Некоторые сведения об Иване Варфоломеевиче Довольнове

Настоящая публикация посвящена Ивану Варфоломеевичу Довольнову – племяннику моего прапрадеда Сергея Львовича Довольнова. В семейной памяти никаких воспоминаний не сохранилось. Все, что о нем известно почерпнуто из статей помощника противораскольничьего проповедника-миссионера по Тюменскому и Ялуторовскому округам крестьянина Марка Михайловича Тарасова. Две его заметки были опубликованы в 1888 году в «Тобольских епархиальных ведомостях».Одна из них посвящена исключительно семье Довольновых! Частично данные из этой заметки были использованы для публикации «Семья иконописцев Довольновых из подмосковной деревни Анциферово. Жизнь на Урале. 1850 – 1887 годы»
Наталия Викулова

shadr_6.jpg

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ И.В. ДОВОЛЬНОВЕ
И ЕГО ОБРАЩЕНИИ ИЗ РАСКОЛА

Присоединение к православию Ив. В. Довольнова, о котором сообщено было в предыдущем № Тоб. еп. ведомостей, послужило для православных — Тугулымцев и Юшковцев радостным событием, а местным и соседним раскольникам пермской и тобольской губерний нанесло неожиданный удар. Чтобы понять это, нелишне привести здесь биографические сведения о новообращенном к православию.
Отец И.В. Довольнова был старообрядческий иконописец — урожденец московской губернии, Богородского уезда, деревни Анцыферовой, местечка “Гуслиц”, откуда, еще со своим отцом Львом Васильевичем и двумя братьями Сергием и Евстратием, прибыл на жительство в г. Шадринск, пермской губернии, в 1857 году. Все поименнованные лица причислились к сословию мещан Шадринска. Занимаясь иконописанием, преимущественно по заказу старообрядцев, семейство Довольновых было предано старообрядчеству безпоповской секты, общества “часовенных”. В 1863 году у Варфоломея Львовича родился сын, который по обычаю раскольников безпоповцев, крещен раскольничьим лже-наставником Егором Митрофановым, крестьян. деревни Ковриги, отстоящей от г. Шадринска в 20 верстах. Новорожденный был наречен Иоанном. Новый невольный раскольник-малютка отдан на воспитание дяде Евстратию, оставаясь у него во всем повиновении до 18 лет, а затем перешел в свою родную семью — к отцу и братьям, мать же его померла в 1877 году. Братья Довольнова Варфоломей, Сергий и Евстратий, по прибытии своем в г. Шадринск, занимаясь иконописанием в раскольничьем вкусе, сделались известны по пермской и оренбургской губерниям, а назад тому 25 лет слава о них протекла и в тобольскую губернию, в округа тюменский, ялуторовский, курганский и ишимский; здесь Довольновы завели большое знакомство почти со всеми безпоповцами. Из трех братьев более ловким в обращении с раскольниками оказался Евстратий, на которого раскольниками и было обращено особое внимание. Молодой Довольнов Иван В-ч, проживши 18 лет у дяди своего Евстратия, выучился иконописному мастерству настолько, что, будучи от природы одарен способностью к тому, знанием превзошел своего учителя. Чрез свое мастерство И.В. познакомился со всеми раскольниками, которые были знакомы его дяде и всему семейству Довольновых.
В 1875 году Евстратий, а в 1877 году и Варфоломей Довольновы с семействами прибыли на жительство в деревню Юшкову, тугулымской волости, где продолжали заниматься иконописанием по заказу раскольников. В 1887 г., после переселения Юшковского лженаставника Ефима С. Соснина на жительство в д. Шелконогову, Евстратий причислился в юшковское сельское общество в сословие крестьян, поместился в купленном доме у Ефима Соснина, где и открыл раскольническую молельню, проживши здесь впрочем немного (один год). По просьбе капиталистов-раскольников Шелкунова и Метелева (торговый дом, существующий в Иркутской губерн., в селе Тулун — почтовая станция) Евстратий Довольнов отправился в с. Тулун к ним (капиталисты Шелкунов и Метелев урожденцы села Тугулымского, из крестьян), в качестве настоятеля их молельнии расколоучителя той местности, с обещанием получать вознаграждение от Метелева до 1000 р. в год. В доме Евстратия в д. Юшковой поместился брат его Варфоломей с семейством, сын же последнего и есть Иван Варфоломеевич, имеющий ныне от роду 25 лет. С ним я много раз беседовал о вере и учении церкви православной, доказывал св. писанием, что учение глаголемых старообрядцев есть неправое и противное учению Христа Спасителя, учение же греко-российской церкви православной есть правое и святое. Юноша Довольнов всеми силами стремился защищать мнимое староообрядчество; больше всего он указывал на клятвы Московского великого собора 1667 г. и на полемические сочинения писателей прежнего времени. В 1-й половине июня (числа не упомню) 1887 г., в воскресный день, я беседовал с И.