Волковы – Филатовы – Соколовы

Первое сообщение от Веры Никитиной 14 ноября на блоге было обращено не ко мне:
«Михаил, здравствуйте. Ищу своих родственников по бабушкиной линии Волковой Ксении Ювенальевны (1898г.р.), проживающей в 1920-ые годы в деревне Смолево. Если Вам не трудно, подскажите на кого и как вы выходили на Орехово-Зуевский районный архив?».
Вера, пишу я в ответ, а по существу родственных отношений, да еще по вопросу о дочери Волкова Ювеналия Игнатьевича из деревни Смолево – так это же точно ко мне.
Вот так, собственно и началась эта история несколько дней назад. И второе сообщение Веры было уже в мой адрес:
«Владимир, еще раз здравствуйте. Честно говоря, прибываю в небольшом шоке. Дело в том, что я занялась своей родословной уже давно. Но к сожалению, тогда о Волковых ничего не нашла, собиралась ехать искать в Смолево. А тут такое открытие!!! Увидела Ваш сайт на работе, а уже дома стала смотреть подробней (вот уже первый час ночи, а не могу оторваться). Какое же большое дело Вы делаете!!! Скольким же семьям Вы помогли найти свои истоки и своих родных!!! Конечно же я все расскажу о своей бабушке Филатовой (Волковой) Ксении Ювенальевне. У меня есть кое-какие документы и фото…»
Ага, думаю, у Ксении Ювенальевны и фамилия мужнина выяснилась! И стал думать, где же я эту фамилию встречал. И представьте себе, быстренько надумал – вспомнил и на следующий день Вере пишу:
«…Фамилия Филатовы, как я полагаю, из Минино? В одной из недавних статей “Фото из семейного архива Рыжовой Марии Терентьевны. Продолжение” есть фотография кого-то из Филатовых. Посмотрите, может быть, Вы знаете, кто это…». Сами можете убедиться, что нужная нам фотография там присутствует: двое военных, один из которых, Соколов Терентий Иванович – мой двоюродный дед, а рядом с ним Филатов Алексей Васильевич из деревни Минино, соседней со Смолево. Я к этому моменту собственного озарения уже знал, что мужа Ксении Ювенальевны звали Филатов Иван Васильевич. Вот я и предположил, что он и Алексей Васильевич Филатов, что на фото, являются родными братьями.
Затем суббота и воскресенье наступили, и мы вернулись домой ближе к вечеру. Когда вернулись, то в своем ящике электронной почты я письмо от Веры обнаружил. Вот такое:
«Владимир, хочу порадовать Вас. Ваши предположения о происхождении моего деда Филатова Ивана Васильевича подтвердились. После очередных “раскопок” в фотографиях и документах я нашла свидетельство об окончании Мининского земского начального училища моим дедом от 1912 г. А еще: на фотографии, которую Вы видели в моем семейном дереве с моим дедом стоят мне известные сестры и неизвестный мужчина, скорее всего, это и есть его брат Алексей Васильевич , который есть на фото на вашем сайте вместе с Соколовым Терентием Ивановичем. Единственное меня смущает: мое фото около 1932 г., а Ваше, не знаете какого? Может это не брат, а дядя? Ведь моего прадедушку звали Василий Васильевич…».
Фото с Алексеем Васильевичем точно 1914-1915 годов, так что мы безоговорочно приняли версию о том, что все же дядя, а не брат Филатова Ивана Васильевича 1902 года рождения.

Затем я решил посмотреть, что я еще могу выяснить о Филатовых. Во-первых, я могу выяснить, были ли какие-то захоронения Филатовых на кладбище Минино и Лопаково, общем для этих двух деревень, учитывая, что Филатовы, по-видимому, старообрядцами не были (старообрядцев из всех трех деревень, включая Смолево, хоронили на кладбище Смолево). Таким образом, на кладбище Минино и Лопаково нашлись немногочисленные захоронения Филатовых - жителей деревни Минино.

filatovi_1.jpg

filatovi_2.jpg

filatovi_3.jpg

 filatovi_41.jpg

Захоронения Филатовых на кладбище деревень Минино-Лопаково

Филатовы Василий Сергеевич и Зинаида Васильевна (их захоронения на фото) составляют, по всей видимости, семью, определить их родственную связь с Филатовым Иваном Васильевичем сегодня невозможно. А вот Филатов Владимир Васильевич уж не младший ли брат Ивана Васильевича?

