Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Ёлкино — Молоково

Фотографии, использованные в настоящей статье, выполнены и представлены для публикации на блоге «Старообрядческое Подмосковье» их автором – Олегом Шуровым.

Ёлкино
Из Новостей на официальном сайте Московской Митрополии РПСЦ:

6 июня 2013, на праздник преподобного отца нашего Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм в селе Ёлкино Воскресенского района Московской области. Митрополиту сослужили настоятель храма о. Димитрий Боярский, благочинный Московской области протоиерей Леонтий Пименов, иконом епархии протоиерей Алексей Михеев, иерей Иоанн Гусев и иерей Александр Ежуков.

Храм освящен во имя святаго славнаго пророка Илии Фезвитянина. До революции в с. Ёлкино была старообрядческая церковь, посвященная этому же святому, однако в 1937 году она была закрыта и впоследствии разрушена. В 90-е годы здесь вновь была организована старообрядческая община, в которую вошли не только жители самой деревни Ёлкино, но и жители других населенных пунктов Воскресенского района, таких как, например, расположенное неподалеку старинное село Хорлово. Оно известно тем, что было основано в начале XVI века и до начала XX века было заселено в значительной степени старообрядцами.

В начале 2000-х годов христиане этой местности начали строительство храма, которое велось ими в течение 8 лет исключительно на собственные средства. Незадолго до завершения строительства митрополитом Корнилием был назначен настоятель храма, недавно поставленный во священники о. Дмитрий Боярский. Совместно с уставщиком Виталием Матвеевым, еще до освящения храма они организовали регулярное богослужение. К освящению храма был изготовлен иконостас. Все иконы и росписи в храме делал старообрядческих иконописец Виталий Данилов.

elkino_1.jpg

elkino_2.jpg

 Старообрядческая церковь Илии Пророка в Ёлкино. Фото 2012 года

Запонорье
К. Нистрем (1852 год): «Запонорье, село 1-го стана, Госуд. Имущ., 177 душ м.п., 214 ж., 1 церковь, 72 двора, Дубровское Волостное Правление, ярмарки 1 октября и 20 мая, 70 верст от столицы и 36 от уездн. гор., на Коломен. тракте».
Википедия:

Деревня Запонорье впервые упоминается в 1587 году. Деревня находилась на земле, принадлежавшей московскому Чудову монастырю. В документах того времени упоминается как «Запонорье, Власьевское тож». Название деревне, предположительно, дали жители соседнего более крупного села Давыдово, относительно которого деревня расположена за рекой Понорь. Второе название Власьевское связано с церковным личным именем Власий.

Согласно документам 1623-1624 годов, в селе была деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1678 году в деревне насчитывалось около 10 крестьянских дворов, где проживало 36 человек. В 1746 году в селе была построена новая деревянная Покровская церковь.

В XIX веке село Запонорье являлось административным центром Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии. В селе находилось волостное правление, церковно-приходская школа, Покровская церковь и старообрядческая часовня.

В 1852 году в селе насчитывалось 72 двора и 391 житель. В 1862 году в селе проживало 359 человек (168 мужчин и 191 женщина). В 1899 году в селе проживало 409 человек. В 1925 году численность населения составляла 611 человек, в селе было 115 дворов. Покровская церковь была закрыта в 1940 году, а к 1948 году полностью снесена.

elkino_3.jpg

Старообрядческая часовня в Запонорье. Фото 2012 года

Запрудино
К. Нистрем (1852 год): «Запруденье, деревня 1-го стана, Госуд. Имущ., крестьян 93 души м.п., 124 ж., сельское управление, 41 верста от заставы уездн. гор., близ Покровского тракта».
Из статьи И.С. Овсянниковой «Икона из моленной д. Запрудино»:

…На расстоянии 1 км от д. Запрудино находится другая старообрядческая деревня — Новая. Между этими двумя населёнными пунктами протекает р. Понорь. В период весеннего половодья пространство, разделяющее деревни, оказывалось затопленным. Возможно, от этого природного явления произошло название Запрудино. Первое упоминание о старообрядческой моленной в д. Запрудино встречается в документах, ныне хранящихся в Центральном историческом архиве г. Москвы. В 1826 г. число староверов в деревне было 112 человек, в 1889 г. их насчитывалось уже 325.