В. в доме А-тия С-ча Марандина, при помощи и содействии самого хозяина дома. Мною доказана была св. писанием необходимость вечного и непрерывного существования в церкви Божией священства — трехчинной иерархии: “якоже сам (Христос) никогда не умирает, такожде и иерейство его по чину Мельхиседекову непрестает” (Кириллова книга л.77). И по великому катихизису: “потребовати священства всяк должен есть: без него бо спастися не может” (Глава 72 л. 359 об.). На это И. Варфол. приводил изречение из называемой Кирилловой книги, от 10-го послания Мелетиева с л. 502, утверждая, аки бы Мелетий патриарх писал в Малую Россию, что можно быть и без пастырей. Вот подлинный текст приводимого им места: “сего ради толико вам мало обнажим отступников благочестия, дася им не прельщаете, яко пастыри отступиша или заблудиша, яко и нам немошнося без них сохранити, но несть тако несть, мощно бо быти без них”. Мною было доказано, что приведенный им текст говорит об отступниках благочестия, без которых действительно можно быть и спастись, но без пастырей-ревнителей истины спастись невозможно. И.В. хотя тогда и не сознался, что неправильно понимал приведенные им в защиту слова, но впоследствии, через 6 месяцев, сказал мне, что ему тогда же ясно стало, что приводимое из Кирилловой книги с л. 502 место не может служить в защиту мнимой старины. Затем вскоре беседы миссионера священника о. Константина Беллюсова, 29 июня в д. Юшкова и 5 июля в с. Тугулымском, веденныя с раскольниками, на которых присутствовал Иван Варфоломеевич, много поколебали его в отношении неправоты старообрядчества. На беседе в с. Тугулым И.В. даже заметил начетчику Ивану Барболину, что он остался безответным на приведенное о. Константином свидетельство из св. Писания об антихристе, и с того времени начал более заниматься чтением св. Писания и знакомиться с учением церкви православной.
В октябре 1887 г. я получил от о. Константина Беллюсова брошюры и печатные листы, свидетельствующие о вечности церкви Христовой, ея Таин и вообще о правом учении церкви греко-римской и погибели коснеющих в расколе. До 13 брошюр я послал Довольнову, — в том числе брошюру о клятвах собора 1667 г. и о полемических сочинениях иеромонаха Филарета; затем в ноябре того же года, по получению мною таковых же брошюр из канцелярии Его Преосвященства Аврамия, Епископа Тобольского, я еще дал И.В. несколько таковых брошюр. От чтения заключающихся в нем свидетельств из старопечатных книг Ивану Варфоломеевичу ясно стало: что учение глаголемых старообрядцев есть неправое и противное учению Христа Спасителя, учение же греко-римской церкви есть правое и святое. В декабре 1887 г. он лично мне стал говорить, что теперь не имеет более сомнения, будто бы существуют повреждения в ере в греко-российской церкви и высказал намерение присоединиться к св. Божией церкви.
13 декабря (1887 г.) воскресение поутру рано, я и Иван Варфоломеевич отправились в с. Тугулымское, по прибытии куда, оба поспешили в храм Божий, где только лишь начиналось утреннее богослужение. Ив. В-ч, видимо, во все время прибывания в храме стоял с благоговением, особенно во время Божественной литургии, обращая внимание на тайнодействие священнослужителя о. Иакова Добромыслова. В это число, как было писано в предыдущем № Епарх. ведом., пред началом литургии было совершено о. Иаковом присоединение к церкви православной бывшего старообрядца — соседа моего, крестьянина Иеримия П-ча Пятых. По выходе из храма, мы и И.В. были приглашены о. Иаковом к нему в дом, где спутник мой высказал гостеприимному хозяину намерение присоединиться к св. церкви православной, назначая временем для такого благого дела 25 декабря — праздник Рождества Христова. Без сомнения, о. Иаков был душевно рад заявлению И.В.; с отеческой любовью побеседовал он с нами мног час. После беседы, принявши благословение у хозяина, мы отправились домой; я душевно радовался, что сей замечательный человек И-н В-ч познал правый путь ко спасению, — переходит к св. церкви православной.
