Ненаучные размышления

Расскажу с самого начала.
Совсем недавно в одной из тем форума СВРТ встретился с такой вот фразой:
“…Написан в последнюю ревизию Московской губернии в деревне Высокой”.
Откликнулся на нее следующим образом: «Последняя до 1782 года (о котором шла речь) ревизия была в 1763 году. Возможно, речь идет о городе Егорьевске, который был образован, если не ошибаюсь, в 1778 году. Ранее это было село Высокое.
Впрочем, и сейчас в МО существуют деревни с названием Высокая».

Ирина Фещенко мне ответила вот таким сообщением:
«Володя, сомневаюсь. Территория будущего Егорьевского уезда не относилась к “большому” Московскому уезду, каким он был на 3 ревизию».

Посмотрел в интернете село Высокое. Вот что нашел:
«…В прошлом на месте Егорьевска было село Высокое.
Впервые оно упоминается в духовной грамоте Великого Московского князя Василия Темного (1462 г.), в которой он завещал село княгине Марии Ярославне.
С постройкой в XVI в. Георгиевской церкви село получает второе название – Егорий - Высокий. Село в то время входило в Коломенский удел, а с начала XVII в. – в Коломенский уезд Московской губернии.
В 1562 г. Иван Грозный передал с. Высокое в число вотчин Московского Чудова монастыря, во владении которого оно находилось свыше двух столетий».
Источник.

На этом, собственно говоря, этот вопрос временно отложился. Зато я вспомнил (и дальше это есть главное!), что была когда-то у меня странная карта Московского княжества. И не карта даже, а копия карты (видимо, в кальке), кем-то выполненная и вывешенная в интернете.
Мало того, в связи с каким-то вопросом я уже искал ее безрезультатно «в своих закромах». Зато сейчас попробовал искать вновь, и, представьте себе, обнаружил!
Оказалось, что копия карты, о которой я веду речь, была мною скачена в середине 2006 года, то есть достаточно давно. Вполне возможно, что ссылка на ресурс, откуда она была взята, до сих пор где-то у меня хранится, но где - вопрос. Попытки поиска самой этой копии карты в интернете также ничего не дали.

teoria_1.jpg
Копия карты кликабельна

Копия карты Московского княжества. Год составления неизвестен.Немного остановлюсь на карте. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что на карте обозначены и «вол. Сельна», и «вол. Селинская» как отдельные образования. Граница между этими волостями проходит прямо по запонорским (позднее) деревням.

А вот по архивным документам третьей ревизии 1763 года, на тот год существовали:

Дворцовая Гуслицкая волость, включающая в себя 47 селений (по этим селениям документы ревизии сохранились, но могли быть и другие селения),

отдельно Гуслицкий стан (на карте эти места – волость Селинская), в составе следующих деревень:
с. Запонорье 657-660об.
д. Боярская 660об.-663
д. Ненилова 663-664об.
д. Радованье 664об.-667
д. Глебова 667-669об.
д. Короткая 669об.-672об.
д. Дубровая 672об.-675
д. Стенинская 675-676об.
д. Полковая 676об.-677
д. Усова 677-678
д. Загряская 678-680
д. Осташева 680-682
д. Теренкова 682-684об.
д. Смолева 684об.-686
д. Новая 686об.-688
д. Запруденье 688об.-690об.
с-цо Осташково 691-697
д. Соболева 696-705
с-цо Ощерино 705-709
д. Равенская 709-712
с. Хотеичи 712об.-730об.
д. Анцыфорова 730об.-735об.
д. Маркова 736об.-737

Мало того, в третьей ревизии есть и селения Селинской волости (то, что на карте называлась, как волость Сельна, позднее эти селения составили Карповскую волость):
с. Карпово 145об.-154об.
д. Антонова 154об.-157об.
д. Шевлягина 158-160
д. Воронова 160-163
д. Мещера 163-166
д. Оринина (Аринина) 166-172
д. Сидоровская 172об.-176
д. Волокова (Молокова) 176об.-179об.
д. Миникова (Минина) 179об.-185
д. Лопакова 185-187об.
д. Смолева 188-192об.
д.Яковлевская 192об.-199об.
д. Костина 199об.-206об.
д. Горе (Гора) 206об.-209об.
д. Давыдова 209об.-214об.
д. Ляхоева (Ляхова) 214об.-217об.
д. Лешкова 218-218об.
д. Елизарова 218об.-222об.

