Еще раз про Назарьево

Благодаря Ирине Фещенко у нас появились выборки из списков избирателей 1917 года.Большое спасибо Ирине!

Выборки по двух фамилиям – Макеевым и Юровым. Не могу ответить на вопрос о том, почему в делах 17 и 19 приводятся два списка, предназначенные для одного и того же избирательного события, но, возможно, Ирина откликнется и пояснит.

По возможности не буду редактировать присланное и привожу материал преимущественно в том виде, в котором получил его сегодня утром. Понятно, что в списках вначале приводится порядковый номер человека, а за ФИО – возраст. Еще раз скажу также то, что в списке могли быть включены лишь те лица, которые достигли возраста в 20 лет.

ЦИАМ Ф.2337 Оп.1 Д.17
99 л.
Титул: «Богородская Уездная по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссия
Списки избирателей по выборам в Учредительное Собрание Теренинской волости избирательные участки с № 1 – по № 20».
(Участки по напечатанному списку: 1 – Бывальня и пог.Никитский, 2 – Бяльково, 3 – Горбачиха и пог.Десятая Пятница, 4 – Гридино, 5 — Ефимово, 6 – Киняево, 7 – Кишнево большое, 8 – Кишнево малое, 9 – Козлово, 10 – Коровино, 11 – Логиново, 12 – Назарьево, 13 – Острово, 14 – Рудино, 15 – Савостьяново, 16 – Стремянниково, 17 – Теренино, 18 – Щекутово, 19 – Юркино, 20 – Дрезна)

Л.53-63об.
Деревня Назарьево, 383 избирателей
Л.58
185. Макеева Татьяна Касьянова, 64
186. Макеева Минодора Иванова, 34
187. Макеев Алексей Кириллов, 62
188. Макеева Анна Евтеева, 20
189. Макеева Анна Александрова, 60
190. Макеева Наталья Викулова, 30
191. Макеева Дарья Дмитриева, 68
192. Макеев Петр Алексеев, 34 (на фронте – по 2336-1-19)
Л.58об.
211. Макеев Феоктист Кириллов, 52
212. Макеева Евдокия Тимофеева, 50
212. Макеев Лазарь Васильев, 40, солд.
213. Макеев Петр Алексеев, 23, солд. (на фронте – по 2336-1-19)
Л.63
367. Юров Семен Федоров, 46
368. Юрова Анна Огеева, 37
369. Юров Иван Яковлев, 46
370. Юрова Анастасия Михайлова, 27
371. Юрова Софья Андреева, 65
372. Юрова Ирина Ивановна, 44
Л.64
373. Юров Иван Федоров, 37, солд.
374. Юрова Евдокия Никитина, 36
375. Юрова Мария Сергеева, 56
376. Юров Григорий Яковлев, 42, солд.
377. Юрова Анна Савельева, 41
378. Юрова Евдокия Федосеева, 45
379. Юров Агап Федоров, 46
380. Юрова Степанида Акимова , 30
381. Юрова Варвара Иванова, 38

ЦИАМ Ф.2337 Оп.1 Д.19
72 л.
Титул: «Богородская Уездная по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссия
Списки избирателей по выборам в Учредительное Собрание Теренинской волости дер.Острово и другие».
1. д.Острово и торфяное болото Е.В.Силантьевых (так в оригинале)
7. Щекутово
19. Теренино
27. пог.Десятая Пятница
28. д.Горбачиха
31. д.Назарьево
44. Стремянниково
49. погост Пятницкий
52. д.Острово
57. д.Коровино
67. д.Стремянниково

Л.31-42
Деревня.Назарьево
В графе «Род занятий» все крестьяне.
Макеевы все совпадают с предыдущим списком.
Л.41
364. Юров Иван Яковлев, 46
365. Юров Илья Яковлев, 30, в плену
366. Юрова Анастасия Михайлова, 27
367. Юрова Софья Андреева, 65
368. Юрова Ирина Ивановна, 44
369. Юров Иван Федоров, 37, солдат
370. Юрова Евдокия Никитина, 36
371. Юрова Мария Сергеева, 56
372. Юров Григорий Яковлев, 42, солдат в Москве
373. Юрова Анна Савельева, 41
374. Юрова Евдокия Федосьева, 45
375. Юров Агап Федоров, 46
Л.42
376. Юрова Степанида Акимова , 30
377. Юрова Варвара Иванова, 38

Я надеюсь, что Наталья найдет для себя кое-что интересное, и не только найдет, но и нам расскажет.

Юрова Варвара Иванова 38 лет – явно искомая для нас персона. Год ее рождения, если следовать документу, 1879. Но не уверен, что документ является строгим в отношении возраста.

Мужа Варвары в списках нет по причине, которую Наталья указывает вот здесь:

«…Муж Варвары – Василий Юров. О нем со слов родственников известно только то, что, как младший брат в многочисленном семействе назарьевских Юровых, он исполнял, по воле семьи, воинскую повинность. Участвовал в Русско-Японской войне, был там ранен, много болел. Затем его мобилизовали на фронт в Русско-Немецкую войну. Он был ранен, находился в госпитале (не в Павловском Посаде), и вскоре скончался. Предположительно в 1915-1916 году. Имели с Варварой (взятой замуж или из Москвы, или из Больших Дворов) пятерых детей от 1903 (Кузьма)».

Василия уже нет в живых, поэтому документ не представляет нам возможность установить его возраст, а, главное, отчество. Правда, Юровых (мужчин) в списке не так уж и много, фигурируют у них два отчества: Яковлевич и Федорович. Даже «многочисленность» семейства Юровых нам в данном случае не помогает в том, чтобы выбрать из этих двух отчеств нужное.

Еще безусловный интерес вызывает Юрова Софья Андреева – единственный представитель самого старшего поколения Юровых в списках. Не исключено, что она может быть матерью Василия Юрова.

Наконец, в статье Натальи есть несколько загадочная фраза, когда она пишет про отца Михаила: «Последней он исповедовал Анну Юрову, ровесницу, родственницу и подругу моей бабушки, ее сын 1939 г.р. уже тоже умер.…». Можно с уверенностью утверждать, что, если речь идет о ровеснице, то, явно, о Юровой Анне Савельевне 1876 года рождения. Но у Анны Савельевны в связи с ее возрастом вряд ли мог быть сын 1939 года рождения. Кроме того, сколько же она прожила, если исповедовалась у отца Михаила?

“Еще раз про Назарьево”

комментариев 69

  1. Владимир 17 Окт 2013 в 6:49 ссылка на комментарий

    Получил от Натальи письмо, которое привожу здесь с ее разрешения.

    «Ирина!!! Владимир!!! Спасибо!!! Огромное!!! Счастье какое! Так многое информации.
    Действительно, всех нашла. Феоктист Кириллович Макеев — мой прадед, дед моего отца, Ивана Феоктистовича (1908-1942), и Василисы Феоктистовны, его сестры. Жалко, что не знаю каких-либо сведений о Феоктисте, кто он был, когда умер и где похоронен. Только то, что к бабушке через Ивана достался в Назарьево очень большой дом с многочисленными амбарами. Но теперь известен пра-прадед — Кирилл! Жена Феоктиста — действительно Евдокия (Тимофеевна!!! — еще один пра-прадед!!!), как и казалось моему отцу! Она умерла предположительно в 1943, ей 50 лет в 1917 году, родила сына в 41, это вполне возможно. Ее могилу я знаю. Рядом еще 3 безымянные могилы, возможно, Феоктист Кириллович там, возможно, там ее дети.
    Юровы — Варвара Ивановна!!! Действительно, это она. Теперь можно табличку делать. Василия в этом году уже действительно нет. Вот теперь задача — кто этот Иван Березин? Может быть, Георгий Иванович, который на фотографии с Даниилом Ильичем — ее родной брат?
    По поводу Анны Юровой — ровестницы моей бабушки — ничего странного нет. Она ровестница бабушки (примерно 1905-1915 годы рождения, в этом интервале), а Варвара — моя прабабушка (80-е годы рождения), и Варвара — Березина, с Юровыми связана только замужеством. Таким образом, Анна Юрова Варваре не родственница, она родственница Василию Юрову, возможно, его племянница, а детям Варвары и Василия — двоюродная сестра. Отец Михаил говорил мне, что она последняя, кого он знает в Назарьеве как старообрядцев, кто приглашал его.
    И Лазарь — это дед папиного друга, я запомнила это. Он также старообрядец. Агап Федоров — родственник Федору Агаповичу, чью могилу я видела на погосте, это имя я от бабушки слышала, а Федора Агаповича видела.
    Огромное спасибо!!! Даже не знаю, чем могу отблагодарить».

  2. Владимир 17 Окт 2013 в 7:34 ссылка на комментарий

    Могу добавить:
    Макеев Алексей Кириллович, очевидно, старший брат Феоктиста Кирилловича. Кроме того, в списке есть два Петра Алексеевича, видимо, племянники Феоктиста Кирилловича.

