Вера. Надежда. Маньчжурия

«Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского ученого Ямазоэ Сабуро» - под таким названием зимой и весной этого года во Владивостоке и Москве прошла презентация, на мой взгляд, совершенно уникальной книги «Дни в Романовке». Как говорилось в сообщениях о презентации: «…Оно (издание) стало итогом четырехлетней работы целой группы специалистов из России, Японии. США и Австралии. «Дни в Романовке» посвящены старообрядцам, которые основали свое собственное поселение (Романовку) на территории китайской Маньчжурии. Жизнь этих людей вызвала особенный интерес у японских исследователей».

Село Романовка было основано русскими старообрядцами, бежавшими в середине 1930-х гг. от коллективизации из советского Приморья в Маньчжурию. Жители занимались земледелием, скотоводством и охотой, в том числе отловом тигров для зоопарков разных стран мира. Романовка быстро богатела и росла, так что уже в 1941 г. стала местом проведения поместного собора русских старообрядцев Маньчжурской империи. К лету 1945 г. в селе было уже более 40 дворов и более 200 жителей. Всё изменилось с приходом Красной армии. Многие мужчины были арестованы и вывезены в советские концлагеря, некоторые жители бежали в более труднодоступные места.

В середине 1950-х гг. часть семей выехала в СССР, чтобы воссоединиться со своими репрессированными родственниками, однако большинство жителей Романовки в 1957 г. при помощи Всемирного совета церквей и Международного комитета Красного Креста смогли покинуть коммунистический Китай и выехать в Австралию и Южную Америку. Часть их затем перебралась в США, где их потомки до сих пор проживают в штатах Орегон и Аляска. Так закончилась 20-летняя история русской Романовки.

К счастью, у нас есть возможность составить уникальное по полноте впечатление о жизни Романовки в период её расцвета благодаря фотографиям, сделанным японскими исследователями в 1938-1941 гг. Интерес японцев был вызван планами их правительства осуществить массовую японскую крестьянскую колонизацию Маньчжурии, первые попытки которой потерпели крах. Японским крестьянам не удавалось прижиться на новой незнакомой земле. В подобной ситуации было признано необходимым изучить опыт успешной русской колонизации Маньчжурии.

В 1938-1941 годах японский ученый-биохимик Ямазоэ Сабуро, работавший в Институте освоения земли в Маньчжурии под руководством Г. Тэруока, провел масштабное исследование жизни в Романовке, итогом которых стали многочисленные фотографии и записи рассказов старообрядцев. Именно эти фотографии, которые долгое время хранил японский профессор-русист Университета Хитоцубаси (Токио) Накамура Есикадзу, позже и стали отправной точкой для исследований и восстановления картины жизни в Романовке.

“Дни в Романовке” были изданы в рамках программы “Первая публикация” под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина, специализирующейся на подготовке книг по музейным коллекциям. Как рассказал директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай, владивостокский музей выиграл конкурс “Первой публикации” четыре года назад. По словам Шалая, региональный музей никогда бы не смог бы издать такую книгу – это касается и работы высокопрофессиональных редакторов и дизайнеров, и возможности напечатать ее в итальянской типографии. В то же время он добавил, что “Дни в Романовке” стали самым долгожданным и масштабным проектом музея за последние двадцать лет – такого не было как в издательском, так и в экспозиционном планах…

…Книга “Дни в Романовке”, по словам тех, кто участвовал в ее создании, – результат настоящего международного научного сотрудничества. Помимо приморцев Веры Кобко (старший научный сотрудник музея) и Нины Керчелаевой (главный хранитель музея), над материалами для книги работали американцы Тамара и Ричард Моррисы и японец Накамура Ёсикадзу. Шеф-редактором выступила Татьяна Юдкевич, которая на протяжении нескольких лет из Москвы координировала работу всех коллег…

