Неокружники

…У моей интернет-коллеги полушутливо-полусерьезно вырывается: «Владимир, ну что же Вы так не любите Рогожку!!!». На самом деле, это совершеннейшая ошибка, никакого предвзятого, отрицательного отношения к Рогожскому кладбищу у меня нет и быть не может. Даже независимо от того, что смолевские и молоковские жители, не принимая Окружного послания, после 1862 года отказались ездить на Рогожское кладбище. Речь идет об Окружном послании, составленном Илларионом Кабановым, изданном старообрядческими епископами 24 февраля 1862 года и не принятом частью старообрядческих общин. Итак, кратко о неокружниках, к которым относились жители моих деревень Смолево и Молоково/ (Источник)

«НЕОКРУЖНИКИ - часть старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, разорвавших единство Древлеправославной Церкви Христовой из-за неприятия известного Окружного послания. Их учители - Давыд Антипов из Гуслиц, Прокоп Лаврентьевич Божанов (он же Лаврентьев) из молдавского г. Формоса, москвич Ефим Федорович Крючков (он же Степнухин) и пр. проповедовали учение о том, что господствующая церковь верует не в Исуса Христа, а в иного Бога - Иисуса, который родился на восемь лет позже и был распят на двусоставном (четырехконечном кресте). По их учению выходило, что это - никто иной, как антихрист. По сути дела это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено Окружное послание…
…На какое-то время неокружникам удалось заручиться поддержкой белокриницкого митр. Кирила, что позволило им создать раздорническую иерархию. Основание раздора было положено поставлением в сан московского епископа Антония второго, известного под именем гуслицкого. Рукоположение его было совершено в 1864 г. митр. Кирилом. Антоний, скончавшийся в 1876 г., оставил единственного после себя раздорнического епископа Иосифа, которого он за три года до смерти рукоположил на нижегородскую епархию. Умирая, он завещал Иосифу рукоположить на Москву нового епископа.
Иосиф, рукоположивший трех неокружнических епископов (Кирила на балтскую епархию, Герасима - на коломенскую, Макария - в с. Великое), до поставления им 16 дек. 1884 г. еп. Иова сам управлял московской епархией, объясняя это отсутствием “достойного” человека. В 1882 г. поставленные им епископы потребовали от него, чтобы московской епархией управлять им всем соборно. Об этом было принято общее решение на соборе 27 авг. 1882 г. Но фактически все осталось по-старому.
В дек. 1883 г. еп. Кирил балтский на епархиальном съезде обвинил Иосифа нижегородского в умышленной затяжке поставления нового епископа на московскую кафедру, и в 1884 г., собрав собор в Москве, сам поставил на московскую епархию нового епископа - Пафнутия. Через неделю после собора Кирила, Иосиф созвал свой собор, на котором подверг Кирила и Пафнутия извержению, причем постановил считать хиротонисанных ими - непосвященными и даже отлученными от Церкви, а крещеных - некрещеными. Через два месяца Иосиф единолично поставил на Москву другого епископа - Иова.
С точки зрения церковных канонов оба эти епископа, равно как и поставившие их, были незаконны, но с точки зрения самих раздорников Пафнутий был все-таки законнее, так как его соперник был рукоположен на уже занятую кафедру. Тем не менее Пафнутий, будучи тихим и скромным человеком, несколько раз обращался к Иову с предложением мира. Наконец, ими было принято решение о совместном управлении московской епархией, на что было получено согласие Кирила балтского. Состоявшийся 22 мая 1885 г. собор в Москве постановил оставить Москву за Иовом, а Пафнутию именоваться епископом саратовским. Возможно, Пафнутий просто уступил свои права на московскую епархию Иову. То, что Иов примкнул к Кирилу, не понравилось Иосифу, и он подверг Иова запрещению.