  3. Владимир 18 Окт 2013 в 13:27 ссылка на комментарий

    Получил от Натальи еще одно сообщение.

    «По Макеевым. На фотографиях погоста есть могила Макеевой Натальи Викуловны с фотографией и табличкой – 1886- 1966 годы жизни. В той же ограде – дети одного из Петров Алексеевичей, она им мать, судя по всему. У нее сейчас 3 праправнучки и праправнук, живут в Электростали, в Назарьево тоже есть дом-дача. Линия продолжается. По ветви Феоктиста и Евдокии: по семейным отзывам, у них было 12 (!!!) детей, но ни одного нет в документе Ирины от 1917 года. Я знаю судьбу только двух детей. Есть мнение, что старшие братья погибли в немецкую войну 1914 года, и кто-то затем в гражданскую. Иван Феоктистович – самый последний, родившийся в 1908 году, пропал без вести в партизанском отряде в 1942 году в звании младшего лейтенанта, незадолго до гибели был награжден орденом Красного Знамени. Захоронение не известно. Василиса, его сестра, в ВОВ жила в его доме (либо других братьев не было, либо кто-то жил в другом месте – мне не дает покоя информация о поездках в Барскую Дуброву) – умерла в 1970-х годах, захоронена на Назарьевском кладбище, вместе со своей дочерью Лидией. Потомки Лазаря Васильевича: сын Андрей Лазаревич, погиб в Великую Отечественную, внук – Владимир Андреевич, кандидат наук, погиб в 80-х годах, правнук – умер в 2000-ных, осталась правнучка, праправнуков нет. Получается, что Макеевы-мужчины этих ветвей с войн не возвращались.
    По Юровым – думается, что Василий был родственником Агапу, Семену и Ивану Федоровичам. Если не родным, то двоюродным братом, но по отчеству эта информация ничего не дает. В семье есть некое знание, что всего их было пять братьев, при этом были сразу два Василия, старший и младший (возможно, старший от первого брака?) Старший жил где-то в другом месте. У предков Агапа Федоровича на погосте практически у всех есть таблички, в том числе и Агапу Федоровичу и его супруге, но без дат. Федор Агапович, которого я застала, в последние годы носил бороду, возможно, он действительно соблюдал традиции».

  4. Наталья 29 Окт 2013 в 22:34 ссылка на комментарий

    Удалось узнать, что Варвара Юрова (Березина) имела родную сестру Акулину Ивановну Маслову (Березину). У нее были дети Евгения, Капитолина, Мария и, возможно, Кирилл (не запомнила со слов). Жила она в Барской Дуброве, а ее дети — в Орехово-Зуево, Баку (!). Я, как оказалось, видела Капитолину с сестрой на похоронах Юровых в Назарьево в 1983, но бабушка представила мне ее как близкую подругу детства. Возможно, Березины исчезли из Корнево в другие фамилии.

  5. Владимир 30 Окт 2013 в 7:04 ссылка на комментарий

    Все-таки, Наталья, мы совершенно уверены в том, что Варвара Ивановна по отцу Березина, или это пока лишь предположение?
    Интересно, кстати, появление фамилии Масловы. Масловы — достаточно известная фамилия для Богородска и села Казанское. Правда, с моими Масловыми из Кузяево я никакой связи не вижу.

  6. Наталья 30 Окт 2013 в 7:47 ссылка на комментарий

    Да, она была на 100% Березина. Масловы, как оказалось, часто гостили в Назарьево у детей Варвары, их помнят многие родственники, даже мой отец вспомнил Акулину Ивановну, и именно как тетку по бабушке, которую он не помнил. Для меня же эта фамилия не знакома. Зато обнаружилась ниточка с Дубровой.

  7. ИринаФМ 31 Окт 2013 в 2:11 ссылка на комментарий

    Чтобы Ирина «откликнулась и пояснила», ее надо если не послать в нужное место, то хотя бы позвать 🙂 А то она, бедная, каким-то чудом сюда попала…
    Думаю, что эти списки составлялись не в одном экземпляре. Тем более, что одновременно проходили выборы и в уездное земство. Мне уже попадались дубли по другим местностям.
    А вот список населенных пунктов из д.17 (номера — это листы)
    1. д.Бывальня
    7. Никитский погост
    11. д.Бяльково
    15. д.Горбачиха
    17. Погост Десятая Пятница
    21. д.Ефимово
    28. д.Коровино
    34. торфяное болото бр.Кузнецовых
    39. д.Логиново
    53. д.Назарьево
    67. д.Щекутово
    81. с.Юркино
    89. пос.Дрезна
    Как видно, это в основном не те селения, которые в д.19. Возможно, черновики попадали в эти дела. И они вообще довольно небрежные какие-то.

    Собственно, на что я хотела бы обратить внимание… Даниил Ильич Березин из Корнево считается близким родственником Варвары Ивановны Юровой ур. Березиной. Если смотреть списки по Корнево, то очевидно, что отцом Даниила является Илья Павлович 62 лет. Есть также Федул Павлович 49 лет и Иван Павлович 41 года. Последний нам интересен менее всего 🙂 Считаем: 1917-1869=48. Запоминаем 🙂 Варвара Ивановна родилась примерно в 1880 г. Т.е. ее отец Иван явно должен быть в переписи 1869 года. Причем, как мне кажется, в одной семье с Ильей лет 14 и совсем мелким Федулом (или Федула еще нет). Володя, логично?

  8. Владимир 31 Окт 2013 в 8:13 ссылка на комментарий

    Официальное объявление и «посылание в нужное место» (имея в виду ссылочный аспект) произойдет на форуме завтра, как и положено, первого числа нового месяца. Но для нас именно такое твое «чудомпопадание» и ценно, Ирина! Значит помнишь, думаешь, вспоминаешь как о нас, так и о том, что здесь, на блоге, обсуждается.

    А если по существу вопроса, то обратиться к подворной переписи я не могу в связи с отсутствием оной. Зато, естественно, посмотрел ближайший по времени документ — исповедку 1865 года. В ней два двора Березиных определяются — в правильном, «раскольническом», разделе — как и положено.
    Тот двор, в котором отец Даниила Ильича записан, я приведу (со своими примечаниями преимущественно о связи со старшими по дворам в 1900 году), причем, как и не исключено для исповедки — с ошибкою записи:

    «Павел Иванов 35 в 1900 году указан сын — Березин Федул Павлов 34 лет (двор 6)
    Жена его Евдокия Прохорова 33
    братья его: Феодор 39
    Михаил 27 в 1900 году указан как Березин Михаил Иванов 55 лет (двор 4)
    Илья 17 это не брат, а сын Павла по ревизии 1858 года, в будущем – отец Даниила Ильича
    Феодора жена Параскева Евдокимова 27
    дети их: Гликерия 6
    Изот 3″ в 1900 году указан как Березин Зот (Изот) Федорович 39 лет (двор 12)

    К сожалению, никакого Ивана среди них нет, причем нет Ивана и во втором дворе Березиных. Причем, никакого второго Ивана, кроме отца Павла, нет и более ранних документах 1860, 1858 и 1830 годов. Вот в чем, собственно говоря, интрига!

  9. ИринаФМ 31 Окт 2013 в 22:54 ссылка на комментарий

    А в чем интрига-то? Зачем искать Ивана в ранних документах? Его там и не должно быть. Я так понимаю, что дата рождения Варвары около 1882 г. по семейным сведениям? Возраст из списков обычно совсем неточный, разве что у 20-летних что-то проверяли. Ну что, 1869 год при случае посмотреть? А что за старшие по дворам в 1900 г.? Они у меня есть?

  10. Владимир 01 Ноя 2013 в 7:14 ссылка на комментарий

    Я не знаю, Ирина, как у тебя, а у Виктора Ситнова в «Обывателях…» водятся. У него там (в первом, главном выпуске) приводится несколько деревень, которые позднее вошли в городскую черту Павловского Посада. Вот для них есть и домовладельцы с указанием возраста. Причем, в более позднем выпуске этого словаря-справочника (которого у меня нет) он приводит и другие селения, что и сейчас самостоятельные. Например, он присылал мне сведения по Улитино и Горе. Какие еще там есть селения, не помню.

