Львовы из деревни Авсюнино

Представляю очередную статью Елены Сиголаевой.

Моя прабабушка Агафья Никифоровна Милованова (по мужу) была родом из деревни Авсюнино из семьи Львовых. Деревня Авсюнино находится в Московской области Орехово-Зуевского района. До 1929 года часть района, в том числе эта деревня, входила в состав Дороховской волости Богородского уезда Московской губернии. Ещё в начала 19 века волость называлась Гуслицкой. С 1929 по 1959 гг. — Куровской район МО. Из поколения в поколение в Гуслицах занимались ткачеством. Детей к этому привлекали с 14 лет. В справочной книжке Московской губернии (М., 1890 г.) написано, что «…большая часть населения Богородского уезда занимается работами на фабриках и заводах, а также выделкою мануфактурных товаров у себя. Хлебопашеством жители занимаются не охотно, так как плохое качество земли не дает должного вознаграждения».
По данным ЦИАМ (Ревизские сказки и Исповедальные ведомости) мне удалось проследить род Львовых с конца 18 века. Предупреждаю, что годы рождения могут быть указаны не точно (-\+ 3 года), так как в источниках указывался возраст человека на момент регистрации со слов крестьян.
Предок Арсентий (Арсений) Григорьевич (1736-1798) был крепостным крестьянином-старообрядцем (раскольником), жил в деревне Авсюнино. На момент его рождения эта деревня с крестьянами, так же как и вся Гуслицкая волость, принадлежала с 1728 года генерал – лейтенанту, действительному камергеру Степану Васильевичу Лопухину (1685-1748). После того, как в 1743 году С.В. Лопухина с семьей сослали в Сибирь, Гуслицкая волость перешла в дворцовое ведомство. При Екатерине II в 1762 г. Гуслицы были пожалованы возвратившейся из ссылки Наталье Фёдоровне Лопухиной (муж её к этому времени умер в ссылке). Через год Лопухина умерла, и имение было поделено на три части между её сыновьями. Раменская «треть» с деревнями (в том числе д. Авсюнино) с центром в сельце Богородском стала принадлежать полковнику Аврааму Степановичу Лопухину, женатому на княжне Анне Алексеевне Юсуповой.
В тяжёлые времена пришлось жить моему предку и растить детей. В 1765 году выходит «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу», а в 1767 году – «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков».
Получив наследство в 1763 г., братья Лопухины увеличили оброк с 1 руб. и 1 коп. с души до 5 руб., помимо денежного и натурального оброка крестьяне должны были отрабатывать ещё и барщину. В результате крестьяне Гуслицкой волости несколько раз отправляли ходоков с челобитными, в которых жаловались на поборы и жестокость помещиков Лопухиных, писали что «пришли в крайнее разорение и скудность». По началу, их жалобы оставались без внимания. Конечным же итогом было наказание кнутом и ссылка на каторгу 50-ти крестьян.
В 1770-1772 годах на Россию обрушилась эпидемия чумы, которая считается самой смертоносной, а бездействие властей привело к «чумному бунту» в Москве.

Несмотря на трудные времена, Арсений Григорьевич смог вырастит троих сыновей: Захара (1764-?), Фрола (1767-1849), Льва (1771-1842). Это мне стало известно из 6-й (1811 г.) и 7-й ревизии (1816 г.).
«1811 г. Ревизская сказка Московской губернии Богородского уезда Гуслицкой волости села Богородское с деревнями покойного генерала порутчика Авраама Степановича Лопухина, доставшееся по наследству в 1799 году сыну его егер-мейстеру и действительному камергеру Степану Аврамовичу Лопухину о состоянии мужского пола дворовых людей и крестьян». Помещик Лопухин Степан Авраамович (1769-1814), вотчиной которого были село Богородское с деревнями (в их числе Авсюнино), был женат менее года на Марии Ивановне (1779-1803) дочери генерал-майора графа Ивана Андреевича Толстого. Она скончалась от чахотки. Именно её запечатлел художник Боровиковский на своей знаменитой картине «Портрет Марии Лопухиной», который находится в Третьяковской галерее.

В 1812 году во время войны с французами было сформировано Московское ополчение, которое для крестьянства шло крепостным путём по образу и подобию рекрутских наборов. По решению дворянства Московской губернии в ополчение должен быть отправлен каждый десятый крестьянин мужского пола дворянских имений. К 18 августа московское ополчение насчитывало 24 835 человек, но только половина имела ружья, остальные – пики. Около 20 тысяч московских ополченцев приняли участие в Бородинском сражении, сначала в обозе, потом – пополнили потери в полках.

livovi_1.jpg
Кокарда народного ополченца

В манифесте 30 августа 1814 года, даровавшем после войны различные милости, относительно крепостных крестьян и посессионных рабочих – участников «Московской военной силы» было сказано лишь следующее «Крестьяне, верный наш народ, да получит мзду свою от Бога».

livovi_2.jpg
Ополченцы в 1812 г. Художник И. Архипов

В 1812 г. Лопухин Степан Авраамович представил в ополчение 392 ратников. Примерно половина из них не вернулась. В число не вернувшихся входит племянник Льва Арсентьева — Федот Фролов, которому на тот момент было всего 16 лет. А вот его брата, Василия Фролова, в 1815 году отпустили на волю.
В 1815 году из деревни Авсюнино несколько молодых человек были отпущены на волю. Интересно было бы знать причину: такое было распоряжение в завещании бездетного С.А. Лопухина, который умер в 1814 г., или выкупились?
После смерти С.А. Лопухина в 1814 г. д. Авсюнино переходит во владение его племяннику Александру Ивановичу Зотову (1759—1815). Этот племянник был сыном его сестры Екатерины Степановны (1737—1780) (замужем за графом Иваном Никитичем Зотовым), женат на Екатерине Петровне Загряжской. Вскоре деревня стала вотчиной их сына ротмистра и кавалера, графа Александра Ивановича Зотова. Основным имением Зотовых было сельцо Гридино с деревнями.
В 1816 году в деревне Авсюнино семьи сыновей Арсения Григорьевича жили в соседних домах:
№ 46 — самый старший брат, вдовец Захар Арсентьев 57-ми лет, проживал со своим сыном Григорием 19-ти лет, Григорьевой женой Акулиной 21-го года, их дочерью Александрой 1 год.
№ 47 — средний брат, Фрол Арсентьев 48-ми лет, жил с женой Мариной Васильевной 44-х лет и дочерью Агафьей 9 лет. Про его сыновей в 7-й ревизии сказано: Василий (1792-?) «отпущен на волю в 1815 г.», а Федот (1796-1812) «в Московском ополчении с 1812 года, не воротился».
№ 48 – самый младший сын, Лев Арсентьев 38 лет, жил с женой Ненилой (Неонила) Борисовной 37 лет, и своими детьми: Аммосом 16 лет, Трофимом 8 лет, Иваном 1 месяц и Пелагей 6 лет.
После освобождения из крепостничества Василий Фролович, видимо, куда-то уехал. В 1831 году его родители, Фрол Арсентьевич 66 лет и Марина Васильевна 60 лет, живут в своём доме с дочерью Агафьей Фроловной 34 лет, зятем Иваном Казминым 33 лет и многочисленными внуками: Иваном 16 лет, Анисьей 13 лет, Андреем 12 лет, Авдотьей 7 лет, Лукерьей 6 лет, Павлом 4 лет, Ивлеем 2 лет.

