По следам одной публикации

Наконец-то, у меня на руках появился второй выпуск сборника «Мещёра край». Я его полистал и взялся читать статью Сергея Сергеевича Михайлова «Из истории старообрядческой молельни в гжельском селении Кузяево». Статья была анонсирована автором в наших с Сергеем разговорах, поэтому и ожидаема мной. Мало того, по совпадению - если в этом сборнике вышла его статья о моленном доме в Кузяево, то я направил с надеждой на публикацию в сборнике 2013 года статью «Масловы и другие старообрядческие фамилии деревни Кузяево». Естественно, что такая случайная преемственность статей была интересной, а мне хотелось посмотреть, что же написано о Кузяево в только что вышедшем сборнике.
В статье упоминаются несколько кузяевских старообрядцев, так или иначе связанных с делами старообрядческой общины, причем все они мне «знакомы» по моей базе. Пусть понемножку, но про каждого из них, правда, генеалогически, я что-то могу добавить. Вот и решил представить эти дополнения на блоге.

Итак, в период, по крайней мере, до 1835 года моленная в Кузяево была при доме Петра Тимофеева Фомина. Известен Петр Тимофеев тем, что он был первым фарфоровозаводчиком в Кузяево. Вот что можно найти о его заводе:

«Находился в д. Кузяевой Богородского уезда. Был основан в начале XIX века купцом Петром Тимофеевичем Фоминым. Выделывались фарфоровые изделия, нередко очень высокого качества. В конце 50-х годов дело временно остановилось, но затем через несколько лет снова было возобновлено сыном Петра Тимофеевича, Дементием Петровичем. В 1883 году завод был окончательно закрыт. В 1856 году еще при Петре Тимофеевиче, имелось два горна и вырабатывалось изделий на 9000 рублей при 23 рабочих, но в 1876 году выделывалось фарфора на 30 т. р., при 42 рабочих. Известны три вида клейм: 1) в виде круглого медальона с надписью: «Богородского купца Петра Фомина», 2) подобное же с надписью: «Завод купца Фомина» и 3) в виде вдавленной в тесто буквы Ф». Источник

У Петра Тимофеева известен отец: Тимофей Иванов Фомин (1754-1824). Сам Петр Тимофеев родился в 1788 году, умер в период между 1856 и 1869 годом, до 1836 года числился крепостным, но был отпущен на волю вместе со своими сыновьями Дементием и Дорофеем в 1836 году. Дементий к 1869 году, проживал в Кузяево, числился уже Богородским 2 гильдии купом, а его брат Дорофей заведывал фарфоровой фабрикой в той же деревне. Дети братьев Фоминых, Иван Дементьевич и Петр Дорофеевич, с семьями числятся в списках избирателей по деревне Кузяевой в 1917 году.

Сергей Михайлов пишет:

«…в кузяевской моленной службу проводили местные крестьяне Елисей Алексеев и, иногда, Ермил Иванов, которые совершали Вечерню, Часы, Утреню и другие молебствия, не требующие участия священника, поскольку престола здесь явно не было. Иногда упоминается и крестьянин Петр Пузанов, который специализировался на чтении канонов по усопшим и Псалтыря…».

Были такие Елисей Алексеев и Ермил Иванов в Кузяево! Годы жизни Елисея Алексеева: 1779 – после 1834, а Ермила Иванова: 1788 – после 1834.
Про Елисея Алексеева я много сказать не смогу. Родители мне неизвестны, жену звали Анной, да и только. Известных мне детей семеро: Семен, Марка, Марья, Мавра, Василий, Егор и Агафья. Практически ни у кого из них, кроме Агафьи, семейная история в Кузяево далее 1869 года не прослеживается, вероятно, семья куда-то переселилась. И даже судьба Агафьи Елисеевой, что вышла замуж в деревню Гора Запонорской волости за Ганенкова Федота Семенова, далее 1869 года не прослеживается – не иначе как тоже куда-то перебрались Ганенковы.