    По семейным преданиям Варвара 1882 года, а в списках избирателей — 1879 года, так что ее родитель может быть, скажем, 1840 года рождения (а то и ранее), а позднее, уже самостоятельно от семьи, переселиться куда-либо.
    И лишь в случае, если он, наоборот, более позднего года рождения, а мы принимаем ряд условий: и что, Варвара у него рождается, когда ему 16 лет, и что правильный год рождения Варвары — 1882 (хотя семейным преданиям не всегда можно доверять — они зачастую базируются на данных справок советского периода), так вот тогда, хотя и с трудом, но выходим на 1866 — год его рождения.
    Ирина, а можно одним глазком заглянуть в подворную перепись, чтобы удостовериться в Иване?
    Я на всякий случай и второй двор Березиных по исповедке 1865 года приведу:
    «Феодор Феодоров 66
    дети его: Иаков 37
    Василий 43
    Жена ево Матрена Истратова 40
    дети их: Мария 19
    Никита 17
    Ефрем 16
    Екатерина 12
    Наталья 7
    Параскева 4
    Иоакова жена Мария Петрова 30
    дети их: Гликерия 4
    Елена 2»
    Правда, там еще и Башашины водятся…

  11. Наталья 01 Ноя 2013 в 9:22 ссылка на комментарий

    Всем добрый день! И ведь есть еще на фотографии здесь же на сайте, не помню, в какой теме, с отцом Даниилом некий Георгий Иванович! Иван должен где-то быть обязательно. Возможно ли непопадание в документ, например, по причине нахождения на фронте или в тюрьме (вот тут была бы интрига)?

  12. ИринаФМ 01 Ноя 2013 в 12:23 ссылка на комментарий

    Володя, я обычно помню источники, которые смотрю сама. А отсутствие у меня книги Ситнова и твоя постоянная помощь по ней (за что еще раз спасибо) приводят к провалу в моей памяти 🙂 Спасибо за напоминание!
    Семейные предания могут возраст путать в любую сторону. Разумеется, о рождении ребенка в 16 лет у мужчины речи быть не может, крайний возраст — 18, но вот Варвара могла родиться и в 1884 году, например. Ну нет Ивана в раннем периоде, ни в 10 ревизии, ни в 9, значит надо искать в поздних документах. Твой намек на Башашиных поняла, но быстро не обещаю 🙂
    Но вообще хорошо бы изложить знания о Варваре без лирики, только события-даты.
    Наталья, т.к. документов по старообрядцам очень мало, то Иван, родившись где-то в 1864 г., не попав по малолетству в исповедку 1865 г., мог жениться, родить несколько детей, и умереть до 1900 г. И он никуда не попадает в этом случае, разве что в эту самую перепись 1869 г. На фронт Иван по возрасту не попадает, тем более ч временно отсутствующие в списках есть (см. пометки «солд., на фронте»).

  13. Владимир 01 Ноя 2013 в 12:42 ссылка на комментарий

    Наталья, фотография эта приводилась в статье «Даниил Ильич» и датирована 1920-ми годами. Березину Георгию Ивановичу на ней, по-моему, около 18-20 лет, он вполне мог родиться в начале 20 века.
    Очень может быть, что его отец и отец Варвары Ивановны — одно и тоже лицо. Мало того, очень вероятно, что Георгий и Даниил Ильич в достаточно близком родстве, и, стало быть, также связан с Корнево.
    Вот только где он родился, совершенно неизвестно. Березины к 1917 году практически полностью из Корнево разъехались. Ольга Мельникова находила Березиных в Ожерелках, на сайте «Богородск-Ногинск», в разделе «Люди Богородского края» (ориентированным, к сожалению, преимущественно, на жителей Богородска), есть, например:
    Березин Михаил Гаврилович — дом на 7-ой от Клязьмы улице («Богородск»). Крестьянин, владеет домом со строениями, стоимость владения 570 руб. (Список лиц, имеющих право участия в Собрании избирателей гласных в Богородскую Городскую Думу на 4-летие с 1917 по 1921гг.: Московские губернские ведомости, 21.01.1917г., № 6).
    Однофамильцы ли это, родственные ли корневским Березиным, сказать сейчас трудно.

  14. Владимир 01 Ноя 2013 в 13:02 ссылка на комментарий

    Всего у Виктора Ситнова в первой книге перечислены домохозяева 12 деревень.
    Березиных нигде, кроме Корнево, нет, зато Масловы встречаются: один двор я нашел в Юдино, а вот в Городке — 10(!) дворов Масловых.
    Ирина, всегда к твоим услугам! Понадобится, все деревни перепишу или отсканируем.

  15. Наталья 01 Ноя 2013 в 13:22 ссылка на комментарий

    Как возможные варианты, думаю, прежде всего надо рассматривать Большие Дворы. Я в начале темы упоминала, что говорили, что они оттуда. Также, как вариант — Зуево, Барская Дуброва (т.к. здесь жила Акулина Ивановна), но, возможно, это деревня ее мужа Маслова.

  16. Наталья 01 Ноя 2013 в 13:26 ссылка на комментарий

    По датам рождения — Варвара скорее, 1880-1882, чем позднее. Это подтверждается и избирательным списком. 1886 — вряд ли. В 1903 году рождается первый сын, 17 лет для этого — теоретически возможно, но маловероятно.

  17. Владимир 02 Ноя 2013 в 21:57 ссылка на комментарий

    Только что получил важное письмо от Виктора Ситнова из Павловского Посада – ответ на мои вопросы о Березиных:

    «Мне известно не так уж много..
    Вот на вскидку такая информация:
    Священник Даниил Ильич Берёзин из Корнева родился от Ильи Павловича и Варвары Терентьевны (1858-1930)
    А у Ильи Павловича был ещё брат Иван Павлович, который женившись на Татьяне Васильевне (1888 г.р.) родил Георгия Ивановича, который (будучи племянником о. Даниила Берёзина) и изображен с ним на снимке как стихарный Корневского храма.
    Относительно фамилии Берёзиных из Большого Двора — не знаю и это мне кажется сомнительным (это Корневская исконная фамилия, мною прослеженная по линии о.Даниила до 1700 г.)».

    Итак, вот мы и узнаем о существовании Березина Ивана Павловича, по всей видимости, родившегося в 1880-ых годах. Это, к сожалению, не является доводом в пользу версию Натальи о связи Варвары Ивановны и Даниила Ильича.

  18. Наталья 02 Ноя 2013 в 23:07 ссылка на комментарий

    Большое спасибо, это очень интересная информация. Единственное, Георгий по вашей логике не племянник, а двоюродный брат,т.к. их отцы — родные братья.

  19. Владимир 03 Ноя 2013 в 7:48 ссылка на комментарий

    Да, Наталья, совершенно правильно: Георгий Иванович двоюродным братом приходится Даниилу Ильичу.

  20. Наталья 03 Ноя 2013 в 14:06 ссылка на комментарий

    Если год рождения матери Георгия Ивановича действительно 1888, то матерью Варвары и Акулины она быть не может. Может, это был второй брак Ивана Павловича?

  21. Владимир 03 Ноя 2013 в 14:30 ссылка на комментарий

    Наталья, я вообще пока не нахожу появления в семье Ивана Павловича. Где о нем упоминается, совершенно не известно. Сейчас важно этот вопрос прояснить. Может быть, Иван найдется, а если он какого-нибудь 1870-1880 года рождения. Тогда уж точно он ни с Варварой, ни с Акулиной никак не связан.

  22. Владимир 03 Ноя 2013 в 15:17 ссылка на комментарий

    Вообще что-то есть во всей этой истории для меня непонятное. Виктор Ситнов, видимо, не успел мне все рассказать, то ли что. Но, рассказывая о своем предке Ситнове Якове Ивановиче (кстати, всем советую почитать – очень занимательная история: http://bogorodsk-noginsk.ru/starover/28_stepurinskoe_chudo.html), Виктор, в частности, пишет:
    «…После разорения моленной и смерти хозяина самая ценная рукописная часть книжного собрания была передана Е.А.Бобкову для библиотеки Рогожского кладбища, а остальные книги и иконы отдали в старообрядческий Корневский храм, настоятелем которого был священник о. Даниил Ильич Березин — близкий родственник Я.И.Ситнова по материнской линии».
    Но только никак я не могу понять, что у них за связь родственная такая.

    Может быть, и Варвара с Акулиной в родственной связи с Даниилом Ильичем не по мужской линии, а по женской. Насколько я понимаю, Наталья, у Вас в семье и в семьях родственников не сохранилось никакого документа (справки, письма или чего-то еще), что прямо бы указывало на то, что они по рождению Березины. Та же Варвара с Акулиной могли быть племянницами Даниилу Ильичу по линии его жены, например, или еще как-то. Если все базируется на устном предании, то, может быть, допускается какая-то ошибка.

    Вам бы с этим, Наталья, тоже надо разбираться. Например, выяснять у родственников, когда Варвара с Василием вступили в брак? В какой церкви их венчали? Кто был свидетелями? Или когда рождались у них дети, в какой церкви крестили, кто был в восприемниках?

  23. Наталья 03 Ноя 2013 в 16:23 ссылка на комментарий

    Владимир, церкви у старообрядцев появились только после манифеста 1905 года, и то не сразу. Поэтому выяснить, где кто мог креститься и венчаться из моих предков (они родились до этого) я не представляю, как это можно сделать. Если документы моленных передали в Корнево, то они сгорели в начале 90-х, так мне говорил о. Михаил. Варвара была Березина на 100%, как и Акулина. Мне не было известно только ее отчество.