По имени Льва Арсентьевича (1771-1842) и получили его потомки фамилию Львовы.
Женой Льва Арсентьевича (1771-1842) была Ненила (Неонила) Борисовна (1775-1850). У них были дети, дожившие до совершеннолетия: Аммос (1800-1854), Трофим (1802-1854), Пелагея (1810-?), Иван (1816-?). Пелагею Львову, скорей всего, выдали замуж в 1827 году в 17 лет. Аммос Львов так никогда и не был женат, возможно был болен. В 1847 г. Неонила Борисовна была уже вдовой и жила с сыновьями Аммосом и Иваном с его семьей, а средний ее сын Трофим стал жить отдельно, построил свой дом рядом с домом родителей (номер двора отличался на одину цифру).

Трофим Львов (1802-1854) женился на Татьяне Осиповной (Иосифовной) (1802-?) не позднее 1822 года. У них были дети: Конон (1822-1847), Устиния 1828 г.р., Григорий 1829 г.р., Наталья 1836 г.р.
В 1849 г. большую часть крестьян деревни Авсюнино вместе с землёй граф И.А. Зотов продал с аукциона штаб ротмистру В.И. Можарову, в том числе и всех Львовых. В 9-й ревизии упомянуто об этом следующее: «Ревизская сказка 1850 года октября 10-го дня Московской Губернии Богородского уезда деревни Авсюнино помещика штаб ротмистра Василия Ивановича Можарова о состоянии мужеска и женска пола крестьянах, доставшихся ему с аукционного торга в Московском Опекунском Совете по купчей крепости от полковника графа Ивана Александровича Зотова в 1849 году». В начале XIX века среди помещиков было распространено получать денежную ссуду под залог своих имений вместе с крестьянами или под часть их. Право давать ссуды под залог недвижимого имущества было предоставлено в том числе опекунским советам при Петербургском и Московском воспитательных домах (на проценты с залога они и существовали, благотворительных денег не хватало). Если ежегодный процент по ссуде не выплачивался, и по истечении срока ссуда не возвращалась, имение присваивалось кредитным учреждением и продавалось с аукциона.
В случае с деревней Авсюнино, бывший владелец, вероятно, не выплатил вовремя ссуду, взятую под большую часть имения, несколько семей этой деревни остались после аукциона у него во владении. Интересно было бы узнать, как это отразилось на жизни авсюнинских крепостных крестьян. В «Указателе селений и жителей Московской губернии за 1852 год» написано следующее: Авсюнино – деревня 1-го стана, Зотова Гр. Ивана Александровича, крестьян душ муж. пола 98 и жен. 87. Авсюнино – деревня 1-го стана, Можарова Василия Ивановича, Шт.-рот., крестьян душ муж. пола 444 и 433 жен., 147 двора.
Трофима Львова не стало в 1854 году. В 1854 году Устинью Трофимовну выдали замуж и с тех пор она жила в семье мужа. В этом же году Григорий Трофимович (1829-?) женился на Марии Леонтьевой (1830-1892). В 1860 году у них родился сын Никифор, в 1862 году — дочь Феодосья (Евдокия). С семьей Григория Трофимовича проживала его мать — вдова Татьяна Осиповна (Иосиповна).
В 1861 г. крепостное право было отменено, но крестьяне продолжали оставаться временно обязанными. Это означало, что крестьяне должны были за пользование землёй платить оброк или трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Крестьяне находились во временно обязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. Но сроки выкупной сделки не были утверждены правительством. И только в 1882 г. вышло постановление, по которому все временно обязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Тот, кто полностью выплатил выкуп, становился крестьянином-собственником. В связи с отменой крепостного права вводилось крестьянское самоуправление – сельские общества. В Авсюнино было два сельских общества: Авсюнино-1 и Авсюнино-2. Все Львовы относились к сельскому обществу Авсюнино-1.
Никифор Григорьевич Львов (1860-?) был временно обязанный крестьянин помещика Можарова, старообрядец, ткач на дому и земледелец, умел читать (обучался у крестьян). В 1877 году он женился на Евдокии Марковне (1860-?) родом из д. Богородское Дороховской волости. На момент брака им было только по 17 лет, и при этом Никифор был единственный мужчина в семье. Его старший сын Ефрем (1879-1949) в 18 лет был сновальщиком при бумаго-ткацкой фабрике, умел читать (обучался у крестьян). Старшая дочь Агафья (моя прабабушка) (1881-1970) в 16 лет работала ткачихой на дому, читать не умела. Младшие дети, дочь Александра (1888-1970) и сын Иван (1885-?), обучались в церковно-приходской школе и умели читать.

У Ивана Львова (1816-?) и Марьи Харламовны (1817-?) были дети: сыновья Платон (1838-?), Митрофан (1853-?), Алексей (1855-?) и дочери Евфросинья (1842-?), Настасья (Анастасия)(1846-?), Матрена (1855-?).
Как уже упоминалось выше, в 1849 г. большую часть крестьян деревни Авсюнино, граф И.А. Зотов продал с аукциона штаб ротмистру В.И. Можарову, в том числе и всех Львовых.
В сельском обществе Авсюнинское-1 в конце 19 века живут несколько семей Львовых, которые являются потомками Ивана Львова. Это семьи: Алексея Ивановича, Митрофана Ивановича, Платона Иванович и Гаврилы Платоновича (сын Платона Ивановича). Для Никифора Григорьевича Львова — Платон, Алексей, Митрофан Ивановичи Львовы — двоюродные дяди, а Гаврила Платонович – троюродный брат.

1897 год. Семьи Львовых в Авсюнино крестьяне из помещичьих, раскольники:
— Платон Иванович хозяин 58 лет, земледелец, его жена Ксения Гаврилова родом из Дороховской вол. д. Петрушино. Их дети: Иван Платонович 21 год, ткач на дому, умеет читать (обучался у крестьян), проживает в Запоновской волости д. Давыдово; Агафия Платоновна 15 лет, ткачиха на дому. У Ивана жена Акилина Ивановна, 20 лет, ткачиха на дому, родом из Дороховской волости, д. Селиваниха, их дети Аким 2 года, Татиана 1 год.
— Гаврила Платонович хозяин 38 лет, ткач на дому, земледелец, ратн. 1 разр., его жена Агафья Самуиловна 30 лет. Их дети: Анастасия 11 лет, обучается в церковно-приходской школе, Анастасия 8 лет, Васса 3 года. С ними живёт Евдокия Никифоровна, тёща, 65 лет, вдова, родом из Богородского уезда, Дороховской волости, д. Понарино.
— Митрофан Иванович хозяин 44 года, ткач на дому, земледелец, его жена Ксения Порфирьевна 46 лет. Их дети: Димитрий 22 года, красильщик, работает в д. Давыдово Запонорской волости; Яков 7 лет; Евдокия 3 года. У Димитрия жена Фекла Леонтьевна 21 год, ткачиха на дому, родом из Дороховской волости д. Заполицы, и дочь Анастасия 3 года.
— Алексей Иванович хозяин 42 года, земледелец, сторож, ратн. 2 разряда, его жена Федосья Никитична 42 года. Их дети: Марк 14 лет, работает на ткацкой фабрике, родился в д. Курово; Пелагея 14, ткачиха на дому; Николай 11 лет, обучается в церковно-приходской школе; Мар(тын) 8 лет, обучается в церковно-приходской школе; Михаил 5 лет, Зиновий 4 года, Марк 1 год.

