядческих семей после 1917 года. Примерно так.

  44. Владимир 08 Мар 2018 в 8:39 ссылка на комментарий

    Наталия, спасибо! Примерно так я и думал.
    Думаю, решим так:
    эта статья с сегодняшнего дня называется «Непростые судьбы старообрядческих семей. Часть 2». А на месяц раньше опубликованная и сходная по содержанию статья «Дети Сидора» будет отныне называться «Непростые судьбы старообрядческих семей. Часть 1».

  45. Наталия Горбунова (Лакеева) 11 Мар 2018 в 23:44 ссылка на комментарий

    Владимир, мне передали, что у Михаила Ивановича фамилия Самохвалов.

  46. Наталия Горбунова (Лакеева) 11 Мар 2018 в 23:52 ссылка на комментарий

    Может он же в 1913 году? (…..Самохвалов Михаил. Церковный староста с. Ухорь Пронского у. (утвержден в должности … 27.06.1913) (1913, №15. с. 502)…)

Написать комментарий