Пятьял, геокешинг и Свято-Гурьевский храм

 ich.jpg

Май уже перевалил за середину. Едва ли не всю ночь за окном бесчинствуют соловьи и прочие пернатые певцы, спать мешают. Скоро – лето. Вот и проснулись у мужа ностальгические воспоминания о давних (страшно сказать, на сколько давних) похождениях в Марийской тайге. Собравшись выложить здесь его рассказы об очередных приключениях тех лет, решила поискать в сети, что есть о речке с забавным названием Пятьял. Мы же ласково-уменьшительно именуем ее Пётка.

Сколько ни искала в Инете упоминания этой речки, кроме селения с таким названием найти ничего не удалось до сегодняшнего утра. Сейчас в очередной раз попробовала и все-таки обнаружила на одном из сайтов с рассказом о Свято-Гурьевском храме:
От автобусной остановки «Сосновка», что на трассе Волжск – Сотнур в республике Марий Эл, прямо через поле к реке Петьялка идет обычная грунтовая дорога, а скорее даже просто колея. Возле реки небольшая утрамбованная колесами машин и ногами людей площадка, от которой идет уже просто тропинка. Ведет эта тропинка к мосту через речку, а дальше бежит уже немного в гору прямо к деревянному покосившемуся забору. Уже у моста становится понятно, что тропинка эта – дорога к храму, а храм этот – церковь святителя Гурия Казанского, что стоит между деревьями Петьялы и Азьял.
Свято-Гурьевский храм

При всей моей любви к православной архитектуре, к стыду своему, не слышала я прежде об этом храме. Да и то сказать, в школьные и студенческие годы, о которых повествует муж в своих воспоминаниях в рубрике «По рекам и озерам Марийской тайги», не было всемирной паутины, а потому информационный обмен был сильно затруднен. Всякая интересная информация передавалась совсем древним способом из уст в уста, в особо удачных случаях обнаруживалась в книгах. Но сами понимаете, в безбожные советские годы пропаганда чуждой рабоче-крестьянскому миросозерцанию идеологии не приветствовалась. Вот и не знали мы о существовании этого храма тогда.
Со студенческих лет не доводилось больше бывать в тех краях.

На другом сайте нашлось замечательное описание самой церкви, ее истории, примечательной, надо сказать. Да простят меня авторы, но захотелось, чтобы заглянувшие на наш блог, тоже могли ознакомиться с ним.
Недалеко от дороги, у подножия холма, между деревнями Петъял и Азъял, в тиши деревьев возвышается бело-голубой деревянный храм во имя святителя Гурия, Казанского чудотворца. Он сливается с окружающей природой. Красивое место достойно увенчано храмом Божиим. Столь же красива история появления храма. Казанский архиепископ Владимир, возвращаясь из Царевококшайска, был настолько очарован этими местами, что задумал построить здесь церковь. Но в делах и заботах задумка призабылась. Шло время. Проезжая по Волге, в Казани остановился отец Иоанн Кронштадтский, теперь почитаемый на Руси чудотворец. Встреча с ним подвигла архиепископа Владимира реализовать давнюю мечту. Благословение отца Иоанна ускорило дело. В 1896 году храм был построен. Судя по надписи, сохранившейся в церкви, строителем церкви был протоиерей Михаил Талантов, могила которого находится в ограде храма. В архитектурном отношении Свято-Гурьевский храм принадлежит к типичным «клетским» храмам, в основе которых лежит сруб — четверик, завершающийся восьмигранным барабаном, перекрытым сферическим граненым куполом. Далее следует еще два малых барабана с главкой. Такая пирамидальная композиция делает все сооружение легким и стройным. С востока к кубу примыкает алтарная апсида, а с запада — трапезная. Над входом — трехъярусная колокольня, имеющая завершение, аналогичное храму. Обшитый тесом и выкрашенный в белый цвет, декорированный голубыми лопатками и фризами, Свято-Гурьевский храм удивительно гармонирует с окружающими березками.
Интерьер церкви был обустроен в 1900-1910-х годах. В 1913 году сооружен иконостас на средства приходского попечительства. Утварью храм был обеспечен достаточно. Церковная библиотека насчитывала 67 томов книг и ежегодно пополнялась. При храме существовала церковноприходская школа, где в 1916 году обучалось 26 мальчиков и 14 девочек.
Благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского спасло храм от разорения в лихую годину. Свято-Гурьевская церковь была закрыта лишь 10 лет с 1936 по 1946 годы. При этом храм не был ни разграблен, ни обворован. В него со всей округи приносили иконы. Сегодня Свято-Гурьевский храм является хранителем одного из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в 35 км от Петъял. После закрытия монастыря в 20-е годы верующие, стремясь сохранить чудотворный образ, привезли его в Свято-Гурьевскую церковь. С тех пор чудотворный образ Царицы Небесной находится в Петъялах. Когда икону внесли в церковь и служили над ней молебен, со склона холма начал бить ключ — святой источник. Это было знамение Богородицы. С тех пор не иссякает людской поток к источнику Смоленской иконы Божией Матери. Оклад Седмиезерной Смоленской иконы выложен бисером, лики потемнели от времени. Люди стремятся приложиться к чудотворному образу. С 2000 года возобновлены крестные ходы с иконой. В Петъяльский храм приезжают из Йошкар-Олы, Волжска, Звенигова, Зеленодольска и других мест России. Не менее целительной силой обладает источник, расположенный ниже храма — источник преподобного Серафима Саровского, святая вода которого многих излечила от болезней.

Церковь в Петьяле
Зашла я на главную страницу этого сайта с нерусским названием «Геокешинг», и стало мне любопытно, что это за новинка такая. К тому же на каждой странице с рассказом о новом интересном месте (вот даже и о Каймарах обнаружилась) говорится о каких-то тайниках. Решила поискать в Интернете объяснение сего термина. И, что вы думаете, нашла! Да не только объяснение термина обнаружила, но и совершенно новый для себя тип словаря — Словарь варваризмов русского языка. КакогО? Вы слышали о таком? Я – нет. Лишний раз убеждаюсь в пользе любопытства, именуемого иначе любознательностью. Еще бы, сколько нового для себя нашла, всего лишь набрав в Яндексе название маленькой речки в Марийской тайге.

Да, так о самом слове:
Геокешер – участник геокешинга – игры на местности, которая заключается в создании тайников и их поиске с помощью GPS-навигатора по координатам, опубликованным в Интернете.
Происхождение: англ. cache — тайник, прятать в тайник.
Примеры употребления: Российский геокешинг не много отличается от своего западного аналога. По правилам российской игры, тайник рекомендуется создавать только в месте, которое представляет природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому каждая точка, отмеченная координатами, обладает особой притягательной силой не только для владельцев GPS, но и для людей интересующихся историей родного края, географией и т.п. Сейчас сайт игры «Геокешинг» превратился в крупнейшую базу данных достопримечательностей России.

Словарь варваризмов
Все, пожалуй. 5:48. Солнце заглядывает в мое окно. Скоро нужно готовить завтрак. Намечена на сегодня нами вылазка за город. Вдруг и на местности найдется что-то любопытное, не только во всемирной паутине.
Нет, оказывается, еще не все. Какой же рассказ о храме без фотографии его. Вот и последнее, найденное мной в сети с чужого сайта сегодня

zerkov.jpg

Свято-Гурьевская церковь

admin 16 Май 2010 04:59 Марийские леса No Comments yet RSS лента комментариев

Написать комментарий