Казанский трамвай
В августе-ноябре прошлого 2010 года я начала рассказ о новом маршруте казанского трамвая №9. Не далеко успели мы отъехать тогда от улицы Декабристов, где трамвайные пути изменили свой привычный бег в сторону железнодорожного вокзала. Причиной тому были осенняя непогода и зимние холода. Нынешняя зима выдалась суровой, надеюсь, вы еще не успели это забыть. Вот и пришлось отложить знакомство с новой веткой трамвайного маршрута до лучших, т.е. весенних времен.
Весна состоялась. Небывалые снега, засыпАвшие город этой зимой, как-то незаметно растаяли без видимых последствий. Реки не вышли из берегов, не случилось наводнений, да и дорожные разливы талой воды стремительно испарились. И уже можно выбираться в самые строительные точки города, не опасаясь увязнуть в грязевых топях. В среду выдался, наконец, яркий солнечный день. После обеда мы с Владимиром отправились выполнять давно обещанное.
Если помните, в ноябре мы сошли с трамвая на остановке «Шамиля Усманова» и прошли пешком вдоль трамвайной ветки до следующей остановки «Соловецких юнг», промерзнув изрядно под пронизывающим ноябрьским ветром. Вот она — эта остановка. Трамвай движется в сторону вокзала.
В среду, пока трамвай неспешно продвигался к своему конечному пункту назначения, я переписала названия остановок в новой части маршрута. Вот они: Шамиля Усманова, Соловецких юнг, проспект Серова, Большая Крыловка, Поперечно-Базарная, М.Вахитова, ул.Шоссейная, Речной техникум и ж/д Вокзал.
По хорошему следовало, конечно, сойти с трамвая там, где мы прервали свой рассказ прошлой осенью. Но увиденная за окном картина не вдохновила. Да и случайная попутчица отсоветовала выходить.
Трамвай, следуя прихотливому движению железной колеи вдоль череды уже заселенных и еще строящихся высоток, совершил крутой поворот влево, обогнул торец последней, подъехал к остановке «проспект Серова».
Этот вагон движется в сторону улицы Декабристов. Сойдя, мы отправились вправо от остановки в сторону улицы Труда. Или там, где она недавно пролегала? Для облегчения ориентирования на местности даю схему района из Интернета. Квадратиком я обозначила примерное место остановки «проспект Серова». Заснять открывшуюся картину огромного пространства заваленного горами строительного мусора и вывернутого грунта не позволило положение солнца, бившего прямо в глаза.
В прошлом году осенью мы вышли, как я теперь поняла, к Большой Крыловке со стороны строительства трехуровневой развязки, основной частью расположенной на пересечении улиц Декабристов и Ленской. Если сопоставить осеннее фото и сделанное только что, можно увидеть, что на них с разных точек запечатлен один район.
О путешествии в этом районе чуть позже. А пока продолжим поездку на трамвае от остановки «проспект Серова».
Сделав небольшую полупетлю, трамвай устремился по широкой, прямой магистрали к конечному пункту. К сожалению, заснять весь отрезок в этой части не получилось. Да и то сказать, открывшаяся картина не вдохновляла нажимать кнопку фотокамеры. По правой стороне мелькали домики частного сектора. По левой выстроились многоэтажные здания с вкроплениями старых строений разного калибра. Сразу бросалось в глаза, что эта — далеко не парадная часть города — не пользуется особым вниманием городских властей. Следующую остановку я сфотографировала в окно трамвая. Ничего примечательного на ней. Остановка «Большая Крыловка».
Незадокументированными остались остановки «Мулланура Вахитова» и «Шоссейная». Обе они располагаются в местах пересечения одноименных улиц с маршрутом трамвая. Фото по ходу из окна трамвая: где-то между этими остановками.
На «Шоссейной» мы вышли из трамвая. Была у меня здесь цель. Не столь давно, проезжая в первый раз от вокзала к себе, в сторону Соцгорода, я заприметила в этом районе, как мне показалось, промышленный корпус старой постройки. Хотелось увидеть его поближе, запечатлеть.
Вид с остановки «Шоссейная» в сторону Авиастроительного района. Оттуда мы приехали только что.
А это вид с той же остановки в противоположном направлении. Там впереди начинается улица Краснококшайская.
За красными огнями светофоров располагается предпоследняя на маршруте остановка «Речной техникум». Если присмотреться, можно увидеть голубой купол подземного перехода на остановке такой же, как и здесь, на «Шоссейной».
Пригрезившееся мне старинное промышленное здание оказалось не столь уж и старинным и не представило никакого исторического интереса. Но за мое любопытство нам пришлось расплатиться. До вокзала решили не ехать, а вернуться домой тем же маршрутом. Но ожидание трамвая в обратную сторону все затягивалось. Мимо прошло уже три вагона, а обратного все не было. Наблюдая за транспортным потоком со стороны Казанки, выяснили, что никакого транспорта кроме трамвая в этой части города не предусмотрено. Все ярко красные автобусы пересекали трамвайные пути и отправлялись по улице Гладилова в сторону льнокомбината.
Ожидание трамвая затягивалось. Мы пребывали в недоумении, куда пропали все, ушедшие на вокзал вагоны. Их по нашим подсчетам могло быть не менее 5. Кроме нас еще несколько человек топтались на остановке. Особенно жаль было молоденькую хрупкую девушку с малышом на руках. В начале седьмого после получаса ожидания мы не выдержали и отправились на автобусную остановку на улицу Гладилова. Кружным путем с пересадкой добирались домой. По пути в транспорте узнали, что на Кировской дамбе была большая авария, и трамваи стояли около 40 минут с пассажирами на борту.
На следующий день прочитала в Интернете: «Накануне в Казани горела сухая трава. Возгорание произошло на Кировской дамбе города. Площадь пожара составила 300 квадратных метров. Звонок на единый номер вызова экстренных служб 112 поступил в 18 часов 6 минут. Огнеборцы прибыли на место происшествия через 5 минут. В 18:22 была произведена ликвидация открытого горения. Всего за сутки пожарные Татарстана выезжали тушить возгорания сухой травы 6 раз».
Видимо, этот пожар и стал причиной перебоя в движении трамваев.