“Срочно в номер!” от 10 ноября 2016 года

Прошло почти три года с того дня, когда мы опубликовали на блоге статью «”Срочно в номер!” от 14 декабря 2013 года». Назвал я ее «поздравительной». К моему большому сожалению, Вера Соловьева, которую мы поздравляли в этой статье, уже давно никак не откликается на блоге. Надеюсь, что у нее все в порядке, и она вновь к нам вернется.Но, если вы загляните в ту статью, то обнаружите, что поздравления адресовались не только Вере, но и Наталии Викуловой. Написано было так:

…А со слов «но не только» я сразу к следующим поздравлениям перейду.
Основания для поздравления – это подарок от Веры – выписка из документа:
«Вдова Екатерина Абрамова 82, дети ея:
Лев 27
Жена его Анна Иосифова 28
Дети: Васса 4, Федот 3, Сергей 1
Михаил 34
Жена ево Елена Кирова 32
Дети: Анна 9, Елена 1»

А поздравления, конечно, Наталии Викуловой, адресованы, поскольку это двор Довольновых в Анциферово 1834 года.

Поздравляем, Наташа, с первой выпиской из документа подмосковного периода семьи уральских Довольновых!

Вот с этого момента мне хочется и продолжить, потому что Михаил Рыбин (спасибо, Михаил!) нашел, чем порадовать Наталию Викулову дополнительно, прислав мне для перевода ревизию 1816 года по Анциферово. В моем переводе (оговариваюсь, поскольку у меня бывают ошибки перевода) интересующий нас двор в ревизии 1816 года записан так:

“73. Василий Андреев 32, в ополчении 1812 года, – (последний прочерк – это прочерк из столбца возраста в настоящей ревизии)
Василия Андреева дети
Лев 13 – 17
Михайла 8 – 12
Василия Андреева жена Катерина 33
Ево же дочь Федосья 6”

Во-первых, у нас появились сведения об отце Льва и Михаила: Василий Андреев 1779 г.р., а также то, что он участвовал в ополчении 1812 года. По крайней мере, в 1816 году его в деревне нет. Возвращался ли он позднее, нам могла бы, возможно, ответить ревизия 1834 года, но у нас на руках только исповедная ведомость этого года, в которой жена Василия Андреева – Екатерина Абрамова записана вдовой.
Ну, конечно, конечно, обращает на себя внимание несоответствие возрастов в ревизии 1816 года и исповедной ведомости 1834 года. Но на самом деле это не удивительно, эти два типа документов вообще трудно сопоставлять, расхождение в записях о людях старшего возраста может вполне достигать лет 20. Вместе с тем мы помним, что доверять нужно ревизиям, которые «ведут» людей практически с рождения. Поэтому эта выписка должна внести коррективы в наши знания о семье.
В-третьих, по-видимому, отпадает версия, в соответствии с которой записанные во дворе 400 в исповедной ведомости 1834 года братья Архиповы Петр и Фома со своими семьями имеют родственное отношение к Екатерине Абрамовой. Видимо, нет.

Но это еще не все. Дело в том, что в ревизии 1816 года во дворах 71 и 72 записаны две интересные семьи. Я приведу эти выписки:

“71. Ивлий Андреев 35 – 39
Ивлия Сын Степан 1, умер в 1812
Ивлия Андреева жена Аксинья 40
Ево же дочери
Аграфена 17
Анна 15
Авдотья 5
72. Дементий Андреев 32 – 36
Дементия Андреева дети
Тимофей 13, в ополчении 1812, -
Егор 2 – 6
Дементия жена Авдотья 35”

Уверен, что речь идет о семьях трех братьев: Ивлия, Дементия и Василия.

