Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Абрамовка — Беливо

Пришло время открыть на блоге проект, посвященный старообрядческим часовням, храмам и иным святым местам, расположенным на территории восточного Подмосковья. Проект этот в нашем сегодняшнем видении – это фактически фотоальбом с краткими пояснениями к каждому из объектов. Автор фотографий – Олег Шуров, о чем мы постараемся неустанно напоминать в каждой из статей. Пока таких статей запланировано 6, исходя из объема наличного фотоматериала (фотографии выполнены в период 2009 — 2013 годов). Для удобства поиска весь материал структурирован следующим образом: места, в которых находятся часовни, церкви, памятные места, расположены в статьях в алфавитном порядке, в соответствии с которым строятся и статьи:
Абрамовка – Беливо, Большие Дворы – Егорьевск, Ёлкино – Молоково, Никулино – Павловский Посад, Разманово – Шувое. К сожалению, будет и шестая статья, названная мной «Утерянное» — она будет содержать фотографии тех мест, где стояли уничтоженные храмы.
По всей видимости, эти материалы (прежде всего, фотоматериалы) будут пополняться и тогда возникнет возможность публикации новых статей. Не исключено также, что при некотором размышлении нам с Олегом захочется выйти за пределы Московской области в сопредельные с ней территории, или, например, рассказать о старообрядческих храмах самой Москвы – и все это кажется вполне резонным, но со временем.А вот на что мы, действительно, рассчитываем, так это на содействие участников блога. Участник блога, в моем представлении – это посетитель блога, находящий и время, и возможность поддержать публикуемые на блоге статьи своими комментариями. Дело в том, что в рамках этого проекта статьи с фотографиями изначально будут содержать преимущественно краткое описание храмов. Безусловно, приветствуется дополнение этих статей любыми сведениями по истории храмов, особенно, если эти сведения получены из архивных источников.

Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Абрамовка – Беливо

Фотографии, использованные в настоящей статье, выполнены и представлены для публикации на блоге «Старообрядческое Подмосковье» их автором – Олегом Шуровым.

Абрамовка

abramovka_1.jpg

 abramovka_2.jpg

Здание бывшей старообрядческой церкви Николая Чудотворца в Абрамовке. Построена в 1916 году. Фото 2009 года.

abramovka_3.jpg

Старообрядческий молельный дом в Абрамовке. Фото 2009 года.

Алешино

aleshino_4.jpg

aleshino_5.jpg

Церковь Иконы Божьей Матери Знамение в Алешино. Построена в 1886 – 1889 годах как православная. Закрыта в 1930-ых годах. В 1947 году была передана старообрядческой общине и освящена как Георгиевская церковь. Возвращена РПЦ в декабре 2008 года и освящена как Знаменская церковь. Фото 2010 года

Беливо
Беливо – место особое для Гуслиц, поэтому мы решили рассказать о нем максимально полно (так, как позволяли фотографии). На мой взгляд, самая полная информация о Беливо содержится в книге С.С.Михайлова «Селение Беливо в Гуслицах. Старообрядческие храмы-моленные и иноческие поселения в селении Беливо и вблизи его», Москва, 2009.
В продаже эту книгу уже не найти (по крайней мере, в магазинах, которые информируют о наличии книг в Интернете), книга в Интернете не выложена, поэтому мы по возможности постараемся поддержать наш фоторассказ цитатами из этой книги.
В данном случае нас интересует существовавший вблизи Беливо старообрядческий монастырь Леонтия Беливского. С.С.Михайлов рассказывает о нем, приводя выдержки из публикаций С.Алексеева в журнале «Златоструй»:

«В трех верстах от селения Белево Богородского уезда, — на границе трех губерний: Московской, Владимирской и Рязанской, на гористой местности, покрытой сосновым, некогда непроходимым лесом, как говорит предание, в 1671 году был основан старообрядческий мужской монастырь. В виду начавшихся в этот период гонений на старообрядцев, пользуясь тем, что здесь место очень глухое, кругом непроходимые болота, монастырь скоро начал наполняться желающими жить вдали от мирских печалей. Число братии вскоре значительно увеличилось, так, что явилась потребность в создании монастырского храма, где бы братия монастыря могла удовлетворять свои духовные потребности. Вначале молились в простом доме – келии. Материалом для постройки храма служил вековой лес, растущий в изобилии кругом монастыря. Не было недостатка и в рабочих, так как из братии много было людей, занимавшихся прежде плотничными работами. Быстро выстроен храм и освящен в честь Введения в церковь Пресвятые Богородицы. Этот храм существовал до самого разорения монастыря, последовавшего в царствование Императора Николая 1-го…
…Год от года монастырь, покровительствуемый помещиками Лопухинами, на земле которых он был построен, рос с невероятной быстротой. Число братии достигло более 150 человек… Библиотека при монастыре существовала до самого разорения монастыря… Монастырская библиотека состояла более чем из трех тысяч экземпляров разных редкостных древних рукописей и церковно-славянских книг, патриаршей печати…
…Одной из больших заслуг монастыря перед старообрядческим миром является монастырская школа славянского чтения и крюкового пения, которая существовала при монастыре более 100 лет…
…Знаменитый белевский распев крюкового пения, принятый везде у старообрядцев, как самый правильный, был выработан здесь, при монастырской школе руководителем ее иноком о. Ильею…
…В конце XVII столетия (здесь, видимо, ошибка: в соответствии с данными В.Н.Алексеева и В.С.Лизунова, все селения Гуслиц были пожалованы С.В.Лопухину в 1728 году, и распроданы Лопухинами в 1767 году , то есть в XVIII веке) монастырь находился в полном расцвете и величии. Число братии достигло 240 человек…
…В это время настоятелем монастыря был о. Иерон…
…Новый настоятель монастыря инок о. Леонтий, на которого пал жребий после покойного о. Иерона, был из числа братии этого же монастыря…» . С.Михайлов, с. 25-29.

Далее С.Алексеев пишет следующее: «Но недолго пришлось править монастырем новому настоятелю о. Леонтию… По повелению императора Николая первого монастырь был разрушен…».
Очевидно, нужно признать, что о. Леонтий, при котором монастырь был разрушен, и о. Леонтий, принявший монастырь после о. Иерона более века ранее – разные люди при простом совпадении имен.

bilivo_6.jpg

 bilivo_7.jpg

 bilivo_8.jpg

bilivo_9.jpg

 bilivo_9.jpg

bilivo_10.jpg

 bilivo_11.jpg

 bilivo_12.jpg

 bilivo_13.jpg

 bilivo_14.jpg

 bilivo_15.jpg

Место бывшего старообрядческого скита вблизи деревни Беливо. Фото 2010 года«…О времени построения первой общественной моленной в Беливо мы вряд ли когла-либо узнаем. Она явно существовала в селении и в XVIII столетии, и даже еще в XVII-м, иначе в этом давнем центре местного гуслицкого староверия вряд ли могло быть. Но первое прямое архивное упоминание о ней мы находим несколько позже. В «Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольнических часовнях и молельнях», составленной в 1826 году и хранящейся в фонде московского военного генерал-губернатора, упомянуты две моленные, находящиеся в деревне Беливо. Они указаны существующими с давнего времени и устроенными «самовольно». (ЦИАМ, ф. 16, оп. 109, л. 154 об.)». Упоминание же основанное явно на местных преданиях о начале истории одной из этих двух моленных, приводит в 1883 году газета «Московский листок», говоря, что в это время еще стоял в деревне молитвенный дом, основанный в 1796 году древлеправославным иноком Илией. («Московский листок», 1883, № 109, 20 апреля). По преданиям сохранившимся и у нынешних старожилов деревни, стоящее и теперь здание моленной прежде находилось в Беливском Леонтьеве монастыре и было перенесено в деревню после пожара в последнем». С.Михайлов, с. 7-8.
«В том же году (1897) моленная в Беливо упоминается в связи с прошением старообрядцев в деревне Куровская о ремонте их ветхого молитвенного дома. Беливская моленная упомянута как ближайшая, хотя и в более близких территориально к Куровской деревнях существовали молитвенные дома и в нее предлагалось ходить на молитву куровчанам… В Заволенье, Тереньково и других деревнях в это время были неокружнические моленные. В деле дана и численность старообрядцев в беливо – 860 человек, из которых 580 были окружниками, а 280 неокружниками». (ЦИАМ, ф. 16, оп. 87, д. 133, лл. 1 – 14). С. Михайлов, с. 14.
«Дело в том, что все известные общественные молитвенные здания в Беливе, и летние и зимние, принадлежали окружникам… неокружники из Беливо фигурировали как прихожане неокружнической моленной в деревне Смолево». С.Михайлов, с. 15.

