Начало

К публикациям Ольги Мельниковой

C Ольгой Мельниковой мы познакомились заочно два года назад, не встречались и общаемся пока исключительно в сети. Насколько я понимаю, Ольга занимается поисками своих предков лет семь (если ошибаюсь, Ольга меня поправит). Часть ее предков происходят из старообрядческой деревни Костино бывшей Селнинской (позднее – Карповской, еще позднее – Запонорской) волости Богородского уезда Московской губернии. Предки Ольги Горячевы ведут свое начало из Костино от Архипа Харитонова (около 1640 года рождения) и жены его Анны Иевлевой. Пара эта, надо сказать, весьма примечательна для Костино, поскольку от нее происходят следующие костинские фамилии: Афонины, Бурмистровы, Горячевы, Карасевы, Кареевы, Медновы, Мешковы, Митькины, Моисеевы, Осокины, Рощины, Цветковы, Шушины.

 olga-melnikova1.jpg  Ольга Мельникова

Когда я была маленькой, мне мама рассказывала про прабабушек и прадедушек, но тогда это воспринималось как сказка. И вот, уже взрослой, я поняла, что необходимо разыскать истоки нашего рода.

Начался поиск с рассказа тети Норы и с имени моей прабабушки – Анфисы Власьевны Горячевой. Было известно, что она родом из Москвы, из старообрядческой семьи. Поиск привел меня сначала в ЦИАМ – Центральный исторический архив Москвы, где многие фонды старообрядцев были закрыты – на реконструкцию, т.е. на совершенно непонятный период времени. Но там мне посчастливилось разговориться с людьми, кто занимался старообрядцами, правда, не Рогожским, а Преображенским («беспоповским») кладбищем. Они посоветовали быстро-быстро ехать в РГБ, в фонд рукописей.

Дело в том, что был конец мая 2007 года, а в июне отдел должен был переезжать в Дом Пашкова, что означало закрытие фондов на год-полтора.
В ОР РГБ мне опять посчастливилось. Мне разрешили позаниматься в читальном зале, ведь я туда пришла как частное лицо. В отделе рукописей РГБ отложился архив Рогожского кладбища — уникальные документы старообрядчества, вернее, документы русского православия. Говорят, что даже кремлевским исследователям некоторые документы дают только посмотреть, но руками не трогать. Фонд 246 – это метрики Рогожского кладбища. Практически во второе мое посещение я нашла запись о браке родителей моей прабабушки в томе за 1888 год. Вот эта запись.

ОБЫСК БРАЧНЫЙ № 28

О желающих вступить в брак оказалось следующее:
1. Жених. Состоящий в запасе армии Бомбардир 2-й Батареи, 1-й Гренадерской Артиллерийской Бригады, из крестьян Московской губ. Богородского уезда, Запонорской волости деревни Костиной Влас Григорьев Горячев.
2. Невеста. Московская мещанка Новгородской слободы Марья Федотова.
Оба старообрядцы, приемлющие священство, и прихожане старообрядческого Рогожского Богаделенного Дома с давнего времени.
3. Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених, двадцати шести и невеста, девятнадцати лет, и оба находятся в здравом уме.
4. Родства между ними духовного или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св. Церкви брак, никакого нет.
5. Жених холост, а невеста девица.
6. К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют от кого следует позволение.
7. Препятствия к сему браку никакого ни кем не объявлено.
8. Для удостоверения беспрепятственности сего брака, представляются документы.
9. По сему бракосочетание означенных лиц предположено совершить сего 1888 года ноября 6 числа в узаконенное время, при посторонних свидетелях.
10. Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют как они сами, так и по каждом поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду по правилам церковным и по законам гражданским.

Далее следуют подписи жениха Власа Григорьева и невесты Марии Федотовны Андреяновой, причем по безграмотности и по личной ее просьбе расписался Андрей Федотов Андреянов. Кстати, это стандартная формулировка.
Те есть собственноручные подписи моих пра-прадедушки и брата моей пра-прабабушки.
Затем идут подписи поручителей по женихе: крестьянин деревни Костиной Иван Григорьев Горячев, тоже крестьянин Нефед Иванов Горячев и поручителей по невесте: московский мещанин Новгородской слободы Андрей Федотов Андреянов, Сергиевского Посада мещанин Иван Матвеевич Мальцов.
Брак совершал священник Прокопий Сорокин, довольно известный среди старообрядцев.
Далее в этой же книге была запись непосредственно о самом браке. Необходимо подчеркнуть, что все даты даются по старому стилю.

Для меня открылся новый мир. Я встретилась с дорогими и любимыми людьми после долгой разлуки, которые были где-то очень-очень далеко, но теперь мы стали действительно одной семьей. Эта встреча стала переломной в моей жизни.
Полученные сведения вызвали желание разбираться дальше. Нужно было получить данные и о деревне Костиной, и об Артиллерийской Гренадерской Бригаде, и о Новгородской слободе в Москве.

В следующей книге за 1889 год была запись и о рождении Анфисы – ровно через 9 месяцев, практически день в день.
Анфиса родилась 4 августа 1889 года, дочь запасного бомбардира из крестьян Московской губернии Богородского уезда Запонорской волости деревни Костиной Власа Григорьева и жены его Марьи Федотовы Горячевых. Таинство крещения было совершено 6 августа иереем Прокопием Сорокиным. Восприемники: Сергиевского Посада мещанин Иван Матвеевич Мальцев и крестьянка девица Богородского уезда Запонорской волости деревни Костиной Агрипина Иванова Горячева.
Из этих записей очевидно, что у Власа Григорьевича во время свадьбы и крещения первого ребенка свидетелями были родственники. По подписи видно, что Иван Григорьевич был не молод. Потом я узнала, что Иван Григорьевич, скорее всего старший брат Власа, а Нефед Иванович – его двоюродный брат. Также в записях встретился Иван Матвеевич Мальцев, мещанин Сергиева Посада. Кто он был невесте Марии Федотовне Андреяновой? Косвенный ответ я получила из другого документа. Забегая вперед, скажу, что он был женат на сестре Марии и Андрея Андреяновых Софье.

