Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Никулино – Павловский Посад

Фотографии, использованные в настоящей статье, выполнены и представлены для публикации на блоге «Старообрядческое Подмосковье» их автором – Олегом Шуровым.

Никулино
К. Нистем: «Никулино, деревня 2-го стана, Рюмина Николая Гавр., д. с. с., крестьян 123 души м.п., 134 ж., 43 двора, 76 верст от столицы и 28 от уездн. гор., по Владимирскому тракту».
В книге В.Н. Алексеева и В.С. Лизунова «Моя Малая Родина» можно узнать, что Никулино связана с судьбой Саввы Васильевича Морозова, поскольку он женился на дочери красителя из Никулино Ульяне Афанасьевой (21.12.1778-18.12.1861 гг.). Авторы книги пишут: «…Через нее он узнал секреты крашения тканей. Перед женитьбой Морозов получил от помещика 5 рублей золотом. На эти деньги и на небольшое приданое жены молодой кустарь завел свое дело по домашнему ткачеству. Но тут ему достался жребий идти в солдаты. Долголетняя служба могла гибельно отразиться на его семье, и Савва принял решение. Он пришел к фабриканту Кононову, упал в ноги хозяину и выпросил крупный заем, который использовал для откупа от рекрутства…».

nik_pp_1.jpg

nik_pp_2.jpg

Здание бывшей старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Никулино. Старообрядческая окружническая община в Никулино зарегистрирована в 1909. Деревянная одноглавая церковь с колокольней в неорусском стиле. Построена в 1915 на участке М. Д. Клопова при помощи купца А. И. Морозова. Закрыта в конце 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует. Фото 2009 года.

Новая (Новое, Новинка, Новинки)
В деревне Новой Запонорской волости жили Руновы, в том числе, и владельцы красильной фабрики под фирмой «Рунова Ивана Васильевича наследники».
На сайте «Сельское поселение Новинское» есть следующая информация о деревне Новая:

«…один из крестьян – Иакинфей Рунов, спустя несколько лет после обоснования в деревне, немного окрепнув в финансовом плане, организовал производство надомников. Для этого он закупал бракованную пряжу, раздавал её жителям деревень Новинки, Смолёво и Запруденье (так в то время называлось Запрудино). Надомники эту пряжу разбирали и перерабатывали в ткань на ручных ткацких станках… Практически в каждой избе стояли подобные ткацкие станы, на которых рабочие целыми семьями на дому вырабатывали такие типы тканей как сарпинка и тик… Ткань продавали в Москве. Это занятие принесло предпринимателю того времени неплохой доход.

В 1892 году его дети Василий и Михаил на сходе жителей деревни Новая обратились к населению с просьбой выделить им землю для постройки фабрики… В результате братья Руновы под строительство получили самое заболоченное место, непригодное ни под пашни и посевы, ни под пастбища для скота…

Фабрику пришлось строить на сваях. Возводилась она действительно на века: толстые, почти крепостной толщины стены, потолки, подпираемые колоннами, крепчайший красный кирпич. Но основательность братьев Руновых проявилась не только во внешних атрибутах. Они не жалели средств на приобретение и внедрение того, что на современном языке называется «передовые технологии».

Братья Руновы использовали весь арсенал убеждений, чтобы переманить к себе людей по-настоящему талантливых и трудолюбивых. Поэтому неудивительно, что очень скоро на фабрике, задуманной на 100 рабочих мест, затем расширенной до пятисот, вскоре работало уже свыше 1000 человек…».

 nik_pp_3.jpg

Старообрядческий Белокриницкого согласия молитвенный дом в деревне Новая. Молитвенный дом устроен в каменно-деревянном двухэтажном здании бывшего Новинского сельсовета. Фото 2013 года.

Новохаритоново
Вот, что можно найти в Интернете в отношении Новохаритоново:

«Село Новое, позже ставшее Ново-Харитоновым и расположенное на реке Дорка, появилось на месте старой сгоревшей в XVII веке деревни Харитоново. Ново-Харитоново — родина Кузнецовых, крупнейших фарфоровых монополистов, заводчиков, построивших немало заводов по всей России, переносивших на эти предприятия керамическую культуру Гжели, а главное, направлявших в другие художественные центры гжельских мастеров. Уроженцы Гжели Кузнецовы никогда не порывали с ней связей. Здесь находились их предприятия, а также заводы их родственников по женской линии — братьев Акулиных. В Ново-Харитоново с конца XIX века вплоть до 1917 года помещалась контора «Товарищества М.С.Кузнецова» -гжельское отделение. В 1912 году на кузнецовские деньги архитектором И.Бондаренко была построена шатровая старообрядческая церковь св.Георгия, в честь столетия Бородинской битвы. Инициатором строительства был крупнейший русский фабрикант, двоюродный брат фарфорового магната, основателя «Товарищества» И.Е.Кузнецов. В храме находился фаянсовый эмалевый иконостас, удостоенный награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и керамический склеп, построенный И.Е.Кузнецовым для себя и своей супруги. Ново-Харитоново старообрядческое село. Именно старообрядцам-заводчикам всегда были присущи предприимчивость и тонкий вкус, позволившие им организовать в России целый ряд высокохудожественных производств, до XXI века остающихся значительными центрами традиционной культуры.

