Информация вокруг нас

Что может быть источником генеалогической информации? Очень многое и порой совершенно неожиданное. Года полтора назад мы поместили на блоге статью, которая называлась: «Один летний день«. Вот что, в частности. в ней было написано:

«…Но затем разговор перешел все-таки на Гузановых. Вот что рассказал нам Константин Васильевич. У Гузанова Кирилла было трое сыновей: Ефим, Александр и Василий, а также две дочери: Анастасия и Ирина. Анастасия осталась в Барской, но я, по-видимому, забыл спросить о ее семье, поэтому, как у нее сложилась жизнь, не знаю. Ирина Кирилловна вышла замуж за Щедрина Еремея Яковлевича из деревни Ляхово. Но, по-видимому, они жили в деревне Гора, поскольку позднее на старообрядческом кладбище Горы мы нашли их захоронения:
Щедрина Ирина Кирилловна, 24.04.1897 – 31.01.1983
Щедрин Еремей Яковлевич, 1898 – 1965,
Щедрин Константин Еремеевич, 31.12.1929 – …2005
а также, по-видимому, старший брат Еремея Яковлевича:
Щедрин Василий Яковлевич, 13.01.1894 – 09.04.1992»….

И вот сегодня, учиняя поиск в Интернете совсем по другим вопросам, не связанным ни с Барской, ни с Гузановыми, ни с Щедриными, я встретил небольшую статью из рубрики «Глубинка» газеты «Орехово-Зуевская правда» от 17 апреля 2002 года:
http://anpnews.ru/oreh/show.shtml@d_id=138338.html
Приведу из нее отрывок из нее вот такого содержания:

«…Председателя уличного комитета Ненилова Петра Еремеевича Щедрина мы застали не в родном деревенском доме, а в Новинках, в квартире пятиэтажного дома.
— Пять месяцев как живем здесь с женой, — говорит он,- здесь легче: и тепло, и газ, а в деревню тянет. 50 лет там прожили, а тут как на выселках. К каменным стенам никак не привыкнем…
Сам П. Е. Щедрин родом из деревни Гора, что рядом с Давыдовым. Семилетку окончил в 1941 году. Таких пацанов на войну не посылали, и до самого декабря 1943-го, когда был призван в армию, крутил кино по деревням. Учился на киномеханика в Орехово-Зуеве у Михаила Ивановича Яшкова. Кинопрокат тогда находился в известной «Художке». Кинопередвижку П. Е. Щедрина встречали в Новинках и Дорохове, Давыдове и Авсюнине. Добирался туда то на попутках, то на лошади. Центром этой работы был Давыдовский ДК, где долгое время директором работал Сергей Кузьмич Галактионов.
Но кино кончилось, и начался фронт. Молодой деревенский парень уже неплохо разбирался в технике, он попал в полк истребительной авиации, где был назначен начальником кислородно-заправочной станции. Полк до самого начала 1945 года дислоцировался под Москвой близ Манихина. Каждый день шла заправка баллонов для летчиков. Впервые увидел тогда кислородные маски с маркой завода «Респиратор». Честь и хвала заводчанам, они хорошо помогали фронту.
2 мая 1945 года, когда до окончания войны оставалась лишь неделя, полк истребительной авиации в составе дивизии был уже на Дальнем Востоке. Оккупированная японцами Манчжурия находилась всего в 20 километрах. Военные действия оказались непродолжительными, но вернуться домой П. Е. Щедрину пришлось не скоро. В полках и дивизиях бойцов, прошедших войну, некем было заменить. А здесь еще одна, как сейчас говорят, «горячая точка». Началась война в Корее. В полку было срочно организовано обучение корейских летчиков на истребителях ЯК, а потом на «Лавочкиных». Только в мае 1951 года Петр вернулся домой.
Молодежь деревень Барская, Ненилово, Запонорье любила гулять на большой луговине около железнодорожного моста через Понорь. Там был хороший пляж, куда приезжали торговые палатки, и даже фабричные из Новинок, устраивали здесь концерты и отдыхали. Вскоре П. Е. Щедрин познакомился со своей будущей женой. Елена была из деревни Барская. 24 сентября 1952 года они украдкой повенчались в доме у батюшки старообрядческого храма на Кузнецкой в Орехово-Зуеве.
— Отметить это событие мы решили в столовой бывшего Дома колхозника на улице Ленина, где находится сейчас ресторан «Нива», — говорит Елена Ивановна. — Но он угощал меня не коньяком, а чаем. Правила были строгие. Из Орехова поехали порознь, чтобы никто не приметил чего. Я доехала до Рунова, а он к себе в Гору. 28 сентября секретарь Давыдовского сельсовета Антонида Никулина зарегистрировала наш брак. Свадьба была у Петра дома. На двух подводах приехали мои родные и подруги. Привезли сундук с приданым: перину, одеяло, четыре подушки. Помню, на второй подводе сидела моя бабушка с иконой, рядом стоял полукомодник и горшок с цветком. Народу деревенского много собралось, я была тогда в белом платье…
После недолгого молчания Елена Ивановна сказала: «Бабушку я хорошо помню. Фекла Игнатьевна Пшеницина держала вместе с мужем в деревне свою лавку. В 1937 году ее репрессировали и сослали на 7 лет. Мужа тогда дома не было, он гостил у сына в Москве. Когда начал собираться в деревню, сын его отговаривал, но тот заупрямился. Вернулся поздно вечером, а утром его взяли. В Ненилове тетю Полю тоже репрессировали. Как увезли, так после ни слуху ни духу.
— Петр Еремеевич, — спрашиваю я, — а как же вы попали в Ненилово?
— А очень просто. В доме у моих родителей, кроме меня, было шестеро детей, тесно, а у Лены в Ненилове одинокая тетка. Вот она и пригласила нас к себе. До 1960 года я работал слесарем инструментального цеха на Давыдовском заводе, потом перешел на Новинскую фабрику электрослесарем, жена работала там же электрообмотчицей. Нам дали квартиру в новом доме, но мы остались жить в деревне, тетка туда не шла, а бросить ее в престарелом возрасте нам было нельзя. Вот так в Ненилове и прожили полвека, в сентябре будет золотая свадьба…».