Листы в том и другом случае указаны по делу РГАДА 350-2-1838 с материалами третьей ревизии 1763 года.

Вторая, забавная для нашего с Ириной разговора, деталь определяется тем, как проходит на карте граница между юго-восточной частью Московского княжества и Рязанским княжеством (название Рязанского княжества на карте не приводится). Так вот, на карте не уместился широкий клин территории Московского княжества, уходящий, как я уверен, до самой Коломны. Уверенность моя базируется на том, что коломенские земли окончательно были присоединены к Московскому княжеству в 1433 года, а карта уж точно более позднего времени. Правая сторона этого клина территории на карте определяется частью границы между княжествами от селения …-Игнатово (первую часть названия деревни я не разобрал) и на юг по речке. Это речка – Гуслинка (Гуслица), протекающая прямо через Егорьевск и сегодня. Так что, скорее всего, граница так и идет по речке до самого села Высокого и далее. Село Высокое, как и центр сегодняшнего Егорьевска с Старообрядческой Георгиевской церковью – это правый берег Гуслинки, текущей с юга на север, ну а правый берег – это рязанская земля. Права была Ирина!
Но это все про Высокое, а меня вообще-то другой вопрос интересует…

Сопоставление с другими картами, кои во множестве присутствуют в интернете, позволяют сказать, что данная карта восточных пределов Московского княжества с относительно устоявшимися границами с Владимирским, Муромским и Рязанским княжествами явно относится к 16 веку.
А далее у меня возникла вот какое соображение: «Ага, а ведь на ней обозначены селения, которые меня интересуют! А нельзя ли точнее определить, какого времени эта карта?».
Чтобы получилось точнее, нужно знать хронологию становления российской государственности. Это просто, скажете вы: любой через 15 секунд интернет-поиска установит, что Великой княжество Московское существовало с 1263 по 1547 год, затем с 1547 по 1721 год было Русское царство, ну, а уж с 1721 года – Российская империя.

Как, спрошу я вас, именовался царь Иван Васильевич (более известный в народе и истории как Иван Грозный)? С 1533 по 1547 год как Великий князь Московский и всея Руси, а позднее как просто Царь всея Руси. Правда, в духовной грамоте царя Ивана Васильевича, составленной в июне – августе 1572 года царь Иван Васильевич документ от своего имени начинает так:
«Духовная царя и великаго князя Иоанна Васильевича, самодержца всероссийскаго», скромно оставляя себе также титул «великаго князя»! А на период 11 месяцев в 1575-1576 годах он вообще отдает бразды правления Симеону Бикбулатовичу, который также именуется Великим князем.

Я далек от мысли рассматривать анализировать всю эту историю передачи власти.
Нам нужно просто понять, когда составляемая карта могла именоваться картой Московского княжества, а когда уже нет.
Укажу лишь, что, начиная с 1576 года, Иван Васильевич упорно требует, чтобы его именовали царским титулом, чему активно сопротивляется Польско-Литовское государство.
Когда в 1584 году на трон взошел Федор Иванович, то он также до 1598 года именовался: «Царь всея Руси и великий князь Московский». И лишь его шурин Борис Федорович Годунов с 1598 по 1605 год именовался исключительно как Русский царь.

Из этого можно сделать такой вывод, что карта моя, о которой идет речь, уж точно не могла появиться позднее 1598 года. Следовательно, и селения, что на ней обозначены, также образовались до 1598 года.
Очень хотелось бы найти аргументы для определения второй границы интервала, которая указывала на то, что карта появилась «не ранее … года».