bilivo_16.jpg

bilivo_19.jpg

bilivo_20.jpg

 bilivo_21.jpg

 bilivo_22.jpg

bilivo_23.jpg

Старообрядческий молитвенный летний дом Успения Пресвятой Богородицы в деревне Беливо. Был закрыт в 1937, возвращен старообрядческой общине в 1990-х годах. Позднее старое здание было разобрано, на его месте сооружена новая деревянная церковь. Фото 2009 – 2012 годов

“Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Абрамовка — Беливо”

комментария 3

  1. михаил 12 Авг 2017 в 20:09 ссылка на комментарий

    Доброго времени суток! Я больше верю Александру Перегудову и его книге «В те далекие годы», хотя сколько людей — столько мнений. В нашем кусту д. Беливо две. Это ст.90 км — сейчас пос. Беливо и находится от Куровской в 3.5 км, дер. Беливо находится в 10 км от Куровской. В указанных Вами документах скорее всего имеется ввиду именно пос. Беливо. Наш приход — храм в Смолево (сейчас его нет). А так — дер. Беливо -беспоповцы — у нас не было батюшки… Теперь по скиту-то, что написано у Перегудова и то, что мне рассказывала моя бабушка Ирина Ермиловна Дивишина (Хрусталева), полностью совпадает! Скит располагался на песчаной косе, в болотистой местности. Пройти к святым отцам было никак. В условном месте висела колотушка, по определённому количеству ударов приплывал челн и отвозил гостя в скит к настоятелю. После строительства и пуска в работу Дулевского фарфорового завода в качестве топлива стал использоваться сушеный торф, для его добычи начали осушать болота. Теперь в сухое лето к Святым отцам можно было пройти посуху. В жаркое лето 1917 года случился лесной пожар, местные жители, спасая утварь и иконы скита, разобрали одно из строений и перевезли его в пределы деревни. После революции в этом строении был клуб. Клуб просуществовал до конца 80-х. Потом пришел в запустение. В начале 2000-го был передан Орехово-Зуевскому приходу старообрядческому. В 2001 впервые были высажены вербы на Пасху и на Преполовение Пятидесятницы был совершен водосвятный молебен.

  2. михаил 12 Авг 2017 в 20:12 ссылка на комментарий

    Водосвятный молебен был совершен на могиле инока Леонтия,в пределах скита.

  3. михаил 13 Авг 2017 в 1:50 ссылка на комментарий

    Ещё раз доброго времени суток! Вокруг Куровской существуют несколько населённых пунктов с одними и теми же названиями! При их упоминании надо уточнять, какой именно населённый пункт и его место расположение в данной реальности! Мисцево-2, деревня и посёлок, Смолево то же два — причем расстояние между ними немаленькое, Беливо-2, также посёлок и деревня. Начинаешь читать и не сразу понимаешь,что речь идет о разных местах на карте!

Написать комментарий