Размышления над комментариями Ольги

Я прочитал сообщение Ольги о возможности прихода моих в Замосковье в связи с русско-польской войной 1654-1667 и, естественно, погрузился в размышления в связи с ним.

Что у меня есть в активах? Очень немногое – семейная легенда. Вот на ее основе я и попытаюсь поразмышлять.
В легенде я нахожу пять высказываний:
1) «основали»,
2) «в 16 – 17 веке»,
3) «Соколовы»,
4) «пять братьев»,
5) «все они были грамотные».

Прежде чем попытку анализа предпринять, хотелось бы мне ввести оценку достоверности, ну, скажем, так: «весьма достоверно», «конечно, может быть, однако…», «маловероятно». Дело не в том, какие слова мы подобрали в данном случае, а то, насколько скептически мы склонны оценивать признаки легенды.

Начнем сначала – «основали». Греет душу? Да, конечно. Ну, как же – наши деревню основали! Отсюда и маловероятно, что именно они основали. Как это соотносится с гипотезой Ольги? Очень просто – если принять ее, то следует: вовсе не Соколовы, пришедшие где-то около 1660 – 1670 гг., основали деревню Смолево. Не исключено, что не они.
В 1646 году было в Смолево уже восемь дворов,
Возьму-ка я Ольгины выписки из переписных книг 1646 года: оказывается, что все деревни были очень маленькими: Моклоково Молоково тож — 5 дворов, Лопаково – 4, Измайлово Сидорово тож – 6 дворов, столько же в деревне Оринино, а также в деревне Комоново Поноратово Панкратово тож, в Мишкино Онтоновское тож на речке на Сеченке – 7 дворов, Шевлягина – 5, Вороново – 4, Скоморохово Мещерьева тож – 3, ну и так далее. Более чем в Смолево, дворов только в селе Карпово, а в нем церковь Покрова: двор попа да еще 9 крестьянских дворов.
Основано было Смолево не во второй половине 17 века, а, скорее всего, веком раньше.

Что у нас дальше? «В 16 – 17 веке». Вот что интересно – неточность очевидна, а признак весьма достоверен. Именно так, мне кажется, и есть на самом деле. Я вот что думаю: маловероятно, что в устных преданиях век или год фиксировался. Скорее всего, событие какое-то важное, например: «это было незадолго до того, как поляки в Москве осели» или в чье царствование это было, или что-то еще сходное. Но в какой-то период, спустя несколько поколений, могло и позабыться, был ли тогда Бориска на царствовании, либо Михаил Федорович уже правил. Вот тогда и могла возникнуть эта неопределенность (16 – 17 век).

«Соколовы». Вот уж совсем ничего не скажешь по этому поводу. Дело в том, что в ревизиях фамилия Соколовы появляется только в 1834 году. Но мне думается, что она была и раньше. Аналитически я отношу ее появление вот к какому обстоятельству: все без исключения потомки моего Козмы Исаева, которому в 1716 году 50 лет было, по мужской линии носят фамилию Соколов. А потомки Никиты Исаева, который вполне мог быть младшим братом Козмы, носят фамилию Корчагин (среди них есть небольшая веточка Московских). Вероятнее всего, с Козьмы Исаева Соколовы и пошли. Но не исключено, конечно, что фамилия Соколов могла быть и раньше, и лишь Никита Исаев принял другую. Ну, или не был братом Козьме…

«Пять братьев». Очень интересная и достаточно достоверная, на мой взгляд, характеристика. Действительно, трудно предположить, что число братьев (простое и легко запоминающееся) успешно росло со временем, как в рыбацких байках. Но как в 1716 году, так и в году 1646, больше двух братьев, рядом живущих, мне обнаружить не удается. Следовательно, их приход в эти места мог быть заметно раньше 1646 года, либо…
первое — впятером переехали, но вовсе не обязательно все из них поселились в одном месте,
второе – они не обязательно были родными братьями, почему между кем-то и кем-то не могло быть, например, двоюродного родства?

Следующий признак в легенде: «все они были грамотными». Мне думается, что в этих четырех словах много правды и базируется она, скорее всего, на простом удивлении, что вот надо же, столько сразу грамотных. Вот это-то удивление и определяет достоверность признака. Интересно, что это косвенно подтверждает – братьев было немало (пятеро).

Наконец-то, возвращаюсь непосредственно к гипотезе Ольги.
Сама идея надоевших населению войн мне видится вполне достоверной. Все дело лишь в том, что 1667 год завершает столетие практически непрерывных войн в западных пределах России.
Ливонская война с 1558 — 1560 годов. С 1562 года война с Великим княжеством Литовским, границы которого простирались от Балтийского до Черного морей. Практически одновременно на юге (1569 – 1572) война с Турцией и разорение южнорусских земель, на севере – война со Швецией в Прибалтике (1573 – 1576).
Далее (1576 – 1581) война с коалицией Польского королевства и Великого княжества Литовским (Республикой Обоих народов) с практическим истреблением русского населения западных областей. Так, например, один только литовский воевода Филон Кмита из Орши сжег в западных русских землях около 2 тысяч сел. Все это можно приравнять к худшим временам татарских набегов, либо к немецкой оккупации этих земель в Великую Отечественную войну.
17 век также начался русско-польским военным противостоянием 1605 – 1618 гг.

Но я думаю все же, что бесконечные войны «достали» русских на западных землях еще раньше, к концу 16 века…

admin 10 Июл 2010 16:23 Размышления One Comment RSS лента комментариев

“Размышления над комментариями Ольги”

Комментариев 1

  1. Ольга Мокрушина 13 Июл 2010 в 17:53 ссылка на комментарий

    Володя, часть моих предков были выходцами из Великого княжества литовского, и попали на московскую землю кто добровольно, а кто и насильственно, так по документам (1676 года) у окольничего Стрешнева: «деревня Киселева на речке Городенке с 8 крестьянскими дворами (14 человек), деревня Шубина на речке Черногрязье, “а в ней литовского полону 3 двора крестьянских, в них 11 человек”, деревня Орехова на речке Язве, “а в ней литовского полону 5 дворов крестьянских, в них 21 человек”». Замечу что в более поздних документах (1720 год) всплывают фамилии этих полонян: Вардомские, Копачевские, Долгоневские, Милоши и т.д. корни которых уходят в родовитую польскую шляхту, замечу что среди их потомков эти фамилии не сохранились, как и упоминание о польских корнях.
    В 1657 г. боярин Б.И.Морозов, владелец 29 деревень заселил свои деревеньки после мора литвинами-белорусами. Правда большую часть он честно переманил из Литвы, призвал «белорусцев крестьян и ссуду им дал», но часть и получил как долю в литовском полоне. В результате у него поселились 1150 человек из ВКЛ. Так деревня Чагино в эти годы была населена белоруссами и лишь один двор значился как русский. Причем в документе все белоруссы были переписаны вместе с малолетними детьми и женами , а вот те что значились русскими (мои прямые предки, выходцы из Могилевского у. с.Высокого) ограничились указанием лишь мужской части семейства.

Написать комментарий