Затем вновь обратился к своему архиву и нашел вот такую небезынтересную фотографию:

filatovi_5.jpg

Первый ряд: Соколов Иван Тимофеевич с детьми Людмилой и Владимиром, Волкова (Соколова) Евдокия Тимофеевна, моя старшая сестра Людмила и Волков Ивлий Ювенальевич. Второй ряд: Надежда Ивлиевна, мой отец – Соколов Андрей Тимофеевич, Елена Ивлиевна (Лёля). Фотография второй половины 1940 годов, предположительно 1947-1948 годов. Это можно утверждать, зная, что Людмила родилась в 1937 году (ей на фото около 10 лет), а Лёля родилась в 1931 году (на фото ей должно быть 16-17 лет).

Поясню эту фотографию. Иван Тимофеевич, Андрей Тимофеевич и Евдокия Тимофеевна – родные братья и сестра. Все они родились, и некоторое время жили в Смолево. Там же в Смолево Евдокия Тимофеевна вышла замуж за Волкова Ивлия Ювенальевича. На фото двое их детей – Надя и Лёля (отсутствует Лёня).
Приведу еще одну фотографию, хотя бы потому, что она мне очень нравится.

filatovi_6.jpg

Волкова (Соколова) Евдокия Тимофеевна с детьми: Надей, Лёней и Лёлей. Фото примерно 1934-1935 годов.

Ну, вот, пока так. Полагаю, что это только начало.

“Волковы – Филатовы – Соколовы”

Комментариев 19

  1. Владимир 18 Ноя 2013 в 18:29 ссылка на комментарий

    Кстати, можно с уверенностью сказать, что, по крайней мере, одна семья Филатовых в Минино живет: Минино, дом 223, тел. 417-81-54.
    Так утверждает телефонный справочник Орехово-Зуевского района.

  2. Владимир 19 Ноя 2013 в 6:55 ссылка на комментарий

    Из Книги памяти Орехово-Зуевского района:

    ФИЛАТОВ Александр Петрович,
    мл. сержант.
    1921 г. рождения, д. Минино Куровского р-на Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Погиб в бою 25 июля 1943 г.
    Похоронен: Архангельская обл.

    ФИЛАТОВ Василий Григорьевич,
    красноармеец 61 сп 45 сд.
    1913 г. рождения, д. Минино Куровского р-на Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Пропал без вести в октябре 1942 г.

    ФИЛАТОВ Владимир Алексеевич,
    красноармеец.
    1924 г. рождения, Куровской р-н Московской обл.
    Призван в 1942 г. Куровским РВК.
    Пропал без вести в апреле 1942 г.

    ФИЛАТОВ Владимир Михайлович,
    лейтенант 167 сп 16 сд.
    1923 г. рождения.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Пропал без вести в ноябре 1944 г. в Литве.

    ФИЛАТОВ Иван Васильевич,
    мл. сержант 17 олб.
    1922 г. рождения, д. Минино Куровского р-на Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Погиб в бою 13 марта 1942 г.
    Похоронен: д. Байково Старорусского р-на Новгородской обл.

    ФИЛАТОВ Иван Петрович,
    красноармеец.
    1916 г. рождения, Куровской р-н Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Пропал без вести в феврале 1942 г.

    ФИЛАТОВ Николай Филиппович,
    красноармеец.
    1921 г. рождения, д. Минино Куровского р-на Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Пропал без вести в июле 1941 г.

    ФИЛАТОВ Петр Александрович,
    ст. лейтенант.
    1915 г. рождения.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Умер от ран 2 ноября 1944 г.

    ФИЛАТОВ Савелий Ефимович,
    красноармеец.
    1908 г. рождения, Куровской р-н Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Пропал без вести в феврале 1942 г.

    ФИЛАТОВ Федор Семенович,
    красноармеец 684 ап 233 сд.
    1908 г. рождения, Куровской р-н Московской обл.
    Призван Куровским РВК.
    Пропал без вести в декабре 1941 г.

  3. Владимир 19 Ноя 2013 в 7:12 ссылка на комментарий

    Да, вот в списках репрессированных:

    Филатов Алексей Семенович
    Родился в 1888 г., Московская обл., Куровской р-н, д. Минино; ткач-кустарь. Проживал: Московская обл., Куровской р-н, д. Лопаково.
    Источник: Книга памяти Московской обл.

    Еще раз скажу, что Минино и Лопаково расположены очень близко - расстояние между ними около километра. Между селениями располагалась православная церковь Троицы Живоначальной: построена в 1906 году, разобрана в середине 20 века, если не ошибаюсь, то в здании церкви какое-то время существовала школа.

