Наши фотокамеры

Фотографией в семье занимается Галина. Это ее давнишнее увлечение, еще из тех времен, когда мы вообще не были знакомы. Правда, только со времени нашего знакомства и совместных поездок это приобрело лавинообразный процесс. Фотография тогда, естественно, была исключительно пленочной. Так же естественно, никому в голову не могло прийти, что она может быть трансформирована в какую-то там «цифру». Первые камеры были простыми, как по оптике, так и по собственно устройству. «Смена», «ФЗД», иногда «Любитель» — практически повсеместно. «Киев», «Зенит» — это уже о-го-го. Впрочем, ни у кого из своих друзей зеркалок я в школьные годы не помню.
У Галины самая привычная «Смена-8» .

Смена 8

У нас в доме в моем детстве вообще не было камеры, и никто не фотографировал. Хотя хранилась широкоформатная (60-мм) «гармошка» — Zeis Ikon Ikonta B 521/16. Появление этой немецкой камеры в семье, где никто не фотографировал, для меня остается загадкой. Камера довоенная, серийный выпуск с 1937 года.

История Zeiss Ikon начинается в 1926 году со слияния четырех крупных германских фотографических фирм: Contessa-Nettel из Штуттгарта, Ernemann Werke из Дрездена, Goerz из Берлина и Ica из Дрездена.
Мотором этого слияния был концерн Carl Zeiss, в то время крупнейший производитель линз и объективов, стремившийся таким образом упорядочить сбыт своей продукции, отсюда первая часть названия.
Вторая часть Ikon образована из названий двух компаний Ica и Contessa-Nettel таким образом, чтобы по звучанию совпадать с греческим словом eikon — образ.
В течение следующих пятнадцати лет новая компания выпустила на рынок ряд революционных продуктов и навсегда вошла в историю фотографии. Ко времени образования новой компании фоторынок готовился к большим изменениям: камеры с пленкой в виде рулонов стали вытеснять традиционные модели с фотопластинками.
Источник

Одно время Галя пыталась использовать для фотодел широкоформатную пленку, но фотографировала отечественной «Москвой», которую брала у Сергея. Внешне подмосковная «Москва» мало отличается от Zeis Ikon, поскольку сделана на базе немецкой камеры. Но даже сейчас, рассматривая весьма потрепанную раскрытую «гармошку» невозможно не почувствовать шарма, обаяния качественно выполненного маленького механического чуда.

Zeis Ikon

dsc_0039.jpg

Понятно, что ни о каких шедеврах фотосъемки никто и не помышлял. Было просто желание запечатлеть по возможности жанрово интересные события преимущественно круга друзей, иногда семейного круга. Черно-белые негативные 35-мм пленки отечественного производства на 36 кадров, широкая пленка на 12 кадров в формате 6х6 и на 9 кадров в формате 6х9. Пленка в магазинах продавалась преимущественно заправленной в кассеты такого безобразного качестве, что перематывание пленок в принципе не могло обходиться без царапин. О качестве и сохранности кадров, к величайшему сейчас сожалению, особенно не задумывались. Любительская фотография, как мне кажется, в 50-е и 60-е годы не отличалась существенно от довоенного уровня.
Итак, фотографировала Галя, а печатали фотографии мы вместе. На ванну укладывалась доска, которая когда-то давно была чертежной. «Когда-то давно» — это настолько давно, что я даже и не помню ванной комнаты без этой доски, и отношу ее про себя к категории «условно вечных»). Затем на доске в определенном порядке располагалось все, что нужно для печати: фотоувеличитель «Ленинград-4», он у нас с 10 сентября 1976 года (Галине 29 лет), четыре кюветы: две с проявителем и фиксажем и еще две больших — для промывки фотобумаги, фотофонарь с красным стеклом, рамка для кадрирования — на основании фотоувеличителя и фотобумага – под увеличителем. Кроме того, распределялась разная необходимая мелочь: два специальных пинцета, нож (для случая резки фотографий). Все это обозревалось для памяти, закрывалась дверь, которую мы предварительно аккуратно занавешивали, громко оповещались все находившиеся в квартире, что процесс пошел, выключался свет, и мы приступали к своим обязанностям. Экспонированием ведала Галя, я ведал кюветами. Все шло быстро, оперативно, преимущественно молча, за исключением редких вопросов типа: «Эту будем?» — «Да (или нет)».

«Зенит-В» 1970 года выпуска и «Зенит-Е», (который в абсолютно рабочем состоянии хранится у нас и сейчас) появились у Галины и у меня, по-моему, еще в досемейное время. Я с неизменным уважением и теплотой беру в руки эту камеру. Может быть, потому, что она была во всех наших поездках: трижды на Севере (без детей), в Крыму, на Ветлуге и на Селигере с Костей, на Суре, Юрюзани, Большой и Малой Кокшагах, Лузе полной командой, в верховьях Камы с Машей. Но, может быть, и потому, что привык к безотказности и удобству этого детища Красногорского механического завода.

Zenit E

Нужно сказать, что приобретена она была в самой простой комплектации, с объективом Индустар-50-2. Позднее, где-то с конца 80-ых годов, Зениты стали продаваться в комплектации с объективом Гелиос-44-2.
Что еще примечательного есть для этого разговора? Я скажу вам: объектив можно вывернуть, и заменить другим. О, сменная оптика – это особый разговор! Сначала у нас появился «Юпитер-11а», длиннофокусник. Для непосвященных (вроде меня): это, когда хочется, предположим, птичку на дереве сфотографировать, а птичка далеко, но все равно хочется, вот и берется Юпитер, поскольку он приближает.

Юпитер-11A

Следующим у нас появился «Мир-1в». Чудом сохранившийся гарантийный талон на объектив датирует этот момент 20 июня 1987 года, причем и цена указана – 65 рублей. «Мир-1в» — это широкоугольный объектив будет весьма кстати, если вы решите фотографировать здания в городе, где нет возможности отойти немного, чтобы оно целиком вошло в кадр. Либо хочется сфотографировать ансамбль монастырский, да и в пейзажной съемке он очень хорош.

камера с объективом Мир-1В

Кстати, вся перечисленная красногорская оптика неизменно вызывает одобрение на форумах. И мы к этому одобрению присоединяемся.

“Наши фотокамеры”

Комментариев 1

  1. admin 18 Мар 2011 в 16:40 ссылка на комментарий

    Admin
    Владимир путает, поскольку во времена моей самой первой фотокамеры мы не были знакомы, и он просто не может помнить, что это была «Смена 2». Она не сохранилась, как и бачок для проявки кинопленки, описанный им в предыдущей публикации. А «Смену 8» мы купили, кажется, сыну в надежде приобщить его к фотографии. Не получилось, он остался равнодушен к этому занятию.

    11.jpg

Написать комментарий