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ МОЛЕННЫЕ И «ОКРУЖНИКИ» И «НЕОКРУЖНИКИ» В АВСЮНИНО И СОСЕДНИХ ДЕРЕВНЯХ
По данным Московской городской полиции за 1898 год одна старообрядческая моленная в деревне Авсюнино существовала с 1885 года (молящихся 500 человек, поповцы, окружники), а вторая — с незапамятных времён (молящихся 540 человек, поповцы, неокружники). Из этого документа видно, что в Авсюнино среди старообрядцев существовало разделение, не все старообрядцы приняли окружное послание 1862 года. Окружное послание – документ русской старообрядческой церкви, изданный 24 февраля 1862 года от имени старообрядческого московского Духовного совета, адресованный всем старообрядцам, приемлющим Белокриницкую иерархию, с целью унификации воззрений и единения старообрядцев. Большая часть старообрядцев приняла окружное послание, но в Авсюнино таких было меньшинство. Интересно было бы узнать, к какой части старообрядчества относились мои предки – к «окружникам» или «неокружникам». Оба варианта возможны, так как моя прабабушка Агафья вышла замуж за старообрядца из соседней деревни Титово, а в Титово были три моленные (одна с 1846 года, вторая с 1866 года и третья с 1889 года), где всего молящихся 1400 человек и все они поповцы, окружники. С другой стороны, её сестра вышла замуж за старообрядца из соседней деревни Мисцево, а там в конце 19 века существовало две старообрядческие моленные, одна — с незапамятных времён, другая — с 1858 года; молящихся всего 1250 человек все поповцы, неокружники. По примеру моих предков видно, что такое разделение не сильно влияло на взаимоотношения между старообрядцами. Неокружническая иерархия прервалась в советское время (отдельные священники служили ещё до 1970-х годов), потому что оставшиеся неокружники впали в положение беспоповцев (престарелые епископы Филарет и Вениамин умерли, не оставив преемников).

ЛЬВОВЫ ИЗ АВСЮНИНО В ХХ ВЕКЕ
Моя прабабушка старообрядка Агафья (Агапия) Никифоровна (в девичестве Львова) (29.04.1881 — 27.06.1970) вышла замуж за старообрядца из соседней деревни Титово Игнатия Даниловича Милованова (21.02.1879 — 23.10.1944). После переезда в Москву в 1910-х гг. Агафья ездила рожать в деревню Титово. Только трое детей из девяти дожили до совершеннолетия: Андриан (~1907~1946), Ирина (1911-2007) и Иван (1914-1942 погиб в финском лагере для военнопленных в ВОВ). В Москве Агафья Никифоровна с мужем и их дети были прихожанами Рогожской старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии (поповцы, окружники). Сестра Агафьи – Александра (1888-1970) вышла замуж за Никона Денисовича Судьбина (1884-1973) и уехала жить к нему в соседнюю деревню Мисцево. Детей у них не было. В доме Никона собирались старообрядцы, и он проводил службы.
В 1917 году в Авсюнино проживает много семей Львовых. Ещё живы родители моей прабабушки Агафьи: Никифор Григорьевич Львов и его жена Евдокия Марковна. Живут в Авсюнино и братья Агафьи.
Старший брат — Ефрем Никифорович Львов (1879-1949) женат на Елене Михайловне (1876-1963). У них дочери: Мария Ефремовна (1902-1983), Павлина Ефремовна (1901-1976), Анисья Ефремовна (в замужестве Левина) (1912-2008). Позже Ефрем Никифорович Львов с семьей переехал жить в Москву, где был прихожанином Рогожской старообрядческой церкви. Он с женой и дочерями похоронен на Рогожском кладбище. На их могиле стоит такой же белый большой деревянный старообрядческий крест, как и у его сестры Агафьи Никифоровны с её мужем Миловановым Игнатием Даниловичем.
Младшего брата Агафьи звали Иван Никифорович Львов (1885-?). Женат был на Анне Венедиктовне (1889-?). У них был сын Иван Иванович Львов 1914 г.р., уроженец д. Авсюнино. Во время войны пропал без вести в мае 1942 г. Призван 20.02.1942 г. Куровским РВК, красноармеец, пулемётчик. Извещение о том, что он пропал без вести, послано на адрес: МО, п. Куровское, «Пролетарка», д.6, кв.48. На сайте ОБД-мемориал есть информация ещё об одном Львове (возможно тоже сын Ивана Никифоровича Львова): Львов Сергей Иванович 1926 г.р. Место призыва: Куровской РВК, Московская обл., Куровской р-н. В РККА с 14.11.1943, гв. ефрейтор, стрелок 6 роты, 23 гв. сп 8 гв. сд. Дата подвига: 18.03.1945. Представлялся к ордену Славы 3 ст., дали медаль «За отвагу».

livovi_3.jpg
Агафья Никифоровна Милованова, урождённая Львова, (третья слева) со своими родственниками. Предположительно г. Куровское. Скорее всего, конец 1930-х гг. Мне бы очень хотелось узнать, кто на этой фотографии вместе с моей прабабушкой

Семьи ЛЬВОВЫХ по линии Ивана (1816-?) в 1917 году в Авсюнино:
— Алексей Иванович 59 лет, жена его Федосья Никитична 59. У них дочь Прасковья Алексеевна 22 лет и сын Зиновий Алексеевич ~27 лет, жену которого звали, вероятно, Устинья Ермиловна 28 лет, а сына — Иван Зиновьевич 1915 г.р.
К этой же семье относится Елена Ефимовна 38 лет — невестка Алексея Ивановича Львова. Мужем Елены Ефимовны, вероятно, был Марк Алексеевич (его, почему-то нет в списках избирателей 1917 года). Сыновья Марка и Елены Львовых: 1). Федор Маркович Львов 1923-1942, красноармеец, пулемётчик, призван Куровским РВК, пропал без вести в марте 1942. 2). Кузьма Маркович Львов 1906-1942, призван 28.07.1941 Куровским РВК, 04.1942 пропал без вести, жена его Львова Васса Николаевна проживала в Авсюнино.
— Иван Платонович 42 года, его жена Акулина Ивановна 41. У них дочь Татьяна Ивановна 20 лет и сын Аким Иванович 25 лет, вероятная жена которого Мария Кирилловна 23 года.
— Ксения Порфирьевна Львова 60 лет, жена Митрофана Ивановича (его в списках нет, вероятно, умер).
— Анисия Тимофеевна Львова 33 лет.