По указателю селений и жителей уездов Московской губернии 1852 года в деревне первого стана Ново-Харитоново проживало 244 душ мужского пола, 274 женского, было 52 двора и несколько керамических заводов: фаянсовый завод Кузнецова (основанный в 1810 году), фарфоровый завод Терентия Кузнецова и фаянсовая фабрика Захара Малыгина (основанная в 1832 году). В 1869 году появилось фарфоровое заведение Авдотьи Кузнецовой и два глиняных завода Василия Максимова и Анисима Семенова. В 1891 году завод Кузнецова перешел к его зятю, мужу сестры Анисиму Акулину, который производил фарфор и фаянс. После смерти Анисима, заводом владели вплоть до 1917 года его сыновья Иван и Семен, разделив на два предприятия и приложив немалые усилия для расширения и развития производства. В 1918 году в Гжель прибыл председатель профсоюза работников стекла и фарфора Николай Иванович Законов. На собрании рабочих было принято решение национализировать оба завода Акулиных. Но до Новой экономической политики предприятия не работали.

nik_pp_4.jpg

Старообрядческая церковь Георгия Победоносца в Новохаритоново. До нач. ХХ в. молитвенный дом размещался в частном доме. Затем на средства И. Е. Кузнецова был построен кирпичный шатровый храм с невысокой звонницей у угла, хороший образец стиля модерн. Церковь принадлежала неокружнической общине. Закрыта в 1929, занята складом. Открыта в 1990, отремонтирована, ныне принадлежит Древлеправославной Церкви (новозыбковцам). Фото 2004 года.

Ногинск
Краевед Л.А. Рыбина (Москва) в своем докладе на краеведческой конференции в г. Ногинске 2 февраля 1997 года (между прочим, 1997 год – это уже история!) указывает:

«Важнейшим законодательным актом, определившим систему местных органов власти и управления в России, было «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», изданное Екатериной II в 1775 году. На основании этого закона в 1781 году Московская губерния была разукрупнена и разделена на 15 уездов, в числе которых был и Богородский уезд. Уездным городом стало ямское село Рогожи, располагавшееся на правом берегу реки Клязьмы, в 50 верстах от Москвы на Большой Владимирской дороге. «Учреждение для управления губерний» определило структуру, функции и задачи местных административно- полицейских государственных учреждений».

Описание возникновения Богородска достаточно распространенное, но я привел именно как выдержку из работы Л.А. Рыбиной не случайно. Дело в том, что называется этот ее доклад: «Обзор состава и содержания фондов Центрального исторического архива г. Москвы по истории Богородского уезда». Полагаю, что и сегодня такая информация не потеряла своей полезности.

nik_pp_5.jpg

nik_pp_6.jpg

Здание бывшей старообрядческой церкви Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы в Ногинске. Одноглавый храм старообрядцев-окружников со звонницей, стилизующий мотивы псковского зодчества и модерна, хороший образец неорусского стиля. Выстроен на средства А. И. Морозова. Имелись Никольский и Покровский приделы. Закрыт не позднее 1930-х, венчания сломаны. Занят бараночным цехом хлебокомбината. Фото 2009 года.

Орехово-Зуево
К. Нистрем: «Зуево, деревня 2-го стана, Рюмина Николая Гавр., д. с. с., крестьян 271 душа м.п., 334 ж., 93 двора, 83 версты от столицы и 35 от уездн. гор., близ Владимирского тракта».

nik_pp_7.jpg

Здание бывшей старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево. Кирпичный однокупольный храм в псевдорусском стиле, выстроенный вместо деревянного молитвенного дома в 1906-1908 на участке Соловьёвых. Имелись Никольский и муч. Никиты приделы. Принадлежал окружнической общине. Закрыт не позже 1930-х, перестроен — сломан купол, надстроен второй этаж. В настоящее время занят фабричным цехом. Фото 2009 года

nik_pp_8.jpg

nik_pp_9.jpg

Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево. Церковь общины старообрядцев белокриницкого согласия, устроенная в 1990 в части здания бывшей беспоповской моленной постройки 1880-х. Остальная часть здания возвращена общине старообрядцев-поморцев. Беспоповская община старообрядцев-поморцев брачного согласия в окрестностях Зуево существовала уже в сер. XVIII в. Кирпичное здание моленной, сооруженное в 1883-1884 на средства Г. И. Зимина, было капитально перестроено в 1911-1913 в неорусском стиле — пристроен притвор с шатровой колокольней, надставлена главка. Существовал Никольский придел. В 1936 храм был закрыт, занят Домом обороны. Открыт в 1990, ремонтируется. Часть здания возвращена беспоповской общине, часть передана общине белокриницкого согласия. Фото 2009 года.