Обращаю внимание, что на этой карте отсутствует несколько привычных слуху селений: Анциферово, Яковлевская, Лопаково, Гора. Костино обозначено как Агафидино – Костино. Там, где, казалось бы, должно быть Ляхово, вообще написано: «Серебрениково – Юшина гора», а рядом с ним – «пог. Воздвиженский».
Кстати, на сайте деревни Анциферово сказано, что в статусе сельца Анциферово в документах упоминается с начала 17 века. Пожалуй, что так и есть.

Ну, вот, и все мои всевдонаучные рассуждения, уж и не знаю, сколько в них смысла…
Но я хотел бы надеяться, что даже такие размышления не останутся без отклика!

“Ненаучные размышления”

Комментариев 26

  1. Наталья Горбунова(Лакеева) 14 Март 2017 в 22:16 ссылка на комментарий

    https://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=https%3A%2F%2Frefdb.ru%2Flook%2F2363072.html&tld=ru&lang=ru&la=1488843392&tm=1489518431&text=%D0%B4.%20%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%20%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%20%201763%20%D0%B3%20%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%8F&l10n=ru&mime=html&sign=ea46cafb56df35e58e19f992110364d7&keyno=0
    (..В 1811г. владельцы дер. Высокой:
    - секунд майорша Александра Алексеева дочь Наумова (7 дворов);
    - полковница вдова Наталья Андреевна Стрекалова
    (братья Юдины принадлежали ей);
    - надворная советница Анна Павловна Фере (сельца Вихарева, Чичагина, Сахинок и д.Высокая).
    На 1816г. владельцы
    д. Высокой:
    - генерал-майорша Настасья Алексеевна Сокохтина (Сорохтина)
    -коллежский секретарь Павел Петрович Фере….)(Серпуховский уезд на 1812 год)

  2. Шуров Олег 15 Март 2017 в 9:13 ссылка на комментарий

    Владимир, карта вывешена была и есть на “Богородском краеведении” http://www.bogorodsk-noginsk.ru/atlas/14_volosti_5.html

  3. Владимир 15 Март 2017 в 10:03 ссылка на комментарий

    Спасибо, Олег! Хорошо, что нашлась карта

  4. Михаил Васильев 03 Апр 2017 в 16:05 ссылка на комментарий

    «Серебрениково – Юшина гора» — это скорее всего и есть наша Гора, которая в переписных книгах 1646 года именуется Сере[неразборчиво]ениково Гора. Я склонен ту неразборчивую букву читать как «Д» (СареДениково), большинство пишет через «БР» (СереБРениково), но буква (с моей точки зрения) там явно одна, уходящая в верхний регистр. Напротив этой деревни на карте размещается деревня Степаново-Давыдово, левее — Резаново-Захарово-Елизарово.
    На более поздних картах пог. Воздвиженский — это территория Давыдовской больницы (хотя есть одна карта, где пог. Воздвиженский находится на месте Горы).

  5. Владимир 03 Апр 2017 в 16:53 ссылка на комментарий

    Да, Михаил, вполне возможно, поскольку местоположение селений на этой карте можно определять лишь условно. Ляхово в то время, скорее всего, просто не было, да и в переписных книгах 1646 года в Ляхово указано всего два двора.
    Интересно, что вторая часть названия селения, что, верно, и есть нынешняя деревня Гора, записана как “…-Юшина гора”. Что означает - “Юшина” даже предположить трудно. А в местной топонимах нет ли чего-то похожего?

  6. Михаил Васильев 03 Апр 2017 в 18:04 ссылка на комментарий

    Нет, в местных топонимах ничего похожего не припомню.