Зато про Ермила Иванова (1771-1839) кое-что сказать можно. Было у него четверо сыновей: Гаврила, Лука, Филипп, Иван. А у сыновей Филиппа и Ивана Ермиловых фамилия появляется, одна на всех: Ермаковы. Связано ли ее появление с именем их деда, Ермила Иванова, судить не берусь. Я даже усомнился: точно ли Ермаковы, а не Ермиловы. Но в итоге оказалось, что действительно Ермаковы. Так вот, потомки Ермила Иванова породнились с моими кузяевскими Масловыми, причем не единожды.
Например, Ермаков Нестор Александров, внук Луки Ермилова, взял в жены Маслову Февронью Панфилову. Она, естественно, как и все Масловы в Кузяево, моя кровная родственница, хотя и относительно дальняя, зато приходится родной тетей последнему иерею старообрядческой церкви отцу Зиновию.
А Ермаков Тимофей Иванов, внук Ермила Иванова, женился на Масловой Фекле Петровой, моей двоюродной прапрабабушке. Наконец, женой третьего сына Ермилы Иванова Филиппа оказалась племянницей моего прапрапрадеда Казакова Андрея Иванова Наталья Николаева. Казаковы в Кузяево также мои прямые родственники, поскольку Казакова Матрена Андреева вышла замуж за моего прапрадеда Маслова Фому Петрова, став тем самым моей родной прапрабабушкой.

Из статьи С.С.Михайлова, там, где он рассказывает про моленную в соседней с Кузяево деревне Фрязиново (в документах, действительно, нет единства в названии этой деревни, но современное название – Фрязино), я такую еще цитату приведу:

«…Гулины же устроили домашнюю моленную в своем доме, в горнице. В нее ходили исключительно члены семейства, кто-то из которых и руководил молением. Сюда также часто наведывался кузяевский крестьянин Илларион Иванов Маслов, который и проводил службы в дни своих посещений…».

Возможно, что Маслов Илларион (Ларион) Иванов и был кузяевским уставщиком. Но уж точно кем он был, так это моим двоюродным прапрапрадедом.

Ну, что же, с Масловыми мы немного разобрались, но в статье упоминается еще Петр Пузанов. Речь идет про Пузанова Петра Тимофеева (1798-после 1850). Известно мне у Петра Тимофеева шестеро сыновей: Михаил, Ульян, Лука, Петр, Андрей, Василий, а также дочь Матрена. В родственных отношениях я лично состою с потомками Михаила, поскольку его женой была моя двоюродная прапрабабушка Казакова Авдотья Андреева. Фамилия Пузанов интересна тем, что упоминается в переписи 1716 года, причем, не по Кузяево, а по волостному центру – селу Карпово. Так и хочется предположить, что кто-то из карповских Пузановых переселился в Кузяево, но следует учесть, что в Кузяево род Пузановых от Петра Тимофеевича прослеживается на пять поколений до некого Анания, родившегося ранее 1630 года. Тем не менее, мы помним, есть еще и возможность «женского следа» в вопросе передачи и приобретения фамилий.

“По следам одной публикации”

Комментариев 13

  1. Наталья 02 Окт 2012 в 23:58 ссылка на комментарий

    Владимир, здравствуйте! Вы встречались со многими своими гуслицкими родственниками, другими жителями тех мест. Интересно, а сохранилась ли там прежняя вера, или, как сегодня пишут, старообрядчество сходит на нет, становится экзотикой? И как старообрядцы относятся к своим новообретенным родичам, да и к любым другим приезжим, если те, к примеру, атеисты или православные?

  2. Владимир 03 Окт 2012 в 8:54 ссылка на комментарий

    Вопрос интересный, Наталья, но и сложный на самом деле. Мы ведь не можем знать, как каждодневно проявлялась вера старообрядческая ранее – насколько это сказывалось в отношении своих и чужих. То, что сегодня такого деления не существует, это однозначно. У нас вообще никогда не было прямого разговора о том, как мы с Галиной относимся к старообрядчеству.
    Лишь в последнюю нашу поездку в Смолево в 2011 году, когда я приехал с надеждой креститься в старообрядческой церкви у отца Константина в Молоково, за меня совершенно очевидно переживали все, с кем мы об этом разговаривали в Смолево, и также бывшие с нами в тот день в церкви в Молоково. А, когда в итоге отец Константин после долгого нашего с ним разговора не решился на крещение, это вызвало определенный протест и непонимание. Разговор с отцом Константином происходил после службы, причем бывшим на службе жителям Молоково стало известно, что мы занимаемся поисками, и несколько человек остались ждать завершения разговора, чтобы выяснить, а кого же конкретно мы ищем.