  24. Наталья 03 Ноя 2013 в 17:03 ссылка на комментарий

    Я читала это произведение В.Ф.Ситнова, и практически все, что он опубликовал. Но связаться с ним невозможно — это мне подтвердили все, кто его знает — и в музее, и С.С.Михайлов, и на местном форуме, и о.Михаил, он не общается с незнакомца ми, и особенно с незнакомка ми, мои контакты ему никто передать не взялся, а его нигде нет.

  25. Владимир 03 Ноя 2013 в 18:10 ссылка на комментарий

    Наталья, я вовсе не ожидаю, что Виктор непременно сможет нам помочь. Все, что я написал, я привел не в качестве рекомендации непременно с ним связаться, а как сведения. в которых фигурирует Даниил Ильич.
    Я надеюсь, что мой заочный разговор с Виктором сегодня — завтра еще продолжится и, кто знает, может быть выведет на какой-то полезный результат.
    Вы мне подскажите, пожалуйста, когда родилась Акулина Ивановна.

  26. Наталья 03 Ноя 2013 в 19:23 ссылка на комментарий

    Владимир, я все это прекрасно понимаю. К тому времени, как написать вам первое письмо, я уже все местные ресурсы исчерпала, искать прошлое я начала 2 года назад в самом Павловском Посаде, но до этого сайта практически ничего не нашла. Даниил Березин был последней надеждой найти что- то о Варваре. И уже так много нашли. Вы В.Ф.Ситнова попросите от нас напечатать материалы по Улитино, Назарьево, Дуброве, Бывалино — по остальным деревням, где были моленные с 19 века. Мы его очень просим не останавливаться, нам все это очень важно. По Акулине — нет возраста. только то, что ее дочь Капитолина была с 1905-07 года примерно ровесница дочерей Варвары.

  27. ИринаФМ 03 Ноя 2013 в 21:05 ссылка на комментарий

    Наталья, а почему бы Вам не пойти традиционным путем? Попробовать в ЗАГС получить св-во о смерти Варвары. Родство Вы не докажете, но обычно на местах люди более отзывчивые, может саму запись покажут. А еще лучше найти знакомых, которые знакомы с сотрудниками ЗАГС 🙂 Если покажут, смотрите еще графу «Место рождения». Она точно есть в 1946 г., другой вопрос, что заполнялась не всегда. Кроме того, поищите в сельсовете, к которому относится Назарьево, или районном архиве похозяйственные книги, они велись с конца 1930-х годов.

  28. Наталья 03 Ноя 2013 в 22:45 ссылка на комментарий

    Владимир, у нас все регистрировалось в сельсовете, а не в ЗАГС. Зная наш сельсовет, тем более, он переезжал, я не уверена, что там даже обо мне что-то есть. Обычно они с нас требуют свидетельства о смерти, выданные ими же, если надо что-то переоформлять на кладбище. Я попробую, конечно, моя тетка там всех знает. В нашей домовой книге ничего нет, т.к. она с 73 года. Ранней книги нет, возможно, раньше все велось в колхозе, который потом был ра сформирован.

  29. Наталья 03 Ноя 2013 в 22:48 ссылка на комментарий

    Владимир, у нас все регистрировалось в сельсовете, а не в ЗАГС. Зная наш сельсовет, тем более, он переезжал, я не уверена, что там даже обо мне что-то есть. Обычно они с нас требуют свидетельства о смерти, выданные ими же, если надо что-то переоформлять на кладбище. Я попробую, конечно, моя тетка там всех знает. В нашей домовой книге ничего нет, т.к. она с 73 года. Ранней книги нет, возможно, раньше все велось в колхозе, который потом был ра сформирован.
    Нам на встречу там не пойдут, нас не любят, т.к. мы выступали против распродажи и застройки коттеджами совхозных полей.

  30. ИринаФМ 04 Ноя 2013 в 3:48 ссылка на комментарий

    «В исповедной ведомости 1912 года семьи Даниила Ильича в Корнево нет. Причем в 1900 году в Корнево шесть дворов Березиных: Михаила Ивановича, Федула Павловича, Зота Федоровича, Никиты Васильевича, Ефрема Васильевича, Петра Никитича. А в 1912 никого из них я не нахожу, ну разве что двор Якова Никитина, возможно, сына Никиты Васильевича. Видимо, все или почти все Березины из Корнево куда-то разъехались».
    Это писал Володя в статье «Даниил Ильич». Башашины, которые и в восприемниках у православных попадались, и вообще Володя не знал, что они старообрядцы, там есть. Березиных-старообрядцев нет. Единственный известный мне относительно православный Березин: ЦИАМ Ф.203 Оп.280 Д.1891 Л. 241 «В поручителях д. Корнева крестьянин Венедикт Михайлов Березин». Это из МК Павловского Посада за 1900 г. Кстати, в других источниках он вроде тоже нигде не фигурирует, как и искомый Иван.
    И что-то у меня в голове все крутится, что год-то 1912… после манифеста… Но дело в том, что после 1865 г. исповедки сохранились фрагментарно, полной картины нет. Володя, ты не слышал ничего похожего на то, что старообрядцы, получив легальность, перестали учитываться в православной церкви? Кстати, это довольно легко проверить по Назарьево, оно же есть в 1912 г., приход-то тоже в Уполозах был…

  31. ИринаФМ 04 Ноя 2013 в 3:50 ссылка на комментарий

    Да, еще… А чего у тебя Назарьево в Запонорской волости очутилось? Оно же в Теренинской.

  32. Владимир 04 Ноя 2013 в 6:49 ссылка на комментарий

    Назарьево, Ирина, и было одно время в Запонорской волости, а затем только в Теренинской. Я где-то для Натальи выписал этот фрагмент с перечислением селений Запонорской волости, среди которых и Назарьево.
    Запонорская волость вообще очень странная была, фрагментарная какая-то

  33. Владимир 04 Ноя 2013 в 6:58 ссылка на комментарий

    «Володя, ты не слышал ничего похожего на то, что старообрядцы, получив легальность, перестали учитываться в православной церкви?»
    Нет, Ирина, ничего такого не слышал, но вполне возможно, что как-то так оно и есть.
    По крайней мере, исповедка 1912 года вообще не содержит раздела о «раскольниках», просто все жители деревни, как в переписи, там и зафиксированы, как будто среди них нет старообрядцев. А они еще как и были, церковь только что построена чуть ли не единственная в округе.

  34. Владимир 04 Ноя 2013 в 10:22 ссылка на комментарий

    «Кстати, это довольно легко проверить по Назарьево, оно же есть в 1912 г., приход-то тоже в Уполозах был…»

    Есть, есть оно там, с листа 173-го. Ирина, если вдруг еще раз будешь выписывать исповедку 1912 года, то уж посмотри, пожалуйста, в Назарьево двор Василия с Варварой Ивановной — вдруг там какие-то новости обозначатся.

  35. ИринаФМ 04 Ноя 2013 в 13:04 ссылка на комментарий

    Запонорская волость была «фрагментарной» до территориально-административной реформы 1860-х гг., тогда, когда в волости входили только государственные селения.
    Если моя мысль о необязательности учета старообрядцев верна, то в Назарьево как раз и не должно быть Варвары с Василием.
    Итог: надо смотреть перепись 1869 г. по Игнатьевской волости и исповедку 1912 г. по Уполозам. Ты уж подумай, что тебе еще там нужно, раз уж брать дела буду (только на почту, конечно).

  36. Владимир 04 Ноя 2013 в 13:25 ссылка на комментарий

    Хорошо, Ирина, понял, сделаю.

  37. Наталья 04 Ноя 2013 в 16:23 ссылка на комментарий

    Владимир, церковь в Корнево не была единственной в округе. В самом П.Посаде была еще по крайней мере одна церковь Дмитрия Солунского, также была церковь в Андроново (как раз рядом с Большими Дворами, про которые многие упоминают в связи с Березиными), была церковь в Барской Дуброве, была церковь в Бывалино (старообрядческий погост там еще на картах 1860 года есть). Также Анны Кашинской в Кузнецах. Березины с Назарьево связаны только за мужеством туда Варвары. Ивана Березина там искать нет оснований, только ее детей и отчество Василия. Ни Юровы, ни Макеевы, скорее всего, с Уполозами не связаны, т.к., в отличие от других односельчан, у нас на Уполозах никто не захоронен.

  38. Наталья 04 Ноя 2013 в 16:39 ссылка на комментарий

    Существует ли документ, по которому нашлись Макеевы выше в этой теме, для Больших Дворов, Бар ской Дубравы (там Маслова Акулина)? И где можно найти Георгия Ивановича? Если предание говорит о репрессированом священника в семье Варвары, не мог ли им стать Георгий Иванович? В наших семьях Титовых и Силяковых также есть предание о репрессированном священнике, это все та же Бар ская Дубрава и Демидово. Хотя вряд ли они могли быть связаны.