    Ю́шка, ю́ха — уха, навар, бульон.[Даль, Толковый словарь живого великорусского языка]
    Ю́шка, ю́ха — просторечное название крови.
    Ю́шка — небольшой стеклянный сосуд для водки в виде бутылочки с квадратным основанием и широким горлышком, в 19-м — начале 20-го века был традиционен в тавернах балканских стран, позже вытеснен рюмками.
    Юшка — сок в салате из овощей.
    Юшка (вьюшка) — просторечное название заслонки в русской печи.
    Юшк — уменьшительный суффикс в русском языке — зверюшка, печенюшка и др.
    Юша — так в Центральной России называли промокшего под дождем человека
    Юшник — в некоторых говорах похлебка из гусиной или свиной крови
    Юша — богатый землевладелец

    И, наконец, наиболее вероятное: Юша — производная от имени Юрий. Георгиев/Егоров на Горе много )))

  7. Михаил Васильев 03 Апр 2017 в 18:09 ссылка на комментарий

    Интересно всё-таки — эта прорисовка реальной карты или историческая реконструкция?

  8. Владимир 03 Апр 2017 в 18:27 ссылка на комментарий

    Я уверен, что это перерисовка (скорее всего, на кальку) реальной карты, которую по каким-то причинам было нельзя копировать.
    В свое время (в 1960-ые годы) мы, я помню, столкнулись с тем, что в Отделе рукописей библиотеки Казанского университета было запрещено копирование любых карт, включая и карты 20 века.

  9. Михаил Васильев 03 Апр 2017 в 18:39 ссылка на комментарий

    Я, наверное, не корректно написал. Интересует была перерисована карта конца 16 века или более-менее современная карта с реконструкцией по письменным источникам.

  10. Владимир 03 Апр 2017 в 19:27 ссылка на комментарий

    Не знаю, что и сказать, Михаил, но думаю, что реконструкция тройных названий, а особенно, границ волостей - это очень сложная задача.

  11. Владимир 03 Апр 2017 в 19:34 ссылка на комментарий

    Еще по поводу названия.
    Михаил, Вы пишете: “И, наконец, наиболее вероятное: Юша — производная от имени Юрий. Георгиев/Егоров на Горе много”.
    Мне тоже этот вариант кажется наиболее вероятным, не от того, впрочем, что Егоров в Горе известно нам много… думается, что первый поселившийся там, на месте нынешней Горы, вполне возможно, звался Георгием.

  12. Евгений 03 Апр 2017 в 20:33 ссылка на комментарий

    Здравствуйте Владимир! Когда я увидел приведённую Вами карту, то сразу обратил внимание, что п. Воздвиженский находится на другом берегу р.Сошицы. Но вот писать об этом не счёл нужным. Теперь, после слов Михаила решил всё-же вставить слово об этом! Карта для тех лет достаточно хорошо составлена, а тут вдруг раз……. и берега попутаны!

  13. Михаил Васильев 04 Апр 2017 в 10:05 ссылка на комментарий

    Владимир, а вот меня именно тройные названия смущают — не характерно это для карт, а для документов различных — вполне, часто перечислялись все известные названия, в том числе и бывшие когда-то. Границы, реки и некоторые поселения, возможно, брались с другой, более поздней карты (отсюда и калька). И название карты смущает — на сайте http://www.bogorodsk-noginsk.ru в каталоге «Богородский атлас» она названа «Карта Восточного Подмосковья времён Московской Руси», а на странице собственно карты «Карта Восточного Подмосковья времён Московского княжества». Если бы я калькировал историческую карту, то сохранил бы её оригинальное название. И границы княжества и волостей нарисованы по современным топографическим стандартам.
    А что касается неточностей — погост Воздвиженский возле Горы нарисован не на том берегу реки и не напротив Горы, а на довольно приличном расстоянии от неё.

  14. Владимир 04 Апр 2017 в 11:29 ссылка на комментарий

    Согласен, Михаил, Евгений, с вашими аргументами: и тройные названия, и несоответствие расстояний между селениями (реальных и отмеченных на карте), расположение того же погоста - все это, безусловно, вызывает вопросы.
    Впору у отцов - основателей сайта “Богородск-Ногинск” попробовать выяснить происхождение этой карты.

  15. Михаил Васильев 04 Апр 2017 в 12:28 ссылка на комментарий

    Владимир, я на почту выслал фрагмент карты где впрямую упоминается как указанное на ней место будет называться в XVI веке — железное доказательство, что эта карта реконструкция.