    Я не думаю, что разговоры наши во всех деревнях проходили бы иначе, если бы стало известно, воцерковлен я или нет. Общаются там совершенно открыто, не боясь (хотя вся история старообрядчества должна была бы научить «бояться», но этого, как я понимаю, не было никогда). Рассказывают с интересом, искренне желая выручить спрашивающего какой-либо информацией. Только однажды с нами наотрез отказались разговаривать (причем, моя достаточно близкая родственница), но и то было обусловлено определенными обстоятельствами. Родственники мы кому или нет, особого значения не имеет, это, скорее, интерес для разговора.
    Сейчас, как мне показалось, в бывших старообрядческих деревнях немногие остались в вере. В церквах на обычных, не праздничных, службах народу мало, преимущественно женщины, но те, кто приходит – это по-настоящему верующие и другая церковь им не нужна.
    Хотя, как я понял, на некоторые праздники кто-то из Смолево ездит и в православную Георгиевскую церковь в Игнатьево.

  3. Наталья 03 Окт 2012 в 20:43 ссылка на комментарий

    Спасибо, Владимир, за обстоятельный и интересный ответ. Примерно то же наблюдается и в православии. Видимо, это закономерный процесс - вера становится не столько религиозным, сколько общекультурным фактором. Современный человек, относя себя к той или иной конфесии, видимо, сознательно или бессознательно стремится сохранить какие-то дорогие ему традиции - социальные, национальные, бытовые… Собственно, из этого стремления и рождается нация.
    А отец Константин из Молоково - интересная личность. Просто удивительно, как серьезно он относится… как бы правильнее выразиться - к своей работе… или своей миссии? Сейчас такое не часто встретишь. Насколько мне известно, во многих православных церквях священники готовы крестить всех без разбору - чем больше, тем лучше. И слишком много в храмах стало товарно-денежных отношений…
    Может, это особенная черта старообрядческих пастырей? Когда в Екатеринбурге мы говорили с музейными работниками о недавно возродившейся старообрядческой общине, они особо предупредили, что тамошний батюшка довольно строг, на встречу с ним следует идти, обязательно имея соответствующий “дресс-код” и соблюдая ряд других условностей - иначе разговаривать не будет…