  39. Владимир 04 Ноя 2013 в 17:25 ссылка на комментарий

    Ну, да, Наталья, понятно, что не единственная старообрядческая церковь — это я намеренно «сгустил краски», хотя для меня округа по отношению к Корнево все-таки не включает в себя Кузнецы или даже Барскую (Красную) Дубраву — они далековато расположены. Насчет церкви Дмитрия Солунского, построенной, если не ошибаюсь, в 1908 году общиной окружников — Вы совершенно правы.

    «Ни Юровы, ни Макеевы, скорее всего, с Уполозами не связаны…». Речь идет о том, Наталья, что православные церкви по селениям, относящимся к их приходу, вели контроль старообрядцев, хотя те, естественно, на исповедь на приходили. Для этого в исповедных ведомостях существовал специальный раздел, куда заносились по семейному принципу «записные раскольники». Чем ближе к 1906 году, тем в большей степени это игнорировалось старообрядцами, хотя и ранее «записывались» не все. Считается, что, опять-таки, если не ошибаюсь, в 19 веке процентов 5 старообрядцев в этом записывании не участвовало. А вот как стало после 1906 года, вообще не ясно.

  40. Владимир 04 Ноя 2013 в 17:29 ссылка на комментарий

    «Существует ли документ, по которому нашлись Макеевы выше в этой теме, для Больших Дворов, Барской Дубравы…».
    Этот вопрос, Наталья, я что-то совсем не понял.
    Где искать Георгия Ивановича, мы с Вами просто пока не знаем. Хорошо бы найти его отца. Также как мы не знаем, стал ли вообще священником Георгий Иванович. Если и стал, то явно не в корневской церкви, где Даниил Ильич служил до 1979 года.

  41. Наталья 04 Ноя 2013 в 17:57 ссылка на комментарий

    Я имела в виду, что в документе по избирателям Барской Дубровы нет, там деревни восточнее Назарьево. А Березины и Корнево — они западнее и южнее, как и Уполозы. Демидово и Дуброва — это прямо рядом с Корнево, только на другом берегу. Раньше там была масса мостов и дорог. Это сейчас дороги и мосты увеличили расстояние между ними, т.к. мосты остались только в городе. Демидово и Дубдрова лежат напротив Саурово, а это для Корнево соседняя деревня, и в ней же мост через реку, но его на карте нет, т.к. он сейчас пешеходный. Поэтому для вас они далеко. А у нас пешком из Назарьево в Демидово ходили с детьми, с Назарьевской платформы. А из Корнево туда в 3 раза ближе. Сейчас гугл карты очень помогают, там реальные расстояния можно посмотреть, они другие, чем на административных картах.
    Про записи в ведомостях я все понимаю, но большедворские к Уполозам могли не относиться вовсе. А Назарьевские могли учитываться в Бывалино.

  42. ИринаФМ 04 Ноя 2013 в 18:11 ссылка на комментарий

    Наталья: «Существует ли документ, по которому нашлись Макеевы выше в этой теме, для Больших Дворов, Бар ской Дубравы (там Маслова Акулина)?»
    Большие Дворы и Барская Дуброва к какой волости относились? Кого конкретно там можно искать на 1917 г.? Акулину Ивановну Маслову в Бол.Дуброве, а в Бол.Дворах кого? Волость нужна не времен Ивана Грозного 🙂
    «Ни Юровы, ни Макеевы, скорее всего, с Уполозами не связаны, т.к., в отличие от других односельчан, у нас на Уполозах никто не захоронен».
    Какая разница, кто где похоронен? Уполозы — приходское село для Назарьево.
    И пожалуйста, ответьте на мой вопрос о ЗАГС и похозяйственных книгах.

  43. Наталья 04 Ноя 2013 в 23:08 ссылка на комментарий

    Ирина, Б.Дворы — Буньковская волость, искать там можно Березиных — Ивана, Георгия, возможно, Юрову Варвару. Дуброва — Зуевская волость. Искать там можно все тех же Березиных, Юровых, Маслову Акулину. Уполозы — приходское село не для всех в Назарьево. Это старая церковь, в начале века уже были другие церкви, ближе.
    Местный ЗАГС — я даже не знаю, где он. Мы никогда туда ни за чем не обращались, все было через сельсовет — свадьба, рождение, смерть. Сельсовет у нас в Улитино, и там таких исторических сведений, по неофициальным обращениям, нет, они образовались в 2006 году. Могли ли похозяйственные книги вестись в совхозах района и попасть в городской ЗАГС? Администрации у города и района у нас разные.

  44. ИринаФМ 05 Ноя 2013 в 13:50 ссылка на комментарий

    Наталья!
    » Б.Дворы — Буньковская волость, искать там можно Березиных — Ивана, Георгия, возможно, Юрову Варвару».
    Мы говорим о списках избирателей 1917 г. Варвара уже есть — в Назарьево. Списков избирателей Буньковской волости нет, есть небольшой кусочек неописанных дел, посмотрю заголовки.
    «Дуброва — Зуевская волость. Искать там можно все тех же Березиных, Юровых, Маслову Акулину».
    По Зуевской волости — 17 дел, но выборам в земство, а не в Учредительное собрание. Наверное, они по буквам, у меня просто не расписано, опять же надо на опись посмотреть.
    Но я не понимаю, почему Вы там хотите искать Березиных и Юровых. Если Вы утверждаете, что Варвара — урожденная Березина, что она некоторое время жила в Корнево, где полно Березиных, о какие основания думать, что Георгий и Иван приписаны в другой деревне? С Масловой-то мне как раз все понятно, она замуж вышла, должна быть в Дуброве.
    » Уполозы — приходское село не для всех в Назарьево. Это старая церковь, в начале века уже были другие церкви, ближе».
    В России господствующей церковью была православная. С точки зрения церковного деления приходским для Назарьево было село Уполозы, во всяком случае на 1912 год — точно. Спорить бесполезно, т.к. Вы спорите не со мной, а с документами. Старообрядцы в том числе и из Назарьево не ходили в приходскую православную церковь, но это не означает, что она не была приходской для этой деревни. Если Вы лично не ходите в районную поликлинику, то это не означает, что Ваш дом не относится к участку терапевта Пупкина 🙂
    Про ЗАГС 🙂 пара слов в яндексе и…:
    «Павлово-Посадский отдел ЗАГС Главного управленяи ЗАГС Московской области осуществляет государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
    Адрес: ул. Герцена, д.3, г. Павловский Посад, Московская область, 142500
    Телефоны специалистов ЗАГС:
    Заведующий Павлово-Посадским отделом ЗАГС
    Лопатина Людмила Викторовна: (496 43) 5 – 75 — 95
    Регистрация заключения брака, рождения, расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), смерти, выдача повторных документов: (496 43) 5 – 75 – 35
    E-mail: z3900@zags.dol.ru »
    «Сельсовет у нас в Улитино, и там таких исторических сведений, по неофициальным обращениям, нет, они образовались в 2006 году».
    К сожалению, я не могу заняться поиском сведений о принадлежности Назарьево к разным сельсоветам с 1930-х гг. Мне кажется, что на месте, спросив у какой-нибудь бабушки, это выяснить проще. Но во всяком случае на период ВОВ это все тот же Улитинский сельсовет. Похозяйственные книги велись сельсоветами, могут находиться или в районном архиве, или в сельсовете, нынешнем или предыдущем.

  45. Владимир 05 Ноя 2013 в 14:08 ссылка на комментарий

    Давненько я не читал у Ирины таких развернутых сообщений!!

  46. Наталья 05 Ноя 2013 в 23:52 ссылка на комментарий

    Ирина, я не спорю с вами относительно прихода, я не разбираюсь в документах настолько, чтобы иметь какую-то позицию для спора. Мое мнение по Уполозам основывалось на книгах протоиерея Пэнэжко по нашим районам. Он пишет, что в начале 20века от Уполозов по инициативе сел стали отходить новые приходы. Это не имеет отношения к старообрядцам, это господствующие церкви. В частности, появился приход в соседней деревне Севостьяново. У нас исторически семьи делятся по кладбищам, из чего я предположила, что эти семьи относились к разный приходам в 20 веке, это к старообрчдчеству не имеет отношения, это все господствующие церкви.
    Варвара жила «в людях», я не знаю, в какой период она попала в Назарьево, с этим местом ее связывал только муж, который все время отсутствовал в армии. Он был младший, и дома у них могло не быть вовсе. Акулина могла быть из той же Дубровы, что и муж, и Варвара могла там же проживать до того момента, как о.Даниил не вернулся в Корнево, а это уже 20-е годы. В ведомости 17 года она в назарьево, если это она.
    Про ЗАГС большое спасибо, я попробую отправить туда запрос, но я даже не знаю, будут ли они отвечать, у нас ведь фамилии разные. С сел советом попробую через тетку узнать.

