Путь на Югну

Понял я к чему Сон был. Это как Знак вопроса: ты что, дескать, про Архангельскую область 1972 года не собираешься писать?
Раз так, то начнем…
Северная Двина (а точнее, Большая Северная Двина) начинается от Котласа, около которого сливаются, образуя ее, Малая Северная Двина и Вычегда. Отсюда река течет упрямо на север к Белому морю. Первое, что на реке бросается в глаза, — это песок, песчаные плесы, песчаные острова, высокий песчаный берег с редкими соснами. В верховьях леса почти нет и лишь через несколько десятков километров сначала небольшими рощицами, а потом сплошной массой он потянется по берегам.

Преодолев больше половины реки, к пристани Усть-Ваеньга мы подошли поздней ночью. Тусклая желтоватая лампочка на дебаркадере и никаких признаков жилья вокруг. А позади – сияющая огнями «Пинега». Уют теплого салона и холодная темнота. «Пинега» ушла, ушел и высокий хмурый и не очень трезвый человек, встречавший теплоход, а мы остались одни в небольшом зале ожидания.
Проснулись рано. Надо было успеть собраться, перекусить и отыскать в поселке начало узкоколейки, по которой утром отвозят рабочих в поселок Югна. Дебаркадер плавал в густом молочном тумане. Мокрые от росы сходни было видно плохо. Ближайший столб вырисовывался смутной тенью. На берегу едва различимы какие-то строения. Сырость тумана живо проникала под штормовку и вызывала легкую дрожь, которая немедленно сменялась испариной, как только за плечи ухватывались ремни рюкзаков.

Мы поднялись на берег, прошли до домов основной, а может быть, единственной, улицы поселка и по деревянным тротуарам, по черным и скользким от воды кускам коры, плотно устилавшим землю, добрались до узкоколейки, на которой пыхтел игрушечный тягач и съежились три маленьких, не настоящих на первый взгляд, вагончика. Полотно дороги также производило своеобразное впечатление: густо поросло бурьяном, а на редкие шпалы были накиданы как будто в спешке ржавые рельсы, которые нигде не лежали ровно друг относительно друга, но зарывались в землю, или просто повисали в воздухе. Особенно впечатляюще выглядели повороты дороги, поскольку они не были плавными, как это принято у нормальной дороги, а представляли собой некоторую ломаную линию, отрезки которой образовывали друг с другом самые различные углы, явно не считаясь с правилами техники безопасности. Мы погрузились в один из вагончиков вместе с рабочими и женщинами, ехавшими на целый день в малинники с многочисленными ведрами, корзинками, кошелками, которые, как и наши рюкзаки, заполонили весь проход в вагоне.

Игрушечный тепловозик свистнул, чихнул, дернулся и потащил вагончики в лес. Собаки, которые до этого момента сидели, равнодушно поглядывая по сторонам, разом оживились и радостно залаяв, ринулись догонять поезд. Эта погоня, видимо, входила в ежедневный утренний ритуал, поскольку собаки, пробежав несколько сот метров, остановились и с чувством выполненного долга потрусили обратно. А поезд, покачиваясь, скрипя и позвякивая, погрузился в огромные непроходимые малинники
В нашем вагоне сразу же нашелся весельчак-затейник, невзрачный маленький мужичонка, который первую половину пути стращал женщин, едущих по малину, бесчисленными рассказами о проделках местных медведей. Не скупился он и на советы, как избежать встречи с «хозяином», а если уж встретиться, то, как не спровоцировать его на разные лихие выходки. Исчерпав эту тему, он переключился на другую, и мы с интересом выслушали развеселый рассказ о многочисленных поломках, крушениях и катастрофах на этой линии узкоколейки. «А вот в этом месте – говорил он, и все замолкали: в этом месте поезд обычно сходит с рельсов и переворачивается… проехали, странно..хе-хе, ну ничего, дальше хуже будет». Эти речи продолжались до самого моста через небольшую речку Югну. А вскоре за поворотом открылся и сам поселок того же названия. Сразу за поселком поезд поворачивал влево на озеро Урос. Здесь мы выходили. Нам нужно было найти тропу, ведущую на Пинежские озера.

