Рыбные места

Утро выдалось пасмурным, но без дождя. Сквозь прибрежные тростники выгребаем в озеро, огибаем мысок слева.

До западного конца озера еще далеко, однако мы приближаемся к нему. Озеро медленно сужается. Вот уже виден вход в протоку.

Простор озера остался позади, наступило царство тростника, тишины темных вод, густо заросших кувшинками, деревьев, склонившихся над протокой. Места явно русалочьи, но самих русалок не видно. Удивительный контраст с просторными борами на Шайском, размахом озера.

Собственно, это и есть исток Пукшеньги. Первые километры она протекает через небольшие озерца – крынки по-местному. Они почти правильной округлой формы. Каждое озерцо имеет свое название: Сергино, Подойник, Травное, Смольное, Подъизбное, Избное, Пелток и Дедково. Берег слева повыше, и на нем можно найти места для стоянок. На двух озерах в таких местах стоят избы.

Воспользовавшись обеденным временем, отправляемся на поиски короеда. Последний раз мы рыбачили на червя на Покшеньге, но потом он исчез, и, начиная с Кулоса, у нас появилась новая забота – отыскивать в лесу поваленные, но не гнилые сосны. Если у комля сосны ободрать кору, то иногда встречаешь под ней белого членистого червя – короеда. Вскоре мы научились угадывать места его пребывания, и на рыбалку нам всегда хватало.
В этом месте у избы царила сосна, мы ободрали все поваленные деревья, насобирав десятка три червей. Пробовали рыбачить здесь же на озере, но так бойко клевала мелочь, не давая взять крупной рыбе, что нам просто надоело снимать ее с крючка и выбрасывать обратно в воду.
В протоке, что вытекала из озерца, чувствовалось уже влияние Пукшеньги. Вода была здесь не темной и застывшей, а слегка журчала на мелких местах. Лодки пошли быстрее. Прошли последнее озеро Дедково, затем осталась длинная и трудная из-за подводных коряг протока. А когда и она кончилась, а слева впала достаточно широкая речка Светлуга – первый приток Пукшеньги, мы почувствовали, что плывем по РЕКЕ. Было так очевидно – настоящая таежная река начинается именно здесь, что не хватало только таблички-указателя.

Впрочем, тут же, на правом берегу, мы увидели километровый столб с цифрой 124. Таково расстояние от устья. Эти столбы в самой глухой части нашего маршрута удивительны – для кого и зачем они поставлены вдоль этой реки, где по берегам нет ни деревень, ни троп, и даже охотничьи избушки, которые мы ранее встречали в самых глухих местах, здесь редки. Только позже узнали, остались эти столбы со времен лесоповала.

Но скоро мы привыкли к столбикам, а они оказались большим подспорьем для ориентировки. На реке пока слишком много, по нашим понятиям, плесов, которые чередуются с такими короткими перекатами, что просто не успеваешь им обрадоваться. А ведь известно: Пукшеньга потому и безлюдна, что местные с устья на лодках не поднимаются через пороги, которые еще ждут нас впереди.

Именно Герману первому пришла в голову мысль запустить дорожку с блесной. Они с Наташей немного отстали, но когда догоняют нас, Гера с торжеством демонстрирует нам двух хариусов грамм по 500 каждый. У нас задрожали руки, лихорадочно роемся в рюкзаках, доставая блесны. Конец лески я привязываю к поясу, пускаю блесну, и мы сосредоточенно гребем. Потом меня рвануло за пояс. Я отбросил весло (Галина поймала его почти в воде) и быстро стал вытаскивать леску. Нашей первой добычей был хариус вполне достойных размеров.
За обедом на крохотном песчаном мысу, разговор только о рыбе. Гера сегодня герой дня. Он милостиво позирует с уловом.

Жаль, что у нас мало блесен, но мы делим их поровну и, когда отплываем, за каждой лодкой тянется леска. Вскоре я вытащил небольшую щучку. У Володи с Германом несколько хариусов.

Однако, в этот день «рыболовное» счастье улыбалось всем. И мы улыбались ему в ответ.