…До сих осталось не ясным, почему же старообрядцы, которые вели весьма закрытый образ жизни, позволили японскому ученому провести детальное исследование их повседневных забот. Они допустили его даже до молельных комнат и обрядов, что вызывает у специалистов еще большее удивление. Общение с иностранцем было для них явно не рядовым явлением, однако редко когда они негативно относились к исследователю, напротив, почти всегда проявляли дружелюбность и гостеприимность…

…В 1990 году на международной конференции в Новосибирске с докладом о старообрядцах из Романовки выступил профессор Накамура Есикадзу. Это сообщение стало настоящим открытием для научного сообщества. В 1994 году профессор побывал во Владивостоке, а после подарил сохраненные фотографии Ямазоэ Сабуро своим российским коллегам…

…По словам шеф-редактора издания Татьяны Юдкевич, изначально мало кто предполагал, что книга вызовет интерес среди широкой аудитории, однако когда посвященную изданию выставку открыли в московском “Мультимедиа-арт-музее”, она имела грандиозный успех. При этом посетители часами находились в залах, не только изучая фотографии, но и внимательно читая тексты. С изданием этой книги пришлось несколько изменить политику “Первой публикации” – если раньше книги обычно не поступали в свободную продажу, то для “Дней в Романовке” было сделано исключение – во Владивостоке будет продано 100-150 экземпляров. Остальная часть тиража будет распространяться среди библиотек, музеев, общественных организаций и профессиональных сообществ.

На презентации книги во Владивостоке выступила дочь автора фотографий Ямадзоэ Сабуро – Марико Кошизаки. Она призналась, что глубоко тронута представленными во Владивостоке фотографиями и тем вниманием, которое оказали работе ее отца. Собравшимся рассказали, что японцы, познакомившись со старообрядцами, уважали их за храбрость. Неслучайно, специально для изучения их быта был создан специализированный институт. 25 апреля 2013 года. Источник.

Как бы не были хорошо фотографии, сделанные японскими исследователями, привести все их я не мог, а те, что выбрал, выбрал с огромным трудом – так хотелось взять все. Надо сказать, что качество книги, которую нам удалось скачать в Интернете, по критерию качества не позволяли использовать фотографии, поэтому фотографии взяты нами с другого Интернет-ресурса, ссылка на который будет дана ниже. Всего одну фотографию удалось нам взять из книги: она завершает нашу небольшую фотоэкскурсию, и сделана в 1955 году в Харбине перед возвращением нескольких семей в СССР.

manchzury_1.jpg

Вид Романовки со стороны крепости.

manchzury_1a.jpg

Моленная в Романовке

manchzury_2.jpg

Романовское кладбище. Агафья Феопентовна Калугина (слева) и Ирина Бодунова у могилы Елисея Калугина

manchzury_3.jpg

Братанники. Петя (слева) и Ефим Гуськовы

manchzury_4.jpg

Аксинья Поносова (справа) и Феоктиста Мелкомукова с братом Гришей

manchzury_5.jpg

Соломонида (Солонька) Кустова и Нюра Гуськова (справа)

manchzury_6.jpg

Ровесники. Слева направо в первом ряду: Фетинья Калугина (Фотька), Зинаида Мартюшева, Соломонида Кустова, Февронья Малахова (Лялька), Фиона Бодунова, Марфа Калугина, Дарья Цивилёва, Аксинья Селеткова (Сютка). Слева направо во втором ряду: Ларион Селетков, Ваня Селетков, Ваня Калугин, Лёня Павлов, Ваня Малахов, Федя Зубарев, Миша Селетков

manchzury_7.jpg

Школа. Варвара Степановна Бодунова, жена настоятеля Ксенофонта Петровича Бодунова, обучает церковнославянской грамоте романовских детей. Слева направо: Артём и Михей Кустовы, Фетинья Калугина, Фиона Бодунова, Лёня Павлов, Федя Зубарев, Ваня Селетков. Дом Бодуновых

