Извоз

olga-melnikova1.jpg  Чтобы найти данные о семье Горячевых в конце XIX – начале XX века нужно взять 3 документа в ЦИАМ: 2 подворные переписи 1869/71 и 1883 годов и список раскольников 1900 года. Потом семья перебралась в Москву в Рогожскую часть. К списку раскольников нужно относиться с некоторой осторожностью. Видимо, составитель не очень тщательно проверял сведения, список содержит довольно много фактических ошибок. Поэтому наибольший интерес представляют подворные переписи.
В 1869 году описание деревни Костиной сообщает, что церкви там нет, нет ни школы, ни других казенных зданий, только один питейный дом и два постоялых.

Домовладения 110 и 113 принадлежали Григорию Григорьевичу и Ивану Григорьевичу Горячевым. Оба занимались легковым извозом, у обоих – по одной лошади и одной корове.
Григорий Григорьев 46 лет, жена его Мавра Васильева 44, дети его Иван 24, Ермил 20, Архип 18, Лазарь 15, Еремей 8, Влас 5, Ивана жена Авдотья Иванова 20, дети их Константин 3, Веденей 1, Ермила жена Настасья Лукина 19.
Иван Григорьев 35, жена его Авдотья Никифорова 34, дети их Домна 11, Аграфена 8, Нефед 6, Матрена 1.
Вот мы и нашли и Власа и Нефеда, и даже не одного, а двух Иванов из брачного обыска!

Статистическая ведомость 1883 года сообщает, что в селе не имеется частных учителей, хлебного магазина, а недоимки образовались из-за дороговизны жизненных припасов и падежа скота в 1881 году. Перепись сообщает, что в доме 53 проживает Григорий Григорьевич, имеет 1 избу, там живет 10 мужчин, из них 3 грамотных, и 7 женщин, из них 2 грамотных. Учащихся нет, надел на 3 ¾ души, землю обрабатывает сам, сверх надела земли нет, аренды земли нет. Не имеет ни коровы, ни другого мелкого скота, зато имеет 15 лошадей!
В доме 55 проживает Иван Григорьевич, имеет 2 избы, 3 мужчин, из них 1 грамотный, и 2 женщины, имеют 1 лошадь и 2 коровы.
Больше в Костино, где 158 домовладений, 15 лошадей нет ни у кого. Более того, во всей Запонорской волости, а это 23 населенных пункта, ни у кого нет такого количества лошадей. Всего у двоих есть по 5 лошадей и у одного – 6.
Очевидно, Григорий Григорьевич был местным «транспортным олигархом». Наверное, в качестве возчиков у него были не только сыновья, но и наемные «водители». Свидетели на свадьбах и восприемники при крещении тоже были связаны или с ямщицким делом и извозом.

В 1883 году с момента переписи 1869-70 года прошло 13-14 лет. Самому Григорию Григорьевичу порядка 60 лет, Власу — порядка 20. Дело развивалось хорошо. Налицо – преуспевающая семья. Промысел «извоза» предполагал, скорее всего, широкий круг знакомств и по Богородскому уезду, и в Москве, тем более, как мы знаем, старообрядцы всегда поддерживали тесную связь друг с другом.
Мне стала понятна плотная связь с семьями ямщиков и поставщиков сена и фуража. По деревне Костино есть информация о семьях иконописцев, например. На этом сайте есть много данных о людях, которые переехали на Урал и в Сибирь и благополучно там прижились.

Ну что же, теперь пришла очередь немного сказать о ямщиках и извозчиках. Нам сейчас трудно представить свою жизнь без машин, электричек и самолетов. А ведь всего чуть больше 100 лет назад единственным сухопутным видом транспорта была лошадь, если не считать ездовых собак на севере и слонов на юге.
Считается, что организованная система сообщений – ямская гоньба, окончательно оформилась при Иване III Васильевиче (1462–1505), который завершил государственное объединение Руси. При Иване IV в 1550 г. создается Ямская изба. Конец XVI и начало XVII в. отмечены широким развитием географических знаний в России. Примером является известный Большой Чертеж Московского государства, составленный на рубеже XVI и XVII в., а важным дополнением к нему является так называемая Поверстная книга, также дошедшая до нас в ряде списков конца XVII и XVIII в. При составлении Поверстной книги, несомненно, использовались «скаски» ямщиков.
Дорога делилась на перегоны. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устанавливались в 40-50 верст. Благодаря частой смене лошадей, например, расстояние от Москвы до Владимира протяженностью 140 верст пассажиры одолевали за сутки, практически, как и сейчас – с учетом пробок. Вот еще пример из Поверстной книги: От Москвы до Тобольска 2610 верст, от Тобольска до Демьянского яму 150, от Демьяновского до Самаровского яму 150, от Самаровского яму до Сургута 140, от Самаровского ж яму к Березову до юртов 50. От Москвы до Албазинского острогу, что в Даурех 6500.
Так что не исключено, что переселенцев на Урал и Сибирь везли не абстрактные ямщики и извозчики, а вполне конкретные родственники и односельчане.

Известна связь ямщиков и Раскола, которые поддержали стрельцов в их выступлениях в пользу старой веры в июне и сентябре 1682 г., а потом помогали в перевозке «запрещенной литературы» и старообрядческих священников.

Вернемся в Костино. Места считались труднопроходимыми, земледелие было не очень удобно, многие жители занимались отхожими промыслами. В ЦИАМ в 184 фонде есть отчет, к сожалению, без даты, но можно предположить, что он был составлен на рубеже XIX-XX веков, где говорится, что в Запонорской волости отхожим ломовым извозным промыслом занимаются 17 человек, извозом живейным местным – 5, отхожим – 34, провоз и извоз возка местный – 74. А, например, в Зуевской волости только один человек имеет 1 возок (отхожий). Ломовой извоз осуществлялся особой группой извозчиков — «ломовиками». Выделялось несколько категорий ломовых извозчиков: доставка грузов, вывоз снега, нечистот («золотой обоз»), подвоз воды, доставка продуктов в магазины и на рынки, обслуживание строек — подвоз леса, песка, кирпича, перевозка керосина и нефти.
Живейными извозчиками, в отличие от ломовых, называли легковых извозчиков, оттого что они возили «живой груз» — людей.
Где-то среди этих цифр есть и мои Горячевы.

Ольга Мельникова

Продолжение следует…

Написать комментарий