nik_pp_10.jpg

nik_pp_11.jpg

тарообрядческий молитвенный дом Николая Чудотворца в Орехово-Зуево. Частный дом постройки 1946, перестроенный в молитвенный дом в 1973, после сноса старой деревянной «Чёрной» моленной. Деревянное, облицованное кирпичом здание с главкой на кровле. Фото 2009 года.

Острово (Остров, Острова)
К. Нистрем: «Остров, деревня 1-го стана , Госуд. Имущ., 82 души м.п., 81 ж., 28 дворов, 70 верст от столицы, 40 от уездн. гор., близ Коломенского тракта».
В деревне Острово Теренинской волости Богородского уезда родился Силантьев Трофим Васильевич, позднее священник храма Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской старообрядческой общины в Москве, учрежденной 10 февраля 1907 года. Община ходатайствовала в Московское губернское правление о выдаче нового паспорта священнику о. Трофиму Васильевичу Силантьеву с женой Ириной Ивановной и детьми: Иваном, Петром, Евгением, Сергеем, Николаем, Прасковью, Лидией, Виктором. Как мы выяснили вот здесь, племянница Трофима Васильевича Силантьева Евдокия Еремеевна была женой Комарова Михаила Мартияновича из деревни Гора.
Из этой же деревни был Спирин Иван Лаврентьевич (1872-?): депутат 3-й Государственной думы Российской империи от Московской губернии, русский, старообрядец белокриницкой иерархии, крестьянин деревни Остров Теренинской волости Богородского уезда Московской губернии. Получил начальное домашнее образование. Занимался кустарным производством и торговлей (годовой доход — 700 рублей). Избран в Госдуму от съезда уполномоченных от волостей 14.10.1907.

 nik_pp_12.jpg

nik_pp_13.jpg

Троицкий женский монастырь старообрядцев-рафаиловцев.
Старообрядческий женский монастырь, созданный на участке, принадлежащем М. П. Остроуховой (игум. Серафиме) в 1997. Первоначально входил в юрисдикцию РПАЦ («валентиновцев»), в нач. 2000-х перешёл в юрисдикцию ПРЦ (ИПЦ) («рафаиловцев»). За прошедшие годы выстроены кирпичная ограда, несколько корпусов келий и колокольня. Фото 2009 года.

Павловский Посад
На блоге есть несколько статей, посвященных Павловскому Посаду и старообрядцам деревень Корнево и Рахманово. Корнево ранее относилось к Вохонской, затем – к Игнатьевской волости, а 1929 году вошло в состав города,

nik_pp_14.jpg

Старая Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Корнево. Деревянная церковь в псевдорусском стиле была выстроена в Корнево окружнической общиной при помощи А. И. Морозова в 1916. В годы советской власти она не закрывалась, но в 1993 сгорела. На её месте построена кирпичная одноглавая церковь простой архитектуры. Из семейного архива Башашиных.

nik_pp_15.jpg

nik_pp_16.jpg

nik_pp_17.jpg

Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Павловском Посаде (Корнево). Вновь выстроенное здание. Фото 2009, 2010 и 2013 годов.

“Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Никулино – Павловский Посад”

комментариев 9

  1. Сергей 10 Окт 2013 в 17:41 ссылка на комментарий

    Хотелось бы немного подробностей о храмах, указанных выше. К тому же комплекс в Острово к старообрядцам никакого отношения, по крайней мере еще недавно, не имел. Его устроили какие-то зарубежники. Также ничего нет о моленной в Беливо, об недавно уничтоженных остатках моленной в Анциферово и многого другого. Тема весьма интересная и насыщенная информацией и ее надо представлять гораздо подробнее и шире

  2. Владимир 10 Окт 2013 в 19:55 ссылка на комментарий

    Вы правы, Сергей Сергеевич, комплекс в Острово относится к юрисдикции Истинно-Православной Церкви, то есть к неканоническому православию, направления которого существуют сегодня, насколько я понимаю, во множестве. Каноническая церковь, по-видимому, имеет все основания именовать их раскольными, но в действительности, они не имеют отношения к какому либо из старообрядческих согласий. Я не могу сказать, что сколько-либо разбираюсь в старостильных согласиях, возникших в Греции. Их усилиями, и, по-видимому, на их средства возникают подобные комплексы, в том числе, и на территории России.