Если заглянуть еще раз в исповедную ведомость 1834 года, то мы обнаружим запись вот такого двора:
«Вдова Ксения Маркелова 72
Ее дочь Агрипина 37
Ее племянник Егор Дементьев 25»

Есть семья Егора Дементьева и в ревизии 1858 года:
«Егор Дементьев 43 - умер в 1853 году
Егора Дементьева жена Варвара Иванова 46
Его же дочери: Марфа 16
Александра 12
Его сыновья: Василий 13-20
Павел 12-19»

И, наконец, можно посмотреть, куда отдавали замуж девушек из дворов 71 – 73 ревизии 1816 года, ну, если запрос-то соответствующий будет…

““Срочно в номер!” от 10 ноября 2016 года”

Комментариев 21

  1. Наталия (Nath на ВГД) 11 Ноя 2016 в 13:23 ссылка на комментарий

    Владимир, мне просто феноменально везёт, что находятся такие уникальные документы! Огромное спасибо Михаилу Рыбину и Вам!!!
    Когда начинала, я даже не могла предположить, что смогу добраться в родословии Довольновых аж до 18 века, настолько скудны были начальные знания. А теперь вот не только имя своего 5(пра)деда знаю, но и то, что он и его племянник участвовали в народном ополчении против наполеоновской армии. Я рада любым знаниям о предках, но такие факты придают особую гордость за своих пра-.

    Очень удачно получилось с братьями. У Василия и Дементия один возраст на 1811 год. Близнецы?

    Запись о семьях братьев в исповедной ведомости 1834 года далеко по списку от семьи Екатерины Абрамовны? Переехали в другой двор или нельзя применять территориально-соседский принцип в исповедках?

  2. Владимир 11 Ноя 2016 в 14:02 ссылка на комментарий

    Наталия, еще раз посмотрите статью!
    В 1834 году Ивлия Андреева и, по-видимому, Дементия Андреева уже нет в живых.
    “Вдова Ксения Маркелова” была замужем за Ивлием Андреевым, а то, что вместе с ней живет ее племянник Егор Дементьев, говорит, как минимум, о том, что родителей Егора в деревне нет. Либо их вообще нет в живых, либо они переселились в другие места. Причем опыт подсказывает, что уральские места переселения отнюдь не исключены.
    Дочь Ивлия Андреева и Ксении Маркеловой - Агрипина (Аграфена) замуж так и не вышла и живет со своей матерью.

  3. Владимир 11 Ноя 2016 в 14:12 ссылка на комментарий

    Я нашел вот какую свою ошибку (в связи с нерезкостью копии не могу толком прочитать):
    Оборот “в ополчении с 1812″ в отношении Василия Андреева и Тимофея Дементьева по аналогии с подобными записями на других листах правильно следует читать, по-видимому, как “в ополчении с 1812, не воротился”, так что мои размышления на этот счет в статье не состоятельны.

  4. Владимир 11 Ноя 2016 в 14:31 ссылка на комментарий

    Забыл сказать, что “территориально” описания семей размещены довольно далеко друг от друга.

    А вот хочу обратить внимание на сестру Льва Васильева - Федосью Васильеву, которой в 1816 году 6 лет. В 1834 году она замужем за Михаилом Мироновым (я не знаю, какая определилась у Михаила Миронова фамилия, но у его племянника фамилия Миронов). Следует добавить, что Михаил Миронов с женой Федосьей Васильевой в 1834 году в Анциферово еще записаны, но вот в 1858 году их уже нет. Уж и не знаю, где их искать!

  5. Наталия (Nath на ВГД) 11 Ноя 2016 в 14:41 ссылка на комментарий

    В выражении “семьи братьев”, я имела ввиду тех, кто от этой семьи остался - жена одного из братьев, его дочь и племянник. В ИВ 1834 года как далеко они записаны от 400 двора, где вдова Екатерина Абрамова обитает?

    Петр и Фома Архиповы в 1816 году в какой семье записаны? Как они оказались одним двором с Екатериной Абрамовой…

    Владимир, можно копию страницы 1816 года с Довольновыми по e-mail получить?

  6. Владимир 11 Ноя 2016 в 15:37 ссылка на комментарий

    “В ИВ 1834 года как далеко они записаны от 400 двора, где вдова Екатерина Абрамова обитает?”
    По документу, Наталия, достаточно далеко. Но это я говорю, лишь пробежав документ. Я еще не все перевел, позднее скажу точно про Архиповых.

  7. Рыбин Михаил (г.Куровское) 11 Ноя 2016 в 20:51 ссылка на комментарий

    Ради истории и генеалогии Гуслицкого края всегда помочь !
    Если нужна ревизия 1834 года по д.Анциферово рад её буду сделать для блога.

