Информационное сообщение от 16 мая 2016 года

В январе 2012 года мы инициировали проект, который назвали так: «Списки “потерявшихся”, старообрядческие фамилии на буквы…». Получилось три статьи с фамилиями на буквы «А-Ж», «З-М» и «Н-Я» соответственно. И я вам скажу, что проект полностью оправдал все наши ожидания, а многочисленные комментарии к этим трем статьям содержат массу важной информации.

Но прошло уже четыре года, и в отношении многих из “потерявшихся” постепенно стали находиться новые сведения. Давно стало ясно, что весь проект в целом нуждается в информационной корректировке. Наконец-то я решился на внесение необходимых дополнений и намерен постепенно (поскольку это дело не простое) эти изменения вносить. Думаю сделать это таким образом: в самих списках я укажу, по каким персонам есть дополнительные сведения, а в комментариях к статьям либо приведу эти сведения, либо дам ссылки на то, где эти дополнительные сведения на блоге нужно искать.

Мало того, за это же время в поиске появилось множество новых фамилий, а среди персон, относящихся к этим новым фамилиям, есть те, кого в нашей терминологии следует считать “потерявшимися”. Впору начинать продолжение самого проекта по типу: «Списки “потерявшихся”, новый сезон…».

admin 16 Май 2016 15:29 "Колонка редактора" 6 комментариев RSS лента комментариев

“Информационное сообщение от 16 мая 2016 года”

комментариев 6

  1. Владимир 20 Май 2016 в 16:43 ссылка на комментарий

    Рассказываю о некоторых программных шуточках «движка» блога, который мы запустили в феврале 2009 года. Он отличается целым рядом недостатков. Про себя я думал: то, что не удается уговорить генерального менеджера заменить «движок» на более удобный, объясняется только моей ленностью и недостаточной активностью в этом вопросе. Но в какой-то момент понял, что на самом деле я просто боюсь непредсказуемых последствий такой замены, а еще (не дай бог!) какого-то никому не ведомого сбоя, в результате которого все 520 блоговых статей и 6 тысяч комментариев к ним просто растворятся в непостижимом для меня сетевом пространстве.

    И в этом случае лучше уж мириться с каким-то программным несовершенством. Ну, вот, например, таким: присылает нам Михаил Елькин из Екатеринбурга очень интересные выписки из метрических книг, в той или иной мере касающиеся выходцев из наших подмосковных селений, какими-то неведомыми путями оказавшихся на Урале. Я их в виде отдельных сообщений прикрепляю к тем темам, к каким они в большей мере относятся. Но, если вы, прослышав про такое, решите все сообщения эти найти и прочитать – наберете в поисковой строке, ну, скажем: «Михаил Елькин», то совершенно ничего в итоге не получите. Это потому, что поисковик работает только с текстом статей, а вот комментарии к статьям осилить не может. Мне-то такой поиск учинить не сложно, но из админзоны, поскольку там есть еще один поисковик, работающий только с комментариями.

  2. Владимир 20 Май 2016 в 16:55 ссылка на комментарий

    Михаил Елькин задал мне вот такой вопрос:
    «…любопытно, просматривается ли какая-то связь между выехавшими на Урал, еще когда они жили в Подмосковье, то есть самостоятельно ли они выбрали Екатеринбург и окрестности или целенаправленно перебирались один за другим. Кстати, хотя я и сориентировался на выписки по Богородскому уезду, но в этот же период другие подмосковные уезды в уральских метриках мне встречаются гораздо реже».

    В следующем сообщении своем в этой теме я постараюсь собрать ссылочно все сообщения Михаила.

    Вопрос действительно интересный, причем, он не только с переселением связан.
    Мы уже рассуждали на блоге о том, был ли массовый исход из старообрядчества и присоединение старообрядцев к господствующей церкви в конце 19 — начале 20 века или нет? Вообще-то это большой грех — сменить веру! Помню, где-то прочитал наставления: если случится, что рядом не будет нашей (старообрядческой) церкви, то в крайнем случае иди к немцу, но только не к никонианину.

    А сообщения Михаила и тем тоже интересны, что взяты из метрических книг православной церкви (еще проверю — так ли во всех случаях). Перешли же мои Башашины из Корнево из старообрядчества всем большим семейством.

  3. Ольга 20 Май 2016 в 17:41 ссылка на комментарий

    Владимир, а у Вас как у админа есть права сделать копию сайта?

  4. Владимир 21 Май 2016 в 8:13 ссылка на комментарий

    Ольга, спасибо, что напомнили насчет копии. Нужно будет этим заняться, да и вообще регулярно копировать.

  5. Владимир 21 Май 2016 в 15:42 ссылка на комментарий

    Итак, о сообщениях Михаила — они есть в комментариях к следующим темам.