К сожалению, потеряны связи между многими родственниками Львовых из Авсюнино. Мне бы очень хотелось их восстановись. Надеюсь, что после моей информации кто-нибудь из них найдётся и откликнется.

livovi_4.jpg
Агафья Никифоровна Милованова, в девичестве Львова. Москва, 1950-е годы

Источники:
— Ревизские сказки 1811 года (6-я ревизия). Крестьяне д. Авсюнино, которая входит в имение Богородское покойного генерала поручика Абрама Степановича Лопухина, доставшееся по наследству в 1799 году сыну его егерь-мейстеру и действительному камергеру Степану Абрамовичу Лопухину. (ЦИАМ; ф.51, о.8, дело 2, ч.2).
— Ревизские сказки 1816 года (7-я ревизия). Крестьяне д. Авсюнино, помещицы коллежской ассесорши графини Екатерины Петровны Зотовой (ЦИАМ; ф.51, о.8, дело 59, ч.3).
— Ревизские сказки 1834 года (8-я ревизия). Крестьяне д. Авсюнино, вотчина графа Ивана Александровича Зотова (ЦИАМ; ф.51, о.8, дело 186).
— Ревизские сказки 1850 года (9-я ревизия). Крестьяне д. Авсюнино, помещика штаб ротмистра Василия Ивановича Можарова (ЦИАМ; ф.51, о.8, дело 396, ч.9).
— Ревизские сказки 1858 года (10-я ревизия). Крестьяне помещика Можарова с. Авсюнино (ЦИАМ; ф.51, о.8, дело 645).
— Исповедальные ведомости прихода Богородице-Рождественской церкви что у речки Рудня священника Федора Андреева и Самсона Александрова (1826- 1830 гг.) вотчина графа Ивана Александровича Зотова деревни Авсюнино крестьяне записные и не записные (ЦИАМ ф.2127, о.1, дело 730).
— Исповедальные ведомости прихода Богородице-Рождественской церкви что при речке Рудня 1831-1835 гг. Священник Федор Андреев. Вотчина графа Ивана Александровича Зотова деревни Авсюнино крестьяне раскольники (ЦИАМ ф.2127, о.1, дело 732).
— Исповедальные ведомости прихода Богородице-Рождественской церкви что при речке Рудня священника Николая Ивановича Коринского (1841- 1850 гг.) деревни Авсюнино графа Зотова (до 1849 г.) крестьян раскольников (ЦИАМ ф.2127, о.1, дела 735 и 736).
— Исповедальные ведомости прихода Богородицерождественской церкви что при речке Рудня священника Николая Ивановича Коринского (1851, 1852, 1853 гг.) и священника Александра Матвеева Флоринского (1854, 1855 гг.) деревни Авсюнино господина Можарова крестьян раскольников (ЦИАМ ф.2127, о.1, дела с 737 по 738).
— Исповедальные ведомости прихода Богородицерождественской церкви что при речке Рудня 1861, 1862, 1864 гг. священника Иоана Афанасия Покровского деревни Авсюнино господина Можарова крестьян раскольников (ЦИАМ; ф.2127, о.1, дело 742).
— Исповедальные ведомости Богородицерождественской церкви при речке Рудня 1881, 1882, 1883 гг. Священник Матвей Петров Преображенский.
Временнообязанные Господина Можарова деревни Авсюнино крестьяне раскольники (ЦИАМ ф. 2170, о.1, дело 744).
— Старообрядческие моленные в Богородском уезде в 1898 году. (ЦИАМ, ф. 17, оп. 98, д. 675, лл. 63-118).
— Указатель селений и жителей Московской губернии 1852 года. Автор: К. Нистрем. Издательство: Типография ведомства Московской городской полиции. Город: Москва.
— Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 год. Переписные листы всеобщей переписи населения. Богородский уезд. (ЦИАМ ф. 199, о.2, д. с 462 по 469)
— Богородский уездный комитет по выборам в земство 1917 г. Списки избирателей по выборам в уездное земство по Дороховской волости деревня Авсюнино I и II и д. Заполица. (Ф.2336, о.1, д.54, д.55)
— Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года. Статья с сайта Министерства обороны РФ. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=10965719%40cmsArticle
— Набор ополчения в Гребневском имении Голицыных и волнения мастеровых на текстильных мануфактурах Щелковского края в 1812 году. (А. Поспыхалин, 2012). Статья с сайта «Подмосковный краевед» http://trojza.blogspot.com/2012/04/1812_10.html
— Старообрядческая палестина (из истории Орехово-Зуевского края) Владимир Лизунов. Орехово-Зуево, 1992 г . http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/19_lizunov.html
— Википедия «Крестьянская реформа в России»
— Богородское село: владельцы. Статья с сайта https://onthelife.ru/index.php/bogorodskoe/istoriya

“Львовы из деревни Авсюнино”

комментарий 51

  1. Александр 22 Сен 2018 в 11:05 ссылка на комментарий

    Елена, нет слов. Совершенно монументальный труд. Да еще, подозреваю, под неоднократно высказываемыми упреками «Зачем тебе это надо?». И правильно сделали, что опубликовали, ведь известно, что радость от владения, в данном случае, информацией увеличивается вдвое, если удается поделиться с другими. Ну а более благодарной аудиторией Вам не найти. Вот и я читал и удивлялся, насколько много общего между Вашими родными и моими. Правда, я знаю свою ветвь по отцу, только до деда, Волкова Харлампия Макеевича, также уроженца д.Авсюнино 1903 г.р., также ушедшего воевать и пропавшего без вести. Жена его с детьми, Анисья Ивановна Волкова, жила потом на Пролетарке. Видимо, то, что Вы рассказали — это очень типично, а поэтому вдвойне ценно. Ну и в завершении у меня к Вам просьба: если не трудно, посмотрите в Ваших источниках информацию о моих предках по линии деда.
    С уважением,
    Александр.

  2. Владимир 23 Сен 2018 в 12:36 ссылка на комментарий

    Александр! Вашу родственную связку по Анциферово: Довольновы — Соляковы я помню. А как Волковы связаны с ними родственно?

  3. Александр 23 Сен 2018 в 15:21 ссылка на комментарий

    Владимир, все очень просто, моя мама,в девичестве, Довольнова, Валентина Ивановна и отец Волков Борис Харлампиевич жили в одном дворе на Пролетарке. Жили они с матерями Довольновой (Соляковой)Марией Ильиничной из Анциферово и Волковой Анисьей Ивановной из Авсюнино. И даже мой старший брат родился в Куровской, а я уже родился в Туле, где отец после Люберецкого техникума строил комбайновый завод.

  4. Владимир 23 Сен 2018 в 17:23 ссылка на комментарий

    Понятно, Александр!
    Ну, а родители Харлампия Макеевича, при известном везении могли попасть не только в списки избирателей 1917 года по Авсюнино, но даже в подворную перепись (в родительских семьях). Правда, из какой родительской семьи Анисья Ивановна, по-видимому, неизвестно.