Узкоколейные железные дороги имеют ширину колеи 750 мм. Если спросить, а какая же ширина колеи у «больших» железных дорог, то выясняются очень интересное обстоятельство – она разная и весьма (ниже сведения и фотографии с сайта Википедия). Самые старые дороги в Англии строились с шириной колеи 2140 и 2000 мм. Ныне в Нидерландах существуют железные дороги с колеей 1945 мм, в Англии 1880 мм, во Франции – 1750 мм, в Аргентине, Бангладеш, Индии, Канаде, Пакистане, США, Чили, Испании распространен стандарт 1676 мм. Стандартом Еврозоны, тем не менее, принята ширина колеи 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). В 1930-ых годах в Германии был разработан проект сверхширококолейных железных дорог (3000 мм), но далее демонстрационного участка дело не пошло.
Самая первая, Царскосельская, железная дорога в России имела колею 1829 мм. Сегодняшний российский стандарт 1520 мм, причем не так давно он был несколько иным (1524 мм). Этот последний стандарт, по-видимому, американского происхождения, так как весьма распространен на юге США и составляет ровно 5 футов.
Так выглядят колеи шириной 750 и 1520 мм.

1.jpg     2.jpg

Самая узкая из известных с шириной колеи 305 мм – первая в России и самая протяженная (440 км) Красноярская детская железная дорога.
Возвращаясь к «узкоколейкам» (или «узкоуклейкам», как называл их наш Костя в детстве, исходя из своего увлечения рыбалкой), следует добавить, что было их в России множество. Большинство из них функционирует и сейчас. Самая известная «узкоколейка» — это Алапаевская в Свердловской области, она же самая старая (начало строительства 1885 год), она же самая длинная (710 км). Из этих 710 км постоянного действия 620 км, а активной эксплуатации 250 км. Производит впечатление чистенькой и опрятной.

alap_1.jpg

 alap_2.jpg

alap_3.jpg

Но, поскольку у нас речь идет об Архангельской области, то стоит сказать, что наряду с Московской областью, где было построено 106 УЖД и Свердловской с 96 УЖД, Архангельская ровно сотней своих узкоколеек также весьма известна. Остальные регионы к этой тройке по числу УЖД не приближаются.
Чтобы мой рассказ приобрел фотоподкрепление, я позволю себе без комментариев привести несколько фото действующей Лепшинской УЖД (лесовозная, максимальная длина 56 км, год открытия 1952, есть пассажирское движение), взятые с сайта.

lipsh_1.jpg

lipsh_2.jpg

lipsh_3.jpg

Всем ли понятно, почему я этот фоторяд без комментариев оставил? Он меня лично весьма впечатлил, учитывая, что пассажиров по ней возят. Чем не аттракцион!? Не американские горки, конечно, однако…

Но нам просто какой-то УЖД, по которой мы не ездили, мало. Нам подавай ту, что по маршруту Усть-Ваеньга – п. Югна длиной 28 км. Общая длина всей этой узкоколейки 130 км, проложена в 1954 году. Строилась (как выяснилось) преимущественно силами студенческих отрядов (а с них что возьмешь, с этих студентов). Разобрана в срочном порядке в 2005 году. Не удивлюсь, если во всей этой дороге увиден был чермет в изобилии. Что интересно также, поселок Юнга прекратил свое существование в 1972 году, а все, кто там жили, были эвакуированы. Возможно, что мы были последние, кто числа эдак 10 августа видели этот поселок еще частично действующим. Магазин, по крайней мере, там точно работал. Продавцом в нем был мужчина родом из Симферополя, отбывавший в здешних местах срок, а затем оказавшийся в Югне на поселении. Он меня все про Крым расспрашивал. Я и сейчас помню, с какой тоскливой жадностью ловил он мои слова о наших крымских впечатлениях. Да, еще обращаю ваше внимание на то, что было это около 10 августа, а Север, я вам скажу, это совсем не наша полоса и уж точно не Крым.
Фотографии взяты вот с этого сайта

u-v_1.jpg

 

u-v_2.jpg

 

u-v_3.jpg

 

Сделаны эти фото были в июле 2005 года, когда узкоколейка разбиралась, вернее уже была практически разобрана, и представляло все это зрелище весьма грустное.

А вот на этих фото мостик, через который узкоколейка когда-то проходила.

u-v_4.jpg

u-v_5.jpg

Этот или иной схожий мостик я тоже очень хорошо запомнил: дело в том, что вагон в этом месте отчетливо отклоняется вбок, а настила мостового из окна не видно, поэтому и думаешь: «Ну, вот оно значит как происходит!!!». Не удивлюсь, если в народе этот мостик именовался «Господи, пронеси!».

“Путь на Югну”

Комментариев 1

  1. Владимир 07 Фев 2018 в 12:29 ссылка на комментарий

    Между прочим…

    У Владимира Даля:
    «ПУКША ж. арх. пукшиньга, лесная птица, кажется, соя».

    «ПОКША об. левша, леворукий. Это одно из эамечательных слов, произносимых, наперекор говору, на низком (окающем, полоротом, сев. и вост.) наречии пакша, а на высоком (акаюшем, зеворотом, южн. зап.) местами покша…» Источник
    Не будем, кстати, забывать, что Покшенька — это левый приток Пинеги

Написать комментарий