30 окт. 1885 г. был созван “великий” собор, на который явились все неокружнические епископы, а также до 50 священников и множество мирян. 31 окт. собор постановил извергнуть Иосифа из сана и считать простым иноком. Иосиф, присутствовавший на этом соборе, его суду не подчинился. Наконец, в 1895 г. состоялся собор в Бендерах, на котором примирились последователи раздорствующих епископов - однако сами епископы этот собор не признали и еще раз извергли друг друга.
1-2 июня 1906 г. в Москве было решено собрать собор для примирения неокружников с Церковию. Но неокружнический еп. московский Иов воспротивился прекращению раздора и, упреждая мирную инициативу, созвал 13 апр. 1906 г. собор, на котором присутствовали еп. Даниил, его наместник, более 30 священников и до 100 мирян. Этот собор определил, что примирения быть не может.
Однако эти действия никак не воспрепятствовали мирному собору 1906 г. Собор пришел к выводу, что препятствий для объединения нет. Акт о примирении был подписан 4 июня со стороны окружников архиеп. московским Иоанном, епископами Арсением уральским и Иннокентием нижегородским, а со стороны неокружников - еп. Новозыбковским Михаилом и другими священнослужителями.
Газета “Голос старообрядца” оповестила читателей, что 5 июня на Рогожском кладбище был заключен мир между окружниками и неокружниками на основе выработанного акта примирения. Однако еп. Иов не только не принял мира, но и склонил к раздору Пафнутия, а также поставил на балтскую кафедру (занятую Кирилом) еп. Мефодия, который, прибыв на юг, не только не постарался утишить раздор, но и пытался возвратить примирившихся в состояние раздора.
Большое значение в деле утишения раздора (особенно на юге) имел бендерский “Мирный акт” (Бендеры, 9 апр. 1907 г.), который от неокружников подписали еп. Петр, еп. Киприан и ряд священнослужителей и мирян.
Когда внутри неокружников возникло разномыслие по поводу императорского указа о регистрации общин при храмах, Иов стал бороться с еп. Даниилом богородским и его сторонниками, отвергающими общины. Он разослал печатные извещения о том, что все, которые признают устройство общин ересью - отлучаются (далее см. необщинники).
В Москве неокружникам принадлежало немало храмов. Неокружники-иовцы, признающие общину, молились в кафедральной Никольской церкви, построенной арх. Н.Г.Мартьяновым в 1912 г. в Лефортове, и в домовом храме во имя святых апостол Петра и Павла, находившемся во владениях известных соратников еп. Антония гуслицкого, купцов Муравлевых (ул. Бахрушина, д. 15, стр. 2-3, во дворе), он был закрыт в 1936 г. Неокружники-иосифовцы (необщинники) имели храм во имя прп. Сергия в доме Ивана Степановича Федорова на углу нынешних Большого и Малого Факельных пер. Не признававшие общины сторонники еп. богородского Даниила имели Успенский храм в доме Петра Порфирьевича Козлова (на месте здания нынешнего Театра на Таганке). Три храма в Москве принадлежали заваловцам.
В Гуслицах у неокружников были десятки храмов: Покровский - в д. Смолевой (освящен в 1912 г. епископами Даниилом богородским и Ионой уральским и саратовским), Никитский - в с. Хотеичи (освящен в 1914 г.), в селах Слободищи, Андроново и др. Все они впоследствии подчинились московской Архиепископии. 18 июля 1912 г. неокружнические епископы Иоасаф калужский и Конон московский освятили храм Покрова Пресвятыя Богородицы второй Покровской общины в Боровске Калужской губ.
В Петербурге храмы неокружников возникли уже после мирного собора 1906 г. Домовый храм построен в 1909 г., закрыт в сер. 20-х гг. (Лиговский просп., д. 46); собор в Чубаровом пер. (ныне Транспортный пер., д. 5) построен в 1915-1916 гг. арх. П.П.Павловым и вскоре закрыт (здание сохранилось)».