  4. Владимир 04 Окт 2012 в 6:52 ссылка на комментарий

    Я вспомнил, что близкий к этому разговор уже возникал у нас на форуме СВРТ. Может быть это и не совсем правильно, но я позволю себе скопировать уже написанное мною некоторое время назад:
    «Мне кажется, что сегодня основная причина не в позиции церквей, а в изменении ценностного статуса церковных норм в сознании как верующих, так и не верующих. В старообрядческих церквях мало прихожан, особенно мужчин - вера уже не является такой важной составляющей жизни, как раньше.
    В Казани в единственном старообрядческом храме (не считая моленного дома беспоповцев) на службах в непраздничные дни прихожан не более десяти человек, в основном бабушки, помню, что из моего поколения я был единственным из мужчин, правда радует, что в какой-то момент появились несколько молодых ребят из хора. В подмосковной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Молоково в последний наш приезд такая же история - мужчин, по-моему не было вовсе. В освященной часовне в Смолево такая же история - молятся только женщины, человек семь при нас, из них два-три человека, включая Лидию Николаевну, ведущую службу в смолевской часовне, приехали на велосипедах из соседней деревни Минино.
    Я думаю, что и позиция старообрядческих священников в этом вопросе (привлечения в церковь) пассивная. Достаточно показателен случай со мной. Мне действительно хотелось принять крещение, но не где-нибудь, а на родине отца. Поскольку в Смолево это сделать было нельзя, то ближайшая церковь была в Молоково, причем, совсем не в случайной для меня деревне. После службы состоялся долгий разговор с отцом Константином, в итоге безрезультатный для моих намерений. В чем-то я с ним, безусловно, согласен: истовости веры во мне нет, посещать сколько-нибудь часто службы в Молоково, проживая за 800 км, я, естественно, не могу. Все так. Но было и нечто, с чем я согласиться не мог. Это несколько условий: во-первых, чтобы жена приняла крещение в старообрядческой церкви, затем нужно пройти обряд старообрядческого венчания, наконец, чтобы дети также приняли крещение по старообрядческому чину.
    При всем моем желании выполнить такие условия я не мог. Присутствующая Галина совершенно справедливо подумала в отношении себя: “а с какой стати?”. В отношении наших детей я вообще не стал бы такой разговор заводить - они попросту уже слишком не дети. Но в итоге я сам засомневался вот по какой причине: получается. что я сам (отдельно взятый из семьи) какой-то ценности для церкви не представляю. Но вот если я выполню (пообещаю выполнить) то-то и то-то, то тогда - да. Но обещать я, естественно не мог, это было бы заведомо обманом.
    Тогда я позвонил отцу Иоанну в Давыдово и у нас, пусть по телефону, но все же состоялся точно такой же разговор: жена - венчание - дети. А так я не хочу.
    Была у меня мысль поговорить с отцом Василием в Егорьевске, но Егорьевск. во-первых, уже не совсем мои места. Во-вторых, отец Василий, который по моему единственному с ним разговору в 2007 году произвел на меня очень сильное позитивное впечатление, одновременно с этим придерживается заметно более строгих правил. И я решил, что, скорее всего услышу те же речи.
    А с отцом Михаилом в Павловском Посаде я уже не поговорил сам».

  5. admin 04 Окт 2012 в 7:00 ссылка на комментарий

    ich.jpg Владимир не совсем точно передал мою позицию по вопросу о моем переходе в старообрядчество. Я была в нежном возрасте крещена в новообрядческой церкви. И когда ко мне был обращен вопрос - согласна ли я на переход - я ответила, что менять родительскую веру не могу.

  6. Анатолий 27 Авг 2015 в 18:00 ссылка на комментарий

    “У Петра Тимофеева известен отец: Тимофей Иванов Фомин (1754-1824). ”

    У меня получается, что у Петра были предки: Тимофей, Фома, Федот, Клемент. А Ивана не было.

  7. Владимир 27 Авг 2015 в 20:13 ссылка на комментарий

    Добрый день, Анатолий!
    По данной семье привожу выписки из ревизий 1834 и 1850 годов. Причем, предыдущие поколения семьи я не нашел в Кузяево в переписи 1773 года. Итак:

    Ревизия 1834 года по Кузяево (ЦИАМ 51-8-180):

    Л. 1237 об. – 1238
    «88. Тимофей Фомин (62) умер 1824
    Тимофея Иванова сын Петр (28) – 46
    Петра Тимофеева жена Авдотья 46
    Петра Тимофеева дочери
    Анна 13
    Агафья 10
    Авдотья 5»

    Л. 1238 об. – 1239
    «Петра Тимофеева сын Дементий (6) – 24
    Дементия Петрова жена Елена 20
    Петра Тимофеева другой сын Дорофей нов. 8
    Тимофея Иванова внук Евдоким Артемьев (6) – 24
    Евдокима Артемьева мать Аксинья 68
    Евдокима Артемьева жена Мавра 32
    Евдокима Артемьева дочь Матрена 3
    Евдокима Артемьева сыновья
    Евдоким нов. 6
    Егор нов. 1»

    Ревизия 1850 года по Кузяево (ЦИАМ 51-8-394, л. 1042 – 1126):

    «91. Петр Тимофеев Фомин 46
    его сыновья:
    Дементий 24
    Дорофей 8
    Отпущены на волю в 1836»

    Буду признателен, если поддержите сведениями по более ранним поколениям.