  16. Владимир 04 Апр 2017 в 13:20 ссылка на комментарий

    Спасибо, Михаил, я только что получил это ваше письмо с картой. Если не забуду, то все же поищу у себя адрес Дроздова или Маслова - задам им вопрос о происхождении карты

  17. Михаил Васильев 04 Апр 2017 в 13:44 ссылка на комментарий

    Владимир, держите в курсе, очень интересно спросить у автора карты откуда взялось название Юшина Гора

  18. Анатолий 06 Апр 2017 в 17:47 ссылка на комментарий

    Карта есть еще здесь : https://ok.ru/gzhel.arkh/album/51966178951379/552537618131
    с возможным источником внизу.
    Смотрел дело РГАДА 350-2-1838, указанное выше. Селинской волости не нашел :).

  19. Владимир 06 Апр 2017 в 19:11 ссылка на комментарий

    Анатолий, спасибо, что карта обнаружилась!

    Реквизиты дал с ошибкой, прошу прощения. Причем все перепутал!

    Описание дел 2 ревизии.
    350-2-1838:
    Гуслицкий стан (№ 267 - 289),
    Дворцовая Гуслицкая волость (№ 290 - 336)

    Описание дел 3 ревизии (на самом деле, по крайней мере, по Селенской волости - это дела переписи 1773 года). Здесь:
    350-2-1872,
    Дворцовая Селенская волость (№ 53 - 69), сразу за ней Дворцовая Гжельская волость (№ 70 - 89);
    350-2-1874
    есть Гуслицкий стан, в нем только с. Хотеичи.

  20. Ольга Мельникова 19 Май 2017 в 16:29 ссылка на комментарий

    У Кусова есть подробная карта именно станов и волостей. Я присылала - надо бы разместить.

  21. Владимир 19 Май 2017 в 16:57 ссылка на комментарий

    И где это она, эта карта?
    Я полистаю, конечно, твои письма.
    Правда, есть у меня сомнение, что не случайно я эту карту не разместил, она, видимо, слишком велика для блога, а мелкую смысла нет размещать.

  22. Коллеги, подскажите, а где можно почитать про историю реки Сошица?
    Сейчас, насколько я понимаю, от нее только нагорское озеро и осталось. А раньше?
    И еще - между Перхурово и Елизарово есть обводной(?) канал. Есть ли про него тоже что-нибудь?

  23. Евгений 22 Май 2017 в 11:40 ссылка на комментарий

    Река Сошица от Нагорского озера была при строительстве завода убрана в трубу большого диаметра. Труба заканчивается на окраине Давыдово ( возле бывшего СМУ). Там и сейчас можно увидеть небольшой ручеёк вытекающий из этой трубы. А вот далее Сошица до сих пор протекает до самого впадения в р. Нерскую.

  24. Евгений 22 Май 2017 в 11:56 ссылка на комментарий

    А то, что Андрей Петрович вы назвали “обводным каналом” проходящим возле СНТ “Виктория, имеет начало от р. Понорь.
    Русло Сошицы впадавшее в Нагорское озеро пересохло лет неверно 30 назад.

  25. Евгений, спасибо за информацию!
    Судя по очертаниям, это действительно рукотворный канал, а не естественное русло?
    А где раньше был исток Сошицы?

  26. Евгений 24 Май 2017 в 13:38 ссылка на комментарий

    Да Андрей, канал был прорыт в начале 70хх. Не знаю как правильно сказать, но скорее всего для противопожарных целей. Не исключено, что после огненного 1972 года. Про исток Сошицы точно не знает никто. Как обычно начала рек всегда очень условны и зависят от величины снежного покрова и температур в тёплый период года.. Скорее всего надо считать, что исток находился где-то в лесистых низинах возле Перхурово. В наиболее полноводные вёсны существовала связь с Понорем.
    Труба от Нагорского озера находится ниже уровня воды, но видимо в самом начале она сильно забита, так как струйка воды поверх песка в ней очень слабая. 4 года назад удалось заглянуть в эту трубу на территории “Акватона”. Спускаться внутрь не хотелось.

Написать комментарий