  8. Александр 11 Ноя 2016 в 22:46 ссылка на комментарий

    Владимир добрый вечер.Присоединяюсь к благодарностям Наталии за Вашу с Михаилом работу.Посмотрите пожалуйста в этом документе семью моего предка Антона Саввова 1804 г.р. (он есть в исповедке 1834 г.).

  9. Владимир 12 Ноя 2016 в 7:08 ссылка на комментарий

    Александр, через некоторое время я смогу Вам ответить.

  10. Владимир 13 Ноя 2016 в 14:53 ссылка на комментарий

    Александр, отвечаю на Ваш вопрос. Двор Антона Саввова в ревизии 1816 года записан так:

    “100. Савва Осипов 58 – 62
    Саввы Осипова дети Григорий 12 – 16
    Антон 8 – 12
    Саввы Осипова дочери Настасья 17
    Катерина 7″

    Жены Саввы Осипова к этому году, видимо, уже нет в живых.

  11. Александр 13 Ноя 2016 в 20:11 ссылка на комментарий

    Владимир, большое спасибо, но в документе почему-то нет дочери Саввы Матрены, а в 1834 г. она есть, странно.
    И еще, Владимир, нужно Ваше мнение. Вот есть такие данные из Обд мемориал

    1 Волков Михаил Макеевич __.__.1906 16.12.1942 Московская обл., г. Ногинск, ст. Писарька, д. 63
    2 Донесение, уточняющее потери Волков Харлан Макеевич __.__.1903 __.02.1942
    3 Картотека Волков Аким Макеевич __.__.1906 15.06.1942 Московская обл., Куровской р-н, д. Авсюнино

    Волков Харлан Макеевич мой дед, пропал без вести, правда, в базе ошибка, он Харлам. Аким его брат а вот третий непонятно.
    Вопрос в том вероятность чего больше, того что это тоже брат или что существовал еще один Макей Волков в Ногинске. Мой дед и его брат из Авсюнино.

  12. Владимир 14 Ноя 2016 в 8:46 ссылка на комментарий

    Александр, я не знаю, что толком ответить на ваше сообщение.
    Матрену могли пропустить в записи - ошибки составляющих документы тоже возможны. Матрена к 1816 году могла быть уже замужем в другом селении, прежде всего, в Хотеичах, затем, например, семья разладилась, и она вернулась в Анциферово.
    В отношении Волковых у меня просто нет аргументов, чтобы сказать: скорее всего, так, а не иначе. Волковы очень распространенная фамилия.

  13. Александр 14 Ноя 2016 в 12:58 ссылка на комментарий

    Владимир спасибо за оказанное внимание. И, если бы были аргументы, то не нужно было мнение специалиста с таким опытом в этом вопросе как ваш.

  14. Владимир 16 Ноя 2016 в 10:23 ссылка на комментарий

    Для Наталии Викуловой.
    На то, чтобы проанализировать весь документ - ревизию 1816 года, уйдет некоторое время.
    Но вот еще что интересное обнаружил. В одном из дворов встретил следующую запись:
    39. Семен Маркелов 33 - 37

    Семена Маркелова племянник Андрей Андреев 34, в ополчении с 1812, не вернулся…”

    Ничего особенного в этой записи нет, кроме одного момента: вообще “Андрей”, “Андреев (ва)” встречаются в документе всего 9 раз, из них 7 раз во дворах 71 - 73. Еще одна запись (из этих 9) кого угодно вгонит в глубокую задумчивость:

    “80. Ульян Кононов 40 – 44
    Ульяна Кононова мать Федора Андреева 60…”. Дело в том, что никакой Федор Андреев вообще в документе не присутствует! Так что пусть эта запись нас не отвлекает от разговора.

    Остается последняя запись - во дворе 39, которую я привел выше. Она означает то, что существовал некто Андрей Маркелов, который родился до 1760 года, что непротиворечит году рождения отца братьев: Ивлия, Дементия и Василия Андреевых.
    Это пока еще ничего не доказывает, конечно.

    Основной же аргумент приведен в самой статье. Сказано в исповедке 1834 года:
    «Вдова Ксения Маркелова 72
    Ее дочь Агрипина 37
    Ее племянник Егор Дементьев 25».