    Вопрос о старообрядческих храмах, часовнях и моленных, безусловно, интересен. Конечно, хотелось бы дать по возможности более полное их описание. Хотя бы для тех, которые находятся в границах бывшего Богородского уезда. Надеюсь, что нам удастся развивать эту тематику на блоге, прежде всего, силами его участников.

    Вместе с тем, следует отметить, что данная тематика не является центральной или приоритетной по отношению к общей направленности блога. Задача хотя бы на какую-то ничтожную часть установить историю старообрядческих фамилий и их связь друг с другом, пусть бы для двух-трех волостей, не говоря уже про уезд в целом, на самом деле, настолько фантастически огромна, что встает вопрос: а успеем ли мы сделать в этом направлении что-то существенное? Отсюда и та ограниченность наших усилий, которые мы можем направить на что-то сопутствующее, например, на тематику старообрядческих храмов, часовен и моленных, сколь интересной она бы ни была.

    Развитие блога, как некоторого, в том числе информационного ресурса — дело рук не только авторов-организаторов блога, но и, по возможности, его участников.

  3. Юрий Исаев 24 Окт 2013 в 22:59 ссылка на комментарий

    Владимир, хочу спросить по поводу храма в Никулино. Что сейчас с ним происходит? Где-то видел информацию, что он продается частником.

    В этом храме с 1916 по 1923 год служил мой двоюродный прадед — о. Григорий Петрович Хазов, расстрелянный в 1938 году.

    С 1923 по 1938 он служил в Зуевском храме (так же описанном в этой статье). Здание храма сейчас тоже в частном владении.

    Совсем недавно узнал, что отец Григорий был духовником бывшего митрополита Кирила Одесского (Политова), принявшего схиму и проживающего в Зуево. Он же его отпевал и хоронил. В помяннике моей бабушки есть запись о священноиноке схимнике Кириле, но я думал, что, наоборот, о.Кирил был духовным отцом моего двоюродного прадеда. А оказалось наоборот.

    В Никулино после Морозовской стачки жил мой прапрадед Фома Никитович Степанов. Его с семьей з0а участие в стачке выкинули из казармы и он потом ходил в Никольское на работу пешком из Никулино.
    Вместе с о.Григорием они работали и пели в хоре Зуево-Никольско-Ореховской общины. Есть фото хора в журнале церковь за 1909 год.

  4. Владимир 25 Окт 2013 в 7:50 ссылка на комментарий

    Юрий, я, к сожалению, не могу ничего добавить по поводу здания бывшего храма в Никулино. Есть ли какие-то планы в отношении его, каково состояния здания — об этом ничего не знаю.

  5. Юрий Исаев 25 Окт 2013 в 16:20 ссылка на комментарий

    Жаль…

  6. Сергей 14 Мар 2014 в 18:56 ссылка на комментарий

    Прошу прощения, но рафаиловцы как среди старообрядцев оказались? Они ни к какому согласию никакого отношения не имеют. Просто непонятные перебезчики, которые сами не могут скать какой они веры…

  7. Сергей 14 Мар 2014 в 19:00 ссылка на комментарий

    И еще. Касательно Павлово-Посадского района, неплохо бы и об Андроново, и о Кузнецах поведать. Там весьма интересные белокриницкие храмы. Также и в Абрамовке недостроенный каменный храм + новая моленная. А так,если что — обращайтесь. особенно про Гуслицы и соседний Егорьевский край много чего рассказать могу. И о храмах и о другом

  8. Дмитрий Юрьевич 11 Дек 2015 в 0:57 ссылка на комментарий

    Острово всегда было старообрядческой деревней, но местные староверы до 1930-х годов ходили в Коровино, где был храм белокриницкого согласия и молельня беспоповцев. И да, рафаиловцы к старообрядцам никакого отношения не имеют, хотя у них была попытка устроить приход, живущий по древнему чину.

  9. Владимир 26 Сен 2018 в 16:24 ссылка на комментарий

    Галина Карпова прислала мне интересную ссылку: рассказ о деятельности «Морозовского клуба» в Орехово-Зуево, где жизнь краеведческая буквально кипит!
    В частности рассказ о «цветных» старообрядческих моленных домах. Приведу небольшой отрывок:
    «…Моленный дом «Рождества Пресвятой Богородицы» «противоокружников» на земле Ф. Шкотова действовал с 1882 года. В начале XX века служба велась отцом Иоанном (Иваном Сидоровым). Попечителем этой моленной был известный в Зуеве и Орехове богатый торговец Петр Мартынович Булкин. Именно он с И. Сидоровым и заключили договор аренды на этот дом. В приходе было от 600 до 1000 человек — жителей сел Зуева, Орехова и проживающих на фабриках Морозова…».
    Булкин Петр Мартынович родился в деревне Гора в 1859 году, известно у него трое детей: Семен, Василий и Любовь.

Написать комментарий