Молоково, наряду с деревней Давыдово, где была резиденция неокружнического епископа Даниила, в то время было еще одним центром неокружничества. Старообрядческий епископ Иов, идеолог неокружничества, последние годы жизни провел в Молоково. Его соратниками по отношению к Окружному посланию были старообрядческие священники отец Лев Молоковский и отец Федор.
Отец Лев, Лев Федорович Хорошев, священник храма Покрова Пресвятой Богородицы, 1862 года рождения, вместе с женой Акулиной Яковлевной проживал в Молоково со времени открытия в деревне церкви в 1906 году. Интересно, что в какой-то публикации его фамилия приводится как «Нехорошев», может быть, она изначально действительно так звучала и была позднее изменена на более благозвучную? Именно Лев Федорович вел метрические книги Покровской старообрядческой общины приемлющих священство Белокриницкой Иерархии, но неприемлющих окружного послания в деревне Молоково. Но иногда его подпись встречается и в метрических книгах Покровской старообрядческой общины неприемлющих окружного послания в деревне Смолевой (по крайней мере, в 1913 – 1916 годах), но ранее в Молоково Лев Федорович не упоминается.
Отец Федор - это старообрядческий архиепископ Федор Егорович Осетров, родился в деревне Молоково, но в начале 20 века проживал в Москве на Немецкой улице в Лефортовском переулке в доме старообрядческой общины. Осетровы – старинная фамилия деревни Молоково, предки Осетровых проживали в Молоково, как минимум, со второй половины 17 века. Дальнейшая судьба отца Федора мне неизвестна, но его брат Осетров Никита Егорович по обвинению в «контрреволюционной пораженческой агитации» был расстрелян на полигоне в Бутово 31 января 1938 года. Женой Федора Егоровича была Евдокия Меркуловна из Деминых. Поскольку все Демины, что приобретали фамилию по отцу, мои кровные родственники, то и Евдокия Меркуловна не является исключением – она прапрапраправнучка моего Дементия Филипповича.

Просматривая старообрядческую периодику, я обнаружил, что вопросы разлада в старообрядческой общности в то время были весьма актуальны и активно обсуждались в старообрядческих журналах. Понятно, что деяния идеологов неокружничества оцениваются в периодике исключительно негативно и критически.

Коротко о старообрядческой периодике. Мне попадали в руки отдельные номера старообрядческих журналов «Старообрядецъ», «Старообрядцы» (орган церковно-общественной жизни старообрядчества), «Церковь». Все это периода 1906 – 1908 годов. Полагаю, что были и другие издания.
Ежемесячный журнал «Старообрядецъ» был посвящен «истории, выяснению нужд и защите старообрядческой церкви» (как сказано в пояснении к нему). Журнал объемом 100 – 150 страниц начал выходить с января 1906 года. Редактором-Издателем журнала являлся старообрядческий епископ Иннокентий. Издавался журнал в Нижнем Новгороде, печатался в Типо-литографии Т-ва И.М.Машистова, редакция находилась по адресу: Нижний Новгород, Ильинка, 34.
В ежемесячном журнале «Старообрядцы» принимали участие Епископ Арсений, Епископ Иннокентий, Епископ Александр, Архимандрит Михаил, Ф.Е.Мельников, Н.Д.Зенин. Редактор-Издатель Т.С.Бирюков. Печаталался журнал в Нижнем Новгороде в типографии И.А.Шереметьева.
Ну и, наконец, еженедельный старообрядческий церковно-общественный журнал «Церковь», издававшийся в Москве. Он содержал четыре основных раздела. В разделе первом - руководящие статьи по современным вопросам церковно-общественной жизни. Второй раздел филосовско-богословский. В третьем разделе сообщения по вопросам приходской жизни, по устройству и развитию старообрядческих общин. А четвертый раздел посвящен хронике церковных и общественных событий.
В журнале сотрудничали старообрядческие епископы: Александр рязанский и егорьевский, Иннокентий нижегородский и костромской, архимандрат Михаил, М.И.Бриллиантов, братья В. и Ф. Мельниковы. Редакция располагалась в Москве на Биржевой площади в доме Т-ва Рябушинских. Печатался журнал в типо-литографии Т-ва И.М.Машистова, Москва, Б.Садовая ул., собственный дом.

Написать комментарий