  5. Александр 23 Сен 2018 в 18:45 ссылка на комментарий

    Владимир, ну, судя по списку использованных источников, шансы действительно есть. Тем более, что тема еще наверное не остыла у Елены. Одно время Авсюнино собирался заняться Михаил Рыбин, но что-то, видимо, не срослось. У него в Авсюнино тоже был интерес. Но он мне с Куровской помог, там жила отцова сестра, с которой была утеряна связь по моей вине. К сожалению, по его информации эта связь утеряна навсегда. А по Соляковым я, наоборот, нашел троюродную сестру на Вашем форуме. Так что как все в этой жизни: что-то теряем, что находим.

  6. Елена Сиголаева 24 Сен 2018 в 13:17 ссылка на комментарий

    Александр! Я попробую Вам помочь. Возможно это будет не в ближайшее время. Надеюсь. что терпения у Вас хватит. Поиск родных — это дело длительное. Главное, что по Авсюнино сохранились документы (и исповедальные ведомости, и ревизские сказки).

  7. Александр 24 Сен 2018 в 16:12 ссылка на комментарий

    Елена! Заранее спасибо Вам за хлопоты.А с терпением тут у всех порядок.

  8. Елена Сиголаева 02 Окт 2018 в 12:08 ссылка на комментарий

    Александр! Спешу порадовать. Получилось, все же, в ближайшее время.
    Держите Волковых из Авсюнино. Хорошо, что имя редкое — МОКЕЙ.
    1897 год (февраль) первая всеобщая перепись населения Российской империи. Московская губерния. Богородский уезд. Дороховская волость. Деревня Авсюнино. Сельское общество Авсюнинское-2. (Ф.199, о.2, д.468, ч.1):
    Михаил Васильев Волков. 1 дом из дерева, крыт дранью
    Волков Михаил Васильев хозяин, 55 лет, крестьянин из помещичьих, родился здесь, временно проживает в Рязанской губернии г. Егорьевск, раскольник, не читает, сторож.
    Волкова Марья Павлова, жена, 43 года, крестьянка из помещичьих, родом из Московской губернии Богородского уезда Дороховской волости деревни Селиваниха, раскольник, не читает, ткачиха на дому.
    Волкова Федосья Михайлова дочь, 18 лет, крестьянка из помещичьих, родилась здесь, раскольник, не читает, ткачиха на дому.
    Волков Мокей Михайлов сын, 16 лет, крестьянин из помещичьих, родился здесь, временно проживает в Рязанской губернии г. Егорьевск, раскольник, не читает, работает на ткацкой фабрике.
    Волкова Пелагея Михайлова дочь, 11 лет, крестьянка из помещичьих, родилась здесь, раскольник, не читает, при матери.
    Волков Онисим Михайлов сын, 7 лет, крестьянин из помещичьих, родилась здесь, раскольник, не читает, при матери.
    Волкова Марья Михайлова дочь, 4 года, крестьянка из помещичьих, родилась здесь, раскольник, при матери.
    Волкова Ирина Михайлова дочь, менее года, крестьянка из помещичьих, родилась здесь, раскольник, при матери.

    Лаврентий Агапов Волков. 1 дом деревянный, крыт данью.
    Волков Лаврентий Агапов хозяин, 30 лет, крестьянин из помещичьих, родился здесь, временно проживает в Рязанской губернии г. Егорьевск, раскольник, не читает, красильщик-работник, ратн.1 разр.
    Волкова Евдокия Григорьева жена, 28 лет, крестьянка из помещичьих, родилась в Московской губернии Богородского уезда Дороховской волости деревне Дорохово, раскольник, не читает, ткачиха на дому.
    Волков Парфений Лаврентьев сын, родился здесь, 6 лет, раскольник, при матери.
    Волкова Анисья Лаврентьева дочь, родилась здесь, 3 года, раскольник, при матери.
    Волков Федор Агапов брат, 26 лет, крестьянин из помещичьих, родился здесь, временно проживает в Рязанской губернии г. Егорьевск, раскольник, не читает, красильщик-работник, ратн.1 разр.
    Волкова Матрона Емельянова сноха, жена Федора, 25 лет, крестьянка из помещичьих, родом из Московской губернии Богородского уезда Дороховской волости деревни Селиваниха, раскольник, не читает, ткачиха на дому.
    Волков Митрофан Агеев брат, 23 года, крестьянин из помещичьих, родился здесь, временно проживает в Богородском уезде Запоновской волости деревни Давыдово, раскольник, не читает, красильщик-работник.
    Волкова Ирина Никифорова сноха, жена Митрофана, 23 года, крестьянка из помещичьих, родилась здесь, раскольник, не читает, ткачиха на дому.
    Волков Аким Митрофанов племянник, 1 год, раскольник, при матери.
    Волкова Матрона Тимофеева мать, вдова, 50 лет, крестьянка из помещичьих, родилась здесь, раскольник, не читает, живет на средства сыновей.

    А вот это связь двух семей ВОЛКОВЫХ:
    Исповедальные ведомости прихода Богородицерождественской церкви что при речке Рудня 1864 г. священника Иоана Афанасия Покровского
    (ЦИАМ; ф.2127, о.1, дело 742):
    Деревни Авсюнино временнообязанные господина Можарова крестьяне раскольники:
    №75
    Василий Герасимов 57
    Жена Акилина Никифорова 58
    Дети:
    Гликерия 21
    Михаил 19
    Агапит 23
    Сноха вдова Наталья Трифонова 33
    Сын Иван Михеев 13

  9. Владимир 02 Окт 2018 в 12:24 ссылка на комментарий

    Елена, это очень и очень здорово!

  10. Александр 02 Окт 2018 в 22:35 ссылка на комментарий

    Елена ,нет слов! Вы супер! Еще раз огромное спасибо за моих предков ,которых я имею счастье поминать за упокой .
    Но каков мой прапрадед Михаил Васильевич Волков,в 54 года дочку родил,молодец.
    Я уже не в первый раз встречаю среди своих предков такое,но тут без загадок ,от 42 летней жены.
    Похоже не все так плохо было с продолжительностью жизни при царе-батюшке,как нам рассказывали.

  11. Владимир 03 Окт 2018 в 8:24 ссылка на комментарий

    Александр, у меня во второй ревизии 1748 года по деревне Молоково запись есть о моем пра…прадеде:

    «Дементий Филиппов 99
    у него дети:
    Григорий 69
    Семен 64
    При свидетельстве в прежней переписи написано а в оклад не положено
    Иван 25…»

    Во-первых, забавно воспринимается — «дети» в отношении мужичков под 70 лет. Во-вторых, совсем непонятно, кто такой Иван — по записи он должен бы пониматься как младший сын Дементия, разве что возраст у него неправильно указан в документе.

  12. Александр 04 Окт 2018 в 22:38 ссылка на комментарий

    Владимир,я тоже посчитал бы это забавным,но мне тут же вспомнился недавний разговор с бане с моим давним знакомым марафонцем,которому за 80 лет.Я не знал как к этому относится,но он рассказывал о недавнем романтическом приключении .Он конечно фантазер,но тут все выглядело крайне правдоподобно.Но мы же с Вами неоднократно убеждались ,что исключения только подтверждают правило.

