Появление Ивана Неронова

Продолжая исторический экскурс, мы, казалось бы, еще только приближаемся к основному нашему вопросу о старообрядчестве. Но это лишь «казалось бы», а на самом деле мы о нем уже и говорим. А вот с названием этой публикации я поначалу совсем затуманился: и «После Смутного времени», и «Дионисий», и «Троице-Сергиева лавра», но как-то все не то. Все потому, что у нас интереснейшая цепочка выдающихся личностей выстраивается: Иоанн Златоуст – Савонарола – Максим Грек – Дионисий – кто дальше?
Связующую роль в этой цепочки личностей играет Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Дионисий, а затем и Минин с Пожарским подняли народное ополчение. Но позднее, когда власть в России взяли в свои руки те, кто, мягко скажем, не слишком-то и боролся с полькой интервенцией, Дионисий уже больше не призывал страну ни к жертвенности, ни к христианскому покаянию. Отодвинутый и отошедший от участия в государственных делах, он сосредоточился на управлении лаврой и книжной работе. И было у него два любимых писателя святой Иоанн Златоуст и Максим Грек. И тот и другой обличали безнравственность и стяжательство…
«Иоанн Златоуст всегда был самым популярным писателем в древней Руси, и его сочинения постоянно переводились на русский язык со времени введения христианства. Сотни переводов его проповедей и других его сочинений сохранились до сих пор в бесчисленных древнерусских манускриптах, и не было ни одного мыслителя или писателя в допетровской России, который бы не был знаком или не подпал бы под влияние великого антиохийца. Дионисию он был особенно близок, так как Троице-Сергиевский архимандрит так же, как и сам Златоуст, прежде всего мечтал о создании подлинно-христианского общества. Оба они боролись за высокую нравственность мирян и духовенства и высоко ставили те чувства христианского сострадания и солидарности, которые теперь можно было бы назвать христианской социальностью» (С.А.Зеньковский. Русское старообрядчество. Т. 1 Духовные движения XVII века, с. 76 – 77).

Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст (около 347 – 14 сентября 407 года), архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей. Известны его труды четырехлетнего пустыннического жительства: “Против вооружающихся на ищущих монашества”, “Сравнение инока с царем” (”Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни”). В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. За редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование “Златоуст.” Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. Среди его творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии.
Преследовался императрицей Евдоксией за обличение распущенности столичных нравов, особенно императорского двора. Был судим судом иерархов, справедливо обличаемых Златоустом ранее, приговорен к казни, замененной позднее изгнанием в Армению. Сохранилось 245 его писем из Армении епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе, в которых святой Иоанн утешал, наставлял и поддерживал своих приверженцев. В связи с этим в столице было принято решение перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии), по дороге туда истощенный болезнями святитель скончался.

Источник

Максим Грек
Максим Грек (около 1480 – 1556) — знаменитый деятель русского просвещения. Родился в Албании, занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы в Италии. Bo Флopeнции oн cлyшaл знaмeнитoгo Caвaнapoлy, кoтopый oбличaл paзвpaт флopeнтийцeв и пpизывaл иx к пoкaянию. Принял постриг в афонском Ватопедском монастыре, а, когда в 1515 году великий князь Василий Иванович обратился с просьбой направить на время в Москву переводчика, то братия решила направить Максима. Хотя переводы Максима получили торжественное одобрение духовенства и князя; но домой по окончании труда, несмотря на просьбы Максима, его не отпустили.
Вместе с тем, многообразные «нестроения» московского быта, резко противоречившие христианскому идеалу Максима (грубое распутство и лихоимство, глубокое невежество и суеверие), вызывали его горячее обличение, а кружок русских людей, уже дошедших до понимания этих «нестроений», видел в нем учителя, преклоняясь пред его нравственным и научным авторитетом. Нравственная позиция Максима создала ему множество врагов.
В апреле и мае 1525 г. открылся ряд соборов, судивших Максима. Виновность Максима выводилась из его обличительной литературной деятельности, его канонических и догматических мнений. Был сослан в Волоколамский монастырь и заключен в темницу. Позднее нашелся повод и для другого собора (1531 года). По приговору Максим был отправлен в оковах в тверской Отрочь монастырь, где провел более 20 лет. В 1553 г., по ходатайству некоторых бояр и Троицкого игумена Артемия, он был переведен на житие в Троицкую лавру, где и умер.
Уважение, которым Максим пользовался у лучших современников, свидетельствует о том, что значение его сознавалось и в его время. Из кельи его вышло не мало учеников, между которыми достаточно назвать князя Курбского и Германа, архиепископа казанского. Многие его мысли легли в основание постановлений Стоглавого собора. Впервые «Сочинения преподобного М. Грека» были изданы при Казанской духовной академии в 1859 — 1862 годах.

