Материалы для истории раскола в Курской епархии

Наталия Викулова прислала интересный материал — перевод статьи из «Курских епархиальных ведомостей» 1890 года. Интересен он не только собственно событийной своей канвой, но и тем, что одна из упоминающихся там фамилий старообрядцев является для нас весьма знакомой. 

 
shadr_6.jpg

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ РАСКОЛА В КУРСКОЙ ЕПАРХИИ

kursk.jpg


2) Старообрядческие миссионеры в Рыльском уезде
В этой главе мы познакомим читателей с интересным фактом в истории местного раскола, именно с миссионерством старообрядцев в Рыльском уезде в пятидесятых годах. Дело было так. В 1854 году в один из весенних дней Рыльский земский заседатель выехал по делам службы в уезд. Переезжая городскую черту, он заметил на берегу речки Рыла четырех человек в полумонашеских одеяниях. Заседателю эти люди показались подозрительными; котомки за плечами обнаруживали, что они странники. Неподалеку от этих странников стояли две нагруженные телеги, которые, как впоследствии оказалось, принадлежали странникам. Заседатель произвел при посторонних людях обыск телег и оказалось, что он нагружен массой икон, крестов, церковных книг, холстов и других принадлежностей старообрядческого богослужения. Кроме того в особых тюках находились раскольничьи мантии, венцы и др. предметы, а в ящике «освященныя», как показали неизвестные люди, просфоры. От странников были потребованы письменные виды и они оказались крестьянами Московской губернии с Рогожского старообрядческого кладбища. Разумеется, возникло следствие и окончательно было разсмотрено дело в совещательном о раскольниках комитете. На основании этого следствия мы разскажем о роли старообрядческих «странников» и значений их странствований.
«Странники» были отправлены Рогожским кладбищем для поездки по разным местностям России. Они, прежде чем появились в Рыльске, успели побывать в Калуге, Туле, Судже, Обояни и держали из Рыльска путь на Орел. Путешествие их главнейшей целью имело совершение богослужения по обряду старообрядческому в местах, где есть раскольники. Двое из захваченных Рыльским заседателем – Довольнов и Тайгин считали себя «священниками», спутники их – уставщиками. Для совершения богослужения «странники» возили два походных иконостаса. В домах раскольников эти иконостасы устанавливались и комната с таким иконостасом делалась моленной. Довольнов и Тайгин одевались в мантии и другие «церковныя» одежды и совершали богослужения, по преимуществу таинство причащения, и приходивших к ним раскольников исповедовали и причащали. Заправителями Рогожского кладбища «странникам» поручено было в особенности навещать те местности, где старообрядцы не имели часовен или молитвенных домов. Кроме отправления служб странствующие наставники занимались распространением раскола и укрепляли в раскол колеблющихся тем, что преподавали им благословение Рогожского кладбища. Очевидно, что Рыльский заседатель арестовал приезжих раскольничьих «священников» с их походными молельнями. Не безъинтересно отметить здесь то обстоятельство, что, кроме иконостасов, в телегах Довольнова и Тайгина находились сшитые полотнища для устройства палаток. Иногда странствующие уставщики под открытым небом разбивали шатры и совершали в них моления. Так они поступали во время известной коренской ярмарки. Как мы выше сказали, в обысканных Рыльским заседателем земского суда телегах нашлось много старообрядческой церковной утвари. Относительно нея Довольнов и Тайгин сознались, что предметы, необходимые при старообрядческом молении ,и книги они везли на продажу во время коренской ярмарки, по поручению Рогожского кладбища. Рогожское кладбище ежегодно на ярмарки, в том числе и на коренскую, выслало старообрядческие книги и разные вещи. На ярмарках они обыкновенно раскупались старообрядцами и попечителями молитвенных домов в разных местах. Что касается так называемых «освященных просфор», которыя найдены были в телеге, то они предназначались для поднесения старообрядческим благотворителям,в домах которых останавливались во время пути странствующие уставщики.
Взятые заседателем раскольники показали, что они будто бы проехали Рыльск, не остановившись в этом городе. Но это заявление оказалось неверным. Довольно продолжительное время «миссионеры» пробыли в доме Рыльской купчих Бесединой. В одной из комнат этого дома был установлен походный иконостас и Тайгин с Довольновым отправляли службы. Купчиха Беседина на следствии показала, что она старообрядка ветковского толка и действительно на несколько дней приютила проезжих. У Бесединой в комнатах был найден мешок; в мешке находился платок из тафты, сшитой на подобие церковного воздуха, а в платке чашка без ручки, в чашке крошки белого хлеба и ложечка.
Находясь в Рыльске, старообрядческие «миссионеры» старались совратить в раскол служанку купчихи Бесединой и некоторых других. Но вместо этого случилось то, что сама купчих Беседина заявила о том, что она раскаивается и желает перейти в православие в приходе Рыльской Казанской церкви. Об этом было уведомлено епархиальное начальство, и курская духовная консистория предписала причту Рыльской Казанской церкви присоединить Беседину к православной Церкви, согласно ея желанию, и иметь наблюдение за нею относительно исполнения ею правил православия.
Отобранныя от Тайгина и Довольнова книги в числе 19 были разсмотрены духовной консисторией и о низ курский преосвященный уведомил Совещательный комитет следующим образом:
«1) Книга Ирмологий, по неимению заглавного листа, не дает сведений о том, где она напечатана; по содержанию своему и тексту совершенно согласна с подобными ирмологиями, употребляемыми в парвославных церквах. 2) Чин, како подобает дванадесять псалмовособо пети,с прибавлением чина, како подобает самому себе причастити, не сущу священнику. Текст этой книги напечатан с многими погрешностями против исправленных православных книг. 3) Скитское покаяние, каноны за творящих милостыню и друг., по содержанию своему противны православной вере; 4) Молитвы искусны, Слово исповедания не согласны с учением Церкви; 5) Месяцеслов».
Кроме книг от старообрядческих «миссионеров» были отобраны иконы. Консистория нашла то, что иконы эти должны быть уничтожены, потому что на них изображены лица, подобные мирским людям с весьма полными и румяными лицами, как неспособныя производить назидание у смотрящих на них.
В присутствии консистории иконы были сожжены, а книги частью уничтожены, частью отправлены в Курскую единоверческую церковь, а Чин, како подобает пети дванадесять псалмов была препровождена в миссионерское отделение при духовной семинарии. Что касается до взятых Рыльским заседателем «миссионеров», то они были высланы в Московскую губернию.
А. Танков.

Примечания:

Орфография и пунктуация в соответствии с оригиналом.

Коренская ярмарка

Церковный воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).

Про Ветку (ветковский толк) — Стародубье. Немного истории
Эсхатологические воззрения старообрядческих общин ветковского согласия

Написать комментарий