  47. Владимир 06 Ноя 2013 в 10:21 ссылка на комментарий

    Я забыл привести тех Березиных, которых нашла Ирина в Павловском Посаде (возраст указан):

    «ЦИАМ Ф.2337 Оп.1 Д.9
    Богородская Уездная по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссия
    Списки избирателей по выборам в Учредительное Собрание 1-го участка Павловского Посада 1917 г. Л.8
    147. Березин Кузьма Михайлов, 64
    148. Березина Мария Петрова, 58
    149. Березина Татьяна Иванова, 35

    ЦИАМ Ф.2337 Оп.1 Д.10
    Богородская Уездная по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссия
    Списки избирателей по выборам в Учредительное Собрание 2-го участка Павловского Посада 1917 г. Л.17
    334. Березина Александра Павловна, 50
    335. Березина Ксения Петровна, 25
    336. Березина Татьяна Петровна, 23»

    К сожалению, никого из них я не смог связать с корневскими.

  48. Владимир 06 Ноя 2013 в 10:29 ссылка на комментарий

    Выяснилось также, что двоюродная бабушка Даниила Ильича Березина, Васса Ивановна, является одновременно и прапрабабушкой Виктора Ситнова.

    Виктор пишет: «…Могу только сообщить вам, что в составленном мною когда-то примерном Древе Березиных ТОЧНО ОТМЕЧЕНО, ЧТО У ПАВЛА ИВАНОВИЧА БЫЛО 4 детей. Это:
    Илья, Степанида, Федул, Иван.
    Жаль, что у двух последних персоналий не проставлены года рождения.
    При разборке своих залежей буду отслеживать эту тему».

    Все четверо детей записаны в порядке старшинства. Год рождения Федула 1866, исходя из его возраста в 1900 году (в списках домохозяев Корнево). Стало быть, Иван родился не раньше 1866 года. Причем среди детей был еще сын Афанасий 1857 года рождения, но о нем ничего не известно.

  49. Наталья 06 Ноя 2013 в 12:40 ссылка на комментарий

    Сегодня в поиске на сайте Богородска-Ногинска попалось вот это:

    По ее воспоминаниям, раньше в округе было много храмов. Закрывали их в 30-е годы разными способами, например, в с. Назарьеве испугали настоятеля постоянными упреками и угрозами, и, несмотря на многолюдие прихожан, храм был закрыт. В селе Рахманове был женский старообрядческий монастырь, послушницы и инокини которого отличались своей благотворительностью — помогали многим бедным семьям в округе. Арсений Иванович Морозов широко помогал многим старообрядческим храмам, более всего в Гуслицах — самом корне старообрядчества. Е. Е. очень уважала А. И. Морозова за его вклад в процветание старой веры. В одном из домов нам сказали, что в молодости Е. Е. пела в знаменитом Морозове ком хоре, но сама она както не расположена была более подробно обсуждать эту тему. Горячо любила свой храм, где священствовал ее деверь Данила Иванович Березин. Его помнили почти все, рассказывали его жизненный путь: начинал служить при церкви еще мальчиком, был стихарным, дьяком, дьяконом и несколько десятков лет священником.

    http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/22001/5.html

    Даниил Ильич и Данила Иванович — это, скорее всего, один и тот же человек.

  50. Владимир 06 Ноя 2013 в 13:21 ссылка на комментарий

    Очень интересно, Наталья! Жаль, что по тексту статьи Агеевой непонятно, о какой старообрядческой общине, возглавляемой Е.Е., идет речь. Е.Е. — это Евдокия Ермолаевна Березина. Фамилия, понятно, что мужнина. Опять-таки жаль, что муж ее не назван.
    Деверь — брат мужа. Естественно, что Даниил Ильич и Данила Ильич — одно и то же лицо.
    Стало быть, муж Евдокии Ермолаевны — корневский по семье, хотя имя его нам совершенно неизвестно пока, знаем только, что отчество у него — Ильич.

  51. Наталья 06 Ноя 2013 в 13:40 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо! Я в этих хитросплетениях (деверь!) ориентируюсь с трудом. Да, мы знаем только то, что кто-то успел зафиксировать в слове или фотографии. А рядом может быть масса как интересного, так и ненужного.

    О самом Данииле Ильиче я практически ничего не знаю, как и о его непосредственной семье. Мне вспомнилось, о. Михаил говорил, что дочь Даниила Ильича была им удочерена, что она, если я не ошибаюсь, из Плоховых, мать ее рано умерла. Возможно, Плоховы тоже как-то были связаны с Березиными, но у нас эта фамилия нигде не всплывает. Березиных я нашла и в книгах памяти — родом и из Орехово-Зуево, и из Куровского. Это, по-видимому, очень распространенная фамилия была.

  52. Наталья 06 Ноя 2013 в 13:41 ссылка на комментарий

    Обратите внимание, что Даниил Ильич стал не Данилой Ильичом, а Данилой ИВАНОВИЧЕМ.

  53. Владимир 06 Ноя 2013 в 14:20 ссылка на комментарий

    Да, а вот здесь я перепутал. Я не стал бы отождествлять Даниила Ильича и Данилу Ивановича.
    Фамилия Плоховы, кстати, одна из самых известных в Большом Дворе.

  54. Наталья 06 Ноя 2013 в 14:30 ссылка на комментарий

    Но их связь с Березиными, кроме как через это удочерение, мне не известна.

  55. Наталья 06 Ноя 2013 в 15:39 ссылка на комментарий

    А было ли в те времена постоянным отчество у крестьян? Т.е., нет ли возможности, что отчеством было не имя отца, а что-то другое (принадлежность к какому-то двору, как вариант)? Мысль, наверное, для вас, специалистов генеалогии, крамольная. Заранее прошу простить, я во всем этом не разбираюсь.

  56. Владимир 06 Ноя 2013 в 17:12 ссылка на комментарий

    В том ключе, в котором Вы, Наталья, говорите, такое быть не могло. Уверен, что и в Назарьево таких случаев не было.

    А вот при усыновлении (удочерении), а также по отношению к детям, которые попадали в категорию «незаконнорожденные» могло быть всяко. При усыновлении (удочерении), как правило, ребенок получал новую фамилию, но сохранял отчество биологического отца.
    Но это — «как правило». А могло быть, что не только фамилию, но и отчество принимал усыновляющего. Правда, такое было много реже, в наших местах я с таким вариантом не сталкивался, но «в теории» где-то о таком читал.
    Незаконнорожденные, опять-таки, как правило, получали отчество восприемника.
    Лишь однажды я встретился с совсем курьезным случаем, когда в семье было двое незаконнорожденных детей: один от жены, другой — от мужа. К сожалению, ситуация не позволила выяснить, как у детей с отчеством обернулось дело.

    Совсем не часто, раза три по моей базе, изменение фамилии имело место при водворении мужа в дом родителей его жены. Молодой (непременно — молодой) брал фамилию родителей жены — думаю, что это определялось какими-то интересами хозяйствования. Но отчество, конечно, никак не могло при этом меняться.

  57. Наталья 06 Ноя 2013 в 20:45 ссылка на комментарий

    А о. Даниил точно Ильич? Не могла тут где-то быть ошибка?

  58. ИринаФМ 06 Ноя 2013 в 22:39 ссылка на комментарий

    Ну вы тут понаписали за день 🙂 Я за вами двумя не успеваю.
    Наталья, я не собираюсь спорить с Пэнэжко. Но вот документ:
    «ЦИАМ Ф.203 Оп.746 Д.2450
    Исповедные ведомости церквей Богородского уезда за 1912 г.
    Л.128-203об.
    Ведомость Богородицерождественской, на Уполозах, Московской епархии, Богородскаго уезда, церкви за 1912 год.
    Обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против коегождо имени о бытии их в святую четыредесятницу у исповеди и святых таин причастия, и ктож исповедался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался.
    Духовные и их домашние
    Л.128. Зуевской волости деревни Демидовой крестьяне
    Л.138. Игнатьевской волости деревни Саурова крестьяне
    Л.144. Зуевской волости деревни Ковригино крестьяне
    Л.156. Игнатьевской волости деревни Городка крестьяне
    Л.167об. Игнатьевской волости деревни Курова крестьяне
    Л.173. Теренинской волости деревни Назарьевой крестьяне
    Л.182. Теренинской волости деревни Щекутовой крестьяне
    Л.190. Игнатьевской волости деревни Мишутиной крестьяне
    Л.194об. Игнатьевской волости деревни Горы крестьяне
    Л.197об. Игнатьевской волости деревни Улитино крестьяне
    Л.199об. Игнатьевской волости деревни Корневой крестьяне»