manchzury_8.jpg

Праздничные гулянья. Стоят (слева направо): Аксинья Поносова, Екатерина Серебрякова, Матрёна Ануфриева, Марья Павлова (Марёшка), Феоктиста Мелкомукова, Мавра Бодунова, Агапея Селеткова, Вера Малахова, сидят: Агафья Серебрякова и Фёдор Гостевских

manchzury_9.jpg

Елизавета Константиновна Калугина с сыновьями Васей (слева) и Петей на хозяйственном дворе

manchzury_10.jpg

Исай Дмитриевич Фролов с дочерью Еленой (в замужестве Калугиной)

manchzury_11.jpg

Максим и Наталья Коньшины с дочерью Вассой

manchzury_12.jpg

На крыльце амбара Селетковых. В верхнем ряду слева направо: Пелагея Гавриловна Малахова и Агафья Степановна Мартюшева. В среднем ряду слева направо: Капитолина Осиповна Селеткова и Дарья Гавриловна Калугина. Внизу Капитолина Акатьевна Селеткова

manchzury_13.jpg

Наталья Матвеевна Коньшина с дочерью Васенькой

manchzury_141.jpg

Мирон Фёдорович и Аксинья Яковлевна Говязины с дочерьми Дусей (слева) и Надей (Настей). На руках матери Акулинка. Во дворе у Калугиных. Ранняя весна.

manchzury_15.jpg

Анисим Иванович Калугин показывает пойманных тигрят жене Елене Исаевне и дочери Ирине

manchzury_16.jpg

Павел Филатьевич Поносов за подгонкой пуль

manchzury_17.jpg

Сеятель. Иван Трофимович Селетков

manchzury_18.jpg

Мавра Бодунова с племянницей готовят землю в рассаднике под посадку капусты

manchzury_19.jpg

На току. Иван Трофимович Селетков у своей молотилки. На переднем плане у веялки (справа) П. В. Зубарев

manchzury_20.jpg

Ксенофонт Петрович Бодунов с сыном Федей гнут полозья для саней

manchzury_21.jpg

Капитолина Осиповна Селеткова качает мёд (брызгает)

manchzury_22.jpg

Соломонида Кустова (Солонька) несёт воду с речки

manchzury_23.jpg

Лапта – любимая игра романовцев всех поколений. Собирают команду. Вторая слева Марфа Калугина, первая справа Соломонида Кустова, второй справа Тимофей Калуги

manchzury_24.jpg

Так в номера играли

manchzury_25.jpg

Японские исследователи и фотографы с жителями Романовки. На переднем плане – слева Вася Калугин, справа – Петя Калугин. В заднем ряду слева направо: третий – Лука Калугин, шестой – Фёдор Гостевских, восьмой – Иван Калугин, девятый – Тимофей Калугин, десятый – Фёдор Бодунов

manchzury_26.jpg

Семьи Кулагиных, Селетковых, Басаргиных, Мартюшевых перед отъездом в СССР. Харбин. 1955 год. 

Источник.

admin 13 Ноя 2013 18:16 Маньчжурия 6 комментариев Trackback URI RSS лента комментариев

“Вера. Надежда. Маньчжурия”

Комментариев 6

  1. Ольга Мокрушина 14 Ноя 2013 в 14:27 ссылка на комментарий

    Володя, огромное спасибо за то что обратил внимание на книгу «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского ученого Ямазоэ Сабуро», которая затерялась бы для меня в интернете и была бы точно пропущена. Восторгаюсь сделанными и сохранившими для нас записями и фотографиями, то что приведены уменьшительные имена, говороит о том как дороги и с каким вниманием авторы (исследователи) отнеслись к этим людям, передав их быт, культуру общения и выживания в столь непростых условиях.

