Хозяйственные книги Чудова монастыря

Я презентую очередную статью Ольги Мельниковой, как всегда, очень интересную, насыщенную историческими сведениями.

olga-melnikova.jpg
Ольга Мельникова

Сегодня мы немного расскажем о ближайших соседях Гуслицкой волости – селе Запонорье и Карповском приказе. Об этих местах написано довольно много, поэтому в нашем рассказе мы просто дадим несколько картинок из жизни этой местности.
Первые кадры нашей хроники относятся к 1585 – 86 годам. В краеведческой литературе сказано, что впервые село Запонорье упоминается в писцовых книгах 1587 года как вотчина Московского Чудова монастыря, находящаяся в Селинской волости.
Однако удивительным образом до нашего времени дошли хозяйственные книги Чудова монастыря 1585-86 годов, где Запонорье не только упоминается, но дается небольшая картинка из жизни села. Читая эти документы, – слышишь живую речь людей второй половины XVI века. Ведь это не официальные летописи и не поэтические легенды, а простая речь обыкновенных людей – старцев и служащих монастыря. И там как раз упоминаются те писцы, которые проводили перепись земель, в которой краеведы впервые находят названия населенных местностей.
Эти документы можно рекомендовать прочитать всем, интересующимся историей Отечества.

Несколько фактов о самом монастыре, приведенных на сайте Московской патриархии.
Чудов монастырь был основан святителем Алексием, митрополитом Московским в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле. На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила.
На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключен низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители Русской Православной Церкви согласились с введением унии на Руси. Это одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточен в Чудовом монастыре.
В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). В 1612 в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками.
Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При Патриархе Филарете, отце Михаила Романова, здесь было открыто греко-латинское училище.
В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. Мощи свт. Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.

chudov_mon.jpg
Чудов монастырь

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.
Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. — потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлевские курсанты, монастырь был разрушен в 1930 году. На его месте построили Дворец съездов.

Собрание книг и рукописей Чудова монастыря - исторический материал исключительной важности, отражающий не только различные стороны деятельности монастыря, но события общегосударственного значения. Документы Чудова монастыря рассредоточены по различным хранилищам и фондам. «Приходно-расходные книги» хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и опубликованы Археографическим центром РГАДА.
В комплекс документов входит 10 книг – Приходная книга, Тетрадь сбора оброка с монастырских сел и деревень, Расходная книга, Тетрадь выдачи денежного жалованья монастырской братии и слугам, Тетрадь расхода меда, Тетрадь расхода воска, Тетрадь расхода соли, Расходная тетрадь монастырской большой казны, Тетрадь раздачи икон, Тетрадь выдачи монастырской братии царского жалованья. Все контрольные записи в книгах выполнялись лицом, составлявшим книги, сами книги скреплялись казначеем.
Этот комплекс документов дает цельное представление о жизни монастыря в частности и московских окрестностей вообще. Мы видим документы, написанные живым языком, узнаем о событиях в жизни деятелей московского государства – например, монастырь посылал иконы «на новоселье» важным лицам – боярам, думным дьякам, некоторые дары в Углич Марии Нагой с царевичем Димитрием. Записи говорят, что и почем можно было купить, откуда поставлялся товар, как велся учет в разных областях «народного» хозяйства. Вклады царей и других деятелей государства отмечают поворотные события истории, а выданные «милостынные» деньги – приезд восточных патриархов и других просителей к московскому царю.
В нашу задачу не входит анализ данных документов, этому посвящено достаточно исторических работ. Мы выберем только те записи, которые относятся к Запонорью Селинской волости Московского уезда. В документах также фигурируют другие вотчины Чудова монастыря – Осташково (Селинской волости), Андреевская пустошь и Борисовское заболотье (Лосиный остров в районе Мытищ), Мальцово (Боровский уезд), Душеное, Алымово, Михнево, Жилинская, Черкизово, Остеево, Чудовка, Орлово, Бели, Раменье (Московский уезд) и др.

Приходная книга
Генваря 14 привез старец Федорит из Запонорья да из Осташкова сорок алтын денег, продал он десять боранов монастырских.
Тетрадь сбора оброка с монастырских вотчин
Взято оброку на 94 год с села з Запонорья с осминатцати вытеи, с выти по шти алтын и по две деньги, и всего три рубли четырнадцать алтын. Да з Запонорья ж взято оброку санных денег с осминадцати вытеи, с выти по пяти алтын, и всего два рубля и двадцать алтын з гривною.
Расходная книга
Марта в 28 день дано на рукавицы на голицы плотником Иванку, бочарнику Усу да Ваське Латышу, да Иванку Харину, да Митьке, каменщику, по десяти денег человеку, и всего две гривны. (Бочарник изготавливал бочки и кадки)
Тово же дни (августа во 12 день) дано дворецкому старцу Марьтемьяну два алтына денег, купил он плотничю пилу. И та пила послана в Запонорье к бачарнику к Ваське Латышю для всякого монастырского дела.
Декобря в 9 день дано монастырскому слуге Игнатью Федорову две гривны денег, купил он колачеи про писцов в Осташкове.
Тетрадь выдачи денежного жалования монастырской братии, ремесленникам и слугам с записью расходов кабальных денег и с годовым финансовым итогом
Дано зажилово на 94 год старцу Федориту Берсехову, что был в Запонорье, четыре гривны.
Дано жалованье на 94 год бочарнику Иванку Иванову Усу пол-третья рубля денег. Порука по нем Федор Беляев з записью из хмелевого ряду.
Дано жалованье на 94 год плотнику Ивашку Харину два рубля денег. Порука по нем бочарник Иван Ус да Митя каменщик.
Дано жалованье на 94 год каменщику Мите Терентьеву два рубля денег. Порука по нем плотник Иваш Харин.
Дано жалованье на 94 год плотнику Ваське Латышу два рубля денег. Порука по нем Иван Ус да Митя, каменщик.
Дано жалованье на 94 год конюху Михалке Васильеву сыну, запонорскому, полтора рубля денег с гривною. Седло и епонча держати своя. Порука по нем слуга Русин Дементьев да Нафонаило.