    Что не мешает в 1913 (1914 и пр.) г. открыться новому храму в любой из перечисленных деревень. Но у меня сведений об этом нет, да и задачей поиска в данном случае не это является, а то, что в этом документе должны быть жители Назарьево на 1912 год.
    Дальше… По метрическим книгам православных Павловского Посада за 1900-1904 гг. Березины встречаются из Буньковской волости д. Васютина и Игнатьевской волости деревни Быкова. И Корнево, разумеется. Поэтому неясно, откуда эта Евдокия Ермолаевна, а раз речь о Морозовском хоре, то очевидно, что это Богородско-Глуховская мануфактура, т.е. нынешний Ногинск (по крайней мере до замужества).
    На счет кладбищ вообще не поняла 🙂 Были кладбища при церкви, были — деревенские, были старообрядческие… Ну понятно, что из отдаленной деревни покойников к церкви далеко не носили, хоронили где-то поблизости.
    «Варвара жила “в людях”, я не знаю, в какой период она попала в Назарьево, с этим местом ее связывал только муж, который все время отсутствовал в армии. Он был младший, и дома у них могло не быть вовсе. Акулина могла быть из той же Дубровы, что и муж, и Варвара могла там же проживать до того момента, как о.Даниил не вернулся в Корнево, а это уже 20-е годы. В ведомости 17 года она в назарьево, если это она».
    Когда Варвара жила «в людях»? В Назарьево она попала в момент выхода замуж. Если муж все время отсутствовал, откуда у нее дети? 🙂 Какая разница, младший или старший, обычно старших отделяли, а дом младшему доставался, но даже если и не так, то жить они должны были у старших братьев. Акулина не могла быть из Дубровы, она туда замуж вышла, она оттуда же, откуда Варвара, раз они сестры. Конечно, Варвара могла проживать у сестры на каком-то этапе, но чем это можно проверить на Ваш взгляд?
    В ЗАГС не пишите! А идите. Вы же где-то там рядом живете? Ищите знакомых, кто знает работников ЗАГС. Ответить они Вам обязаны, пусть и отказом, но при личном общении можно как-то расположить людей разными способами 🙂 если не официальный документ, то хоть запись посмотреть могут дать.

    Интересное сообщение В.Ситнова. Вот только старшинство детей смущает, если честно. С Афанасием-то понятно, умер в младенчестве, как и другие, которые были между ним и Федулом, там перерыв слишком большой. Не знаю я пока, когда в адеквате буду и до архива доберусь.

  59. Владимир 07 Ноя 2013 в 7:29 ссылка на комментарий

    То, что в корневской церкви вплоть до 1979 года служил именно Даниил Ильич Березин, а не Даниил Иванович или какой-то иной иерей — абсолютно точно. Информация о том есть в разных, а, главное, не связанных (по тексту) друг с другом источниках. Так что, Наталья, не сомневайтесь в этом.

  60. Наталья 07 Ноя 2013 в 15:14 ссылка на комментарий

    Ирина, спасибо за пояснения. Я поняла, что вы имели в виду. Вы исходите из предположения, что семья Василия и Варвары жила в Назарьево и была приписана к Уполозам. В пользу этого говорит прикрепление Варвары к списку избирателей от Назарьево в 17 году. Но в предании ничего об этом не известно. Известно, что дети отца не помнили, помнили только, что он болел, что жили в людях. Ни одной истории от бабушки про детство в Назарьево! Варвара жила с бабушкой в Назарьево в доме бабушкиного мужа, т.е. я не вижу ее как жительницу Назарьево в детстве моей бабушки для себя на данном этапе. Как вариант, возможно, конечно, что бабушку родители отдали в Дуб ро ву к Масловым в люди, а сами жили у родителей мужа. Они могли теоретически жить в казарме при какой- то фабрике, кто был муж Варвары вне фронта — не известно. Бабушка упоминал а Капитолину(как оказалось, Маслову) как подругу детства.
    Дети были до 1907 или 1908 года, затем перерыв до 1915. Детей, похоже, не регистрировали, либо в стране был бардак с документами, т.к. и у бабушки, и у ее сестры возраст по паспорту был на 2 года меньше реального, они так обе умышленно сделали, я уже не помню, для чего именно им это было нужно, что-то связанное с работой. думаю, что в условиях такой «конспирации» это уже не распутать никогда. При жизни обе факты своей биографии тщательно скрывали.

  61. Владимир 07 Ноя 2013 в 16:23 ссылка на комментарий

    Да, что же такое за Назарьево у нас таинственное образовалось! Все скрыто, все в тайне, никому ничего не известно. Просто беда!

    Не могу не вспомнить Смолево и то, как Александра Савельевна можно сказать «играючи» описывала мне все 105 дворов деревни первой половины 20 века, а там, где не помнила, то говорила: это Клавдия должна знать, а вот это точно Мироновна знает, а вот об этом к Валентине идите. И мы с Инной Ивановной шли и к Клавдии, и к Мироновне, и к Валентине Ивановне. И многое выяснялось. Причем, в браках только так мелькали названия других деревень: Лопаково, Минино, Молоково, Яковлевская, Анциферово, Меткамелино, Пласкинино. Было это все в 2007 — 2008 годах.

    Инна Ивановна пишет, что с памятью у Александры Савельевны стало, к сожалению, хуже — берут свое годы, в сентябре Александре Савельевне исполнилось 87 лет.

  62. Наталья 07 Ноя 2013 в 22:52 ссылка на комментарий

    Из хоронивших бабушку родственников следующего за ней поколения, рожденного в 30-х годах, уже практически никого не осталось, кроме одной семьи, сведения которой я и изложила). Из живущих сейчас, бабушку никто не знает (не не помнит, а не знает) А ее мать Варвару- тем более. Деревня сейчас — дачный поселок.

  63. ИринаФМ 08 Ноя 2013 в 0:52 ссылка на комментарий

    Наталья, нет, Вы меня не поняли 🙂 Василий Юров по приписке — крестьянин д.Назарьево. Его жена Варвара провела детство в своей родной деревне, считаем что это Корнево. После замужества она стала иметь сословие и приписку по мужу. Жить они при этом могли хоть во Владивостоке… Вот у меня сын год прожил в Эмиратах. Но прописан-то он в нашей квартире, поэтому если бы выборы были в этот год, то он тоже бы в списках был. Но отметки о его участии не было бы. К сожалению в этих списках отметок не было, хотя в других деревнях такие отметки встречаются. Если бы стоял плюсик, то можно смело говорить, что человек в момент выборов жил по месту приписки. В Вашем случае ничего сказать нельзя.
    Про приходы… Стоит церковь, в селе или отдельно. К ней приписаны 10 деревень. Это приход данной церкви. В приход церкви в Уполозах входила деревня Назарьево. К месту жительства это тоже в общем-то отношения не имеет.
    Про бабушку я Вас поняла. Вполне возможно, что семья Варвары еще и до смерти Василия жила где-то еще, не в Назарьево, а в той же Дуброве. Причины могли быть самые разные. Но приписка при этом и у Варвары, и у Вашей бабушки была в Назарьево.
    Я сегодня заказала исповедки 1912 г. и перепись 1869-1871 гг. Надеюсь, выдадут. И, надеюсь, здоровье позволит…
    Наталья, если хотите, то можете мне позвонить, я Вам устно скорее все объясню. Телефоны Володя знает.

  64. Наталья 08 Ноя 2013 в 9:18 ссылка на комментарий

    Ирина, спасибо за предложение. Я бы с удовольствием им воспользовалась. Я отправлю Владимиру свой телефон в почте.

  65. Наталья 20 Дек 2013 в 13:41 ссылка на комментарий

    Я сегодня еще обнаружила и вот это. Все та же статья, размещенная здесь, http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/22001/5.html
     где упоминается про Евдокию Ермолаевну Березину. Я нашла в этой статье еще два имени, Капитолина и Евдокия, а ведь именно такие имена были у дочерей Акулины Ивановны Березиной (по крайней мере, так мне это передалось), и даты примерно совпадают, и описание деятельности подходит, т.к. они действительно активно посещали этот храм, и одна из сестер, по семейному преданию, ездила на собрания старообрядцев по всей стране, в г.Горький совершенно точно. И города тоже (на похороны сына Варвары Михаила в 1983 году Капитолина приезжала из Ногинска). Возможно, что Акулина вышла за Маслова в Дуброву вторым браком уже после войны, с детьми от первого. (Да и в фамилии Маслова я уже начинаю сомневаться.)
     
     Тут только не понятно, почему они Николаевны при отце Дмитрии Николаевиче. А Даниил Ильич в этой статье Данила Иванович.
     