Источник

Савонарола
Джироламо Савонарола (21 сентября 1452 – 23 мая 1498) – доминиканский священник, монах, диктатор Флоренции в период 1494 – 1498 годов. В 1745 году тайно бежал в монастырь. Позднее уже в качестве проповедника, попал во Флоренцию. Неудачи первых проповедей заставили его покинуть Флоренцию, чтобы вновь вернуться сюда в 1490 году. С этого года начинается успех его проповедей. Он обличает испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений. «Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Похоже, он и сам убежден был в своём божественном призвании, потому он громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян, солдат за все их пороки.
В связи со вступлением в Италию французского короля Карла VIII Савонарола становится правителем Флоренции. Он был уверен, что религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода.
Влияние его проповедей сказалось быстро и стали заметны перемены: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.
Несмотря на запрет его проповедей, слава Савонаролы проникла даже за пределы Италии, а его проповеди переводились на другие языки. Тогда Папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, потребовал его ареста и отправки в Рим.
Однако, синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции», им написано «Письмо к государям», в котором Савонарола убеждал их созвать Вселенский собор для низвержения Папы.
В конце концов, назначается испытание справедливости учения Савонаролы – испытание огнем, но Савонарола не решился его пройти. На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой, и Савонарола был заключён в темницу. Допросы Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман. Савонарола был казнен при огромном стечении народа 23 мая 1498 года.
Следует учесть, что нравственная позиция Савонаролы, его честность и прямота, безусловно, сочетались в нем со средневековой жестокостью и реакционностью. Его реформаторство, обличение пороков церкви сочеталось с непримиримым неприятием литературы гуманизма и науки.

архимандрит Дионисий
«Во многих выступлениях Дионисия, в его бескомпромиссном подходе к вопросу морали, христианской ответственности и обороне церкви, слышится, как голос самого Максима Грека, так и его знаменитого духовного учителя, флорентийского обличителя Савонаролы. Максим начал свою духовную карьеру в том же монастыре, в котором жил и проповедовал Иероним Савонарола, — всего лишь через несколько лет после смерти последнего, — и в течение всей своей жизни он был предан памяти пламенного флорентийца. В написанной им уже в России «Истории страшной» Максим яркими и сочувственными словами описывает жизнь, проповедь и смерть этого проповедника христианского аскетизма, резкого противника безбожия и секуляризации эпохи языческого ренессанса, неутомимого обличителя морального разложения церковной иерархии. Смерть Савонаролы на костре в результате его обличения злоупотреблений Римской церковной иерархии того времени, могла только возбудить к нему симпатии Дионисия и тех русских, которые сами пострадали от католической интервенции и папских стремлений навязать латинскую веру России в самые трудные годы смуты. Бесстрашие в борьбе за веру и мученическая кончина флорентийского монаха, его стремление поднять дисциплину духовенства, его желание морально очистить свою паству и всю церковь от соблазна, должны были казаться как Дионисию, так и другим читателям «Истории страшной», достойным примером в их собственных усилиях за духовное возрождение народа. Ведь по своим настроениям Савонарола был гораздо ближе к Максиму Греку и Дионисию, чем к зараженной духом секуляризирующего ренессанса католической мысли начала шестнадцатого века…
…Сотоварищи Дионисия по церковной иерархии и представители епископата, забывшие заслуги архимандрита в годы Смуты и, вероятно, раздраженные его мягкостью с людьми, его душевной красотой и стойкостью в делах веры, обвинили его в еретическом обращении с богослужебными молитвенными текстами. Дионисий был отдан под церковный суд и приговорен к заключению, в котором он находился в исключительно тяжелых условиях. Он был выпущен на свободу только в 1619 году, когда за него заступился вернувшийся из польского плена отец царя Михаила, — митрополит Филарет, вскоре ставший патриархом»
(С.А.Зеньковский, там же, с. 77 – 78).

Иоанн Златоуст – Савонарола – Максим Грек – Дионисий – кто же дальше? – спрашиваем мы. А дальше был ученик Дионисия, молодой вологодский уроженец, странник-псаломщик, нашедший приют в Троице-Сергиевой лавре. В России появился Иван Неронов. Именно он начал самое большое в русской истории религиозное движение, которое позднее назовут старообрядчеством. «Религиозное» — напишет Сергей Александрович Зеньковский и тут же поправит себя: если бы только религиозное!..

Написать комментарий