Из записей видно, что старец Федорит посещал Запонорье в финансовый год 1584-85. В этом районе было монастырское стадо, так как Федоритом было продано 10 баранов.
Также фиксируется группа ремесленников, один из которых - плотник Васька Латыш - был связан с Запонорьем. Как известно, Иван Грозный во время Ливонских войн устраивал «переселение народов» - сводил жителей из завоеванных мест и заселял туда представителей московского государства. Не исключено, что Василий или его родители оказались в Запонорье в результате таких действий. В записях есть упоминание о других Латышах - гвоздаре Онтипке Олександрове, конюхах Онтропе и Ондрюшке и др.
Вместе с Василием упоминается плотники Иван Харин, Иван Ус и каменщик Митя Тереньтьев. Это может говорить о том, что монастырь вел какое-то строительство в Запонорье, что там велась активная хозяйственная деятельность. Интересно упоминание Ивана Уса в связи с торговцем хмелем, что косвенно может свидетельствовать о его происхождении из района Гуслиц, издавна известного хмелевого района. Наверное,
бригада строителей могла выполнять какие-то работы непосредственно в Запонорье, или перемещаться по мере необходимости на другие объекты.
В Запонорье был свой конюх - Михаил Васильевич. Не исключено, что в Осташкове тоже был конюх, однако в перечне фамилий нет ссылки на название местности, поэтому идентифицировать его невозможно. Слуга Нафанаил выступал поручителем еще 2 конюхов – Степана Измайлова и Полтины Перфирьева, может быть, среди них есть и осташковский. Занимались ли конюхи баранами – неизвестно, но так как нет отдельной должности типа «пастух», то, вероятно, занимались.
В документах упомянуты писцы в Осташково – для них монастырский слуга покупал «колачеи». Необходимо отметить, что в 1584 году умер Иван IV Васильевич Грозный. Власть перешла к его сыну Федору. В этот переломный момент российской истории произошло много событий, касающихся «перераспределения» власти, потребовалась перепись земель. Кроме того, при смене царя было необходимо подтверждать свои права на владения землей, а монастырям, кроме того, - льготы, так называемую «тархань» - освобождение от «налогов». Писцы не только пересчитывали и переписывали владения, но часто были вовлечены в разбор земельных споров. Поэтому от результатов их работы зависело очень многое. Монастырские старцы заботились о них как могли – например, посылали им угощенье – колачи.
Документы свидетельствуют об активной хозяйственной деятельности монастыря в своих владениях. Так как описывается только один хозяйственной год, у нас нет возможности проследить процесс в динамике. Однако приведенные сведения дают первые упоминания Запонорья в письменных источниках, что имеет несомненную важность для истории края.

“Хозяйственные книги Чудова монастыря”

Комментариев 8

  1. Ольга Мельникова 19 Май 2017 в 16:19 ссылка на комментарий

    Интересно, доберутся ли когда-нибудь до Василия Латыша, Ивана Харина (Харитонова?), Ивана Уса и Мити Тереньтьева их потомки?

  2. Владимир 19 Май 2017 в 16:39 ссылка на комментарий

    Эта фраза в тексте мне говорила немного:
    “Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех”.

    Пришлось разъяснить себе с Ольгиной помощью:

    “Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.

    Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.

    В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.

    Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
    Источник

  3. Владимир 19 Май 2017 в 16:53 ссылка на комментарий

    Не знаю, как до Латыша, но вот Латышевы в Селинской волости были. Самый старший из них (мне известный): Латышев Ларион Тимофеевич (до 1666-Между 1723 и 1773). Он так и переселялся – Карпово – Смолево – Карпово. А еще был Латышев Антон Григорьевич (1718-Между 1748 и 1763) – он-то в Смолево пожил, затем тоже в Карпово подался. А еще Латышев Агап Ларионович 1704 г.р., так он вообще никуда из Карпово не подавался .
    В-общем, семья весьма большая, и я более чем уверен, связанная с Латышем.

  4. Ольга Мельникова 19 Май 2017 в 17:05 ссылка на комментарий

    Да, Латышевы и Усовы - фамилии интересные, может можно будет как-то вычислить связь.

  5. Ольга, вы в РГАДА нашли эти сведения? А в каком деле? И было ли там упоминание Елизарово и близлежащих деревень (Ляхово, Давыдово, Гора, Костино, Яковлевская)?

  6. Ольга Мельникова 21 Май 2017 в 18:07 ссылка на комментарий

    Почти. Это публикация РГАДА 1996 года, так и называется - Хозяйственные книги Чудова монастыря 1585/1586. Выпущена издательством “Археографичекий центр”. Упомянутые Вами деревни в книге не присутствуют, так как не принадлежали Чудову монастырю. Сами книги - оригинал - вряд ли можно будет посмотреть в РГАДА - не дадут в руки. РГАДА, фонд 196 “Собрание Мазурина”, опись 1, дело 273.

  7. Владимир, я именно эту статью Ольги имел в виду, когда говорил, что где-то видел, что были найдены финансовые документы какого-то монастыря и там упомянуты имена крестьян из Костино.
    Вот я и подумал: у нас есть пробел между 1646 и 1716 гг. Так может, можно найти аналогичные документы и по Елизарово? И потом по именам и полуотчествам аналитически установить, кто кому родственник?
    Но только нужны реквизиты дел, а с этим проблема…

  8. Ольга, спасибо!

Написать комментарий