Некрополь Куровского. Присланные фото

В каждую из наших с Галиной трех поездок в Подмосковье, наши друзья и знакомые знали, что мы, в частности, будем смотреть некрополи. Когда мы назначали какие-то встречи, то сама собой у кого-то родилась не лишенная философского смысла и мрачного юмора фраза: «встретимся на кладбище». Мне кажется, что относиться к некрополям необходимо так же, как мы относимся к некоторым памятникам культуры: храмам, часовням, усадьбам и т.д. Они точно также несут потери и нуждаются в определенной защите.
В советское время некрополи старые захоронения в деревнях уничтожались с такой же последовательностью, как уничтожались храмы. Мало того, существуют вполне определенные закономерности их гибели. На кладбищах деревень Молоково и Костино сохранилось множество уже невосстановимых сейчас захоронений в виде заросших холмиков земли, иногда с пострадавшими от времени, упавшими крестами без табличек. Отсутствие таблички и является началом гибели захоронения. Уходят люди, которые ухаживали за этими захоронениями, а последующее поколение может и не помнить о том, кто захоронен. Кладбища запахиваются (как в Назарьево), по ним прокладываются дороги, их территорию ограничивают, поэтому приходится делать новое захоронение на месте старого – так, в частности, погибло захоронение моего прадеда Соколова Ивана Михайловича в Смолево. Не удивительно, что число сохранившихся старых захоронений на кладбищах очень невелико.
Так, например, на старообрядческом кладбище деревни Смолево, наиболее полно описанном нами, в настоящее время около 220 захоронений. Это совсем немного, если помнить, что среди них есть захоронения жителей соседней деревни Лопаково, которых как старообрядцев хоронили на кладбище деревни Смолево. Из этого числа захоронений число захоронения людей, родившихся до 1900 года, составляет около 50, а родившихся до 1880 года буквально 3-4, самое раннее захоронение – захоронение Чистова Родиона Трефиловича (1849-1920). Причем, это некрополь, в котором число старых захоронений по сравнению с другими селениями достаточно велико (может быть, он уступает только некрополю деревни Кузяево). Вместе с тем, оно (число старых захоронений) ничтожно мало, если учитывать, что, например, в Смолево в соответствии со статистической ведомостью в 1883 году в 74 дворах проживало 413 человек.

В свое время, начиная изучать старообрядческие некрополи Смолево и Молоково, мы, естественно, наделали много ошибок. Например, в деревне Молоково мы искали только захоронения Деминых, исходя из того лишь, что это родственная мне фамилия. Позднее оказалось, что с Демиными неразрывно связаны и другие семьи Молоково: Ванцевы, Гусевы, Казаковы и т.д. Поэтому пришлось заниматься этим некрополем повторно.
Нужно признаться, что это нас ничему не научило. То же самое повторилось и в отношении некрополя деревни Гора: вначале ищем только захоронения Захаровых, затем обнаруживаем, что нам нужны и захоронения представителей и других фамилий. И, хотя некрополь деревни Гора мы смотрели три раза (первый раз, правда, нам показывали лишь захоронения Захаровых: Зота Ивановича и Домны Ивановны), у меня все равно нет уверенности, что мы просмотрели все захоронения.
Так и пошло: дважды (если не трижды) мы смотрели некрополь деревни Костино, дважды – некрополь деревни Кузяево. А на кладбище деревни Яковлевская мы вновь искали захоронения представителей только тех семей, которые связаны родственно с жителями Яковлевская.
И каждый раз мы удивлялись, почему так получается. И в итоге поняли, что должны быть определенные подходы, принципы в таких исследованиях…

Не повредит общее описание, например, хотя бы вот такое:
«Старообрядческое кладбище деревни Гора расположено метрах в двухстах от западной околицы деревни справа вдоль проселочной дороги, что ведет к участку шоссе Давыдово – Костино. Расположено оно в достаточно густом преимущественно хвойном лесу. Не огорожено. Левая и правая (если стоять лицом к воротам) граница кладбища определена двумя просеками, хотя и заросшими изрядно травой, но проезжими. Насколько я помню, дальняя граница кладбища просекой не определена».
В идеале был бы важен какой-то, хотя бы приблизительный, план расположения семейных захоронений – кому-то это позволит быстрее найти нужное. Но это в идеале, а идеал, как правило, редко бывает недостижим.
Конечно, фотокамера надежнее, чем карандаш и бумага. В своих записях я несколько раз находил ошибки, когда записывал в тетрадь годы жизни. Тетрадь держишь на весу, а самое обидное бывает тогда, когда дома, разбирая свои карябушки, не можешь понять, какую цифру написал.
Но это все, конечно, не принципы и подходы, а так – общие соображения.