  13. Александр 04 Окт 2018 в 22:43 ссылка на комментарий

    Елена добрый день. Я посмотрел ранее размещенную на сайте информацию о избирателях ,которая есть и в Вашем списке литературы.Оказывается Михаил Васильевич Волков с дочерью Ириной Михайловной есть в этих списках.А мой прадед Мокей Михайлович Волков либо завис в Егорьевске,либо воевал.

  14. Елена Сиголаева 06 Окт 2018 в 18:25 ссылка на комментарий

    Добрый день, Александр! Да, все может быть. Вообще же, списки избирателей 1917 года не очень корректные. По моим Львовым: записан Никифор Григорьевич 58 лет и Никита Григорьевич 58 лет. Ни по каким другим спискам Никиты у нас в роду не было, явно моего прапрадеда Никифора внесли два раза. А его сына Ефрема Никифорова Львова записали как Ефим Никифорович Львов (возраст совпадает полностью). Может писарь глуховат был?
    И еще странно, что мой прадед Игнатий Данилович Милованов внесен в эти списки, хотя уже несколько лет как проживал с семьей в Москве. Причем жена его Агафья Никифоровна Милованова (Львова) в списках избирателей не значится. По какому принципу, как составляли эти списки — остается только гадать.

  15. Елена Сиголаева 06 Окт 2018 в 18:35 ссылка на комментарий

    Меня восхитили имена Мокей, Агапит. Имя Агапит носит инопланетянин в фильме «Отроки во вселенной» — я была уверена, что это придуманное писателем имя (типа Ариэль). А оказывает таким именем назвали деревенских мальчиков. В дальнейшем оно трансформируется в Агапа, а это уже вполне встречающееся имя.

  16. Владимир 06 Окт 2018 в 18:51 ссылка на комментарий

    Елена! В святцах есть греческие имена Агапий (Агап) и Агапит. Последнее существует и поныне, хотя дается крайне редко (если вообще сейчас дается). Мокей — правильно Мокий (с ударением также на второй слог).

  17. Александр 06 Окт 2018 в 19:12 ссылка на комментарий

    Елена,по событиям 1917 г. все очень интересно.Я стал смотреть описание этих событий в Егорьевске,думая найти следы своих,там как я понял, две фабрики было ,на которых они могли работать.Так вот похоже что свержение монархии было обществом поддержано,причем местами жестко ,с убийством военноначальника и местных властей.Не ожидали похоже наши старообрядческие предки что вслед за преследующей их самодержавием придет вообще богоборческая власть.Поэтому удивительно то что хоть какие то списки до нас дошли,видимо сказалась инерция.
    А с необычностью старообрядческих имен я живу с самого детства.Отчество моего отца ,Харлампиевич,коверкали как кто только мог.Самое простое это называли Харламович.В базе ОБД деда вообще записали как Харлан,еле нашел.Я себе представляю что бы было если он настаивал на правильном ,греческом написании своего отчества Харалампиевич.

  18. Елена Сиголаева 07 Окт 2018 в 0:54 ссылка на комментарий

    Да, интересные имена встречаются. В моем роду старообрядцев меня удивили имена Аммос, Конон — никогда раньше о таких не слышала.
    Интересно то, что сейчас стали опять давать детям такие имена, как Егор, Макар, Матвей, Марк, Арсений и т.п. Это радует! Может дойдет и до Агапита, Мокея, Аммоса, Харлампия?
    Кстати, был такой старообрядческий епископ Конон, в миру казак Козьма Трофимович Смирнов (1797-1884). Он 22 года провел в заключении в суздальском Спасо-Ефимием монастыре. «На некоторое время епископ Конон переводился в единоверческий монастырь для «увещаний». В обмен на отречение от веры и сана ему предлагали безбедную жизнь, церковную должность и священническую хиротонию. Однако владыка Конон остался непреклонен в вере и снова был брошен в тюрьму.»

  19. Владимир 07 Окт 2018 в 8:44 ссылка на комментарий

    Вопрос с именами всегда интересен.
    В святцах (настольная книга, однако!) есть два имени: Аммон и Амос. В документах они частенько сливаются воедино, и для одного и того же человека пишется то Аммон, то Абмон, то Аммос.
    То же самое и с парой Конон и Константин.

    Почти 10 лет назад вот здесь на блоге я опубликовал маленькую заметку про имена.

  20. Владимир 07 Окт 2018 в 8:51 ссылка на комментарий

    Святцы содержат преимущественно греческие, еврейские и латинские имена. Иногда встречаются сирийские. Но «истинно русских» имен (Всеволод, Святополк, Святослав, Людмила и т.п.) вы там не найдете.

  21. Владимир 07 Окт 2018 в 9:03 ссылка на комментарий

    Церковный (исповедная ведомость) и нецерковный (ревизия, перепись) документы отличаются, кроме всего прочего, еще и именами. У меня на руках есть и ревизия и исповедка одного и того же, 1834, года по деревне Анциферово: в ревизии ни разу не записано имя Евдокия, а Авдотья встречается 64 раза, в исповедке с точностью «до наоборот» — Авдотья категорически не пишется, только Евдокия (что, конечно, правильнее, исходя из святцев).

  22. Елена Сиголаева 07 Окт 2018 в 10:15 ссылка на комментарий

    Спасибо, Владимир за ссылку на статью про имена! С интересом прочитала. Возникает вопрос: какое произношение имени важнее, как крестили или как называли в быту? или же вообще это не так уж принципиально.
    У мой прапра…дед из Миловановых то именуется Савелием, то Саввой. А ведь это два разных имени по святкам!
    У меня еще такой вопрос: когда крестьянам-старообрядцам Подмосковья стали присваивать фамилии? По Львовым получается, что ближе к середине 19 века. Не поздновато ли? Читала в некоторых статьях, что фамилии не писали в метрических книгах и исповедальных ведомостях, но при наборе в рекруты записывали фамилии с конца 18 века.

  23. Владимир 07 Окт 2018 в 12:30 ссылка на комментарий

    Мне кажется, что «канонический» вариант имени важнее разговорного, то есть та же Евдокия главнее, чем Авдотья.

    В отношении фамилий. То, что они (фамилии) якобы появляются не ранее середины 19 века, связано, по-видимому, с тем обстоятельством, что их указано больше всего в ревизии 1850 года.
    На самом деле фамилии появляются гораздо раньше, просто не пишутся. В исповедках они вообще не встречаются, пожалуй, только в исповедке 1912 года были по деревне Корнево.
    В разных селениях фамилии проявляется различно. Так, например, в переписи 1716 года их весьма много в волостном центре Карповской волости, а в некоторых селениях они могут не упоминаться вовсе.
    Во владельческих селениях фамилии появляются позднее.

