Проявление любительской кинопленки

Отдельная песня – это проявление кинопленок. У меня был двухуровневый проявочный бачек. Каждая спираль пятнадцатиметровой длины. Длина пленки 10 метров. Поэтому на двух уровнях за один прием можно обработать 3 пленки (правда, одну из них придется разрезать на две части по 5 метров). Арифметика, казалось бы, простая, если она кого-то устраивала. Меня – нет. Пленка была сделана так: с одной стороны у нее основа, а с другой — эмульсионный слой, который, собственно, и является носителем изображения. Принципиально важно, чтобы при проявлении эмульсионный слой ни к чему не прикасался. Там, где он ненароком, прилипнет к чему бы то ни было, никакого проявления не произойдет. И эту часть пленки со спокойной совестью можно выбрасывать. Но вот будет ли прилипать к чему-то основа, никакой роли не играет. Вот этот, казалось бы, малозначимый факт и дает нам возможность озадачиться такой мыслью (идеей, можно сказать): а что, если складывать две пленки основой друг к другу и в таком виде заправлять ее в спираль катушки?
Я уверен, что такая простая мысль, дающая возможность при одной заправке проявлять не три пленки, а сразу шесть, естественным образом рано или поздно приходила в голову всем кинолюбителям. Ну, если и не всем, то большей их части.
Весь процесс проходит, понятное дело, в той же ванной, но готовлюсь к нему несравненно внимательнее. При свете я раскладываю все, что понадобится. Сам бачек (нижнюю его часть и крышку) можно отложить дальше всего остального, например, в раковину, все это нужно будет в последнюю очередь. Затем раскручиваю катушку. Дальше всего от себя откладываю верхний зажимной винт и верхнюю ажурную плоскость катушки. Функция у них очень простая – прижать верхний уровень пленок в бачке. Затем откручиваю внутренний зажимной винт, и у меня в руках оказываются: спирали нижнего и верхнего ярусов катушки. Это то, что необходимо в первую очередь. Где-то с краю, но не слишком далеко, кладу ножницы.
Теперь главное — пленка. Она может быть в двух видах. Изначально пленка упакована в металлических круглых коробочках. Когда наступал ее черед пройти через кинокамеру, я эти коробочки распаковывал, доставал пленку, заправлял ее в кассету, экспонировал, в конце концов. Но затем наступала очередь следующей пленки, а я аккуратно запаковывал отснятую пленку в коробочки. Тем не менее, шесть последних экспонированных пленок так и возвращались домой в кассетах. Все это важно и все это нужно учесть, когда ты готовишься проявлять.
Нужны еще две емкости, которые располагаются в непосредственной близости от небольшой горки пленок. Затем нужно все внимательно оглядеть, чтобы в темноте ориентироваться среди разных предметов безошибочно.
Что значит сложить две пленки основами друг к другу? Это означает, что одна из них должна быть перемотана! С этого и начинаю: перематываю пленку и складываю ее в одну из свободных емкостей. Различаются перемотанная и не перемотанные пленки очень просто: когда ты их держишь перфорацией вниз (а только так и нужно!), то они у тебя в руках норовят закручиваться в разные стороны (обращаю внимание – эмульсионным слоем вовнутрь). Ошибиться невозможно! Распаковываю вторую пленку. Аккуратненько складываю эти две пленки, закрепляю их в прорези нижней спирали и вывожу их за рамки спирали… Не спеша, аккуратно – это момент ответственный, это, можно сказать, момент истины! Удерживаю пленки правой рукой, чуть-чуть наклоняя их… никто не подскажет тебе, насколько нужно «чуть-чуть наклонить», не перебери, но и не сделай меньше угол, иначе одна из пленок спутает шаг резьбы (ты даже не заметишь этого!), и пойдут у тебя пленки накручиваться в спирали эмульсионными слоями друг к другу…
У меня не пойдут! Вот так и замри с пленкой в правой руке… а левой рукой найди верхнюю спираль, установи, убедись, что встала на место… также левой рукой найди (в темноте!) нижний прижимной винт, поставь на место его и закрути. Теперь катушка наполовину в сборке, а между верхним и нижним спиральными уровнями где-то там внутри закреплены две пленки. Далее я левой рукой начинаю медленно вращать собранную «полукатушку» по часовой стрелке, а правая рука… а что делает у нас правая рука?… она даже не подает, она внимательно отслеживает, как легко скользят между пальцев сложенные вместе пленки. И вместе с тем, она, эта правая рука, оказывается, очень тонкую работу выполняет: не только соблюдает никому неизвестный угол наклона поступающих в катушку пленок, но и регулирует их натяжение. И слишком легко пленки не должны подаваться, но и чересчур тормозить их тоже нельзя. И опять-таки непонятно, где заканчивается это «слишком легко» и начинается «чересчур».
Но вот пленки заканчивались и двумя «барашками» застывали у кромки катушки. Следующий важный этап: заготовив аналогичным образом (см. выше) еще две пленки, также аккуратно внедрить их в спираль. Заметьте, крепить их некуда, но они встанут на свое место. Убедившись, что оставшиеся «барашки» предыдущих пленок достаточно длинные, вкладываем между ними еще две новые пленки. Этим четырем уже нужна наша помощь. Заправили пол-оборота катушки, теперь легко и совсем немножко вытянем «новые» пленки. Еще немного повернем катушку и вновь повторим операцию. И вскоре окажется, что «новые» пленки, ни к чему не крепясь, тем не менее, за счет одного только трения закрепляются в спирали. Причем, они даже полностью выведены из «старых» пленок. Как только спираль заполнится, пленка обрезается, а ее примерно половинный остаток будет ждать своего часа (заправки второго яруса). У нас для него припасена специальная емкость, вот туда мы его и сложим…
В общем, все это очень просто, это я так сложно рассказываю.
Заправленную двумя ярусами катушку помещаю в бачок, завинчиваю крышку. Все остальное происходит на свету. Процесс получения позитивного изображения на пленке сложнее, чем негативного. Помимо двух проявлений и фиксирования, у вас есть еще осветление и отбеливание, а также самое интересное – засветка. Когда наступает ее момент, я торжественно открываю бачек, вытаскиванию катушку, включаю специальную лампу и, стараясь выдерживать необходимое расстояние от лампы до катушки с пленкой, начинаю медленно манипулировать этой самой катушкой, стараясь, чтобы свет достиг равномерно всех участков пленки. Причем цвет пленки медленно начинает меняться до светло сиреневого.
А когда пройдет окончательная промывка, развешиваю пленку в коридорчике, перекидывая через четыре натянутые для сушки белья веревки. Все 60 метров обработанной пленки повисают длинными, метра в полтора, мокрыми «водорослями».Ну, а далее пленка склеивалась. Станочек для склейки у меня сохранился…