Но пока я стала читать фонды Рогожского кладбища в РГБ. Ряд интересных сведений я получила из данных о восприемниках при крещении и о свидетелях на свадьбе, а также как оказалось, о многочисленных родственниках.
Записи велись по годам. В одной книге записывались браки и крещения, в другой – сведения об умерших. Из документов видно, что Горячевы крестили своих детей, венчались и находили последний покой на Рогожском кладбище.

Сопоставляя данные можно понять, как жили семьи в то время. Необыкновенно печально читать о смерти маленьких детей, рождавшихся и умиравших практически каждый год. По статистике, смертность среди детей до 1 года достигала 40 процентов. В книгах Рогожского кладбища встречались записи об умерших, но не всегда — о рождении, из чего можно сделать вывод о том, что крещения могли совершаться в других церквях, моленных или вообще на дому, так как долгое время власть не признавала за старообрядцами право на ведение своих метрических записей.
Что же мне сказали Рогожские метрики – в следующем рассказе.

Ольга Мельникова

Продолжение следует…

“Начало”

комментария 4

  1. Ольга 08 Май 2012 в 10:31 ссылка на комментарий

    Владимир
    Занимаюсь родословной с 2006 года. Мне к тому времени уже давно хотелось этим заняться, но что-то как-то побаивалась. Мне представлялось, что в архивы ходят серьезные люди со специальным образованием. Что-то я пыталась сделать, но удавалось немногое.
    На день рождения мне друзья подарили шикарный кожаный фолиант с золотым обрезом «Семейная летопись», и я поняла, что больше бояться нельзя — надо дейстовать. В том же ОР РГБ мне сказали, что ты там искать будешь — иголку в стоге сена. Но разрешили, тем более, что я в ГАРФе уже разыскала кое-что о зуевском прапрадеде. Тетеньки в спину шептали «пришла на кладбище родословную искать». Но потом все наладилось 🙂

  2. Владимир 08 Май 2012 в 15:07 ссылка на комментарий

    Я решил, Ольга, что, если Вам так много про своих известно, то это тянет не иначе как лет на семь исследований. Но немного ошибся. Не беда.

    Мне очень приятно, что постепенно начинает определяться целая компания исследователей, которые занимаются близкими друг другу старообрядческими деревнями восточного Подмосковья. И в этом плане блог тоже работает, чему я весьма рад.

    Горячевы и Медновы Ваши, Ольга, из Костино и у них с Афониными общий предок.
    На нашем блоге познакомились Ирина Сидорова и Марина Коллар — близкие родственницы по Сидору Волкову из Смолево.
    Вот и Наталия Викулова с Юрием Ханнолайненом зароднились, поскольку у них Афонин Иван Иванович из Костино общий и достаточно близкий предок. Кстати, у Наталии еще и корни из Анциферово есть — Довольновы.
    Из костинских Афониных и Галина Пирамидина из Екатеринбурга.
    А Янины Натальи Шарыгиной из Ульяновска, по моему убеждению, точно из Яковлевской.
    Из Костино и предки Олега Шурова из Шатуры, а у Ирины Хромовой предки-старообрядцы из Асташково.
    Мои смолевские — Соколовы, Карповы, Бубновы, Волковы, да и Демины из Молоково и Масловы из Кузяево — и это только прямые предки. Связи с Яковлевской и Анциферово мне просто не довелось исследовать. Если бы это случилось, уверен, что брачных связей моих смолевских с тамошними старообрядцами было бы не меньше, чем с Костино.

    Ну и, конечно, не стоят в стороне от старообрядческих деревень такие исследовательские ассы, как Ирина Фещенко, которая очень даже неравнодушна к Костино, и Ольга Мокрушина — она тоже вся в старообрядческих корнях. С Ольгиной базой в 14 тысяч персон Древо жизни едва-едва справляется.

    Это же настоящее сообщество! Мало того, я уверен, что все только начинается и «общий сбор» еще впереди. И, кто знает — может быть и очная встреча. Почему бы и нет?

  3. Ольга 08 Май 2012 в 21:23 ссылка на комментарий

    Владимир,
    на очную встречу очень даже надеюсь. И надеюсь, что кто-то еще из моих отыщется.
    Надо летом в Карповском приказе съезд устроить. Для сибирских жителей будет интересно.
    А пока Ваш сайт — самое надежное место встречи!!!

  4. Павел 19 Янв 2015 в 4:44 ссылка на комментарий

    Владимир
    Разыскиваю начало биографии, историю семьи (родителей) моего прадеда
    Спорышева Дмитрия Сергеевича. 1867г .р. место рождения (оч. вероятно) село Велино Бронницкого уезда Московской губернии (Раменский р-н), хотя указывают Красноярск или Минусинск. Был гласным городской думы Минусинска (Енисейская губ.) Расстрелян НКВД в 1937г. в Томске. Его фамилию можно видеть под фотографией на веб-сайте старообрядчество в лицах, в разделе Минусинские старообрядцы на Рогожском кладбище http://all-photo.ru/temples/index.ru.html?big=on&img=24770 Благодаря краеведам (музей им. Мартьянова) восстановили прежнее дореволюционное название улицы Ачинской г. Минусинска — Спорышевская.
    Кстати, свидетельствую, что Спорышевы присутствуют на мемориале Вел. Отеч. войны в деревне Богослово Щелковский р-на (Богородский уезд), что за современным г.Фрязино.

Написать комментарий