    Данное сообщение основано на записях экспедиций 1981—85 годов (участники: Е.А.Агеева, А.В.Воронина, Л.А.Игошев, И.А. Кузнецова) и некоторых добавлениях середины 90-х годов2. В последующие годы систематические экспедиции уже не проводились.
    Из крута наших собеседников прежде всего хотелось бы выделить Евдокию Ермолаевну Березину — старосту старообрядческой церкви. Её предки — потомственные богородские староверы — крестьянствовали и работали на фабриках Морозовых. Дед ее содержал домашнюю моленную и известен был тем, что переписывал и «поновлял» книги — в семье хранился крюковой Октай, им написанный и переплетенный. Книги дед переписывал для церкви и своей семьи, а не на продажу. Хотя многие говорили нам в этих местах, что в Гуслицах была «писанина», вкладывая в это понятие и коммерческий оттенок. Е. Е. Березина получила традиционное домашнее образование, учила ее мать, в том числе и крюковому пению. Потом не раз приходилось слышать, что, кроме нее, никто в округе солевого пения не знает, хотя Березина некоторых прихожан обучала. Большое место в жизни Е. Е. занимало чтение поучений и «Жития» протопопа Аввакума. Хранила она воспоминания и о старом благочестии.
    Знала, что были в этих местах поповцы и беспоповцы, которых почти не осталось: «Кругом одна московская вера, а беспоповцы все поняли, что без священства им не спастись, — говорила Е. Е. Она употребляла название, характерное для первой половины XIX века, возможно, в наше время оно связывалось с близостью и влиянием Московского Рогожского кладбища. По ее воспоминаниям, раньше в округе было много храмов. Закрывали их в 30-е годы разными способами, например, в с. Назарьеве испугали настоятеля постоянными упреками и угрозами, и, несмотря на многолюдие прихожан, храм был закрыт. В селе Рахманове был женский старообрядческий монастырь, послушницы и инокини которого отличались своей благотворительностью — помогали многим бедным семьям в округе. Арсений Иванович Морозов широко помогал многим старообрядческим храмам, более всего в Гуслицах — самом корне старообрядчества. Е. Е. очень уважала А. И. Морозова за его вклад в процветание старой веры. В одном из домов нам сказали, что в молодости Е. Е. пела в знаменитом Морозове ком хоре, но сама она както не расположена была более подробно обсуждать эту тему. Горячо любила свой храм, где священствовал ее деверь Данила Иванович Березин. Его помнили почти все, рассказывали его жизненный путь: начинал служить при церкви еще мальчиком, был стихарным, дьяком, дьяконом и несколько десятков лет священником. В то время, о котором шел с ней разговор, на большие службы собиралось до 100 человек из окрестных сел и деревень. На клиросе пели только женщины, и, по наблюдениям Е. Е., они всё более становились активной частью старообрядчества. Расстраивало Е. Е., что понастоящему грамотных в городе нет, хотя были потомки многих известных в округе духовных семей. Так, нам тогда удалось поговорить с Капитолиной и Евгенией Николаевнами, отец которых, Дмитрий Николаевич Глинков, был строителем местного храма во имя Рождества Богородицы, но умер в 1915 году, не дожив до осящения. Он был родом из калужского села Дворцы (это очень известное старообрядческое место, откуда вышло немало замечательных священников). По не совсем понятной для нас причине, вместе с семьей был сослан в Благовещенск, как объясняли сестры — за отказ перейти в единоверие. В семье было два брата и пять сестер. Братья умерли младенцами. Один из них по дороге из ссылки, на Ангаре. Семья плыла на пароходе, принадлежавшем старообрядке Курбатовой, бесплатно. Отец Николай сам писал крюковые книги («как Чайковский,» — сказала Капитолина Николаевна) настолько хорошо, что власти подозревали его в обладании печатной машиной. Своих дочерей он сам обучил грамоте. После его смерти семья жила очень трудно — занимались надомной работой: шили платки. Одна из сестер — Евгения — в 1931 году уехала в Москву, работала проводником, а потом 22 года уборщицей в посольстве США. И хотя посещать церковь почти не было возможности, но веру крепкую и знание Священного писания она, как и сестра, сохранила на всю жизнь. В семье сохранялась большая икона с семью тезоименитыми святыми всем сестрам, но была украдена в 70-е годы. Сестры знали последнего гуслицкого иконописца деда Михаилу из деревни Горы (место широко известное именно иконописным промыслом), умершего лет десять назад. Другие называли его Михаилом Мартемьяновичем, считали, что умер лет двадцать тому. По мнению сестер, одна из его последних работ — Богоматерь Казанская — была на левом клиросе в храме. Даже в советское время он писал иногда на заказ по дореволюционным ценам, как они говорили, «по вершкам». Капитолина Николаевна и ее муж, не зная сути раздела, хорошо помнили о «неокружниках», что вообще характерно для Павловского Посада, поскольку здесь, как и в Гуслицах, очень широко проходила полемика об «Окружном послании». Так, еще один наш рассказчик — Иван Федорович Дрожжин — точно знал, что он неокружник, и считал, что от Орехова до Куровского еще при дедах все были неокружники. Мальчиком он еще ходил в моленную, петь по крюкам учился, как и все тогда, у нищего из Гуслиц, который ходил по селам и знал все 8 гласов. Грамоте обучили родители. И. Ф. очень ценил гусляков, считал, что они и есть старообрядцы, только очень грамотные «по-славянски». «Из них идут в священники», — говаривал он. Посоветовал нам поехать в Данилове — «не гусляки, но тоже крепкие в вере».

  66. Наталья 20 Дек 2013 в 13:42 ссылка на комментарий

    В статье говорится о многочисленных подобных материалах в университетах, вот где сокровища настоящие лежат…

  67. Наталья 20 Дек 2013 в 13:45 ссылка на комментарий

    В выходные посмотрела журналы Вохонский Край, и нашла там, в одном из них, статью В.Ситнова «Корневские подвижники». К сожалению, ее нет в интернете. В ней перечислены члены тройки и двадцатки Корневской общины, а также говорится, что сохранился список всех членов Корневской общины в советское время. Вот только этот список не опубликован, видимо, он просто есть у Виктора Феофилактовича. А в двадцатке есть Глинковы, Березины. Оказалось, что Глинков — это отец Николай, настоятель корневского храма на этапе его строительства, а сестры, по-видимому, — его дочери? Отец Николай умер в 1915 году, в это время молодой Даниил Березин служил в храме в Кузнецах (что косвенно может подтверждать, что Березины жили в то время в Больших Дворах, т.к. это совсем рядом с Кузнецами).

    Вот что еще удалось найти — еще в одной статье с сайта bogorodsk-noginsk Виктора Ситнова есть информация о выставке, проходившей в краеведческом музее в 1994 году о хранителях древнего благочестия в Павловском Посаде.

    http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/45_sitnov.html
    Если В.Ситнов был ее организатором, то он точно должен что-то знать про сестер Глинковых.

  68. Владимир 20 Дек 2013 в 16:54 ссылка на комментарий

    Да, Наталья, с одной стороны, действительно, можно считать, что речь идет о старой церкви Рождества Богородицы в Корнево.
    Из статьи:
    «…Расстраивало Е. Е., что понастоящему грамотных в городе нет, хотя были потомки многих известных в округе духовных семей. Так, нам тогда удалось поговорить с Капитолиной и Евгенией Николаевнами, отец которых, Дмитрий Николаевич Глинков, был строителем местного храма во имя Рождества Богородицы, но умер в 1915 году, не дожив до освящения…».

    Виктор Ситнов с «Обывателях…» пишет:
    «Глинков Николай Дмитриевич (1859-29.09.1915), из крест. дер. Гавриловки Жиздринского у. Калужск. губ.; с 1895 г. служит священником в приходе улитино-корневской старообр. общины при молитв. доме в дер. Корнево; там же при денежной помощи А.И.Морозова построил дерев. храм во имя Рождества Богородицы (освящ. в 1916 г., сгорел в 1993 г.); похоронен на корневском старообр. кладбище (не сохр.), его ж. Надежда Михайловна, шесть дочерей».

    Да, действительно, эта запись все сомнения снимает, учитывая, что Агеева в своей статье неправильно указывает имя отчество Глинкова!
    Правда, где приживала в этом случае семья Глинкова Николая Дмитриевича, неясно: по крайней мере, в Корнево, Улитино или Горе Глинковы не указаны — возможно, что в самом городе.

  69. Наталья 20 Дек 2013 в 22:23 ссылка на комментарий

    Если они связаны с Акулиной Ивановной, и Капитолина — подруга детства моей Бабушки, дочери Варвары Ивановны, то могли в Б. (Красной) Дуброве, Б.Дворах или рядом в Кузнец ах, где начинал Даниил Ильич. По возрасту подходит. Если нет, то, скорее всего, в Ногинске. Думаю, эта информация есть в упомянутых в статьях списках прихожан, только где искать эти списки, возможно, они уже не сохранились. Попробую еще как-нибудь в музей этот попасть, только он расположен далеко, и всегда был закрыт, возможно, его под экскурсии автобусные открывают только.

    У меня есть ощущение, что окружников и неокружников в округе могло быть поровну, а ДИ был окружник. Неподалеку в Андроново — неокружнический храм. Одна и таже деревня, а может, и семья, могла ходить в разные храмы, или в более дальний,- и только в советское время все смешалось, ведь у нас через ваши корни и публикации В. Ситнова фактически только окружники проследились. Все это сильно затрудняет поиск места, где кто мог жить, т.к. есть ощущение, что второй половины не хватает. Может, еще и поэтому о Назарьево нет упоминаний, и вид погоста нестандартный.

Написать комментарий