Конечно, переписывать или фотографировать следует по возможности все захоронения. Но на это нужно время. Когда мы с Галиной смотрели какой-то некрополь вдвоем (она с фотокамерой, а я с тетрадью и ручкой), то даже на то, чтобы предварительно описать некрополь относительно небольшого поселения, требуется определенное время – около 3 часов. Понятно, что далеко не каждый может позволить себе это.
Поэтому принцип полного описания годится для деревень в сотню дворов, но переписать весь некрополь таких поселений, как Анциферово, Хотеичи, а тем более, Куровской, мне представляется трудно выполнимой задачей. И вот здесь-то тем более важно переписать все старые захоронения – это тоже труд немалый. Если задача у нас генеалогическая, то старые захоронения могут дать нам привязку к старообрядческим семьям, описанным в архивных документах.
Как правило, все, что в данном случае можно было бы рассматривать как документ, относится к времени до октябрьского переворота 1917 года. Это либо отдельные метрические книги старообрядческих общин, либо исповедные книги начала 20 века. И то, и другое – редкость. Есть еще списки избирателей в уездное земство 1917 года. Там должны быть записаны все жители селений, кому на момент составления списков избирателей было не менее 20 лет.
Особенно повезло тем, кто собирается искать старообрядцев в селениях Запонорской волости. Для них существует замечательный документ: «Перепись раскольников Австрийского согласия, проживающих в десяти деревнях, приписанных к Крестовоздвиженской, в Селине, Богородского уезда, церкви». Перепись эта производилась в декабре месяце 1900-го года и охватывает семьи «природных» старообрядцев селений Давыдово, Ляхово, Елизарово, Гора, Яковлевская, Анциферово, Костино, Заволенье, Беливо, Куровская. Составлена она по принципу посемейной описи с указанием возраста членов старообрядческой семьи. Что особенно радует – практически во всех семьях указаны фамилии.
Таким образом, информация, которую мы может выяснить, исследуя некрополи, может оказаться важной нитью, соединяющей архивные документы времен Российской империи и документы более позднего времени – системы ЗАГС советского периода, а порой и воспоминания людей о предшествующих поколениях.

Далее я собирался привести пару примеров. Но оказалось, что фотографий захоронений с некрополя Куровского Михаил Рыбин прислал мне достаточно много, поэтому постараюсь представить их полностью.

nekr_kurovskoi_1.jpg

Бубновы

Судя по всему, Бубновы Александр Данилович и Федосья Ефимовна не имеют отношения к семьям Бубновых из Смолево.

nekr_kurovskoi_2.jpg

nekr_kurovskoi_3.jpg

Булкины

В деревне Гора по переписи «природных старообрядцев 1900 года во дворе 56 записан Булкин Александр Стефанович в возрасте 21 года (на то время еще холостой). Но спустя 2 года у него рождается старший сын Николай. С какого времени Николай Александрович живет в Куровском, я не знаю. Не знаю также, из какой семьи его жена Марфа Васильевна. Может быть, меня как-то дополнят Михаил Рыбин или Михаил Васильев.
Информация о Булкиных из деревни Гора преимущественно здесь.

nekr_kurovskoi_5.jpg

nekr_kurovskoi_6.jpg

Гафилины

А ведь до этого об этой ветке Гафилиных у меня в базе стояло скромное: «Гафилин Егор Петрович (1892-После 1900» — на основании документа 1900 года. И ничего более. Обсудили этот вопрос мы вот здесь.

«С вопросом: “Это не Ваши Гафилины?” Михаил Рыбин прислал мне информацию по захоронениям в Куровском:

Гафилин Павел Егорович, 1915-1975;

Гафилин Александр Егорович, 22.06.1919-31.05.1983.

Казалось бы, при чем здесь Гафилины, когда в статье речь идет о Булкиных? А было так:

у Павла и Александр был отец — Егор Петрович Гафилин, а у него, в свою очередь отец — Петр Михеевич Гафилин, наконец, и у Петра отец — Гафилин Михей Филиппович. Все они, кроме, пожалуй, Егора Петровича, родились в Смолево.

А вот Егор Петрович почему-то в деревне Гора родился. А все потому, что Михей Филиппович взял в жены девушку из деревни Гора — Елену Ивановну. Елена Ивановна (1811-После 1869) по отцу Булкина. Ее родители: Булкины Иван Лукич и Авдотья Евстигнеевна.

Поэтому эта семья Гафилиных так и жила: то в Горе, то в Смолево, то снова в Горе. А уж Егор Петрович с семьей, видимо, в какое-то время в Куровскую перебрался. Где родились Павел с Александром, я сказать не могу».

 nekr_kurovskoi_7.jpg

nekr_kurovskoi_8.jpg

nekr_kurovskoi_10.jpg

Довольновы

Все сведения, которые мы смогли собрать о Довольновых из деревни Анциферово, есть здесь.

nekr_kurovskoi_11.jpg

nekr_kurovskoi_12.jpg

Мосаловы

О Мосаловых или Мосоловых. На самом деле, это одна и та же семья, происходящая в деревне Гора от Клима Леонтьева (1745-После 1775) и жены его Евросиньи Васильевой (1748-После 1775), читайте здесь.

nekr_kurovskoi_13.jpg

Разухины

Семья Разухина Абрама Васильевича. Единственный документ, в котором упоминается Абрам Васильевич – это список избирателей по деревне Смолево 1917 года. Но на кладбище Смолево есть захоронения Абрама Васильевича (1896-1961) и его жены Меланьи Леонтьевны (1899-1972). Помню, как, рассказывая про эту пару, Александра Савельевна сказала: «В Смолево так и говорили: полюбил, дескать, Абрам Меланью за косу – дивная у нее коса была!». Оказалось, что Меланья из Костино, а дальше мне нетрудно было установить ее отчество – Леонтьевна и то, что она из семьи Ходневых. Назвала еще Александра Савельевна шестерых детей Абрама Васильевича, среди них Виктора с женой Ниной – в Куровском жили. О них мы говорили вот здесь.

nekr_kurovskoi_14.jpg

nekr_kurovskoi_14a.jpg

nekr_kurovskoi_16.jpg

Шлыковы

О Шлыковых из деревни Костино смотрите здесь.

Написать комментарий