Стало быть, так: в деревню Барская вышла замуж за Гузанова Александра Кирилловича дочь Захарова Зота Ивановича и Захаровой (Соколовой) Домны Ивановны (моей двоюродной бабушки) Мария из деревни Гора. В свою очередь сестра Александра Кирилловича Ирина, родившаяся в Барской, выйдя замуж за Щедрина Еремея Яковлевича из Ляхово, поселилась с мужем в деревне Гора. У них помимо сына Константина был, следуя заметке в газете, еще один сын (до этого мне неизвестный) – Петр Еремеевич, который взял в жены Елену Ивановну из деревни Барская. В статье есть информация, что бабушку Елены Ивановны звали Фекла Игнатьевна Пшеницина, но родительская ли это у нее фамилия или мужа, сказать трудно.
Учитывая, что венчались они у батюшки старообрядческого храма в Орехово-Зуево 24 сентября 1952 года (и потом украдкой пробирались к своим), смею думать, что родился Петр Еремеевич, учитывая то, что был призван в армию в декабре 1943 года, около 1924 года. Вероятно, что и Елена Ивановна примерно 1925 года рождения. Надеюсь, что и сейчас живут они в своей квартире в пятиэтажном доме в деревне Ненилово…

admin 13 Авг 2013 18:15 Генеалогический поиск 6 комментариев RSS лента комментариев

“Информация вокруг нас”

комментариев 6

  1. Анатолий 11 Фев 2018 в 15:05 ссылка на комментарий

    Очень интересно организован сайт. Ищу данные по деду, Вантурину Ивану Ивановичу, 1872 г.р., егеря(Лесника) из д.Липовик, Тигодской волости, Новоладожского уезда, Санкт-Петербургской и Новгородской губерний в разное время. Егерь был не рядовой, был на коронации Николая второго, жил в имении Всеволожских, ездил с инспекциями в Финляндию, Соловки, Урал. Д.Липовик была старообрядческой деревней, Федосеевского толка, требы исправляли, как в деревенской молельне, так и в Тигодской Покровской церкви. Пытался что-то узнать в Московском Георгиевском монастыре, но пока по нулям. Может Вы, мне что-то подскажете.

  2. Владимир 11 Фев 2018 в 16:25 ссылка на комментарий

    Анатолий, я встретил вашу информацию на паре сайтов, в том числе на форуме ВГД.
    На форуме ВГД Вы пишете:

    «Про мать Марии Григорьевны говорили,что она привезена из Польши,я думаю, что это была Литва, т.к. в д. Липовике и окружающих деревнях: Дубовик, Миневша, Жар и других, жили старообрядцы- Федосеевцы, вернувшиеся из Литвы».

    А я вот, Анатолий, как раз и не исключаю Польшу, мало того, думаю, что именно тех мест мать вашей Марии Григорьевны.
    Если Вы посмотрите вот эту статью: «Старообрядчество в Польше«, то там найдете следующую фразу:
    «Деревни же Грабовы Гронды и Бор с населением 500 человек – сегодня единственные на территории Польши, где на 100% сохранилось староверческое, а значит, русское население».
    И дальше:
    «…А супруга Зеновея Соколова – Екатерина – возглавляет Общество старообрядцев Польши».

    Я понял, что селения эти весьма старинные, мало того, постоянно держу в памяти свою семейную легенду, что, дескать, основали Смолево (в Замосковье) пятеро братьев Соколовых, что пришли из Литвы в 16 или 17 веке. Вот и думаю — а не мои ли это места.

  3. Лена Павловна 11 Фев 2018 в 16:25 ссылка на комментарий

    Владимир, добрый день. Небольшое уточнение по статье «Информация вокруг нас»—2года, около 1924 года. Вероятно, что и Елена Ивановна примерно 1925 года рождения. Надеюсь, что и сейчас живут они в своей квартире в пятиэтажном доме в деревне Ненилово…»—живут они , скорее всего в пятиэтажном доме на Комсомольской улице в деревне Новая, Новинке. Ненилово относилось к Новинскому сельсовету , а сейчас Новинскому сельскому поселению.Примерно в 1975-78г.г. на комсомольской выстроили несколько домов и всех Нениловских расселили в них.Также из Ненилова там получили квартиру Зреловы Евсей с супругой.

  4. Владимир 11 Фев 2018 в 16:29 ссылка на комментарий

    Спасибо, Елена!

  5. Шуров Олег 11 Фев 2018 в 22:19 ссылка на комментарий

    Ссылка по теме: «Староверие в Польше» http://kopajglubze.ucoz.ru/publ/21-1-0-90

    Кстати, среди старообрядческих деревень в Польше была деревня Шуры…

  6. Анатолий 28 Мар 2024 в 12:21 ссылка на комментарий

    Спасибо за помощь.

Написать комментарий