С того времени Ив. В-ч начал открыто говорить всем встречавшимся с ним, что он нашел из св. Писания, что учение старообрядцев есть неправое, душегубительное, и что старообрядцы не составляют святой Божией церкви, не приобщаясь Тела и Крови Владычни, а поэтому жизни вечной получить не могут; при том объяснял каждый раз, что греко-российская церковь есть самая Св. Соборная и Апостольская церковь Божия, которая нимало не погрешает в вере, а пребывает во всей ея чистоте. Такое же исповедание не умедлил высказать он своим родным братьям и отцу своему В-мею Л-чу, который, по обычаю раскольников, начал поносить И.В. грубыми и ругательными словами, называл еретиком и заблудившимся с пути христианского, присовокупив ко всей брани: “я тебе не отец, а ты мне не сын — ни в сей век ни в будущий, — ты еретик” и проч.
Иван Варфоломеевич, помня заповедь св. Апостолов, что в деле истины Христовой следует “повиноваться Богови паче, нежели человекам”, со всевозможною кротостью, смирением и сожалением выслушал гнев заблуждающегося своего отца, стараясь доказать ему и братьям св. Писанием, что он оставил нечистивое старообрядчество как заблуждение от правого пути и переходит к св. Божией церкви, “кроме которой нигдеже несть спасения” — переходить непросто, без рассмотрения, а на основании ясного свидетельства св. Писания; отец же и братья не внимают ему, даже не хотят выслушивать приводимое Ив. В-м во свидетельство св. Писание, на основание которого он оставляет душепагубный раскол.
Еще не будучи присоединенным к св. Божией церкви, но только имея к этому намерение, Ив. В. уже стал претерпевать от приверженцев мнимой старины личные оскорбления и поношения; не только что отец его, но и все раскольники Юшковцы сильно озлобились на него за то, что он проповедует Слово Божие, внушает другим, что “кроме церкви Божией нигдеже несть спасения” (катих. Велик. л. 122 об). Но юноша Довольнов все злоключения за истину Христову претерпевает с благодарением Богу, и часто поминает слова Христа Спасителя: ”несть раб болий Господа своего… Аще Мене изгнаша, и вас изженут… Но сия вся творять за имя Мое” (Иоанн. 15, 20-21). Слышно, что раскольниками предположено изгнать его из д. Юшковой. Это я сам слышал 21 декабря вечером, в доме сельского старосты С-на М-р-на- раскольника… Чего доброго пожалуй и постараются выполнить угрозу; благо — общественные власти все раскольники… Да, пока Ив. В. был защитником раскола, тогда он был любим и уважаем раскольниками, никто не говорил, что его надо изгнать из деревни как негодно человека, а только лишь он начал говорить, что учение старообрядцев есть неправое, нужно быть сыном церкви православной, то вот раскольники и совещаются изгнать его из д. Юшковой. Вот этим стеснением православных, раскольник много вредят делу православно-миссионерской противораскольнической деятельности. Молодые люди, — так лет 20 от роду, с которыми приводится беседовать о церкви Божией, изъявляют желание присоединиться к православию, но только указывают на ту причину, что им не позволяют сего родители и другие из раскольников, которые-де крайне могут утеснить их после. — Не говорю о себе: только Бога ради св. своей истины и Правительство, ограждающее законом всякого верноподданого, служат мне охраной от злобы враждующих.
По поводу обращения Ив. Варфоломеевича и других к православной церкви местный расколоучитель Е.С. С-с-нин проповедует народу, что будто бы он видит над деревней Юшковой смрад, дым и темноту, которыя происходят, дескать, от новых учителей (т.е. от православных проповедников Слова Божия) и всем этим старается смутить суеверных.Мы ему скажем на это. Правду говорит о. Павел о таковых: “ослепшему, и в полудне сияюще солнцу, тьма есть; смердящему повсюду смрад!” (Сборник сочин. игум. Павла).

