Пермский раскол. Предисловие

Если и попадают в руки книги, связанные с историей старообрядчества, то, прежде всего, написанные противниками старой веры, в которых она именуется не иначе как «расколом». Я все думал: а надо ли выносить их на страницы блога – писания-то порой неприкрыто враждебные старообрядчеству. Но решил, что надо. Во-первых, это все же страницы истории, да еще старинные, относимые из нашего времени чуть не к первоисточникам. Во-вторых, если читать их разумно, то быстро обучаешься воспринимать их объективно-критически, а, если добавить к этому толику иронии (а у нас с ней проблем, как мне чувствуется, нет), то совсем хорошо и вовсе не страшно…
Итак, что у нас сегодня?

perm_raskol_9.jpg

А сегодня у нас «Обозрения Пермского раскола так называемаго «старообрядчества», составлено А.П., Санктпетербургъ, типография духовнаго журнала «Странник», 1863.
На обороте: «От С. Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Комитет узаконенное число экземпляров. Мая 7-го дня 1863 года».
Примечание мое-В.С.: (Санктпетербург – так в оригинале). Кто такой А.П., раскрывается лишь на последней странице: Архимадрит Палладий, ректор Каменец-Подольской духовной Семинарии.

«Предисловие.
Пермская Церковь, основанная святыми Стефаном Пермским и его преемниками в епископстве и апастольстве, с самаго основания своего (XIV и XV столетия) не знала никаких разделений. Мирно и тихо паслись ея простодушные чада на благодатных пажитях, никто не думал отделяться от ея материнскаго лона. Но, к концу XVI столетия, в Пермской стране стали появляться разные выходцы из внутренней России, зараженные расколом. Эти злые сеятели многих совратили здесь с пути истины. Тогда мир Церкви был нарушен, — с расколом появились смуты и разделения.
Раскол есть зловредная болезнь, разстроивающая организм Церкви, язва, заражающая здоровые члены, самое гибельное порождение тмы и слепых страстей, самое грустное явление в нашей Церкви. В самом деле, не прискорбно ли видеть, что и досели многия, многия тысячи Пермских обитателей блуждают по темным путям раскола?

Сноска. В 1860 г. всех раскольников явных в Пермской губернии считалось до 60 т. Многочисленнее и сильнее раскольники в уездах: Кунгурском, Красноуфимском, Пермском, Осиповском, Оханском и Екатеринбургском, и преимущественно на заводах, которые при самом основании населены были «староверами».

Раскол и в гражданском обществе производит великие нестроения; это возмущение, тайное или явное, противу всякой власти церковной и гражданской. Потому Пермский раскол заслуживает подробнаго изучения; особенно должны знать его те, на которых лежит святая обязанность обращать заблуждающихся. Как обращать заблуждающегося, не зная его заблуждений? Это тоже, если бы врач решился лечить, на зная болезни больнаго. Если с успехом желаете ратовать противу врага: потрудитесь наперед узнать силы и средства неприятеля, а наш неприятель (раскол), надобно сознаться, не беден средствами к отражению.
С целью споспешиствовать изучению раскола и обращению заблуждающих, мы намерены обозреть «Пермское старообрядчество», как наиболее других заблуждений распространенное и укоренившееся в Пермской губернии, насколько помогут нам скудные наши средства. Вполне удовлетворительного обзора не обещаем, — для этого нужны другие средства, — а проводим только первую борозду на невозделанном поле, полагаем начало разработки Пермскаго раскола, предоставляя дальнейшее его раскрытие более могущим.
Сначала разсмотрим распространение «старообрядчества» в Пермской губернии, потом – заблуждения Пермских раскольников, их богослужение и религиозные обряды, суеверия и предрассудки; в заключение, бросим взгляд на все Пермское старообрядчество».
Сведения о Пермском расколе мы заимствовали частию из формальных делах о рпскольниках, частию из частных, весьма немногих и неполных, записок о Пермском расколе, более всего – из раскольнических сочинений. Все эти источники будут указаны в своем месте».

Вначале остановила мой взгляд фраза: «Мирно и тихо паслись ея простодушные чада на благодатных пажитях…». И умилился я: представилась мне почему-то именно пастораль типа альпийской, где пастухи и пастушки, слившись в едином духовном экстазе существования, пасут беленьких покорных овечек. Потом этот образ накрыла ватага бородатых мужиков, крепких и работящих, нарушивших пасторальный мирок и внесших немалое смущение в умы пастухов и пастушек. Надо понимать – «раскольники» понаехали!
Вот что интересно в коротком тексте «Предисловия»: вначале уподобляется господствующая церковь, уверенная в своей правоте, некоему врачу, взявшемуся лечить «зловредную болезнь, разстроивающую организм Церкви, язву, заражающую здоровые члены, самое гибельное порождение тмы и слепых страстей…». Ничего не напоминает вам эта фраза? Мне – средневековье: охоту на ведьм, костры и прочие действенные меры воздействия на сознание и физическое здоровье заблуждающихся.
Хотя следующая фраза расставляет все по своим местам: «Если с успехом желаете ратовать противу врага: потрудитесь наперед узнать силы и средства неприятеля, а наш неприятель (раскол), надобно сознаться, не беден средствами к отражению».
Естественно, сразу вспомнилась другая фраза: «Если враг не сдается, – его истребляют». (Нужно сказать, что прозвучала она впервые не в приказе № 55 от 23 февраля 1942 года, а в газете «Правда» № 314 от 15 ноября 1930).

Меня не интересуют в данном случае богословские нюансы несовпадения позиций сторонников и противников старой веры. Дело совершенно не в этом. Дело в том, что некая и немалая по численности общность людей (старообрядцев) исповедуют определенные каноны своего верования.
И тут же церковная и гражданская власть определяет их (старообрядцев) врагами. В любом смысле этого слова: социальном, гражданском, церковном. Почему врагами – разве они кому-то угрожают? С какой стати врагами, по какому праву? И вообще – откуда такая разом возникшая агрессивная нетерпимость? Да, все потому, с такой стати и оттуда, поскольку власти мил этот образ народа – «мирно и тихо пасущихся простодушных чад». Единомыслие, навязанное сверху – вот идеал устройства общества с позиции власти.

admin 26 Окт 2012 15:43 Пермская губерния 2 комментария RSS лента комментариев

“Пермский раскол. Предисловие”

комментария 2

  1. Ольга Мокрушина 29 Окт 2012 в 17:06 ссылка на комментарий

    Володя, спасибо за возможность прикоснуться к первоисточнику и за твой искрометный комментарий к нему. Боюсь что ничего не меняется и сегодняшнее отношение к инаковерующим и инакомыслящим примерно такое же :(.

  2. Владимир 29 Окт 2012 в 17:51 ссылка на комментарий

    Спасибо, Оля! Постараюсь не затягивать с продолжением рассказа. Насчет отношения к инакомыслию — ты абсолютно права: оно, это отношение власти к инакомыслию во все времена поражает своей ограниченностью, хотя это и мягко сказано.
    Главное, чтобы каждый в себе осознавал свое право на инакомыслие.

Написать комментарий