    «Списки «потерявшихся», старообрядческие фамилии на буквы З-М» в следующих числах:
    в 2015 году 19 августа (Сергий Михайлов Захаров и Анна Захариева из деревни Гора – крещение сына 13 мая 1911 года, Ольга Милованова из Авсюнино – присоединена 24 июля 1911 года),
    23 сентября (Сергий Михайлов Захаров и Анна Захариева из деревни Гора – крещение сына 6 марта 1914 года, а также — Алексей Евгениев Хохлов и Агафия Яковлева из деревни Молоково – крещение дочери 4 марта 1914 года),
    9 декабря (Ольга Симеонова Пчелина 19 лет из Островой – присоединение 12 февраля 1908 года перед бракосочетанием 13 февраля 1908 года, а также — Пелагея Милованова из Авсюнино – присоединение 28 марта 1908 года, еще — Сергий Михайлов Захаров и Анна Захариева из деревни Гора – крещение дочери 6 августа 1908 года),
    22 декабря (Дария Иванова Захарова, урожденная Силантьева 39 лет из Запонорской волости – присоединение, а также — Варвара Михайлова Захарова 13 лет из Запонорской волости – присоединение, еще — Елисавета Михайлова Захарова 13 лет – присоединение, еще — Анна Михайлова Захарова 18 лет из Запонорской волости – присоединение всех 4 декабря 1894 года, еще — Владимир Исаков Филиппов и Евдокия Иванова из Карповской волости – крещение сына 5 мая 1893 года).

    «Списки «потерявшихся», старообрядческие фамилии на буквы Н-Я»: в 2015 году
    29 мая (Александр Симеонов Попов из Слободищ – бракосочетание 7 февраля 1914 года),
    11 декабря (Мария Андреева Соколова из Смолево – присоединена 8 февраля 1905 года перед бракосочетанием 13 февраля 1905 года),
    21 декабря (Мария Евфимиева Трушина из Хотеич – бракосочетание 19 января 1903 года, присоединена в 1896 году в возрасте 14 лет),
    17 мая 2016 года (Евгений Сергиев Хохлов и Александра Антониева – крещение дочери 8 октября 1897).

    «Некрополь деревни Анциферово. Разные фамилии»: 13 августа 2015 года (Феодосия Дмитриева Богатова 22 лет из Запонорской волости – присоединение 29 мая 1911 года перед бракосочетанием 3 июня 1911 года)

    «Некрополь Елизарово. Другие фамилии»: 13 ноября 2015 года (Волынцев Варфоломей Иванов 52 лет из Елизарово – присоединение 14 сентября 1904 года перед бракосочетанием 1 ноября 1904 года), а также — Василий Варфоломеев Волынцев и Мария Алексеева – крещение подкидыша 12 сентября 1904 года)

    «Некрополь Ляхово. Гусевы, Дроновы, Крыловы»: 13 ноября 2015 года (Михаил Денисов Гусев и Александра Леонтьева из Ляхово – крещение дочери 29 апреля 1905 года, крещение сына 26 января 1903 года, смерть Александры Леонтьевой 23 мая 1905 года, смерть дочери 12 августа 1900 года – все в одной и той же семье)

  6. Владимир 21 Май 2016 в 17:08 ссылка на комментарий

    Около десятка селений, что упоминаются в этих выписках, все расположены на небольшой территории: верст 20-25 будет от самого северного из них (Острово) до Хотеич на юге.

    Конечно (отвечая по возможности на вопрос Михаила Елькина), все живущие там не только знали друг друга, но и родственны были по многочисленным брачным связям. Да, уверен, что многие детали переезда были обговорены, и приезжали на места, где кто-то уже из подмосковных их знакомых/родственников обосновался. Но кто первым открыл для себя Екатеринбург с окрестностями, сказать трудно.

    Фамилий в этих выписках о присоединении к господствующей церкви, указано не так уж и много — все больше семья Захаровых с детьми в глаза бросается. Но я скажу и другое: помимо тех, кто отошел от старой веры (а на новом месте и сделать это удобнее, да и практично присоединиться, вот и в брак сразу вступить можно), было много больше тех, кто остался верен старому чину.

    Причем, обращаю ваше внимание на то, что оставшиеся в старой вере известны нам не по метрическим книгам, а просто потому, что остались в истории Екатеринбурга: Афонины, Шуровы, Чекановы, Романовы, Янины, Плешковы, да и в иных местах, Барнауле, Тюкалинске, Ишиме, не говоря уже о селах и деревнях: Бобковы, Гусевы, Черкасовы, Медновы, Митькины и другие.
    Причем, известны они нам зачастую по полицейским сводкам, и чем яростнее и ругательнее в них упоминаются, тем, стало быть, больше им удалось сделать для укрепления старой веры на Урале и в Сибири. Как, например, нашему Игнатию Афонину в барнаульских землях.

Написать комментарий