Но затем я засадил блесну. Она блестела в воде у самого дна, но, как назло, здесь был перекат, и остановиться на месте нам с Галей оказалось не под силу. Все три лодки собрались вместе. Володя с Любой загнали свою на мель рядом и удерживали две наши лодки. Я разделся и левой рукой стал дотягиваться до блесны. Уже окунулся по плечо, но дно все равно не доставал. Течение было сильное и руку сносило. И, пока я с головой не окунулся под воду, чудом еще сохраняясь в пределах лодки, не мог нащупать ее кончиками пальцев. Можно сказать, спас блесну.

Никак не удается найти подходящее для ночлега место. Пришлось выбрать берег слева, на который еще будет задачей выбраться, так как он относительно круто обрывается в воду. Кроме того, трава очень высока, сначала мы прибиваем ее веслами прямо с лодки, пока не удается проложить тропинку к трем ближайшим огромным елям. Под их кроной, которую, по-моему, никогда не пробивает дождь, нашлось место для всех палаток. И оказалось, что это одна из самых уютных наших стоянок.

С утра день выдался пасмурный и тихий. Мы еще не знали, что он предвещал много рыбы. Река петляла, но еще больше петляли мы, уходя с одного берега под другой и обратно, то есть туда, где у берега рос тростник. Возможно, там стоит, поджидая добычу, хищная рыба, а тут и мы со своей блесной. Леску дергало чуть ли не на каждом повороте реки. Иногда рыба срывалась раньше, чем я успевал схватить леску, бывало, что уходила уже у самой лодки, но чаще я рывком вытаскивал из воды то щучку, то крупного окуня, они бились в лодке. Настоящий азарт приходит, когда тянешь леску. Если на другом конце была щука, то я ощущал резкие частые толчки. Окунь же бился отчаянно, сверкая красными плавниками и поднимая кучу брызг. Пассивнее всех вел себя хариус, он почти не сопротивлялся, хотя и брал слабо, а тройник лишь цеплялся за его нижнюю губу.

К обеду рыбы было с избытком, но мы решили оставить все на ужин. К вечеру набралось десятка два рыбин, получилось два блюда – уха и жарёха. Весь вечер только и делали, что ели, но закончить все так и не смогли. К сожалению, большая Герина щука оказалась не прожаренной и никак не могла конкурировать с хариусом.
Рыба становится нашим большим подспорьем. Мы уже в несколько дней не укладывается в график, поэтому продукты на исходе, в достатке лишь сахар и сухари.

По берегам ни малейшего намека на человека – лишь частенько примята трава у воды, но это приходил зверь. Где-то в полдень видим крышу избы несколько в стороне от воды. Чуть накрапывает дождь, и трава на берегу мокрая. Вообще погода за последние дни опять существенно изменилась. Ночами заморозки. Поутру можно видеть седину инея на траве. Днем дует ветер и гонит тугие облака. Иногда набегают дождевые тучи, но чаще яркое и уже холодное солнце.
Сегодня 19 день маршрута. Едва отплыв, проходим поворот, и начинаются перекаты. Чистые, с четкой струей. Сплошные перекаты тянутся километров десять или более, их мы проскакиваем быстро. Обедаем в огромной и холодной избе, где никто не живет, но остались следы недавнего пребывания людей, судя по всему, туристов.
Сегодня самая неудачная рыбалка. Нужна рыба, но ловиться она не хочет. Идут сплошные срывы. Щучка, выдернутая мной из воды, сорвалась прямо над лодкой. А вскоре после этого блесны сильно дернуло. Я подумал, что это зацеп, и хотел было грести назад, как вдруг леска вновь ожила. Я потянул, на другом конце что-то тяжело сопротивлялось. Я вытягиваю леску все больше, и вдруг у лодки появляется огромная голова рыбы. Обычно рыбу было видно от головы до хвоста полностью, здесь же в воду уходило что-то черное. Не успел я удивиться, как голова слегка чмокнула, и в руке у меня осталась выброшенная рыбой блесна. От волнения у меня руки дрожали еще добрых полчаса. К обеду я поймал самого крупного окуня за все эти дни. Он оказался единственной рыбой на всех.

Архангельская обл., август 1972 г.