    Выстраивается такая цепочка:
    1. Маркел
    2. дети Маркела: Ксения Маркелова, Семен Маркелов, Андрей Маркелов
    3. у Андрея Маркелова дети:
    Андрей Андреев (приходится племянником Семену Маркелову),
    Василий Андреев,
    Ивлий Андреев,
    Дементий Андреев (у него сын Егор Дементьев, записан как племянник Ксении Маркеловой).

    Сложности у нас при таких размышлениях две:
    во-первых, Егор Дементьев приходится Ксении Маркеловой не племянником, а внучатым племянником, но полагаю, что такая детализация родства просто не применялась в документах - я, по крайней мере, не встречал;
    во-вторых, Ксении Маркеловой в ревизии 1816 года нет, в этом случае я могу предложить вот какое объяснение: Ксению в свое время выдали замуж в другое селение (Хотеичи, например), а к 1834 году она уже в качестве вдовы вместе с дочерью возвращается в Анциферово.

    Наталия, я уверен, что мы не только Василия Андреева нашли в ревизии 1816 года, но и вычислили его отца Андрея Маркелова около 1740 г.р.

  15. Владимир 16 Ноя 2016 в 11:11 ссылка на комментарий

    “…Егор Дементьев приходится Ксении Маркеловой не племянником, а внучатым племянником, но полагаю, что такая детализация родства просто не применялась в документах…”
    И в жизни тоже.
    Я переписываюсь со своей правнучатой племянницей из Киева, ну а в начале переписки встал вопрос о том, как ей ко мне обращаться.
    Не знаю, как у кого, но у меня вот такое: “Здравствуйте, прадед Володимер!” неизменно вызывает улыбку.
    Договорились на “дед Володя”, так и переписываемся.

  16. Владимир 16 Ноя 2016 в 15:06 ссылка на комментарий

    Ага, вот общая новость для Наташи Викулова и Михаила Рыбина: Пронкина Елена Кировна, дочь Кира Прокопьевича, вышла замуж за Михаила Васильева, брата Льва Васильевича Довольнова

  17. Владимир 16 Ноя 2016 в 15:15 ссылка на комментарий

    Михаил, фамилия “Пронкин” явно произошла от имени Прокоп - Пронька (Пронка) - Пронкины. В ревизии 1816 года от Прокопа происходят три семьи - дворы 40, 41 и 42

  18. Владимир 16 Ноя 2016 в 15:35 ссылка на комментарий

    Я немного ошибся.
    Три семьи братьев Егора, Кузмы и Кира Прокопьевых - дворы 40, 41 и 42.
    Из них будущие Пронкины - это дворы 40 и 42.
    А двор 41 - это будущие Буяновы.

  19. Наталия (Nath на ВГД) 16 Ноя 2016 в 17:30 ссылка на комментарий

    Владимир, с 80-м двором всё просто, там мать Федора Андреевна, а сын у неё Ульян Кононович. Федора Андреевна может быть из другой местности, да и возраст у нее не тот, чтобы её привязать к другим Андреевичам.

  20. Наталия (Nath на ВГД) 16 Ноя 2016 в 17:46 ссылка на комментарий

    Владимир, из ваших рассуждений получается, что жена Ивлия Андреевича Аксинья 40 лет (1816) и его дочь Аграфена, 17 лет (1816)
    это другие женщины, отличные от Ксении Маркеловой 72 года (1834) и
    её дочери Агрипины 37 лет (1834).

    Иначе получается, что тётка Аксинья Маркелова вышла замуж за племянника Ивлия Андреева, сына Андрея Маркелова…

    Но мне-то кажется, что это одни и те же женщины и надо как-то по-другому рассуждать…

  21. Владимир 16 Ноя 2016 в 18:11 ссылка на комментарий

    Да, Наталия, я действительно принимал, что Ксения Маркелова - это другая женщины, не являющаяся женой Ивлия и связанная с ним родством по родителям. Для рассуждений интерес представляет только ее отчество.
    Ваш довод я принимаю. В принципе я не настаиваю на какой-то определенной версии из этих двух, что у нас сложились. Все равно необходимо проверять и доказывать на другом документе.

Написать комментарий