станок для склейки кинопленки

… и наматывалась на бобины. Вначале я использовал обычные бобины для магнитофонной пленки, а затем в магазинах появились специальные бобины для 8-миллиметровых кинопленок емкость 120 метров и даже коробочки, в которых эти бобины с пленкой можно было хранить.
Все. Потом расставлялся проектор (у нас «Луч-2» выпуска примерно 1967-1968 годов, у кого-то — «Русь» или другие варианты проекторов, о которых я уже и не помню), приглашались все заинтересованные лица, развешивалась какая-то белая ткань (позднее – специальный экран) и устраивался показ. Показ, представьте себе, вне зависимости от качества съемки, продолжительности показа, незапланированных пауз, когда рвалась склейка, всегда имел успех.

кинопроектор Луч

“Проявление любительской кинопленки”

Комментариев 1

  1. Ольга Мокрушина 25 Мар 2011 в 22:57 ссылка на комментарий

    Володя, здорово что вам с Галей удалось сохранить не только фотоматериалы и киноматериалы, но и аппаратуру на которой создавался семейный архив. Трогательные воспоминания вернули и меня в детство, когда проявка фотографий в ванной комнате, казалась волшебством, а совместный просмотр фильмов пусть их было и не много, снятых нашим родственником у него дома, был более значимым событием, чем поход в кино, видеть себя и родные тебе лица на большом экране, роль которого неизменно выполняла белая простыня…как давно это было, спасибо за светлые воспоминания.

Написать комментарий