  4. Владимир 19 Ноя 2013 в 7:19 ссылка на комментарий

    Вера, если говорить о Минино, то то два здания особо обращают на себя внимание в деревне: здание фабрики (уж не знаю, удалось ли там запустить какое-то производство) и бывший дом купца Жукова.
    О нашей встрече с его нынешними владельцами можно почитать вот здесь.

  5. Наталия (Nath на ВГД) 19 Ноя 2013 в 12:41 ссылка на комментарий

    Я может по делу ничего не скажу, но как я обожаю такие истории: каждый раз, когда на сайте появляются сначала робкие сообщения “Ищу информацию о предках…”, а потом они выстраиваются в целый рассказ о истории семьи, находятся самые невероятные родственные связи, появляются архивные фотографии!

  6. Наталия (Nath на ВГД) 19 Ноя 2013 в 12:50 ссылка на комментарий

    А по делу:
    на http://podvignaroda.ru/ награждены орденами и медалями и призывались Куровским РВК:
    Филатов Василий Филимонович, 1911 г.р.
    Филатов Никита Ермолаевич, 1909 г.р.
    Филатов Василий Михайлович, 1925 г.р.
    Филатов Юрий Васильевич, 1921 г.р.

  7. Владимир 19 Ноя 2013 в 15:01 ссылка на комментарий

    Душу греет, Наташа, это Ваше: “…но как я обожаю такие истории…”!

  8. Владимир 19 Ноя 2013 в 15:16 ссылка на комментарий

    Вера, Наташа примерно год назад завершила огромную работу с Именными списками убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам.
    Материал этот помещен на блоге вот здесь – он действительно очень большой. Первым, кого я нашел среди выделенных Наталией, был Волков Родион Ювенальевич.
    Понятно, что Филатовых мы тогда не искали, зато Наташа завела массу ссылок на отдельные списки (одних только списков много больше тысячи!) – эти ссылки я собрал в комментариях к статье. Такой поиск в принципе можно осуществить.

  9. Владимир 19 Ноя 2013 в 15:24 ссылка на комментарий

    Кстати, Наташа, совсем забыл сказать, что в Минино (смотрите телефонный справочник): есть и дом Афониных! Уверен, что это наши.

  10. Владимир 10 Дек 2013 в 13:51 ссылка на комментарий

    Вчера звонил в Минино и разговаривал с Лидией Николаевной. Лидия Николаевна - человек особый для наших трех деревень, Смолево, Минино и Лопаково, поскольку она ведет службы в смолевской часовне. Именно там после службы мы с ней познакомились, там и состоялся единственный наш разговор.
    Вообще-то мне нужно было выяснить кое-что по ее смолевским корням - вот и позвонил. А чтобы понять суть дела, в двух словах расскажу.

    В этой статье упоминается Волков Ивлий Ювенальевич. Его родители: Ювеналий Игнатьевич и Прасковья Кирсановна. У Прасковья Кирсановны было сестра - Анастасия Кирсановна, которая вышла замуж за Белова Исака Григорьевича. Все они - представители коренных смолевских семей.
    Анастасия Кирсановна приходится прабабушкой Лидии Николаевне. Вот и причина моего звонка - кое-что прояснить в этой веточке.
    Лидия Николаевна вышла замуж в Минино за Старкова Николая Юрьевича. Также интересная для меня семья, так как одна из моих веточек начинается Иваном Старковым около 1655 года рождения. Еще интересна эта фамилия тем, что и в Костино есть Старковы. Как они друг с другом родственно связаны и связаны ли вообще, пока не знаю.
    Стал я (поскольку разговор затеялся) и про Старковых спрашивать.

    Рассказывает мне Лидия Николаевна, что ее свекра зовут Старков Юрий Петрович, а вот свекровь из Филатовых - Любовь Михайловна.
    И выяснили мы, что родители Любовь Михайловны - это Филатовы Михаил Лукич и Пелагея Сергеевна.
    Конечно, многое выяснить я не сумел. Вот, например, хотя бы их годы жизни. По-видимому, Михаил Лукич с Пелагеей Сергеевной могли родиться около 1900 года. И какая у них связь и той семьей Филатовых, что разыскивает Вера Никитина. А Любовь Михайловна это вполне может знать.