  2. Владимир 14 Ноя 2013 в 14:48 ссылка на комментарий

    Вот ты знаешь, Оля, я точно также воспринял эти фотографии, и уменьшительные имена (Васенька, а не Василиса - ну, конечно, Васенька!). И удивительно любовное отношение к жителям Романовки со стороны японских ученых - огромное им спасибо!

  3. Ольга+5 11 Дек 2013 в 16:43 ссылка на комментарий

    Низкий поклон за этот материал и ссылку на фотографии!
    Очень хотелось купить книгу “Дни в Романовке”. Но, 6 т.р. большая сумма для нашей семьи. Меня очень интересует, как жили раньше, как выглядели, какой был уклад. Мы жили в Дальнереченске до 1972. Когда подростком мой папа был в ночном (это пастухи и лошади ночуют на далеких пастбищах), к ним к костру подсел человек, знавший Дерсу Узола. Может после рассказов этого человека, мой папа захотел стать охотником. Папа, Войцеховский Владимир Александрович (1948 г.р.) с братьями Виктором и Сергеем охотился в Уссурийской тайге. Вместе они шили унты, одежду и шапки, ремонтировали обувь. Много разной живности привозили, кроме тигра. Хорошие воспоминания детства! Видела, как всей семьёй делали свечи на зиму, пельмени на 20 досках. С бабушкой Евгенией перебирали шерсть барсука, чесали,потом пряли. Меня научили прясть в 7 лет. Платки бабушка вязала сама. Видела, как снимают и выделывают шкурки. На грузовой машине ездили скопом обрабатывать поля каждой семье по очереди. Рыбачили на надувных лодках с пологом. Всех кормила бабушка Евгения. Узнала,что в молодости она сама делала горшки и сама тащила на себе на базар. Мой дядя Александр Войцеховский сам делал мебель. А моя прабабка Ольга по маме, уже в годах, держала большую пасеку. Учила меня помогать. Вместе плавили воск. Пробабка Ольга сама санки делала, сети плела, колбасу и прочее… Отвлеклась..

  4. Владимир 13 Дек 2013 в 6:04 ссылка на комментарий

    Ольга, добрый день! Приветствую Вас на блоге!

    Совсем даже не отвлеклись - интересный у Вас рассказ. А что Вы знаете о своих предках: они, видимо, переселенцы, а когда и откуда, старообрядцы ли?
    Между прочим, те жители Романовки, которые возвратились в СССР, также поселились в ваших местах, в районе, если не ошибаюсь, Бикина.

  5. Роман 22 Июль 2015 в 16:44 ссылка на комментарий

    Уважаемые коллеги, друзья! Подскажите, пожалуйста, где можно было бы приобрести эту замечательную книгу? Буду вам очень признателен. Готов купить с рук :) мой мэйл kikazakika@gmail.com

  6. сергей 13 Ноя 2017 в 14:47 ссылка на комментарий

    Привет всем Мартюшевым !!!!!! Я Мартюшев Сергей. Мой прадед Мартюшев Савелий Андреевич (Оренбургский казак), а прабабушка Овчинникова Евдокия Алексеевна (староверы) были переведены с Пермской губернии с 3 одела Оренбургского казачьего войска в 1 отдел на Новоилецкую оборонительную линию. Родовое гнездо казаков Мартюшевых осталось целым и находится в с. Трудовом (ранее поселок Мертвецовский и с 1910 года Ожаровский Оренбургского уезда), Соль Илецкий район, Оренбургской области (ранее губерния). Наша родовая ветка сохранилась мой дедушка Федор Савельевич, а папа Александр Федорович. Дедушкиных братьев ветки Николай Савельевич (погиб во время 2 мировой под Сталинградом) но дети и внуки есть. Второй брат Дмитрий Савельевич жил долго и занимал высокие посты в Казахстане, а затем в Питере и Москве. Дети и внуки есть. Если из наших родных ушедших с атаманом Дутовым и затем попавшим в Китай кто есть откликнитесь. Оренбург Мартюшев Сергей тел. 89228269383.

Написать комментарий