В 80-х годах ХIХ в. началась легализация моленных домов, связанная с изменениями в религиозной политике российского государства. Поворотным пунктом стал закон 1883 г., благодаря которому старообрядцы получили право «творить общественную молитву», «исполнять духовные требы и совершать богослужения не только в частных домах, но и в особо предназначенных для сего зданиях». В 1909 г. в д. Новая приступили к строительству старообрядческого храма и колокольни. Сам храм был деревянным, а колокольня каменная. После его закрытия в деревне стали действовать домашние моленные, которые располагались в частных домах. По воспоминаниям старожилов, в 20-х годах XX в. моленная в д. Запрудино действовала в доме Гундаревых. В 1927 г . в связи с образованием колхоза она также была закрыта.

Последняя домашняя моленная в д. Запрудино начала функционировать после Великой Отечественной войны и просуществовала вплоть до конца 70-х годов ХХ в. Она располагалась в доме Михея Петровича Соловьёва (1898–1973), который исполнял одновременно обязанности уставщика моленной… Кроме М.П. Соловьёва, уставщиком в моленной был и Фёдор Дрожжин, также житель этой деревни.

elkino_4.jpg

Старообрядческий поминальный крест в Запрудино. Фото 2012 года

Коломна
Википедия:

Храм Николы на Посаде — одна из старейших церквей в Коломне (Посадская ул., 18). С 1990-х действует как приход Русской православной старообрядческой церкви.

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого», упомянутый в писцовых книгах 1577-1578 годов. Каменный Никольский храм построили в начале XVIII (1716-1719) на средства прихожан.

Это типичный купеческий храм в стиле «московского узорочья», с обширным хозяйственным подклетом, высокой летней церковью в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николая. Здание обильно отделано кирпичной резьбой, его верх украшают 105 кокошников и «пучковое» пятиглавие. Центральный барабан световой, а остальные четыре «глухие».

Во второй половине XVIII века наличники и кокошники срубили. Восстановили их в ходе реставрации только в 1970-х гг. Иконы и стенопись утрачены в 1930-х годах. От красной, отдельно стоявшей шатровой колокольни сохранился только первый ярус.

elkino_5.jpg

Старообрядческая церковь Воскресения Словущего, что на Посаде в Коломне. Фото 2011 года

Костино
К. Нистрем (1852 год): «Костино, деревня 1-го стана, Удел. Ведом., 408 душ м.п., 435 ж., 84 двора, 75 верст от столицы и 44 от уездн. гор., на Коломенском тракте».
Пожалуй, ни одному селению мы не уделили столько внимания на блоге, как деревне Костино. Опубликованные на блоге несколько статей рассказывают о жителях этой деревни, поэтому я воздержусь от каких-либо дополнений в этой части.

elkino_6.jpg

Старообрядческая часовня в Костино. Фото 2009 года

Красная Дубрава
Богородицерождественская церковь в Красной Дубраве (ранее – Барская Дубрава) построена в 1908 году на средства братьев Нажесткиных и Морозовых. Принадлежала общине старообрядцев-окружников. Закрыта до 1930 года.
Братья Нажесткины – имеются в виду Абрам и Кирилл Мартиновичи. Известен их отец: Нажесткин Мартын (Мартин) Федорович. По сведениям из Справочной книжки Московской губ., составленной А.П. Шрамченко, 1890: «При д. Дуброве шелковая фабрика кр. Мартына Федоровича Нажесткина, раб. 14, упр. сам владелец».

elkino_7.jpg

elkino_8.jpg

Здание бывшей старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2013 года

Кузнецы
К. Нистрем (1852 год): «Кузнецы, деревня 2-го стана, Рюмина Николая Гавр., д. с. с., крестьян 238 душ муж.п., 284 ж., 77 дворов, 62 версты от столицы, 14 от уездн. гор., по Владимирскому тракту».
В одной из статей на блоге мы уже давали краткую информацию о современном состоянии церкви св. Анны Кашинской в Кузнецах:

«…построена на средства А. И. Морозова в 1909-1913, принадлежала окружнической общине. Закрыта не позже сер. 1930-х, венчания сломаны, трапезная надстроена, занята под производство. С 1980-х заброшена… Начато восстановление церкви.

25 июня 2007 г. на торжественное богослужение и официальную передачу церковного здания верующим приехал глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси преосвященнейший Корнилий, а также представители местной власти и древлеправославного духовенства, гости из московских старообрядческих приходов.