М.Тарасов
Тобольские Епархиальные ведомости , 1888. №7-8, с.167-172.

В воскресение 13 декабря 1887 г. Иеремий Платонович и брат его солдат Марк Платонович появились в Тугулымском Христорожденственском храме во время утрени; пред началом божественной литургии, при многочисленном собрании православных пришедших помолиться Богу, священник о. Иаков Добромыслов совершил присоединение Иеремия Пл. к св. Божией церкви, установленным к тому 2-м чином – чрез таинство св. миропомазания. После исповеди, во время божественной , новоприсоединенный сподобился приобщиться тела и крови Владычни. – Это событие порадовало многих православных и послужило вступлением к большей радости – событию 25 декабря, когда последовало присоединение к православию очень известного среди старообрядцев Иоанна Варфоломеевича Довольнова, который в 13 декабря тоже был очевидцем описанного события.
2. – В 25 декабря 1887 г., в 2 часа 30 м. пополуночи, я и Иоанн Варфоломеевич отправились в село Тугулымское (8 верст), куда и прибыли еще до начала утреннего богослужения. По окончании утрени и по благовесте в колокол на соборе, храм наполнился множеством православных; здесь были жители Тугулымские и из окрестных деревень и приезжие из далека по случаю ярмарки в с. Тугулым. Началось чтение часов пред литургией; по прочтении 3 и 6 часа, приходский священник о. Иаков Добромыслов, руководствуясь чиноположением, установленным святою церковию, торжественно совершил присоединение к св. церкви православной бывшего защитника мнимой старины Иоанна В-ча Довольнова, 2-м чином чрез таинство св. Миропомазания. По таинстве покаяния, во время божественной литургии новоприсоединенный приобщен был св. Таине тела и крови Христовой. Во время сего приобщения, когда Иоанн В-ч начал говорить за о. Иаковом молитву: «Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешный спасти, от нихже первый есмь аз» и прочее все до конца; то произнеся сию молитву редко и отчетливо, он настолько умилился, что не выдержал и слезы радости и умиления полились из его глаз; напоследок он едва мог произносить слова той молитвы. Взоры православных, присутствовавших в храме, были обращены на причастника, и многие православные, тронутые таковым событием, в свою очередь плакали.
М.Тарасов
Тобольские Епархиальные ведомости , 1888. №5-6.

“Некоторые сведения об Иване Варфоломеевиче Довольнове”

комментария 2

  1. Владимир 04 Фев 2015 в 21:11 ссылка на комментарий

    Наташа, проверял некоторые сведения, и возник вопрос:
    прав ли я что после 1887 года никаких сведений о Иване Варфоломеевиче и его семье у нас нет?
    И еще: не определилось ли, кто был матерью Ивана Варфоломеевича?
    Возможно, что я невнимательно просмотрел материал…

  2. Наталия (Nath на ВГД) 08 Июл 2015 в 18:12 ссылка на комментарий

    Интересный факт.
    В ГА Тюменской области хранится дело «Именные списки и сведения о раскольниках» на 1899 год. (Ф.И.114, Оп.1, д.359).
    В нем содержатся списки раскольников по Ялуторовскому уезду, присланные сельскими обществами в адрес миссионера о. Константина Беллюсова в Тюмень. Но внутри документа неожиданно обнаружились метрические выписи (за 1899 г), составленные причтом села Тугулымского, Христорожденственской церкви, Тюменского уезда, Тобольской епархии о присоединившихся к православию через св. Миропомазание. Это та самая церковь, где крестили Ивана Варфоломеевича.
    Всего в выписях записи о 12 женщинах и 11 мужчинах, перешедших в лоно официальной церкви в 1899 году, все они возраста от 15 до 26 лет. Из Юшковой 5 человек. Довольновых нет.

Написать комментарий