  24. Владимир 07 Окт 2018 в 12:48 ссылка на комментарий

    Вот что кажется мне важным.
    В документах 17 века в отношении крестьян, по крайней мере, было приняты уничижительные имена. Например, те же переписные книги 1646 года:

    «деревня Исаково, Смолево тож на речке на Брекленевке
    в ней крестьян
    двор Самойлко Федотов
    двор Меркушка Иванов
    двор Филка Никифоров
    двор Мишка Зиновьев
    двор Федотка Тимофеев
    двор Ерошка Микифоров
    двор Ивашко Андреев
    двор Левка Дмитриев»

    30 декабря 1701 (10 января 1702) года Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»

  25. Елена Сиголаева 07 Окт 2018 в 18:46 ссылка на комментарий

    Спасибо! Очень интересно.

  26. Тамара 08 Окт 2018 в 14:05 ссылка на комментарий

    Елена, добрый день! Меня интересуют Сеноедовы из Селиванихи. Селиваниха это ведь рядом с Авсюнино. Не попадалась ли Вам информация о них при ваших поисках?

  27. Владимир 09 Окт 2018 в 9:04 ссылка на комментарий

    Я просто напомню всем (Тамара-то полностью в курсе), что сведения о Сеноедовых в некрополе деревни Селиваниха и сведения из ОБД «Мемориал» Галина Карпова приводит вот в этой статье на блоге.

  28. Александр 10 Окт 2018 в 9:59 ссылка на комментарий

    Елена ,добрый день.
    Опять к Вам с просьбой.
    В ревизиях 1811 1816 ,Василий Герасимов должен быть в родительской семье.
    Посмотрите пожалуйста ее состав.

  29. Елена Сиголаева 12 Окт 2018 в 16:47 ссылка на комментарий

    Здравствуйте, Тамара! Селиваниха действительно рядом, но фамилия Сеноедовы мне не попадалась. Напишите, как имя-отчество Ваших предков и их примерные года рождения. Может быть в следующий раз и обращу на них свое внимание.

  30. Елена Сиголаева 12 Окт 2018 в 16:51 ссылка на комментарий

    Александр! Ловите 1831 год исповедки:
    Ведомость Богородского уезда церкви Рождества Пресвятой Богородицы что у речки Рудня священника Федора Андреева с причетником 1831 год вотчина графа Ивана Алексеевича Зотова древни Авсюнино записные и незаписные раскольники:
    №71
    Герасим Васильев вдов 57 лет
    Сын его Василий 24 года
    Василия жена Акилина Никифорова 23
    Сын их Михей 2 года

    что-то рано Михей умер, в 1864 году только его молодая вдова и малолетний сын остался…

  31. Тамара 13 Окт 2018 в 12:17 ссылка на комментарий

    Елена, спасибо за ответ. Мне никак не удается установить ОТЧЕСТВО ЕРОФЕЯ СЕНОЕДОВА (это отец моего деда Алексея Ерофеевича), чтобы связать их с остальными Сеноедовыми. Предполагаю, что год рождения Ерофея приблизительно 1880.Я хотела более конкретно задать Вам вопрос: нет ли в исповедных ведомостях Богородицерождественской церкви при речке Рудне сведений о старообрядцах деревни Селиваниха?

  32. Александр 13 Окт 2018 в 14:50 ссылка на комментарий

    Елена, бесконечно большое Вам спасибо! С Вашей помощью мне удалось закончить составление моей родословной, причем с самой безнадежной стороны, со стороны моего отца, так как никаких связей у меня по этой линии не осталось. И Владимиру, конечно, большое спасибо, за то, что поддерживает наше общение,людей неравнодушных к своим предкам. Мне всегда было не очень понятно, почему у «высокородных» принято гордиться знанием своих предков, а у крестьян нет. Наверное, их состояние позволяло им просто хранить эту информацию, а крестьянам было не до этого.

  33. Елена Сиголаева 14 Окт 2018 в 12:09 ссылка на комментарий

    Тамара! Да, деревня Селиваниха точно есть в этих Исповедальных ведомостях Богородицерождественской церкви что при речке Рудня (Фонд 2127, опись 1, дела с 730 по 746). Но в каких именно делах Селиваниха есть, а в каких ее нет — сказать точно не могу. Например, мои деревни Авсюнино и Титово в некоторых делах вместе (один и тот же священник записывал), в других — отдельно (записаны разными священниками). И в ревизских сказках вместе с Авсюнино есть Селиваниха. Кстати, в ревизии 1916 года она называется Селиваново и в ней всего 31 двор.

  34. Елена Сиголаева 14 Окт 2018 в 12:19 ссылка на комментарий

    Александр! Я еще раз уточню, но в ревизии 1816 года Ваших, вроде бы, нет в Авсюнино. Но, например, есть такая запись по деревни Титово: «Сафрон Кузмин куплен в 1812 г. у помещицы Волковой рекрут с 1814 года». Это я к тому, что фамилия Волковы может быть связана с тем, что крестьяне были куплены у помещиков Волковых. Читала статью о том, что это было распространенным явлением, у одного помещика были крестьянские семьи Шереметьевы, Разумовские, Головины и т.п. Есть портреты художника П. С. Попова «Портрет Н. Е. Волковой (помещицы Вологодской губернии). 1824 г.» и художника Александр Павлович Брюллова «Софья Александровна Волкова. 1831 г.».

  35. Елена Сиголаева 14 Окт 2018 в 12:41 ссылка на комментарий

    Тамара! Дополнение к предыдущему сообщению. Эти исповедальные ведомости с 1826 года по 1896 год.
    Дело 730 с 1826 по 1830 гг. священника Федора Андреева,
    д.731 с 1829 по 1835 гг. священника Трофима Иосифа,
    д.732 с 1831 по 1835 гг. священника Федора Андреева,
    д.735 с 1841 по 1845 гг. священника Николая Иванова Коринского,
    д.737 с 1851 по 1853 гг. священника Николая Иванова Коринского,
    д.736 с 1846 по 1850 гг. священника Николая Иванова Коринского,
    д.738 с 1853 по 1855 гг. священника Александра Матвеева Флоринского,
    д.739 с 1854 по 1863 гг. священника Иоакима Илларионова Коржавина,
    д.740 с 1856 по 1860 гг. священника Иоана Матвеева Востокова,
    д.742 с 1861 по 1865 гг. священника Иоана Афанасия Покровского,
    д.743 с 1877 по 1882 гг. священника Александра Стефанова Никольского,
    д.744 с 1881 по 1883 гг. священника Матфея Петрова Преображенского,
    д.745 с 1883 по 1888 гг. священника Александра Стефанова Никольского,
    д.746 1889 по 1896 гг. священника Матфея Петрова Преображенского

  36. Александр 14 Окт 2018 в 13:18 ссылка на комментарий

    Елена,я тоже где то читал про это явление.Может у Владимира есть информация о происхождении фамилии Волковых из Смолево?Очень может быть случай аналогичный.

  37. Владимир 14 Окт 2018 в 13:18 ссылка на комментарий

    Елена, Александр, в отношении приобретения фамилий аналогичных помещичьим — я полагаю, что это вопрос неоднозначный. Многое зависит от того, как мне кажется, что за владелец, что за края, старой или новой веры селение. Обобщать это сложно.