  11. Наталья Горбунова (Лакеева) 24 Янв 2016 в 23:44 ссылка на комментарий

    Владимир,
    в Анциферово тоже жили Филатовы. Александр Филатов, родом из дер. Анциферово, женился на Любови Ермолаевне Лакеевой (родилась примерно в 1940 г), родом с 73км (73км это Смолёво?). Младшая дочь Лакеева Ермолая Лукича и Анастасии()(жил с семьёй на 73км). Предки Ермолая Лукича Лакеева из дер. Анциферово.
    (информация от Ирины Лакеевой, дочери Николая Ермолаевича Лакеева, из д. Старое Титово).

  12. Владимир 25 Янв 2016 в 7:14 ссылка на комментарий

    Спасибо, Наталья!
    Да, пл. 73 км - это рядом со Смолево.

  13. Владимир 25 Янв 2016 в 7:39 ссылка на комментарий

    Наталья, мы, по-видимому, уже касались немного это семьи, я имею в виду семью Лакеевых Ермолая Лукича (1914-1963) и Анастасии Прокопьевны (1913-1987). Но я вновь хочу о них сказать с надеждой - а вдруг еще что-то вспомнится.

    К сожалению, мне неизвестно, из какой родительской семьи Анастасия Прокопьевна, а это всегда важно!
    Похоронены Ермолай Лукич и Анастасия Прокопьевна в Яковлевской - возможно, что они жили там или тоже на 73 км? Может быть сама Анастасия Прокопьевна из Яковлевской?

    У них известно семеро детей: Лидия (живет в Петрозаводске), Любовь, Александра, Валентина, Виктор, Николай 1937 г.р., Алексей (07.03.1945-06.07.1993, он также похоронен в Яковлевской).
    Теперь мы выяснили, что Любовь Ермолаевна замужем за Филатовым Александром.
    Годы рождения у большинства детей я не привожу, поскольку не знаю.

  14. Настя. 25 Янв 2020 в 19:38 ссылка на комментарий

    Доброго времени суток! Хотела бы добавить и узнать побольше о Филатовых, моих родственников по отцу.

    Филатова Дарья Герасимовна - 1878 года рождения.
    Филатов Василий Сергеевич - 1879, муж Дарьи Герасимовны. Его мать звали Пелагея.

    Дети от брака Дарьи Герасимовны и Василия Сергеевича:
    Филатов Иван Васильевич - 1920. Был летчиком, пропал без вести.
    Филатова Елизавета Васильевна, 1928.
    Филатов Николай Васильевич, 1915-1943.
    Филатова Ольга Васильевна, 1911. И её муж Зимин Степан Сергеевич, 1904-1943. Похоронен в Тверской области.
    Филатова (Калинина) Мария Васильевна, 1913.

    Быть может, Вам что-то известно об этих Филатовых? Жили в Мещере, рядом с Минино.

  15. Владимир 26 Янв 2020 в 8:25 ссылка на комментарий

    Добрый день, Настя! К сожалению, мы не занимались ни Минино, ни Мещерами. Просто в начале наших исследований мы делали упор на старообрядческие деревни, а эти два селения к таковым, можно сказать, что и не относятся. Хотя сейчас я жалею, что мы так себя ограничили - особенно это касается Минино.

  16. Настя 27 Янв 2020 в 12:50 ссылка на комментарий

    Спасибо за ответ! Может, я могла бы вам помочь? Я часто бываю в ЦГА Москвы, возможно, вам были бы интересны какие-либо дела о Минино? Я бы смогла вам сфотографировать их. По крайней мере, я видела метрические книги за 19** годы мининской церкви, о которой мало известно. Знаю, что она находилась где-то в районе дороги на кладбище, сейчас там дом, в котором бывал В. И. Ленин (дом с памятной табличкой).

  17. Анатолий 27 Янв 2020 в 15:00 ссылка на комментарий

    Настя!

    А у Василия Сергеевича была сестра Анна?
    Напишите мне на Lakunin@rambler.ru

  18. Владимир 27 Янв 2020 в 15:35 ссылка на комментарий

    Настя, конечно, интересны метрические книги мининской церкви - буду весьма благодарен за их копии!

  19. Настя 01 Фев 2020 в 23:05 ссылка на комментарий

    Честно сказать, насчёт сестры сведений нет. Я знаю эту информацию лишь по фотографии (там сидит сам Василий Сергеевич с мамой и своей семьёй). Вероятно, что могла быть. Вряд ли у Пелагеи (матери) был единственный сын. Буду признательна за какую-либо информацию. На почту напишу.

Написать комментарий