  8. Анатолий 28 Авг 2015 в 10:04 ссылка на комментарий

    Добрый день, Владимир!
    У меня ревизий по Кузяево нет, поскольку Кузяево не входит в сферу моих прямых интересов. Но есть несколько ИВ. Вот более ранние (ключевые) ИВ:
    Исповедная ведомость 1799г. (ЦИАМ 203-747-736а, л. 621):

    51. вдова Ксения Петрова -78
    сын ее Тимофей Фомин-46
    жена ево Васса Симеонова -44
    дети их Артемий-24
    Меланья-19
    Петр-12

    Исповедная ведомость 1756г.(ЦИАМ 203-747-240 Л.160):

    133. Кирила Федотов – 46
    жена ево Праскева Козмина -47
    дети их Евдокия-14
    Ефросинья-6
    Ирина-1
    брат ево Фома-42
    жена ево Ксения Петрова-41
    дети их Марфа-11
    Ефимия-6
    Тимофей-3

    Исповедная ведомость 1756г.(ЦИАМ 203-747-73 Л.119об-120):

    301. Федот Климонтов-65
    жена ево Евдокея Никитина -63
    дети их Кирила-46
    Фома-31
    Кирилова жена Праскева Козмина-42
    сын их Иван-7
    у Фомы жена Ксения Петрова-31
    дочь их Марфа -5

    Но и у Вас в ревизии Тимофей Фомин! Кем он приходится Тимофею Иванову? Полагаю это одно лицо. Либо у отца было два имени либо ошибка писца.

  9. Владимир 28 Авг 2015 в 13:15 ссылка на комментарий

    Спасибо, Анатолий!

    Получается два варианта.
    Первый, если верить ревизии 1834 года
    Да, конечно, Тимофей Фомин - это явно запись с пропущенным полуотчеством, зато с фамилией, которая позднее (в ревизии 1850 года) подтверждается. На самом деле, это Тимофей Иванов Фомин.

    Второй вариант, если принять за истину выписки из трех исповедок, 1799, 1756 и, вероятно, 1745 (?), то получается, что полуотчество Иванов - это ошибка, а правильно было бы записать так: Тимофей Фомин Фомин.

    Вообще-то мне кажется, что второй вариант смотрится достовернее, да и обоснование фамилии (Фомин) либо у Тимофея, либо у Петра Тимофеева, присутствует - от имени отца (деда).

    У меня вопрос вот какой, Анатолий: мы ведь уверены, что выписки из исповедок (кстати - это Георгиевская церковь, что на Глинках или нет?), так вот, выписки по Кузяево? Может быть, по какому-то соседнему селению? Спрашиваю потому, что в Кузяево 1773 года абсолютно никого из мужчин, что в выписках из исповедок, нет (женщин не смотрел).

  10. Анатолий 28 Авг 2015 в 15:02 ссылка на комментарий

    Последняя исповедная ведомость за 1742г. Да, это безусловно исповедные ведомости Георгиевской церкви, что на глинках по д.Кузяево.
    В 1773г 4 семьи, 10 мужчин, но Фоминых нет. Странно, что так мало. Но Кузяево уже в Успенской церкви по с.Гжель (РГАДА 350-2-1872).

  11. Владимир 28 Авг 2015 в 17:05 ссылка на комментарий

    Анатолий!
    “В 1773г 4 семьи, 10 мужчин, но Фоминых нет. Странно, что так мало. Но Кузяево уже в Успенской церкви по с.Гжель (РГАДА 350-2-1872)”.

    Похоже, что я видел этот список (если, не ошибаюсь, конечно) - он, скорее, напоминает реестр погибших в период эпидемии.
    Но в переписи 1773 года есть по Кузяево и другое дело: 350-2-1870 (1773 года апреля 27 дня), л. 1047-1058 об. Вот в нем уже 41 семья в этой деревне.
    Я смотрел по нему.

    Еще вот какой вопрос, Анатолий: я знаю, что Минино на периферии Ваших интересов, но вдруг… нет ли у Вас по нему списка избирателей 1917 года?

  12. Анатолий 30 Авг 2015 в 20:00 ссылка на комментарий

    Увы, есть некоторые выписки по Минино Гжельской вол.

  13. Владимир 30 Авг 2015 в 20:43 ссылка на комментарий

    Понятно, Анатолий, но меня интересовали Старковы из карповского Минино.

Написать комментарий