    У нас в поиске было всего две владельческих деревни: Кузяево Гжельской волости и Анциферово Запонорской волости. В Анциферово нам удалось проанализировать порядка 90 фамилий (вся деревня старообрядческая). В Кузяево около 60 фамилий (жители старой и новой веры в соотношении 50 на 50). Ни одна из фамилий не имела отношения к владельцу деревни или близлежащих селений.

    Зато среди государственных крестьян, например, Волковы широко были представлены в Смолево, Лопаково и Асташково, причем, одного ли они корня, мне установить не удалось. Или Казаковы, которых у меня в роду аж даже три «независимых» друг от друга семьи (из Лопаково, Молоково и Кузяево)

  38. Тамара 14 Окт 2018 в 14:39 ссылка на комментарий

    Елена, огромное спасибо! Теперь у меня появилась надежда что то найти. Ревизскую сказку, наверное, Вы имели в виду 1816 года? Еще раз спасибо!

  39. Елена Сиголаева 14 Окт 2018 в 15:56 ссылка на комментарий

    Тамара! Да, Конечно 1816 год. Уже не первый раз у меня такая описка возникает — на 100 лет…

  40. Владимир 14 Окт 2018 в 17:05 ссылка на комментарий

    Елена!
    «…д.731 с 1829 по 1835 гг. священника Трофима Иосифа,
    д.732 с 1831 по 1835 гг. священника Федора Андреева…
    …д.743 с 1877 по 1882 гг. священника Александра Стефанова Никольского,
    д.744 с 1881 по 1883 гг. священника Матфея Петрова Преображенского…»

    Судя по тому, что годы службы разных священников перекрываются, церковь в Рудне была двухпрестольной.

  41. Галина Карпова 15 Окт 2018 в 10:34 ссылка на комментарий

    » Подворная перепись о селении священнослужителей
    (а также держателей лавок) Богородскаго уезда
    Богородице-рождественского погоста Рудни Церкви,
    находящемся в черте Дорховской волости : http://ilschool-guslicy.ru/a12-karpova-ga-pogost-rudnya.html

  42. Галина Карпова 15 Окт 2018 в 10:37 ссылка на комментарий

    Владимир, из Википедии «На данный момент в селе Рудне-Никитское находятся два старинных деревянных храма и кладбище, обнесённые кирпичной стеной, а также освящённый колодец перед главным входом в ограду. Самый большой храм — Рождества Пресвятой Богородицы — построен в 1782 году, (а тот, что поменьше, который называется Рождества Христова — в 1720). Службы совершаются по праздникам и воскресеньям. Настоятелем является игумен Серафим (Голованов). » Даты спорные…

  43. Наталия Горбунова (Лакеева) 24 Окт 2018 в 4:59 ссылка на комментарий

    Елена, (… у Львова Марка и Елены был ещё сын Феоктист и 4 дочери Мария, Ефросинья, Пелагея моя мама и Надежда. ….. источник информации в ОК https://ok.ru/profile/573019070635/photos )

  44. Владимир 24 Окт 2018 в 8:50 ссылка на комментарий

    Наталия, у Вас фантастически богатое собрание фотографий. Особенно важно то, что они подписаны (кто есть кто, когда сделана фотография). Поздравляю!

  45. Наталия Горбунова (Лакеева) 24 Окт 2018 в 10:25 ссылка на комментарий

    Владимир, к сожалению, не все фото мной подписаны. Но фотографии (особенно школьных классов, и детских садов) с разных ближайших деревень я собираю на своей странице. … Появляются люди, которые добавляют недостающую информацию (как с Марком Львовым). Его внучка добавила информации под этой фотографией: ( https://ok.ru/profile/559297089613/album/860302369101/867764060493 )

  46. Владимир 25 Окт 2018 в 9:57 ссылка на комментарий

    Наталия, вот смотрите: у Вас из 5 — 6 селений есть фото. Причем, преимущественно школьные или детсадовские. Вы специально такие фотографии подбирали?
    Можно лишь сожалеть о том, что среди этих фотографий совершенно отсутствуют старые фото (досоветского периода или хотя бы довоенные). Именно они представляют особую ценность. Фото, сделанные после 2000 года — они только для семейного альбома.

  47. Наталия Горбунова (Лакеева) 25 Окт 2018 в 22:00 ссылка на комментарий

    Владимир, фото довоенные никто практически не выкладывает. Для этого нужно со своей техникой (сканером, и прочей атрибутикой) пройтись по всем домам в деревнях (войти в доверие, так как люди очень недоверчивы)(Ирине Лакеевой , из Старого Титово, даже родственники не дали старинные фото сфотографировать). … Я захожу на многие страницы. Очень много фотографий последних десяти лет. Есть послевоенные фотографии в группах деревень, но они в основном не подписаны. Вот например: https://ok.ru/group/57810732384293/photos https://ok.ru/ponarino/photos https://ok.ru/group/54159884091415/photos
    https://ok.ru/group/42911075467357/photos

  48. Владимир 26 Окт 2018 в 8:53 ссылка на комментарий

    Я понял, Наталья, но в интернете много полезного не почерпнуть — это точно. Это можно сделать лишь в очных разговорах, причем, незнакомому человеку никто ничего показывать или рассказывать, скорее всего, не будет. Важно, чтобы тебя «ввел» — представил кто-то из местных, да не просто из местных, а к кому в деревне относятся с уважением.

    Так было у нас в Смолево, когда Инна Ивановна ходила с нами (помню, я отметил, что далеко не во все дома мы обращались) — в итоге собралось большое число фотографий, что важно, с рассказом о том, кто на них изображен.
    Этим летом, кстати, многие из них я опубликовал в шести статьях «Из семейных фотоальбомов…»

    Сразу скажу, что фотографии текущего столетия никакой поисковой ценности не представляют.

  49. Владимир 27 Окт 2018 в 8:59 ссылка на комментарий

    Вот еще из нашего опыта фотокопирования на месте.
    Конечно, никакого переносного сканера у нас с собой не было, а была обычная незеркальная фотокамера.
    Фотографировали фото в любых ситуациях, как правило, без дополнительной подсветки: на столе, на подоконнике, на капоте машины, даже на полу веранды (когда в комнате было слишком темно).
    На капоте машины, да в пасмурную погоду, как оказалось, удобнее всего — освещение равномерное.

  50. Илья 15 Апр 2023 в 13:52 ссылка на комментарий

    Здравствуйте!
    Занимаюсь поисками Зотовы в деревне Гридино.
    За 1855 год нашел информацию о том, что в деревне жила некая Евфимия Зотова, у нее было два сына на момент 1885 года: Федор и Арсений. Арсений, вроде бы, как является отцом моего прапрадеда Евтея Зотова (вроде бы, как 1885 года рождения). Все они старообрядцы. Нет ли у кого-нибудь информации по отцу Арсения и Федора, или вообще инфомарции по любым из них? Буду очень благодарен!

  51. Илья 15 Апр 2023 в 13:53 ссылка на комментарий

    Все они являются старообрядцами, по крайней мере, Евтей был старообярдцем, а его отец точно так же во все списках старообрядцев.

Написать комментарий