В день празднования памяти святой (25 июня 2011 года), возрождающийся храм, накануне украшенный новым иконостасом, вновь посетил и провёл здесь молебен с водосвятием первый иерарх РПСЦ преосвященнейший владыка Корнилий…».

elkino_9.jpg

Старообрядческая церковь Св. Анны Кашинской. Фото 2010 года

elkino_10.jpg

Строительство часовни при старообрядческой церкви Св. Анны Кашинской. Фото 2010 года

Ляхово
К. Нистрем (1852 год): «Ляхово, деревня 1-го стана, Удел. Ведом., крестьян 205 душ м.п., 199 ж., 37 дворов, 72 версты от столицы и 40 от уездн. гор., близ Коломен. тракта».
Известно Ляхово и своими иконописцами:

ПАНКОВ Илларион Артемьевич. Выходец из крестьян Московской губ., в нач. 1860-х гг. переписался в мещанское общество г. Екатеринбурга. Из старообрядцев часовенного согласия, перешел в единоверие. Иконописец, известен по работам 1867-1918 гг. Был связан деловыми и родственными отношениями с иконописцами В. Сотцковым, Филатовыми и братьями Романовыми, с антикваром Д. Плешковым и др. (Уральская икона, с. 314; Невьянскан икона… С. 214: Гончарова Н. А. Невьянское иконописное наследие… С. 226; Сибирская икона, с. 212)

ПАНКОВ Петр Иванович. Удельный крестьянин д. Ляхово Карповского приказа Богородского у. Московской губ. Иконописец, из старообрядцев часовенного согласия. Известен по документам Секретного совещательного противораскольничьего комитета за 1853 г. (Уральская икона, кат. 408, кат. 408, цв. илл. на с. 130, с. 210-211 (ч.б. илл.), с. 314).

ПАНКОВ Федор Иванович. Крестьянин д. Ляхово Карповского приказа Богородского у. Московской губ. Иконописец, в 1852-1853 гг. проживал в Екатеринбурге со своим племянником Петром Ивановичем Панковым (Курковым). Писал иконы для местных старообрядцев-часовенников и для единоверцев. (Уральская икона, с. 314).

ЩЕДРИН Зотей Михайлович. Из удельных крестьян д. Ляхово Карповской вол. Богородского у. Московской губ. Иконописец, старообрядец. В1840-х гг. жил и работал в Екатеринбурге, занимаясь биржевым извозом. (Уральская икона, с. 338).

elkino_11.jpg

Старообрядческая часовня Пресвятой Богородицы в Ляхово.

Мисцево
К. Нистрем (1852 год): «Мисцево, деревня 1-го стана, Госуд. Имущ., 435 душ м.п., 439 ж., 122 двора, 99 верст от столицы и 60 от уездн. гор., близ Касимовского тракта».
Мисцево было одним из центров старообрядческого книгописания. Вот что пишет по этому вопросу Е.А. Агеева:

Гуслица являлась 2-м по значимости после Выголексинского общежительства старообрядческим книгописным центром. В кон. XVIII–XIX в. по всей России и в зарубежных старообрядческих общинах использовались гуслицкие певческие рукописные книги. Они отличаются ярким пышным орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко, орнамент исполнен в многообразии оттенков синих, красных, зеленых и желтых тонов или с золотом, с изображениями птичек. Известными центрами переписки были Беливо, Панарино (Понарино), Мисцево, Петрушино, Заполицы и Заволинья. Рукописи редко подписывались авторами.

Наиболее ранние происходящие из Гуслицы рукописи датируются кон. XVIII — нач. ХIХ в. Представитель династии писцов Шитиковых, М. И. Шитиков в 1832 г. написал Триодь певческую — Постную и Цветную,— орнамент которой стал образцовым. Одной из самых часто переписываемых в Гуслице книг была Обедница (в 4-ю долю листа), с сер. ХIХ в. содержавшая, как правило, песнопение «Святый Боже» (Агиос о Феос) с напевом позднегреческой традиции, по преданию ведущим начало от митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи). Весьма распространены были Ирмологии (Ирмосы), особенно отличались образцы, выполненные братьями Г. и В. Прокофьевыми из Мисцева…

…В нач. XX в. потребность в гуслицких рукописях существенно снизилась из-за распространения продукции киевского изд-ва «Знаменное пение». Перепиской книг в это время в Гуслице занимались И. П. и Ф. И. Добриньковы (Добренькие) в Мисцеве, С. Г. Алексеев в Беливе и М. А. Кашкин в Устьянове, продолжавший свою деятельность в 20-х гг. XX в.

elkino_12.jpg

elkino_13.jpg

Старообрядческая церквоь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2009 и 2010 годов

Молоково
К. Нистрем (1852 год): «Молоково, деревня 1-го стана, Удельн. Ведом., 192 души м.п., 182 ж., 38 дворов, 61 верста от столицы, 47 от уездн. гор., близ Касимовского тракта».
О наших поисках в Молоково также есть что почитать на блоге.

elkino_14.jpg

elkino_15.jpg

Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фото 2009 года

Написать комментарий